Раздел 3. Параграф 2

Тамила Абдуллаева
3.2. Потенциал совместных предприятий

Термин “джоинт-венчур” (joint venture) возник в Великобритании еще в XVI-XVII веках, когда владычица морей стала вести активную морскую торговлю с колониями и зарубежными странами. Именно тогда стали возникать различные объединения типа "эдвенчерс" (adventures), такие, как, например, “Мерчант Венчерс” или “Джентлмен Адвенчерс”, которые занимались совместной закупкой товаров, их перепродажей с учетом риска и потерь. Из подобных форм договоренностей впоследствии появились "джоинт сток компаниз" (joint stock companies), ставшие предпосылкой к возникновению юридических лиц с ограниченной ответственностью, и "инкорпорэйтед джоинт сток кампаниз" (incorporated joint stock companies).

Что касается определения понятия "совместное предприятие", то и в экономической, и в юридической литературе отсутствует терминалогическое единство: можно встретить использование определений "смешанное общество", "смешанная компания", "смешанная фирма", "совместное предпринимательство", а также "предприятие совместного владения". Для совместных предприятий, используемых в отношениях "Запад-Запад" и "Север-Юг", наиболее употребительны термины "совместная компания" или "смешанная компания", а также, в последние годы, - "совместное предприятия" или "джоинт венчур". В принципе, это больше связано с правовыми аспектами вопроса, чем с экономическими.
Совместные предприятия различаются в зависимости от того где, с кем, с какой долей участия партнеров и с какой целью они создаются. С учетом этого можно выделить четыре основных признака для характеристики СП, а также их классификации:

Во-первых, местонахождение совместного предприятия. При организации СП хотя бы один из партнеров должен являться представителем иностранного государства. Ряд узбекских и зарубежных экономистов относят к совместным предприятиям такие, в которых участвует лишь национальный капитал, представленный как частными, так и государственными вкладами. Это, на наш взгляд, не совсем правильная точка зрения, так как такого рода предприятия необходимо отнести к предприятиям смешанной экономики.
Касаясь этого вопроса, стоит сказать, что по признаку принадлежности участников к различным странам СП можно также подразделять на несколько типов, которые сложились с начала 90-х годов и сохраняют тенденции до сегодняшних дней:

Первый – это “Промышленно развитые страны - промышленно развитые страны” или отношения "Запад - Запад". Особой характеристикой этих предприятий является то, что они, прежде всего, ориентированы на использование высоких технологий и внедрением современных достижений организации труда и производства. Данные СП оказывают услуги и выпускают продукцию, как для удовлетворения спроса местного населения, так и для экспорта в иные страны. При этом продукция придерживается высоких стандартов и конкурентоспособна на мировом рынке. СП первого типа привлекают сотрудников с высокой квалификацией, и доля чернорабочих здесь сведена к минимуму.

Второй тип – это “Промышленно развитые и развивающиеся страны” или отношения "Север – Юг”. В основном СП базируются на территории развивающихся, третьих стран мира (Азия, Африка, Латинская Америка), но при этом привлекаются капиталы, средства, техника и технологии промышленно развитых государств Европы, Японии, США, Канады, Южной Кореи. Если первые участники располагают значительными природными и людскими ресурсами, у них невысокие издержки обслуживания производства, дешевая рабочая сила и местные правительства предоставляют значительные налоговые и таможенные льготы для иностранных инвестиций, то вторые на выгодных условиях вкладывают капитал. Обычно развивающаяся страна, на территории которой функционируют СП второго типа, является одновременно рынком сырья и сбыта производимой продукции, определенная часть иногда экспортируется в другие развивающиеся и развитые страны. Стоит уточнить, что вкладывающая сторона не всегда стремится ввозить самое прогрессивное оборудование, поскольку это может обеспечить развивающейся стране стремительный рывок в экономике. Зачастую оборудование представляет собой технику 20-30-летней давности и уже снятую с производственного цикла развитой страны, н еще не отработавшей свой ресурс.

Третий тип - “Бывшие страны социалистического лагеря и промышленно развитые капиталистические страны” или отношения "Восток - Запад". С начала 90-х годов существующие нормы поставки современного оборудования капиталистических стран в постсоветские ограничивались правилами КОКОМ. Поэтому инвестиции оказывались в основном не столько в отраслях промышленного производства, сколько в сфере услуг. Существовавшая на производстве советская технология отличалась низкой эффективностью, большой капитало- и трудоемкостью, что, естественно, не устраивало партнеров с Запада, стремившихся уменьшить издержки. Вторым фактором сдерживания зарубежных инвестиций была психологическая и моральная мотивация труда, сформировавшаяся за 70 лет у советских людей, и не соответствовавшая рыночным принципам.

С другой стороны, бывшие социалистические страны располагали более квалифицированными кадрами, чем развивающиеся, и это значительно упрощало деятельность СП третьего типа. Однако стоит отметить, что отношение инвесторов к партнерам имеет туже тенденцию, что и во втором типе.

Четвертый тип - “Бывшие страны социалистического лагеря и развивающиеся страны”. По своей структуре государства этого направления несколько схожи друг с другом, поскольку им требуются инвестиции, новейшая технология, передовой управленческий опыт. Зачастую они располагают значительными природными ресурсами, которые собственными силами не способны разрабатывать как для внутреннего удовлетворения, так и для внешних рынков. Одновременно правительства не стремятся передать разработку сырьевых ресурсов крупным зарубежным партнерам, боясь потерять стратегический контроль над нами, а значит свое возможно высокое место на мировом рынке. Но это правило не является обязательным для четвертого типа.

Большинство СП данного направления занято в сфере услуг, где не требуется значительных капиталов, а квалификация местных трудовых ресурсов вполне устраивает партнеров. Их продукция в большей степени потребляется в странах партнеров-участников и иногда экспортируется в иные регионы.

Во-вторых, структура партнеров. Здесь могут быть рассмотрены три основные структуры совместных предприятий:
Первая структура – это СП с участием лишь частного капитала (преимущественно в развитых капиталистических странах).
Вторая - с участием частных фирм и государственных предприятий и организаций. Этот вариант распространен при создании СП в развивающихся и бывших социалистических странах. Созданы также предприятия с местонахождением в западных странах с целью сбыта и послепродажного обслуживания экспортной продукции партнера из бывшей социалистической страны.
Третья - с участием национальных и международных организаций.

В-третьих, доля участия партнеров в капитале совместного предприятия. Здесь также рассматриваются три варианта, имеющие свои преимущества и недостатки:

Первый вариант – это участие на паритетных началах. Эта форма распространена в промышленно развитых странах, когда СП создается почти исключительно из предпринимательских мотивов при участии равных по значению партнеров. Равная доля участия в капитале СП рассматривается как доказательство равноправного сотрудничества и взаимного признания партнеров и тем самым представляется идеальным решением организации СП. Однако такое сотрудничество имеет и негативную сторону в том случае, когда одному из партнеров необходимо взять на себя ответственность за решение какого-либо вопроса (отсутствие "лидера" в конфликтных ситуациях).
Создание СП на паритетных началах может также являться следствием правового регулирования, по которому участие зарубежного партнера не должно превышать долю местного партнера. В связи с этим можно отметить, что местные правительства все больше и больше стремятся к национализации экономики, поэтому существует тенденция к установлению большей доли капитала местного партнера.

Нарушается равное деление капитала между партнерами, если для развития СП необходимы дополнительные капиталовложения, а один из партнеров (обычно местный) не в состоянии увеличить долю своих капиталовложений в целях сохранения паритета. Такая ситуация может привести и к конфликту, если большее участие иностранного капитала запрещено в законодательном порядке;

Второй вариант – это большее участие иностранного капитала. Эта форма имеет место, когда иностранный партнер стремится обеспечить максимальный контроль за деятельностью СП. Большее участие иностранного капитала необходимо также в том случае, когда местный партнер не располагает финансовыми средствами, чтобы увеличить свою долю в предприятии.

Для таких СП отрицательным моментом является то, что местные власти рассматривают подобное СП не как национальное, а как иностранное предприятие, и могут отказать ему в предоставлении определенных льгот. Иногда для устранения этого недостатка иностранные предприниматели пытаются переложить на плечи местного партнера текущее управление СП, свою собственную деятельность ограничивая контролем. В этом случае в оперативные отношения с государственными органами вступает только местный партнер;

Третий вариант – это меньшая доля участия иностранного партнера. Такого рода участие в СП, по мнению некоторых бизнесменов, является неблагоприятной формой, учитывая стремление западных фирм к контролю над деятельностью СП. При этом иностранные инвесторы устанавливают строгую взаимосвязь между долей капитала и правом контроля, правда, без учета специальных оговорок в соглашении. Так, например, К.Зайберт в книге "Совместные предприятия как стратегический инструмент в международном маркетинге", пишет, что "право на управление может быть установлено договором о порядке деятельности совместных предприятий вне зависимости от доли капитала, или даже путем заключения соглашения в области "ноу-хау", или лицензионного соглашения". Дополнительные соглашения такого рода легче заключить в том случае, если местный партнер нуждается в технологии и "ноу-хау" иностранного участника.

Зарубежные инвесторы были вынуждены подчас смиряться с меньшей долей своего участия в капитале СП, особенно в странах, где предпринимаются значительные меры по национализации экономики. В противном случае они могли понести убытки вследствие дискриминации, официальных регламентаций, которые ограничивают деятельность таких предприятий.
СП, в капитале которого иностранный партнер имеет меньшую долю участия, по своему характеру является более близким к национальным предприятиям и вследствие этого пользуется различными льготами, предоставляемыми государством, местными властями, полнее использует местную рабочую силу, сырье, а также возможности сбыта продукции на местном рынке. В настоящее время эти ограничения устранены в большинстве развивающихся стран, но сохраняются в некоторых развитых.

В-четвертых, вид деятельности. В зависимости от целевых установок партнеров рассматриваются следующие типы СП:
Первый тип - это СП научно-исследовательского характера, создаваемые с целью объединения опыта и результатов научных, проектных разработок для создания новых продуктов, "ноу-хау", оборудования и т.п.
Второй тип -  СП производственного характера, при создании которых зарубежный инвестор преследует цель снижения издержек в процессе производства и сбыта продукции. Могут применяться различные формы корпорационных связей, например, объединение отдельных комплектующих узлов инвестора и местного партнера, технологии, опыта организации производства, предоставляемых инвестором, и сырья, рабочей силы местного происхождения и т.д.

Третий тип - закупочные СП, создаваемые с целью закупок на местном рынке более дешевого сырья, полуфабрикатов, необходимых для производства конечного продукта на предприятиях зарубежного партнера.
Четвертый – это сбытовые СП, создаваемые с целью освоения новых рынков сбыта, как в стране местонахождения СП, так и в третьих странах.
Пятый тип – так называемые комплексные СП, при которых сочетаются различные виды деятельности.
Отдельные виды СП отражают различие интересов партнеров, а также формируются в рамках весьма сложных и разнообразных законодательных и нормативных регламентаций в странах местонахождения СП.

СП могут принимать различные организационные формы, что зависит от разных факторов, в том числе и от цели партнеров. Для многих западных корпораций международная хозяйственная кооперация стала одной из ведущих стратегий развития и решения проблем выхода на новые рынки, преодоления протекционистских барьеров, ускорения научно-технического прогресса, уменьшения степени риска капиталоемких проектов производства новых продуктов, облегчения доступа к источникам сырья и материалов.

Прежде всего, создание совместного предприятия начинается не с переговоров и заключения договоров между участниками, как считают некоторые эксперты. Дело в том, что переговорам об окончательном заключении договора о СП предшествуют многочисленные подготовительные работы, которые порой занимают годы и требуют тщательного изучения. Примером может быть созданное в Асаке узбекско-южнокорейское совместное предприятие “УзДЭУавто”, выпускающее автомобили. В чем причина такого особого подхода? Во-первых, партнерам необходимо проработать различные варианты форм деятельности и учесть возникающие при этом риски в деятельности СП. При этом данные проработки осуществляются либо самостоятельно инвесторами в стране нахождения будущего СП, либо с помощью зарубежных консультантов, либо с учетом мнения местных экспертов.

Нужно сказать, что проработка охватывает различные аспекты. Так, часто требуется исследовать местный и зарубежные рынки и доступы к ним. Порой на первом плане находятся технические и организационные вопросы. Возможно также, что необходимо провести предварительную оценку сырья и его пригодность для проекта, а это подчас требует значительных затрат. Кстати, такие проработки проводятся во многих странах с разрешения властей, поскольку затрагивает их национальные интересы. Банки, от которых ожидается финансирование, в свою очередь, требуют обоснования для выдачи кредита. Уже во время предварительных работ, таким образом, могут возникать значительные расходы, хотя бывает что вопрос об окончательной реализации проекта еще не решен.

Наиболее сложным случаем является объединение партнеров, которые различаются деловым статусом, финансовыми ресурсами, принадлежат странам с различным социальным устройством. Во время переговоров с участием предпринимателей и юристов, стороны должны получить уверенность в совместимости своих целей и методов ведения дел в рамках СП.
С практической точки зрения, участие местного партнера в данном предприятии дает возможность иностранному предпринимателю легче утвердится на местном рынке. Дело в том, что зарубежный партнер получает связь с поставщиками, устанавливает контакты с органами власти, с банками, с соответствующим кредитным потенциалом, получает возможность лучше узнать внутренний рынок рабочей силы и структуру профсоюзов, приобретает опыт по ведению кадровой политики, а также имеют возможность использовать местный рынок сбыта. По подсчетам некоторых экспертов, около 65% всех фирм рассматривают местный опыт партнера как решающий при основании СП.

Независимо от мотивов, совместное предприятие представляет собой средства достижения деловых и экономических целей, в потенциале выходящих за рамки возможностей каждого участника отдельно. Это является главной отличительной чертой и основным преимуществом такой формы сотрудничества.
Говоря о целях, преследуемых самим совместным предприятием, следует определить характер и масштабы предполагаемого предприятия, а также те надежды, которые возлагают на него партнеры. К примеру, если компания имеет действенные средства анализа потенциального рынка сбыта своей продукции за рубежом, договор о продаже лицензии или обычный договор купли-продажи может оказаться более выгодным, чем совместное предприятие, которое, как правило, предполагает более длительный срок сотрудничества и существенную мобилизацию ресурсов.

Разнообразие экономических ситуаций и интересов, преследуемых СП, ведет к тому, что юридические структуры, в которых они должны быть реализованы, могут быть самыми различными. Общим для всех СП является то, что несколько партнеров основывают совместное хозяйство, которое юридически является выразителем интересов участников. Сотрудничество и соотношение сил партнеров в рамках такого объединения может быть в каждом конкретном случае различным.
Как правило, сложно выбрать структуру, соответствующую общим юридическим условиям (местная система правовых норм, касающихся товариществ, компаний или объединений, местное законодательство об инвестициях, местное хозяйственное право и т.д.), которая учитывает в равной степени различные интересы участников и, несмотря на различия местных интересов, делает возможным их сотрудничество.

Одной из первостепенных задач при определении формы и содержания договора является преодоление разногласий не только явных, открытых, но прежде всего скрытых. Чем различнее у партнеров взгляды, тем более опасность скрытых разногласий.
Много подобных трудностей возникало при создании западными фирмами СП в бывших соцстранах. Чем больше различий в правопорядках и хозяйственных системах сотрудничающих стран, тем больше была необходимость предвидеть скрытые разногласия. Чем лучше создатели договора знали правовую и хозяйственную системы выбранных стран-партнеров, тем скорее их попытки создать СП увенчивались успехом.

Для определения формы и содержания договора требуются глубокие знания в области международного права, а также особенностей страны, в которой будет расположено СП. Обычно СП организуется в стране, разработавшей проект такого СП. В правовых нормах, регулирующих форму товарищества, необходимо уточнить, гарантирует ли действующее в стране законодательство полную ответственность членов СП по обязательствам или ограничение ответственности. Это не обязательно должно иметь место в каждом случае.

Необходимо учитывать не только вопрос об ограничении ответственности. Законодательство многих стран предусматривает несколько типов обществ. Например, широко распространены акционерные общества с ограниченной ответственностью или акционерные коммандитные товарищества. Необходимо выяснить, гарантируют ли действующие правовые нормы достаточную гибкость в оформлении договора о торговом товариществе применительно к принимаемой правовой форме, чтобы в отдельных случаях при необходимости иметь возможность изменить структуру СП.
На выбор правовой формы оказывает воздействие ряд вопросов, в том числе возможность передачи права участия в СП с согласия коллективного органа товарищества и возможность акционеров-участников товарищества требовать от руководства предприятия необходимую информацию. Многие правовые системы содержат в этих целях определенные предписания.

Для выбора правовой формы могут иметь значения также вопросы, касающиеся обязанности партнеров осуществлять ежегодные публикации. Наконец, немаловажную роль играют также налогово-правовые вопросы.
При выборе конкретной правовой формы возможны отклонения и отступления в целях выработки гибкого договора. Основной договор по созданию СП, состоящий из обязательных частей и устава, закрепляет цели, задачи, форму деятельности СП и соотношение долей партнеров в капитале предприятия. Точная формулировка целей уменьшает риск последующих неправильных интерпретаций этих целей.
Договор о создании СП содержит различные аспекты, в том числе определение формы, типа СП, вопросы, касающиеся валютных ассигнований, управления и контроля за деятельностью СП.

Детального изучения требует в каждом отдельном случае налоговое право страны, в которой будет организовано СП и где будет находиться его руководство. В рамках положений об инвестициях во многих странах гарантируются налоговые льготы, действующие в течение определенного периода. Необходимо отметить при этом, что налоговые льготы, гарантируемые во многих странах, идут на пользу самого СП, на пользу участвующих в нем партнеров.
При организации совместного предприятия партнеры вносят вклад в виде материальных и нематериальных ценностей в собственность такого предприятия в обмен на право участия в нем. Обычно этот вклад облагается налогом. Каждый партнер предпочитает сделать свой вклад в виде технологии или других материальных и нематериальных ценностей, имеющих более низкий уровень их налогового обложения.

Таким образом, общий договор, который заключается для создания СП и состоит из нескольких договоров, представляет собой многогранный комплекс договоренностей, в котором различные договоренности и оговорки к ним в совокупности представляют собой сложное переплетение прав и обязанностей, целью которого является сбалансирование различных интересов партнеров для успешного и плодотворного практического сотрудничества. Необходимо учитывать, что законодательные предписания, различные разрешения и содержащиеся в них условия могут зависеть от государственных органов, а также от международных государственных договоров. При заключении комплекса договоров о создании СП можно быстро натолкнуться на чрезвычайно сложные вопросы. При разработке такого договора необходима огромная тщательность, чтобы совместное предприятие стало действительно совместной деятельностью, а не совместной авантюрой.

СП является формой сотрудничества, которая должна придерживаться доверием и честным поведением партнеров между собой. Наряду с юридическими производственно-экономическими и техническими аспектами нельзя также недооценивать этот социальный аспект. Даже самый лучший договор не сможет заменить этот фактор.

В послеоктябрьский период страна нуждалась в заемных средствах и финансах. Тогда политическое руководство, несмотря на негативное отношение к капиталистическим отношениям, все же поставило вопрос о привлечении иностранного капитала в форме концессии. Можно считать это первым этапом создания совместных предприятий. Впервые вопрос о концессиях был выдвинут 26 мая 1918 г. на I съезде Совнархоза РСФСР. Тогда определились общие условия предоставления концессий, из которых следовало, что соглашения заключаются только на определенный срок и для создания новых предприятий с учетом общего плана развития производительных сил России; концессии подчинялись нормам социального, промышленного и торгового законодательства советской России; концессионеры обязаны были уступать определенную часть продукции правительству РСФСР по рыночной цене. Между тем, концессиям не отводилась роль главного и единственного способа улучшения положения в промышленности.

В Декрете Совета Народных Комиссаров об общих экономических и юридических условиях концессий от 23 ноября 1920 г. говорилось: "Процесс восстановления производительных сил в России, и вместе с тем и всего мирового хозяйства, может быть ускорен во много раз путем привлечения иностранных государственных и коммунальных учреждений, частных предприятий, акционерных обществ, кооперативов и рабочих организаций других государств к делу добывания и переработки естественных богатств России". Концессии должны были предоставляться в целях развития производительных сил советского государства и координироваться с планами развития народного хозяйства. Именно в этих целях привлекался иностранный капитал, инвестируемый в концессионные предприятия.

Но к середине 30-х годов прошлого столетия эта форма сотрудничества прекратила существование.
Второй этап начался с середины 80-х годов, когда начался процесс “оттепели” между СССР и капиталистическими странами. Реформа экономической системы позволило появиться новым формам хозяйствования и собственности, в том числе и совместным предприятиям. Принятые законы “О госпредприятии”, “О кооперации”, “Об аренде”, “Об индивидуальной трудовой деятельности” и другие создали условия для формирования и развития в стране предприятий с иностранными инвестициями. К началу 1991 года в Союзе было создано около 3 тыс. совместных предприятий. Почти 80% из них образовались при участии фирм, компаний и предприятий США, ФРГ, Финляндии и других развитых капиталистических стран. Общий уставный фонд СП на тот период составил 7 млрд. рублей, более 1/ 3 которого приходилось на иностранных партнеров. Однако только 35% общего количества зарегистрированных предприятий осуществляли производственную деятельность или оказывали услуги. Реализация ими товаров и услуг на внутреннем рынке по отношению к розничному товарообороту составила 0,7%, а их доля в экспорте страны – 0,5%, в импорте – 1,3% (см. таблицу № 33).

Таблица № 33. Число совместных предприятий, зарегистрированных на территории СССР, по республикам (на начало года)
Республики\ 1989\ 1990\ 1991\
СССР\ 191\ 1274\ 2905\
РСФСР\ 141\ 947\ 1971\
Украина\ 9\ 83\ 209\
Белорусская ССР\ 3\ 22\ 54\
Республика Узбекистан\ 2\ 12\ 30\
Казахская ССР\ 1\ 9\ 16\
Республика Грузия\ 8\ 34\ 77\
Азербайджанская Республика \ 2\ 7\ 15\
Литовская Республика\ 4\ 13\ 88\
Республика Молдова\ 2\ 13\ 29\
Латвийская Республика\ 2\ 30\ 162\
Республика Кыргызстан\ -\ 1\ 2\
Республика Таджикистан \ -\ 2\ 3\
Республика Армения \ 3\ 9\ 17\
Туркменская ССР\ -\ 1\ 3\
Эстонская Республика\ 14\ 91\ 229\

Между тем, первый опыт функционирования СП в стране показал, что практически все их финансово-производственные и торговые операции направлены на удовлетворение внутреннего рынка. В тот период это даже приветствовалось, поскольку в Союзе испытывался острый дефицит товаров массового спроса, платных услуг населению. С другой стороны, СП стали ориентироваться на импорт из-за рубежа промышленной продукции, что не способствовало их экономическому укреплению и повышению эффективности. Практически данные предприятия превратились в представительства по реализации за СКВ продукции, изготовленной за пределами СССР. Начался процесс выкачки твердой валюты из страны. Так, в 1990 году в среднем по Союзу импорт, совершаемый совместными предприятиями, в 3,32 раза превышал их экспорт, причем если по России этот показатель составлял 3,8 раза, то по Узбекистану – в 31 раз (таблица № 34). Как видно из этого, созданные на территории Узбекистана СП не столь стремились поднять республиканское производство, как это планировалось общей концепцией привлечения иностранных инвестиций. С другой стороны, как отмечают эксперты, большинство предприятий, осуществлявших экспортные операции, вывозили не готовую продукцию, а сырье, которое нуждалось в переработке, но, естественно, по самым низким ценам.

Таблица № 34. Экспорт и импорт товаров и услуг совместных предприятий по республикам (миллионов инвалютных рублей)
Республики \ 1988\ 1989\ 1990\
Экспорт\ Импорт \ Экспорт\ Импорт\ Экспорт\ Импорт\
СССР\ 9\ 5\ 126\ 420\ 284\ 943\
РСФСР\ 8\ 3\ 109\ 325\ 189\ 729\
Украина\ 0\ 0\ 3\ 32\ 33\ 88\
Белорусская ССР\ -\ -\ -\ 2\ 2\ 10\
Республика Узбекистан\ 1\ 0\ 2\ 41\ 2\ 62\
Казахская ССР\ -\ -\ 3\ 0\ 10\ 2\
Республика Грузия\ -\ -\ 4\ 4\ 18\ 16\
Азербайджанская Республика \ -\ -\ -\ -\ -\ -\
Литовская Республика\ 0\ 0\ 1\ 2\ 2\ 9\
Республика Молдова\ -\ -\ 0\ 1\ 1\ 3\
Латвийская Республика\ -\ -\ 1\ 5\ 16\ 9\
Республика Кыргызстан\ -\ -\ -\ -\ -\ -\
Республика Таджикистан \ -\ -\ -\ -\ -\ -\
Республика Армения \ -\ -\ -\ -\ -\ -\
Туркменская ССР\ -\ -\ -\ -\ -\ -\
Эстонская Республика\ -\ 2\ 3\ 8\ 11\ 15\

Подобный деформированный процесс также можно рассмотреть, как реализовывалась продукция данных предприятий на внутреннем рынке. Соотношение продажи за валюту и рубли составляло в 1989 году 1:4,2, а в 1990 году 1:5,29 (таблица № 35). Поэтому можно утверждать, что в тот период СП занимались хищническим потреблением национального богатства страны. Но это шло в русле начавших тенденций криминализации экономики, передела собственности, политической борьбы за ресурсы, создания “дикого” рынка в плановом хозяйстве, поэтому СП несли на себе отпечаток тех экономических отношений.

Таблица № 35. Реализация товаров и услуг на советском рынке совместными предприятиями по республикам (миллионов рублей)
Республики \ 1988\ 1989\ 1990\
На валюту\ На рубли \ На валюту\ На рубли\ На валюту\ На рубли \
СССР\ 1\ 44\ 198\ 843\ 653\ 3460\
РСФСР\ 1\ 9\ 175\ 597\ 581\ 2458\
Украина\ 0\ 1\ 14\ 48\ 32\ 310\
Белорусская ССР\ -\ -\ 1\ 35\ 14\ 157\
Республика Узбекистан\ -\ 25\ 0\ 83\ 0\ 171\
Казахская ССР\ -\ -\ -\ -\ 0\ 8\
Республика Грузия\ -\ -\ 0\ 13\ 1\ 76\
Азербайджанская Республика\ -\ -\ -\ -\ -\ -\
Литовская Республика\ -\ 3\ 1\ 11\ 8\ 62\
Республика Молдова\ 0\ 1\ 1\ 6\ 3\ 22\
Латвийская Республика\ -\ -\ 2\ 26\ 2\ 125\
Республика Кыргызстан\ -\ -\ -\ -\ -\ -\
Республика Таджикистан \ -\ -\ -\ -\ -\ -\
Республика Армения \ -\ -\ -\ -\ -\ -\
Туркменская ССР\ -\ -\ -\ -\ -\ -\
Эстонская Республика\ 0\ 5\ 4\ 24\ 12\ 71\

Подобная ситуация не могла устраивать правительство Узбекистана. Поэтому в республике не стремились к количественным показателям по СП, а подходили к тому, насколько они будут востребованы национальной экономикой. В 1990 году Верховный Совет Узбекистана принял Закон “О собственности”. Прежде всего, законом допускались смешанные формы собственности, что было прогрессивным элементом в формировании рыночной экономики. В частности, ст.32 определялось право такой собственности: “Смешанные формы собственности образуются путем соединения материальных и денежных средств собственников. Владение смешанным имуществом может осуществляться как по принципу долевого участия, так и на основе равномерного распределения доходов между соединившими свои средства собственниками и по соглашению сторон. Смешанная собственность имеет различные виды, определяемые статусом владельцев, интегрирующих свои средства. Допускается объединение имущества Республики Узбекистан и других союзных республик, иностранных государств, различных юридических лиц  на территории Республики Узбекистан, имущества Республики Узбекистан и других союзных республик, СССР и иностранных государств”.

Ст.4 утверждалось, что “Собственность в Республике Узбекистан выступает в… формах: - собственность совместных предприятий, иностранных граждан, организаций, государств, в том числе иностранных юридических лиц”. Там же отмечалось, что “все формы собственности в Республике Узбекистан равноправны”. Другой 33 статьей определялся их статус: “Совместные предприятия с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан создаются на территории Республики Узбекистан в форме акционерных обществ,  хозяйственных обществ и товариществ и могут иметь в собственности имущество,  необходимое для осуществления деятельности, предусмотренной учредительными документами”.

Третий этап развития СП для Узбекистана начался с 1992 года, когда были сформулированы новые задачи развития отечественного производства, определен курс на создание цивилизованного рынка. С целью привлечения иностранного капитала правительство предоставило широкий спектр льгот в области налогообложения, таможенных пошлин и кредитования. Так, в соответствии с Законом “Об иностранных инвестициях” для зарубежных партнеров установлены гарантии от национализации и реквизиции. Им также гарантируется перевод за рубеж прибыли, полученной в результате их деятельности, возможность реинвестировать прибыль на территории республики, иметь счета в любой валюте, без ограничения в банках Узбекистана.

Согласно статистике, на 1 января 2000 года в Узбекистане было зарегистрировано 3,5 тыс. предприятий с иностранными инвестициями, из них 53,8% - действующие. Как видно из таблицы № 36, за два года произошли структурные изменения в деятельности совместных предприятий. Если в 1998 году на 100 действующих СП приходилось 28 неработающих и 56 формирующихся, то в 1999 году эти соотношения составляли 100:38 и 100:47. Как видно из этого, причиной изменения необходимо искать в макроэкономической ситуации в стране. С одной стороны, это объясняется сложной обстановкой на мировом и внутриреспубликанском рынках, с другой, усилением рыночных “правил игры”, в которых выживает лишь сильнейший.

Таблица № 36. Показатели текущего статуса СП в 1998 и 1999 годах
Сферы деятельности\ Количество предприятий\ Удельный вес к итогу, %\ Удельный вес к категориям, %\
1998\ 1999\ 1998\ 1999\ 1998\ 1999\
Всего зарегистрировано\ 3594\ 3554\ 100\ 100\ -\ -\
В т.ч. действующие:\ 1951\ 1910\ 54,3\ 53,8\ 100\ 100
Из них работают в сфере:\ -\ - -\ -\ -\ -\
Промышленности \- в том числе выпускающие потребительские товары\ 756\287\ 795\290\ -\ -\ 38,8\14,7\ 41,6\15,2\
Сельского хозяйства \ 21\ 22\ -\ -\ 1,1\ 1,2\
Транспорта и связи \ 97\ 104\ -\ -\ 5,0\ 5,4\
Строительства \ 76\ 72\ -\ 0\ 3,9\ 3,8\
Посреднических услуг, торговли и общественного питания\ 698\ 610\ -\ -\ 35,8\ 31,9\
Здравоохранения и народного образования \ 16\ 18\ -\ -\ 0,8\ 0,9\
Заготовки и материально-технического снабжения\ 28\ 26\ -\ -\ 1,4\ 1,4\
Науки и электронно-технического обслуживания \ 30\ 21\ - -\ 1,5\ 1,1\
Культуры, туризма и прочих услуг \ 229\ 242\ \ -\ 11,7\ 12,7\
Временно не работают\ 550\ 739\ 15,3\ 20,8\ 100\ 100\
Из них по причинам, приведшим к прекращению деятельности:\ -\ -\ -\ -\ -\ -\
- Отсутствие договоров\ 151\ 243\ -\ -\ 27,5\ 32,9\
- Финансовые затруднения\ 100\ 105\ -\ -\ 18,2\ 14,2\
- Отсутствие сырья, оборудования \ 22\ 25\ -\ -\ 4,0\ 3,4\
- Потеря взаимоотношений с инвестором\ 60\ 69\ -\ -\ 10,9 9,3\
- Переориентация деятельности\ 17\ 8\ -\ -\ 3,1\ 1,1\
- Подготовка к ликвидации\ 196\ 277\ -\ -\ 35,6\ 37,5\
- Прочие\ 4\ 12\ -\ -\ 0,7\ 1,6\
На стадии формирования\ 1093\ 904\ 30,4\ 25,4\ 100\ 100\

Наибольшее количество предприятий с иностранными инвестициями создано с партнерами из США, Великобритании, Германии, Кореи, Китая, Турции, Пакистана, Индии, Израиля, ОАЭ, Швейцарии, России, Украины, Казахстана и др. В тоже время показатели их экономической деятельности свидетельствуют об определенных успехах: так, объем производства работ и услуг действующих в 1999 году СП составил 266,6 млрд. сумов, что в 1,5 раза в текущих ценах больше, чем в 1998 году.

Компании с иностранными инвестициями сейчас развиваются практически во всех отраслях народного хозяйства Узбекистана. Особую роль они играют в формировании наукоемких производств и даже возникновению новых типов производства и отраслей. Так, в 1999 году на узбекско-турецком СП “СамКочАвто” начато производство автобусов городского класса, которые стали популярными среди жителей Ташкента. В 1996 году в городе Асака в Андижанской области был построен автомобильный завод, мощностью в 200 тыс. машин и стоимостью в $600 млн., 50% уставной доли которого принадлежало узбекскому государству, а 50% - южнокорейской корпорации “ДЭУ”. Благодаря этому заводу республика получила не только новейшие технические средства производства (робототехника, гибкие автоматизированные системы и др.), но и продукцию, отвечающую мировым стандартам и пользующуюся спросом на внутреннем рынке. Более того, тысячи работников, обслуживающих производство, квалификацию и новые профессии, соответствующие международным нормам.

За счет реализации автомобилей населению в 1998 году было обеспечено 12,2% розничного товарооборота официально зарегистрированных торговых предприятий при 13,2 в 1997 году, а в 1999 году – 12,4%. По состоянию на 1.01.2000 остатки автомобилей в розничной торговой сети Узбекистана составили 92 шт. на 92,9 млн. сумов.
Деятельность СП необходимо рассматривать в отраслевом и территориальном разрезе. Так, совместные предприятия занимают основную долю в выпуске продукции в машиностроении и металлообработке – это 32,7% от общего объема продукции, выпускаемыми всеми предприятиями с иностранными инвестициями. Следом идут отрасли пищевой промышленности – 19,6%, легкой промышленности – 8,4%, цветной металлургии – 7,3%, торговли и общественного питания – 6,6%, связи – 5,5%.

Что касается региональных срезов, то можно статистика свидетельствует: значительная доля объема производства СП приходится на г.Ташкент – 45,7%, Андижанскую область – 26,5%, Навоийскую – 10,5%, Ташкентскую – 5,7%, Самаркандскую области – 4,4%.
Нельзя не отметить и тот факт, что предприятия с иностранными инвестициями играют значительную роль в усиление внешнеэкономического потенциала страны. Так, объем их экспорта в 1999 году составил $371,5 млн. и достиг 11,5% от общего объема экспорта по республике. Наибольших показателей в экспорте собственной продукции добилась Навоийская область – $151,6 млн., в два раза меньше – г.Ташкент ($76,6 млн.). Что касается минимальных значений, то тут “отличились” Республика Каракалпакстан, Сурхандарьинская и Сырдарьинская области (по $0,1 млн.), Бухарская ($0,3 млн.), Кашкадарьинская – $0,8 млн. Если в 1998 году Джизакская область имела экспорт в незначительных сумах, то в 1999 году она вообще выпала из ряда экспортирующих регионов.

С другой стороны, импорт, осуществленный СП, составил $1027,8 млн. (или 33% от общего объема импорта по республике). Таким образом, импорт превышал экспорт в 2,7 раза, или на $100 импорта приходилось $36 экспорта. Больше всего ввезли из-за рубежа товаров и услуг совместные предприятия г. Ташкента – $499,6 млн. и Андижанская область – $339 млн., меньше всего – Джизакская область – $0,0 млн., Кашкадарьинская – $0,9 млн., Бухарская – $1,8 млн.
В нижеприведенной таблице № 37 дается список крупных действующих СП, которые выполняют основной объем производства продукции, а также внешнеэкономической деятельности.

Таблица № 37. Деятельность СП в Узбекистане в 1998-1999 годах
Совместные предприятия\ Объем производства, работ и услуг, млрд. сумов\ Экспорт\ Импорт, $млн.\
$ млн.\ В % от объема производства\
1998\ 1999\ 1998\ 1999\ 1998\ 1999\ 1998\ 1999\
УзДЭУавто\ 45,5\ 59,1\ 77,7\ 251,4\ 14,9\ 23,9\ 215,3\ 483,9\
Зарафшон-Ньюмонт\ 10,4\ 19,1\ 107\ 150,6\ 96,5\ 98,7\ 34,4\ 29,4\
Кока-Кола \ 12,2\ 11\ \ -\ \ -\ 95,6\ 29\
Кабул-Узбек \ 4,4\ 6,8\ 45,5\ 28,4\ 97,5\ 52,3\ 45,6\ 45,9\
ДЭУ Текстиль Компани\ 3,3\ 5,2\ 22,7\ 33\ 65,1\ 79,4\ 29,7\ 4,7\
Роз Трейдинг ЛТД\ \ 2,2\ \ -\ \ -\ \ 16,9\
Кызылкум-цемент\ 4,3\ 6,1\ 1,2\ 1\ 2,6\ 2\ 1,6\ 1,5\
Ай-Сель\ 3,2\ 3,6\ -\ -\ -\ -\ 6,2\ 28,9\
Уздунробита \ 3,7\ 6,4\ -\ 0,6\ -\ 1,1\ 9,0\ 0,2\
Узбектелеком Интершнейшнл\ -\ 22\ \ -\ \ -\ \ -\
Узкейсмаш\ 2,\ 4,4\ -\ -\ -\ -\ 17\ 24,6\
Лор-Колор-Синтез\ 2,3\ 3,2\ 3,2\ 2,7\ 15,0\ 10,6\ 5,0\ 14,3\
Узиталмотор-холдинг\ 1,8\ 2,1\ -\ 1,3\ -\ 7,8\ 13,9\ 6,3\
УзДЭУ-электроникс\ 7,4\ \ 15,6\ \ 20,4\ \ 44,3\ \
Алока ДЭУ\ 1,7\ \ 16,8\ \ 82,4\ \ 16,5\ \
Всего\ 176,6\ 131,4\ 342,9\ 251,4\ 18,0\ 23,9\ 1116,8\ 483,9\

Система телекоммуникаций и связи также представляет интерес для деятельности совместных предприятий. Благодаря узбекско-германского СП “Дойче кабель”, занимающегося производством кабелей, улучшилась телефонная связь во многих городах Узбекистана. Стоит сказать, что доля услуг связи, оказанных предприятиями  с иностранными инвестициями, в общем объеме услуг связи возросла с 30,9% в 1998 году до 41,1% в 1999 году. Таким оператором как СП “Уздунробита” было получен доход в 7,7 млрд. сумов, что составило 61% от общего объема услуг сотовой связи. Число абонентов данного предприятия увеличилось на 47,5% и составило 29,3 тыс., в том числе в Ташкенте – 20 тыс.

Доходы от оказания услуг сотовой связи СП “ДЭУ Юнител” достигли в 1999 году 2,1 млрд. сумов, что в 2,2 раза выше, чем в 1998, а число абонентов возросло до 13,7 тыс. или в 1,7 раза. Такой же рост отмечался у СП “Узмаком” - соответственно, 1 млрд. сумов (в 1,5 раза),  9 тыс. (в 1,6 раза); СП “Коском” – 1,2 млрд. (в 3,8 раза), 7,2 тыс. (в 2,8 раза); СП “Бузтон”, который специализируется на оказание услуг международной, междугородней телефонной связи, - 0,9 млрд. сумов (на 43,9%).

Говоря о производственных мощностях, которые вводятся в Узбекистане благодаря иностранным инвестициям, то они играют не последнюю роль в развитии экономики и социальной сферы. Так, на СП “Ташмедфарм ЛТД” была введена линия по производству лекарственных препаратов на 142 млн. таблеток в год, а в Бухарской области совместным предприятием “Гуфик Авиценна” введена в эксплуатацию фармацевтическая фабрика по производству 210 млн. таблеток и 75 млн. капсул в год. В Ташкентской области на СП “Каолин” заработали мощности по обогащению 200 тыс. тонн каолина.

Нужно заметить, что если в 1999 году на увеличение основного капитала республики было использовано все инвестиций в размере 503,2 млрд. сумов, то из них только СП профинансировали на 15,2% за счет собственных средств, 71,8% - иностранных инвестиций и кредитов, 12,9%  - кредитов банков и других заемных средств, 0,1% - средств внебюджетных фондов.
Как свидетельствует статистика, объем иностранных инвестиций и кредитов, направленных на увеличение основного капитала в республике, был освоен на 122,9 млрд. сумов, что на 4,1% выше уровня 1998 года. Из них предприятиями государственной собственности использовано 80,1 млрд. сумов или 65,2%, предприятиями негосударственной собственности – 42,8 млрд. сумов или 34,8%, в том числе совместными предприятиями, предприятиями иностранных граждан и организаций – 24,7 млрд. сумов или 20,1% от общего объема по Узбекистану . Из общей суммы освоенных зарубежных инвестиций негосударственным сектором только в Самаркандской области 51,3% приходилось на СП, 47,3% - в Ташкенте, 39,6% - Сырдарьинской и 26,1% - в Ташкентской областях. Самые минимальные цифры в этом направлении у Ферганской (0,0%), Кашкадарьинской и Навоийской (по 0,1%) областях.

Строительная деятельность также входит в сферу СП. Так, в 1998 году совместными предприятиями и организациями иностранных граждан было выполнено 3,8% всех строительных работ Узбекистана, а в 1999 году – 2,4%.
Совместные предприятия оказывают пускай не главное, но определенное влияние на развитие потребительского рынка республики. Нужно сказать, что если розничный товарооборот негосударственного сектора в 1999 году составил 1103,1 млрд. сумов (или рост в 1,6 раза по сравнению с 1998 годом), то данные показатели у совместных предприятий, иностранных граждан и организаций – 55,6 млрд. сумов и 1,9 раз. В общей доле товарооборота СП занимают 4,8%. СП не обошли стороной и сферу платных услуг: в 1999 году ими были оказаны услуги населению на 7,7 млрд. сумов (рост в 2,1 раза), а их доля в общей реализации платных услуг составила 4,1%.