Белый заяц

Дмитрий Шокин
ПРЕДИСЛОВИЕ
Многие очень не любят предисловия. Я начал свой рассказ с предисловия совсем не для того, чтобы испортить им настроение, а просто, потому что то, о чем пойдет речь, имеет самое прямое отношение ко всему повествованию.
Мне было шесть лет. Впрочем, всем было когда-то столько же, но многие забыли об этом, и считают, что всегда были взрослыми.
Итак, мне было шесть лет, когда кто-то из знакомых подарил мне маленького белого зайца, который надевался на три пальца и весело бегал по спинке дивана. Нехорошо забывать знакомых, но вы уж меня простите, ведь я был тогда совсем маленьким мальчиком, а заяц был таким веселым! Этот заяц был моей первой любовью и, пусть эта любовь была очень кратковременной, потому что я заболел скарлатиной и моего друга, как разносчика инфекции, пришлось сжечь в печке. Жили то мы на окраине Москвы. И в те времена у нас были вместо батарей отопления самые обыкновенные печки, которые приходилось топить углем и дровами.
Я долго плакал, но мне так и не купили нового зайца, а вместо него в дом привезли огромный черный ящик, который назывался «пианино». Я его не очень любил, правда, он до сих пор стоит в моей комнате, и я изредка сажусь за него, когда в доме никого нет, и играю «Танец Маленьких Лебедей».
Снова мне вспоминается мой белый, смешной заяц. Иногда я захожу в игрушечный магазин и смотрю на кукол своего детства. И если маленький мальчик просит у мамы купить ему куколку, я совсем не удивляюсь.
Может быть, у меня когда-нибудь будет сын. И, когда мальчишке стукнет шесть лет, я подарю ему белого смешного зайца, который надевается на три пальца...
Милая девушка, которая полюбит моего сына, пожалуйста, не просите его играть на пианино. Не удивляйтесь, что иногда он будет смотреть на вас очень грустными глазами. Просто он вспомнил зайца своего детства...

Первое...

С раннего детства я во всех влюблялся.
Мы сидим на тахте около письменного стола, и моя милая девушка делает какие-то пометки на листочке бумаги.
— Я записываю, сколько раз ты влюблялся, — говорит она.
— Ну, тогда, поставь перед всеми этими бесконечными черточками еще одну. Пусть это будет мой Белый Заяц.
— А кто он такой?
— Это моя первая любовь. Кстати, можешь поставить еще одну палочку сзади.
— А это кто?
— Это — последняя.
— Самая последняя?
— Не знаю. Наверно, все-таки самая...
Девушка поставила две черточки и молча прижалась ко мне. Ей так хотелось быть первой и последней палочкой в этом списке. Быть может, она и станет этой последней палочкой... Но ведь первой быть нельзя! Первой был мой Белый Заяц! А это здорово, ведь далеко не у всех бывает такая первая любовь.
Мы сидели и молчали. Потом она протянула мне листок бумаги и стала что-то перечислять. Наверно, это были ее любимые. Я не слышал. Мне вовсе не хотелось их знать. Нам очень хорошо было вдвоем, и эти люди, пусть даже очень хорошие, меня совсем не интересовали.

Второе...

Вечером я возвращался домой очень поздно. Мама всегда ждала меня. Она ничего не спрашивала, но разговор завязывался сам собой. Мама не верила, что я уже вырос. Ей очень хотелось, чтобы я оставался все таким же маленьким. И, когда я сказал что, наверно, осенью женюсь, она не поверила и рассмеялась.
— Будем разменивать квартиру? — спросила она.
— Да нет, мы будем жить все вместе.
У меня будет очень хорошая, и добрая жена. Наверно это потому, что я так и не простился с детством, потому что я буду любить ее так же, как я любил своего Белого Зайца. Нет, я совсем не хочу сказать, что она будет просто веселой игрушкой. Мой Заяц не был для меня игрушкой. Мы разговаривали с ним обо всем на свете. Он вместе со мной радовался, грустил, и вообще, он был самым добрым и верным другом. Мне совсем не хочется, чтобы моя любимая девушка подражала ему, ведь всякое подражание, это уже плохо.
Почему-то мне никогда ничего не снилось. Остались в памяти только воспоминания раннего детства.
Однажды, когда я был совсем маленьким, мне приснилась огромная черная пантера. Это была моя вторая любовь. Она была очень добрая и так ласково мурлыкала, что я ее совсем не боялся. Мне очень хотелось, чтобы она снилась мне каждый день, но и тогда мне очень редко снились сны.
Моя милая девушка посоветовала не открывать глаза, когда проснешься, а у меня это никак не получалось. Очень обидно.
И вот, недавно, меня все-таки посетил сон. Мне приснилась Моя Милая Девушка. Да, это действительно было так. Все меня считают выдумщиком, но этот сон так забрался мне в память, что я просто не мог ошибиться.
— И что же мы делали? — спросила Девушка.
А мы ничего не делали, потому что я видел только ее. Она улыбалась. Ведь это очень здорово, когда человек улыбается...

Третье...

Приключения случаются в жизни очень редко. Поэтому все истории, которые я рассказываю моей Милой Девушке, очень старые. Ведь раньше я был ужасным непоседой. Теперь дни становятся очень похожими друг на друга. Наверно, я просто становлюсь взрослым. Это, по-моему, очень плохо. Но иногда я все-таки возвращаюсь в детство...
Я очень люблю кривляться перед зеркалом. Правда, мама этого не переносит, но когда ее нет дома, я надеваю пуховую шаль и начинаю изображать провинциальную красотку. Пожалуй, эта роль получается у меня наиболее правдивой. А еще у меня здорово получается Баба-Яга. Это, наверно, вообще мой самый любимый сказочный персонаж.
Года три назад я купил себе коробку театрального грима и буквально за пол месяца всю ее вымазал на себя. Чего только не выделывал я со своей физиономией. Тут были и блистательные принцы с пышными усами и бородкой клинышком, и сморщенные от перенесенных невзгод старушки.
Однажды ко мне зашел мой приятель — Гузей, и я вымазал его всего коричневым гримом. Получился самый настоящий негр. Хорошая все-таки забава этот театральный грим.
Из-за всяких перевоплощений я уже не могу точно сказать, какое лицо мое, а какое принадлежит моему герою. Как-то я несколько дней подряд горбился, изображая ужасного, но очень доброго Квазимодо. Моя милая Девушка говорит мне, чтобы я не сутулился и выпрямился, а мне очень не хочется выходить из образа. Квазимодо был очень несчастным человеком, иногда мне тоже хочется тоже быть несчастным, но жизнь путает карты, и я ощущаю себя самым счастливым человеком на свете.
Во всем этом виноват мой милый Белый Заяц и пантера Багира. Да, да именно они, потому что если бы их не было, я был бы совсем другим.
Попробую представить себе как бы все это произошло...

Четвертое...

Итак, вместо Белого Зайца мне подарили заводной мотоцикл! Он ужасно трещал и ездил по кругу. Я был совсем не причастен к этому. Я только заводил его маленьким блестящим ключиком, а остальное делала за меня пружина, заключенная в этом нехитром механизме.
Если бы не было на свете Белого Зайца, я сам бы стал заводной игрушкой.
Представьте себе: подходит ко мне девушка, достает маленький золотой ключик, заводит мое сердце на десять оборотов и ждет... Пружина моего сердца начинает раскручиваться. Вот она прошла один оборот. Я заметил эту девушку. Второй оборот. Я считаю эту девушку самой красивой на свете. Третий оборот. Я без ума от ее глаз, плеч, губ. Четвертый оборот. Я знакомлюсь с ней. Пятый... Рассказываю об устройстве всяких адских машин. Шестой... Я делаю ей предложение. Седьмой оборот. Мы сидим в ЗАГСе и ждем, когда примут наше заявление. Восьмой оборот. Мы покупаем обручальные кольца. Девятый оборот. Мы становимся мужем и женой. Десятый оборот. Я самый счастливый человек на свете!
Все. Завод кончился. Золотой ключик мы заложили в ломбард, и теперь меня нечем заводить. Я совсем не замечаю жены. Я валяюсь на диване, как поломанная кукла в игрушечном ящике и читаю газеты.
Ведь у меня не было Белого Зайца и Черной Пантеры, которые научили бы меня быть ласковым. Я рычу на свою жену. Мне ничего не надо кроме сытного обеда и пачки сигарет. Я важная персона!
Посмотрите, как гордо я возлегаю на диване! Я горд своей сердечной пружиной, пусть даже не заведенной.
А у моего Белого Зайца было очень доброе сердце — человеческая рука.
Моя Черная Пантера была очень ласковой, ведь она пришла ко мне из мудрой сказки Киплинга.
Ну, вот видите, я не стал заводным человечком, и наверно только потому, что в детстве мне не подарили заводной мотоцикл.

Пятое...

Мы сидим с моей Милой Девушкой на диване и молчим. Она что-то рисует на листке бумаги, наверно опять перечисляет моих любимых... А я расскажу ей еще про одну любовь, любовь, которая живет во мне до сих пор, впрочем, как и все остальные.
Раньше я никогда не влюблялся в людей. Я их уважал, завидовал им, но так ни в кого и не влюбился. И моя любимая, про которую я собираюсь рассказать, совсем не была Девушкой. Это была кисть, которой художники рисуют прекрасные картины и ужасные каракули. Она пришла ко мне и навсегда поселилась в этом доме.
Мы вместе с ней рисовали натюрморты, пейзажи, портреты. Но, однажды нам пришлось переменить профессию — мы начали рисовать улыбки на маленьких кукольных головках. Ведь улыбки, пусть даже нарисованные, это очень здорово! Когда я рисовал эти улыбки, то всегда вспоминал моего Белого Зайца.
Вот так я стал художником в кукольном театре. Но мне чего-то не хватало. Мне очень хотелось, чтобы нарисованные мной улыбки оживали именно в моих руках. И я попробовал взять в руки куклу.
Не все получилось сразу. Несколько лет подряд я превращал свои руки в маленьких человечков, которые грустили, смеялись, влюблялись и разочаровывались. А я, очарованный этим чудом, забывал обо всем на свете.
До сих пор я никак не могу проститься с детством. Милые маленькие куклы — я ваш! И пусть не всегда я слышу аплодисменты зала, но ведь вы со мной.
А моя милая кисть грустит, хотя иногда я даю ей полную свободу, и она рисует необыкновенные картины. Очень часто эти картины совсем не похожи на правду. Ведь я живу среди сказок.
Теперь у меня стало одной сказкой больше, эта сказка — моя Милая Девушка.
Мы сидим на диване с моей Милой Сказкой и молчим...

Шестое...

Играет музыка. Я кривляюсь перед зеркалом. Мне очень скучно в этой огромной квартире. Моя Милая Девушка заболела и теперь я могу навещать ее по средам, пятницам и воскресеньям. А сегодня только понедельник. Что же делать? Играет музыка.
Музыка, такая добрая, рассказывает мне сказки. Послушайте. Это идет Кот в сапогах. И пусть певец поет совсем не об этом, я все равно вижу этого рыжего кота с пушистым хвостом, в огромных сапогах с ботфортами. Это совсем не сказка Шарля Перро, это моя сказка. В ней не будет ужасных людоедов. В этой сказке будет маленькая кошечка в замшевых сапожках.
Если бы у меня была такая кошечка, я рассказал бы ей эту сказку, но ее у меня нет, и мне совсем ничего не хочется рассказывать. Извините.
Играет музыка. Я Гулливер среди маленьких кукольных человечков. И пусть они чуть-чуть похожи на черных тараканов, мне совсем не хочется их давить. У них симпатичные черные усы в ниточку.
Кстати, ведь я сам собираюсь растить усы. Пусть некоторые говорят, что это гусарство, но, представьте меня в белых лосинах со шпагой на боку. Я щелкнул сапогами и серебряные шпоры зазвенели: "Поручик лейб-гусарского полка, князь Шоколад-Московский!" Правда, здорово?!
Играет музыка. Я выбегаю на улицу. Я лилипут среди огромных домов. Иногда становится страшно в этом водовороте лилипутов, которые мечутся среди этих громад. Скорей бы в деревню. Там все проще. Маленькие домики и огромные сосны. Ведь сосны воздвигнуты природой, они такие же живые, как я, ты, все люди. Мне среди них совсем не страшно. И даже если заблудишься в лесу, сосны обязательно покажут дорогу до дома.
А огромные дома? Ну, кто вас придумал! Немые громадины с глазницами окон. Хотя нет, не немые. У меня играет музыка, а за стеной ругаются соседи. Где-то наверху маленькая девочка тарабанит гаммы, а внизу гудит пылесос.
А у меня играет музыка! Я кривляюсь перед зеркалом. Сегодня понедельник. Мне так не хватает Моей Милой Девушки. А впереди еще вторник... Играет музыка...

Седьмое...

Сегодня среда! Понимаете, среда!
Вообще-то я не очень люблю этот день, но сегодня среда! Сегодня я примчусь на Щукинскую к Моей Милой Девушке. Среда — это музыка!
Вы признаете любовь по соседству? Наверно это здорово, что мы живем на разных концах нашего огромного города.
А что такое любовь по соседству? Это когда какая-нибудь симпатичная девушка живет в соседнем подъезде, и вам просто не хочется искать чего-нибудь далекого, несбыточного. Каждый вечер вы приходите к этой девушке, отсиживаете положенное время, забегаете в свой подъезд, затягиваетесь последней сигаретой, вызываете лифт и поднимаетесь домой. Мама не волнуется.
А сегодня я вернусь очень поздно. Ведь сегодня среда и я не признаю любовь по соседству.
Она лежит больная и улыбается мне своими зелеными глазами.
— Пойдем, покурим, — просит она.
Ох, до чего же я не люблю курить в присутствии Моей Милой Девушки. Дома я могу выкурить целую пачку и не заметить, но здесь... Что бы такое придумать, чтобы она забыла? Но на ум ничего не приходит и появляется эта злополучная пачка сигарет.
Сигареты у меня всегда разные и наверно, поэтому у меня появился этот дурацкий кашель. При Моей Милой Девушке я стараюсь не кашлять, потому что она начинает волноваться и снабжает меня всяким ужасными таблетками, от которых кашель хотя и пропадает, но настроение резко портится. Надо бросать курить.
Взяв в зубы по сигаретине, мы погружаемся в мечты. Мечтаем о собаке, собственном мотоцикле и даже о собственной жизни.
За окном огромное белое поле — это канал. Летом мы будем кататься на лодке. Лодка у нас будет собственная.
Вот так сидим и курим. Пять часов. Шесть часов. Семь часов. Это бежит время. Оно само по себе, а мы вне времени. Мы там, где заходит солнце. Но оно не имеет права заходить, пусть лучше заходит в гости. Представляешь, какой мы ему устроим прием...
Итак, когда ты поправишься, мы пойдем в кафе, в самое лучшее кафе. Давай закажем там по чашечке кофе и еще по маленькому пирожку. Да. Все. В мечтах можно придумать многое.
Моя Милая Девушка, что же ты смотришь так грустно. Вот еще одна сигарета...
Солнце зашло. Ему не до нас, у него свои заботы, ведь для влюбленных есть Луна. Одна единственная Луна на всех влюбленных, а я хочу пригласить в гости Солнце!

Восьмое

За окном капель, хотя еще очень далеко до весны. Просто весна перепутала время своего появления. Что такое весна? Ведь это не просто время года. Весной начинается новая жизнь — распускаются на деревьях почки, прилетают из дальних странствий птицы.
За окном капель. Падают на стекло прозрачные капельки и чертят на окнах замысловатые узоры. Падают капли — это бегут дни.
Для меня весна начинается зимой. Прошлой зимой я встретил Мою Милую Девушку. И вот, год спустя, встретил ее снова.
Наша первая встреча была случайной, но если бы ее не было, кто знает, куда бы увели меня узоры жизни.
За окном капель. Это бегут дни. Звонок. Это она. Здравствуй! Ну вот, мы опять вместе. Давай никогда не будем расставаться. Слышишь — капель! Это стучится в окна весна. Над абажуром порхает бабочка, она очнулась от зимнего сна. За стеной скребутся мыши. Нет, они не скребутся, а просто рассказывают друг другу сказки.

"Жил был на свете король мышей Мини-Мух Первый. Это был очень добрый король. В его королевстве всегда был порядок. Головка сыра всегда стояла на самом видном месте — в середине огромной норы — зале заседаний мышиного совета. На этой головке, как на троне восседал мудрый король.
Сегодня, как обычно, собрался совет. Решался всего лишь один вопрос: "Как прожить эту ужасную зиму?"
И что, вы думаете, предложил король? Он предложил съесть свой трон — гордость мышиного государства. Ведь Мини-Мух Первый был очень добрый король.
— Ну что вы, Ваше Величество, — сказал мышонок Мик, — как можно расстаться с нашей гордостью — Головкой Сыра!
—Думайте и решайте. Ужасный кот Гез говорил, что мы долго не протянем и нам придется пойти на большие жертвы, чтобы прокормиться.
— Посмотрите, какая прекрасная здесь библиотека! — воскликнул смышленый мышонок Миг, — тут есть все писатели, которых дети изучают в школе. Человек, который живет в пределах нашего королевства, почти их не трогает. Я слышал, он сказал своей знакомой, что сейчас читает какого-то Битова, а это совсем тоненькая книжечка. Ее сгрызешь и вкуса не заметишь, а он мусолит ее по крайней мере три дня, а программные давно уже пылью покрылись, он их и не трогает.
После этого пространного выступления поднялся страшный кавардак в мышином королевстве. Ранее спокойные старые мыши говорили, что им уже поздно приобщаться к культуре, а молодые, наоборот, тянулись к знаниям. В конце концов, решили все-таки попробовать и, после первого прогрызенного тома из собрания сочинений Г..., все пришли в восторг.
Иногда я все-таки берусь за программных писателей и, когда мне в руки попадает прогрызенный томик, я никогда не ругаюсь на мышей. Они спасали королевский трон — Головку Сыра, которую через три дня после мышиного совета я бессовестно съел.
И вот я решил почитать что-нибудь Моей Милой Девушке.
— Де...Шка и см... — прочитал я на изгрызенном листке бумаги. — По... да... с ...ойны. Едет — че...
Девушка уснула. Она очень устала от дневных хлопот и, прижавшись ко мне, видит наверно очень хорошие сны.
За окном капель. Кружит над абажуром проснувшаяся бабочка, а за стеной скребутся мыши. Они обсуждают новые проблемы...

Девятое...

Вы себе не представляете, как это больно, когда тебя ударяют обухом по голове. И вот сегодня это произошло...
Вчера мы обсуждали планы на ближайшую неделю, а вот сегодня все они полетели насмарку.
Вчера один хороший человек поделился с нами горьким опытом составления таких планов, и вот сегодня они рухнули. И во всем виноват мой Белый Заяц, про которого я было забыл, но первая любовь не забывается. Моя Милая Девушка, извини. Я наговорил тебе столько хороших слов. Я изменял тебе, пусть ненадолго, ради Белого Зайца. Через десять дней я снова прибегу к тебе. Будут новые рассказы... Я ведь очень часто начал повторяться.
У нас с тобой еще целый вечер. Ну, приезжай скорей, Моя Милая Девушка. Что же ты не спешишь. Помнишь, мы вчера забыли билеты в ЦДРИ. Я не смогу. Помнишь, я обещал поехать с тобой в Коломенское. Я не смогу. Сейчас снова вселился в мою душу Белый Заяц.

Десятое...

Она приехала ко мне. Мы погрустили, а потом устроили прощальный ужин. Ужин был съеден, а я так никуда и не уехал. Завтра все начнется сначала. Билеты уже куплены. Двадцать восемь часов езды. Северный город — Ухта. Лютые морозы. Белый снег. Полупьяные лица попутчиков. Я лежу на верхней полке и читаю Фазиля Искандера.
Но все это будет только завтра, а сегодня у нас снова прощальный ужин. Моя милая девушка, как мне будет трудно без тебя. У меня есть три маленьких куклы. Я их тоже очень люблю, но ведь они только плод моего воображения, А ты... Разреши мне поцеловать тебя. Пора собираться. До свидания. Ах, да, я совсем забыл про клубок ниток. Он очень пригодится. Давай положим его в чемодан. Вот и все. Долгие проводы — лишние слезы. Присядем на дорожку. Тронули!

Одиннадцатое... /письма.../

I. Здравствуй! Вот видишь, как получилось. Сколько было планов, но все они рухнули. Я очень прошу, прости Моего Белого Зайца!
Только что мы расстались на перроне Ярославского вокзала, а я уже пишу тебе письмо. Все сидят за преферансом, а я возлежу на верхней полке и строчу эти закорючки. Писать пока не о чем. Перестук колес — музыка! Эй, там внизу, дайте сигарету...

П. Утро. Старая, проржавевшая ресторанная пища. Черные от дорожной грязи руки официантки. Захмелевший старик с шевелюрой Эйнштейна. Возможно, это был именно он. Сегодня вечером будем в Ухте. Вот тогда возможно появятся первые впечатления. Пишу в час по чайной ложке. Вечер. Пропал Валера. Ищем.
Ты то, как там? Не болеешь? Держись! А письмо я отправлю только из Ухты. Пропустил последнюю остановку. Пора будить мужиков. До свидания!

Ш. Взялся за письмо только поздним вечером. Целый день в бегах. Поселили в недостроенном доме. Воды нет, суета тоже. Живем как дикари. Сижу в шубе на кровати и пишу при свете огромной стеариновой свечки. Холодно. Стекло в комнате разбито, и ветер бушует, пытаясь погасить этот кусочек цивилизации.
Посетил местные достопримечательности, как-то магазин уцененных вещей. Хотел купить себе очки со сломанной дужкой или будильник с отломанными стрелками, но таких экспонатов у меня и так слишком много. Огромный привет тебе от Белого Зайца. Он очень рад, что утащил меня от тебя. А я не очень...

IV. Мы на Вуктыле! Даем концерты. Каждый день по два, а то и по три. Садимся на автобус и едем. Глотки у всех охрипли. Аппаратура мерзнет. А мы смеемся и сморкаемся в платочки. Извини, что так мало пишу, ведь времени совсем нет. Очень скоро приеду, и тогда наговоримся вдоволь.

V. ВСТРЕЧАЙ ДЕСЯТОГО, ШУРКА

Двенадцатое...

Ну, вот я и в Москве. Она встретила нас пятнадцатиградусным морозом. Ну, прямо оттепель после северных холодов. Я прибежал домой и сразу принялся названивать Моей Милой Девушке. А она болеет. Я прибегу и развеселю тебя. Все-таки это здорово, когда у тебя есть кто-то, о ком надо заботиться.
Моя Милая Девушка очень обрадовалась моему появлению.
— Ну вот, а я все болею,— сказала она, — как хорошо, что ты приехал.
На столе лежал номер моего телефона с припиской: "Пусть приезжает".
О чем мы говорили? Не помню. Наверно я ей рассказал о своих приключениях, ведь теперь появились новые истории.
Мы просидели до самого вечера. Пришла с работы ее мама. Пришла с занятий сестра. В общем, вся семья была в сборе, а мне надо было ехать к себе на Ленинский проспект. Как это все-таки далеко. Как хорошо, что мы сегодня встретились! Как хорошо, что я вовремя примчался домой, и мама еще не успела вдоволь наволноваться. Завтра я приеду опять. Только ты, пожалуйста, не болей! Ладно?

Тринадцатое... •

Я очень люблю приключения, но не такие как это. Моя мама решила познакомить меня с симпатичной девушкой, правда она не знала что это за девушка, как ее зовут, чем она занимаете
Но все равно ей очень хотелось нас познакомить. Может быть, этой девушке просто был нужен жених, ведь такое теперь очень часто случается. А мне всегда не хватает приключений.
Бывают на свете телефонные знакомства, бывают случайные встречи. Бывает что люди сведенные чужой, но доброй рукой, находят очень много интересного друг в друге. А я не люблю знакомиться по телефону.
Сегодня вечером мне позвонила какая-то мамина знакомая, сообщила номер телефона какой-то Леночки и, не назвавшись, повесила трубку.
Ну что же испытаем судьбу. Я ведь очень люблю приключения!

Четырнадцатое...

Сегодня у меня вечер воспоминаний. Воспоминаний не каких-нибудь, как бы это лучше сказать, эпохальных, что ли. Просто воспоминаний, самых, что ни на есть обыкновенных воспоминаний.
Почти каждый звук вызывает у меня какую-нибудь ассоциацию. Например, сегодня, войдя в магазин, я услышал одну ужасную песенку про Одиссея. Вы конечно ее знаете. Да, да, это та самая где: «Шла бы ты домой, Пенелопа!» Где-то я ее уже слышал. Нет, нет, не с эстрады. Ах, да, ее пела маленькая уборщица в гостинице Иткол. Я сидел в полной апатии в своем двухместном номере, а совсем около моей двери раздавалось шарканье швабры и милый детский голосок распевал во все горло эту песенку. Почему мне было так грустно? Я ждал, Уже пятнадцать дней ждал одну симпатичную девушку, но оказалось, что я ждал совсем не ее. Оказалось, что я ждал ее жениха. Шла бы ты домой, Пенелопа!
А вот, за стеной играют гаммы. Я вспоминаю, как когда-то я тоже тарабанил гаммы и даже пел в хоре музыкальной школы. Эти гаммы совсем не портят мне настроение, пусть даже они доносятся полуночью. Бедный мой сосед, когда-то тебе приходилось по ночам выслушивать эти нехитрые мелодии. Единственно, что меня удивляет, почему из года в год ты играешь только гаммы. Но почему я удивляюсь? Ведь я тоже играю только «Танец Маленьких Лебедей».
За окном снег. Белые хлопья падают с огромного квадрата неба, очерченного громадами домов. Это совсем не снег. Это белая вата, сахарная вата, которую продают на пляже в южных городах. Светит солнце. Я иду по улицам Туапсе. В одной руке у меня этюдник, а в другой огромный кусок этой самой сахарной ваты. Чем не хиппи? Длинные волосы, давно не бритая физиономия, грязный, разодранный целинный костюм и физиономия счастливого идиота! В самый неподходящий момент эта физиономия кривится. Сначала я думаю, что в эту самую вату кто-то по случайности всунул иголку, но, открыв рот, понимаю, что это не так, потому что изо рта с жужжанием вылетает маленькая оса. Вот как у людей портится настроение.
Ну ладно, хватит на сегодня воспоминаний. Почему-то все воспоминания какие-то не солнечные, хотя за окном идет снег, и сквозь снежинки пробиваются лучи солнца. Хватит воспоминаний!

Пятнадцатое…

Я конечно не из обидчивых, но вчера меня здорово обидели. Возможно, я сам дал повод. Возможно, я сам был не прав, но все-таки обидно.
Итак, мое приключение началось. Я позвонил этой самой Леночке.
— Лену позовите пожалуйста, — сказал я в телефонную трубку.
— Я у телефона. А кто это звонит?
— Вы меня наверняка не знаете. Мы с вами нигде не встречались.
— А-а, — протянула она и голос стал очень грустным.
Наверняка она подумала, что какой-нибудь гастролирующий Дон Жуан домогается негаданной встречи. Я стал запинаться. Мысли совершенно не лезли в голову.
— Мне сказали, что вы будете ждать моего звонка, — брякнул я.
— А я совсем не ждала, что вы позвоните, и вообще, я очень не люблю телефонные знакомства.
— Тогда, давайте где-нибудь встретимся.
— Взрослых надо слушаться, — сказала Лена, — Я ждала этого вопроса. Давайте где-нибудь встретимся.
— Я согласен.
— В четверг.
— Да, давайте в четверг. Но только где?
И мы решили встретиться на площади Революции.
Вернулся я домой довольно таки поздно. Мама сердито смотрела на меня.
— Что ты наговорил Леночке?
— Ничего особенного. Мы договорились встретиться на площади Революции.
—— Она была возмущена твоим разговором!
— Что же я такое сказал?
— Ты сказал, что тебя чуть свет разбудили. Всучили телефон и велели позвонить. А ведь ей сказали, что будет звонить мальчик из приличной семьи, а ты вел себя как последний оболтус!
Ну вот, понимайте, как хотите. Взрослых надо слушаться. Значит я самый некультурный человек на свете. И вообще меня нельзя и близко подпускать к девушкам из хороших семей. Такие девушки ужасные ябеды. С ними нужно держать ухо востро. Ребята, я вас очень прошу, если вас захотят познакомить с девушкой из хорошей семьи, не верьте сводникам, потому что эта девушка окажется либо ужасной склочницей, либо дикой уродиной. Поверьте моему слову.
Все это очень сложно. Возможно, я наговорил кучу глупостей. Возможно, эту хорошую девчонку поняли превратно, как и меня. Но не будем уповать на судьбу. Ведь взрослые ничего не понимают в этих делах.
Сегодня я буду играть «Танец Маленьких Лебедей!»

Шестнадцатое...

Совсем не хочется влезать в склоки жизни. Хочется быть очень добрым и веселым.
На белом листе бумаги я черчу грустные строчки, зачеркиваю и рисую веселых человечков из сказок. Этих человечков зовут Гномы. Семь маленьких человечков на огромном листе бумаги! Они живут своей жизнью, ничуть не похожей на нашу, один из этих маленьких человечков — я.
Зовут меня — Маленький Кисс. Я безмерно влюблен в милую маленькую девочку Белоснежку. Как хорошо быть влюбленным, а тем более в такую девочку. Мы вместе собираем целебные корешки, готовим лечебные настойки и лечим всех, у кого появляется какой-нибудь недуг.
Однажды к нам забрел Белый заяц. Что же случилось с моим старым приятелем? Он влюбился в колючий цветок, который завали Роза. Заяц попросил какого-нибудь лекарства от этой неразделенной любви.
— Она из знатного рода, — рыдал он, — Ее подруги, те самые розы, которые украшают фонтан слез в Бахчисарае. Зачем он ей нужен, Белый Заяц без рода, без племени. Я больше не могу так жить! Дай мне, пожалуйста, лекарство!
Вы ведь знаете, что лекарства от любви нет и быть не может. Надо что-то придумать. Я посоветовался с Белоснежкой, ведь мы всегда с ней обо всем советовались. Мы решили сделать для Белого Зайца настой Незабудки. Незабудка, цветок полей, разрешила нам воспользоваться ее способностями и протянула нам свой маленький нежный корешок.
— Ох, уж эти мне Розы, — сказала она и улыбнулась.
Ночью, когда вое цветы заснули, мы вошли в сад, где росла Прекрасная Роза. Маленький пузыречек с настойкой незабудки мы поставили на самом видном месте и спрятались в тени деревьев.
Наступило утро. Роза открыла свой бутон и сразу увидела нашу приманку.
— О! — сказала она, — наверно сегодня какой-нибудь праздник. Надо посмотреть по цветочному календарю. А, так ведь сегодня мой день рождения! Какой прелестный подарок.
Роза, как и все женщины, любила получать подарки. Белый Заяц был счастлив, что наш скромный сувенир пришелся по душе его возвышенной возлюбленной. А если они счастливы, то зачем говорить друг другу колкости. Счастье, пусть совсем маленькое, делает чудеса. Колючки на розовом кусте превратились в маленькие цветочки незабудки. Они никогда не забудут добра, принесенного им любящим сердцем!
Люди, давайте, и мы будем очень добрыми. Давайте веселиться. Забудем невзгоды, которые приходят крадучись к нам в дом. Они обязательно уйдут. Включите, пожалуйста, музыку! Пусть веселый танец цветов, будет вашим гимном.
А я сыграю вам «Танец Маленьких лебедей». Я ведь больше ничего не умею играть, но ведь это тоже очень хорошая музыка.
До свидания, сказка! Я возвращаюсь в суматоху людской жизни. Как жалко, что ты только сказка.

Семнадцатое...

Я мальчик из хорошей семьи. Я умею резать хлеб ломтиками, тоненькими ломтиками. Говорят, что это признак хорошего тона, но я все равно люблю разрезанные пополам городские будочки с толстым куском колбасы внутри. Итак, я режу хлеб. Потом я буду резать колбасу, сыр, ветчину. Буду пожимать руки, и раскланиваться с мамиными знакомыми. Сегодня у нее праздник. Соберутся старушки и будут за чашкой чая вспоминать студенческие годы. Это здорово, когда убеленные сединой люди резвятся как дети и называют друг друга всякими студенческими прозвищами. Только и слышно: Таньки, Наташки, Верки. Ведь я— мальчик из хорошей семьи. И мне не пристало слушать эти излияния давно прошедшей молодости. Я даже поднимаю тост за вечную молодость.
0ни веселятся, а мне очень грустно, потому что я мальчик из хорошей семьи.
Сейчас я буду обдумывать программу своей жизни, потому что у каждого человека из хорошей семьи должна быть программа. Итак начнем:

Программа молодого человека из хорошей семьи.

I. Утром, проснувшись делать зарядку и обтирание холодной водой. Наверно поэтому так часто болеют дети из хороших семей и им приходится удалять гланды, чтобы как-то снизить эффект холодных обтираний.
II. Следить за своей внешностью. Никогда не появляться в обществе в наглаженном костюме. Носить коротко остриженные волосы. Никогда не вытирать нос рукавом пиджака.
Наверно поэтому из детей вырастают хлюпики, которые не могут обойтись без носового платка. Правда, когда они вырастают, то отращивают себе дикие шевелюры и восседают за стойками баров кафе и ресторанов.
III. Никогда без согласования с родителями не знакомиться с девушками, потому что может случиться, что познакомишься совсем не с той, которая была намечена еще до твоего рождения. Родители вряд ли будут довольны твоим выбором.
Наверно поэтому по улицам нашего города бродит столько девиц с каменными физиономиями. Большинство из них выглядит преотвратно. Дети не из хороших семей придумывают им всякие обидные клички, вроде кикиморы болотной.

IV. Во всех вопросах, касающихся любви и дружбы надо не забывать, что взрослые признают только дружбу. Надо советоваться с родителями, дабы не выйти замуж или жениться до того, как защитишь диплом и не станешь на ноги.
Взрослые считают, что до диплома мы ползаем у их ног и говорим исключительно нелепости.
Приходить домой следует не позднее десяти часов вечера, так как родители начинают волноваться. Они считают, что их чадо на каждом перекрестке подстерегают всякие ужасы. Не лоботрясничать!
Лоботрясничать — значит заниматься любимым делом. Вот сейчас я лоботрясничаю — пишу эти никому не нужные заметки. Вот какие мысли должны быть у мальчиков из хороших семей. Говорят, что план это самое главное в жизни. Посмотрите на тех, кто живет без плана. У них всегда на уме выпивка. Вот так от бесплановой жизни люди и становятся алкоголиками, тунеядцами и просто шалопаями. Не правда ли, не завидная участь. Мне даже неприятно думать, что существуют на свете люди, которые живут без плана. Вот так бы распланировать всю свою жизнь: когда подъем, когда завтрак, когда ужин. Никаких забот! Красота!
Знаешь когда жениться, когда развестись, и даже когда умереть! Великолепно!
Ну ладно, хватит огрызаться. Не надо делать так, чтобы тебя сочли сумасшедшим. Займемся лучше делом, а там уж посмотрим, какие сюрпризы приготовила нам старушка жизнь!
Я мальчик из хорошей семьи, так что не принимайте всерьез эти колкости против хороших семей. Ах, вы возмущены? Ну что ж извините!

Восемнадцатое...

А вот и весна! Она пришла совсем не по-весеннему. Начались морозы, хотя вся зима была такой теплой и малоснежной. Сейчас на улице очень холодно. Мы сидим на кухне и готовим клейстер, чтобы заклеить окна. Очень холодно. Поэтому включены все конфорки и газ сиреневыми искрами вырывается из плиты. Белые полоски бумаги, как будто испугавшись мороза, не хотят прилипать к оконной раме. Ветер дует из всех дыр; Но ведь и на немного заснеженных улицах расцветут цветы. А пока зима не хочет расставаться с нашим городом.
Вся наша жизнь — сплошные встречи и прощания. Бегут дни. Спешат месяцы. Амплитуда жизни — встречи и прощания.
Кончилась весна. Бежит своим чередом лето. До чего же мне надоели эти встречи и прощания. У меня есть мечта — никогда не расставаться с Моей Милой Девушкой.

Девятнадцатое...

На город спустилась ночь. Огромная ночь. Огромный город. Гаснут в доме напротив последние окна. Дребезжит запоздалый трамвай. Ночью все звуки становятся четче, размереннее и чуть-чуть страшнее. Мне тоже страшно: я совсем один в огромной темной квартире и нет подле меня того, кто мог бы развеять мой страх.
Я занавешу окна, запру все запоры, и буду ждать телефонного звонка. А звонка наверно так и не будет.
Бом-тили-бом, бом-тили-бом... Надо отгонять плохие мысли. Надо быть сильным, смелым. Беда сегодня выходная. Любовь тоже сегодня выходная. Пусть только сегодня, но ведь это так много для такого маленького человечка с испорченными нервами, как я.
Давайте смеяться, беситься, прыгать через лужи, которые разбросала на дороге старушка–жизнь.
Я не хочу, чтобы у каждого из нас был свой маленький остров. Подавайте нам материк, да побольше! Нам тесно. От трения может разгореться пожар!
Ноль-один! У. У. У. Девушка, это пожарная команда? Приезжайте... Что? Да нет, не пожар. Я не издеваюсь. Что? Почему же дурак? Хотя все может быть... Да, да, конечно дурак! Спасибо!!!

Двадцатое...

Итак, подано очередное блюдо обширного меню. Кушайте на здоровье! Под конец этого замечательного вечера я, как обычно, закажу чашечку кофе. Хотя нет, сегодня особенный вечер!
— Официант, водки! Не желаете ли стопочку за мое здоровье, а?
Он лавирует между столиками с подносом, который порхает в его привычных руках, точно бабочка. Привычка — ничего не поделаешь. На подносе поблескивает своим золоченым горлышком графинчик...
Рюмашку, еще одну, еще... Жажда. Что это?
Зигзаг зеленых огоньков — улица. Все бежит, все несется как бы в гигантском водовороте. Мысли, и те убегают. Ничего не хочется. Забыть? Что забыть? Память, ну давай!.. Проклинать? Уйти? Умчаться зеленой гусеницей электрички... Нет. Остаться...
— Официант, кофе! Мое вечернее кофе! Спасибо... У вас сегодня замечательный кофе! Да конечно. Что? Прямо с Гавайских островов? Ну и шутник. Великолепно.
Мокрый, озябший, прижался к тротуару сугроб. Мчатся мимо машины. Вокзал. Я стою на заснеженном перроне пригородной станции. Поскрипывает последний весенний снежок под ногами редких прохожих. Редкие фонари на просеке. Но будет дом...
Будет дом. Будет за окнами синяя полоска леса. Старая огромная сосна все так же будет скрипеть под порывами ветра, и махать мне своей гривастой шевелюрой. По ночам собачьи свадьбы... Буду бегать по утру за водой к замерзшему колодцу и слушать, как со звоном ломает упавшее ведро маленькие льдинки на его дне. Будет жарко натопленная печка. У печки незнакомая, но очень милая девушка будет штопать чулок. Тишина. Только изредка с полустанка будет доноситься перестук колес поездов, мчащихся на юг. Туда, где тепло и растут пальмы.
А я спешу, бегу, спотыкаюсь, падаю...
Холодный сизый сугроб, позолота утра, смятая ушанка. Гаснут фонари. На устах единственная и до боли банальная фраза: "Марфа, рассолу!" В ушах звенит: "А ты ничего, паря, крепкий..."
Вернуться? Простить? На что я наделал? Бить будут. А кофе действительно хороший, прямо с Гавайских островов.

Последнее

— Шурка, миленький! Ты что, заболел? Ну, давай еще ложечку. Чаек сладенький, с малинкою. Ну, ну вот и хорошо. Как же ты так?
На подоконнике горят гвоздики — мои самые любимые цветы. Напротив — книжный шкаф. Лицо — доброе, милое ласковое лицо моей Девушки. Она улыбается и, нет на свете улыбки ярче и добрее этой.
— Проснулся. Сегодня ты ужасно кашлял. Я просто не знала, что с тобой делать. Ну, ну еще ложечку.
Почему она здесь? Неужели она просидела у моей постели всю ночь? Ведь я же убежал! Я же уехал! Наверно все это мне снится. Какая она милая.
— Надежда, как там наш новорожденный? — это моя мама.
Странно, неужели я только родился? А я ведь жил. Жил до этого целых двадцать два года. А, так у меня сегодня день рождения!
— Ну, дорогой муженек, поздравляю!
— Что? кто это муженек? Неужели я? Странно...
— Надюх, а разве мы женаты?
— Привет, ты, что с Луны свалился, или может быть тебя долго и упорно били?
— И ты, ты моя жена? Может быть, у нас уже есть дети? А может быть...
— Спать надо меньше, а то так и не то, что детей проспишь — внуки женятся!
У меня на столе подарки: Огромная Голубая Чашка и Милый Добрый Белый Заяц. Я надеваю его на три пальца.
— Здравствуй моя Милая Маленькая Женулька! Это конечно ты придумала?
— Нет, Шурик, это он. сам пришел. Посмотри он живой! Посмотри!..
Какой я сегодня счастливый! Спасибо тебе Мой Белый Заяц, что ты есть на свете, спасибо!
По улицам бегут ручейки. Первая весна маленькой семейки, в которой живет добрый Белый Заяц.
Если у меня будет сын, милые девушки не просите его играть на пианино, попросите его рассказать про Белого Зайца, который сделал его отца счастливым.