Раздел 3. Параграф 1

Тамила Абдуллаева
РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ СЕКТОРНОЙ ЭКОНОМИКИ

3.1. Динамика малого бизнеса

Значение малого и среднего бизнеса (МСБ) в национальной экономике очень велико. Без нее современное хозяйство любой страны не может ни функционировать, ни динамично развиваться. Поэтому становление и развитие МСБ является одной из основных проблем экономической политики Узбекистана в условиях перехода от административно-командной экономики - к рыночной. Необходимо отметить, что малый бизнес в настоящее время - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Только в США МСБ дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест. В период 1983-1995 годы в Великобритании только за счет малого бизнеса было создано 2,5 млн. рабочих мест, в этом секторе трудится 36% рабочей силы в стране, не говоря о том, что он обеспечивает 21% товарооборота и 25% ВВП. Поэтому большинство развитых и развивающихся государств всемерно поощряют деятельность малого бизнеса.

В настоящее время в разных странах дается своя классификация субъектов малого и среднего бизнеса. Так, например, в японском законе определяется ценз предприятий, которые могут претендовать на статус малых и средних, включающих дифференцированные по сферам деятельности ограничения по числу занятых (в промышленности, на транспорте и строительстве – не более 300 человек, в оптовой торговле – 100, а в розничной и сфере услуг – 50 человек). Есть также ограничения по величине уставного капитала: в промышленности, строительстве и на транспорте он не должен быть выше $770 тыс., в оптовой торговле – $230 тыс., а в розничной торговле и сфере услуг – $77 тыс. По закону к малым предприятиям относятся те, где число занятых не превышает 20 человек в промышленности и 5 – в сфере торговли и услуг. В основном это предприятия потребкооперации, а также вспомогательных производств.

К сектору малого бизнеса в США относили фирмы как с числом занятых до 20 человек, так и до 100, 500 и даже 1000. Согласно классификации Administration of Small Business, принятой в 1984 году, в категорию компаний МСБ включались в обрабатывающей промышленности и розничной торговле предприятия с числом занятых до 500 человек, в других отраслях – с объемом выручки до $2 млн. в год. Отсутствие четкости и системного подхода в рамках малого предпринимательства зачастую вели к смешению понятий. Однако американские эксперты определяют МСБ, в большей степени, по формам собственности и организационно-правовым формам. Так, согласно их пониманию, корпорации – это акционерные фирмы, капитал которых находится в собственности держателей акции данной компании. Партнерства представляют собой предприятия, организованные на паях отдельных пайщиков, среди которых по размеру капитала выделяется основной, генеральный партнер. Единоличная компания – личная собственность одного юридического лица, самая старая, классическая форма предпринимательства. Так, в начале 90-х годов из 18,1 млн. МСБ 12,5 млн. были единоличными предприятиями, 1,9 млн. – партнерствами и 3,7 млн. – корпорациями .

Нужно заметить, что подавляющее большинство единоличных предприятий (90%) в США – небольшие магазины, мастерские, фермы, конторы практикующих адвокатов и врачей и т.п. – по размеру получаемой выручки до $100 тыс. относят к малому бизнесу. Это же относится к 75% партнерств.
К малым и средним предприятиям в Швеции относятся субъекты хозяйствования с численностью занятых до 200 человек, в Канаде – до 100, а в Европейском Союзе – до 500 работающих. В Великобритании в качестве критериев определения малого и среднего бизнеса используется показатель численности работающих и годового оборота. Так, в большинстве случаев под малым предприятием понимается учреждение с числом занятых менее 200 человек, хотя Департаментом МСБ Великобритании разработана схема, по которой фирмы делятся на шесть категорий по числу занятых: 1-19, 20-49, 50-99, 100-499, 500-999, 1000 и более человек. Что касается средних предприятий, то здесь выступают следующие категории:

Бухгалтерский учет и отчетность – предприятия с балансовой стоимостью активов, равно как и объемов продаж, от 1,4 до 5,75 млн. фунтов стерлингов и численностью занятых 50-250 человек.
Планирование и стратегия в среднем бизнесе – предприятия с объемом продаж от 10 до 33,3 млн. ф.с. и числом занятых от 10 до 500 человек.
Корпоративное планирование в среднем бизнесе – предприятия с объемом продаж от 9 до 160 млн. ф.с.
Разработка экспортных маркетинговых стратегий среднего бизнеса – предприятия с численностью от 100 до 500 человек.
Определение стратегии развития технологий в среднем бизнесе – предприятия с объемом продаж от 13 до 66 млн. ф.с.
Определение факторов роста компаний в электронной промышленности – предприятия с объемом продаж от 10 до 120 млн. ф.с.

По данным английских экспертов, наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1-19 человек, которые обеспечивают 57% всех новых рабочих мест. Фирмы с численностью работающих 20-49 человек обеспечивают стабильный состав занятости, а в остальных четырех категориях занятость ежегодно сокращается на 6% и более .
В бывшем СССР к малым предприятиям, согласно действующему тогда закону “О предприятиях”, относились как вновь создаваемые так и действующие, причем в промышленности и строительстве численность работающих не должна была превышать 200 человек, в науке и научном обслуживании –100 человек, в других областях производственной сферы –50, в отраслях непроизводственной сферы –25 и в розничной торговле – 15 человек.

В Узбекистане дается своя формулировка МСБ, но в его основу вкладывается не доля уставного фонда предприятия, объема выполненных работ, услуг или товаров, наличия оборотных или основных фондов, а количество занятых. Так, индивидуальным предпринимателем следует считать физическое лицо, которое занято частным бизнесом без образования юридического лица. Что касается определения микрофирмы, то это предприятие, независимо от формы собственности, со среднегодовой численностью занятых работников в производственных отраслях до 10 человек, в сфере торговли, услуг и других отраслей непроизводственной сферы - до 5 человек. Малое предприятие - это хозяйствующий субъект различных форм собственности, со среднегодовой численностью занятых работников в сфере промышленности до 40 человек, строительстве, сельском хозяйстве и других производственных отраслях - до 20 человек, науке, научном обслуживании, розничной торговле и других отраслях непроизводственной сферы - до 10 человек. Среднее предприятие также не зависит от форм собственности, но его размеры определяются со среднегодовой численностью работников свыше установленных для малых предприятий, но не превышающих в сфере промышленности 100 человек, строительстве - 50 человек, сельском хозяйстве, других производственных отраслях, оптовой торговле - 30 человек, в розничной торговле, сфере услуг и других непроизводственных отраслях - 20 человек.

В аграрном секторе также развиваются различные предприятия. И поэтому в этом секторе экономике МСБ также классифицируют. Например, дехканское хозяйство – это семейное мелкотоварное хозяйство, осуществляющее производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе личного труда членов семьи на приусадебном земельном участке, предоставленном главе семьи в пожизненное наследуемое владение. Деятельность в дехканском хозяйстве относится к предпринимательской деятельности и может осуществляться по желанию членов дехканского хозяйства как с образованием, так и без образования юридического лица.
Фермерское хозяйство - самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, основанный на совместной деятельности членов фермерского хозяйства, ведущих товарное сельскохозяйственное производство с использованием земельных участков, предоставленных ему в долгосрочную аренду.

Любое новое дело, малое или среднее предприятие начинается обычно с хорошей идеи и отсутствия денег, необходимых для ее реализации. Поисковые научно-технические направления вызвали к жизни так называемый “рисковый бизнес” (РБ). К началу 80-х годов прошлого столетия эта форма предпринимательства в США получило динамичное развитие. Естественно, у РБ постепенно сложилась развитая финансовая база. Создание “рисковой компании” предполагает несколько условий:
- идеи нововведения – нового продукта, технологии или услуги;
- предпринимателя, готового на основе такой идеи создать новую фирму;
- капитала, банков, оказывающих  финансовое содействие МСБ.

В 1980-х годах из 500-600 тыс. фирм, ежегодно регистрируемых в США, всего около 3,0 тыс. (или 0,5%) удовлетворяли этим условиям, но в 90-е годы уже десятки тысяч могли считаться РБ. Примерно 40-50% стартовавших в этой стране малых фирм не превращаются в крупные корпорации, но они зато попадают в сферу интересов крупных монополий. Наукоемкие малые и средние предприятия отслеживаются и целенаправленно формируются как дочерние филиалы или иные подразделения корпораций. В результате возможный риск, связанный с освоением новой продукции, уменьшается, что позволяет модернизировать структуру производства, сохранять конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

В Германии предприниматель, решивший заняться РБ, деньги занимает в местном фонде при условии, что тот участвует в предприятии. Фонд, в свою очередь, собирает финансовые средства с частных вкладчиков. Если предприятие преуспело и даже сумело выйти на биржу, то выигрывают все: фонд-кредитор получает обратно сумму, превышающую вложенный им капитал, а частный вкладчик – более высокий процент. По данным Федерального союза обществ долевого участия в капитале (BVK), капитал новых фирм его членов в 1998 году составлял DM 3,3 млрд. Хотя в BVK входит 120 членов, однако общее число германских предприятий с долевым участием в капитале – около 200. В общей сложности члены инвестировали к концу 1998 года в МСБ DM 9,3 млрд.

Сейчас в ФРГ прослеживается новая тенденция: если раньше большинство таких обществ (которые не ограничиваются передачей средств, но и активно участвуют в управлении), были банками и сберкассами, то ныне их создают и промышленные предприятия. Крупным концернам, таким как Bayer, Siemens это помогает сориентироваться на новых рынках. А малые высокотехнологичные фирмы ценят в своих крупных индустриальных партнерах то, что они больше всего заинтересованы в стратегических успехах, чем в быстрых и высоких процентах .
В связи с взрывным характером развития “рисковых компаний” и особенностями их менеджмента американские эксперты выделяют четыре группы характеристик, приводящих к успеху в предпринимательстве:

Первое, собственно предпринимательские качества: готовность к риску, умение брать ответственность на себя, способность организовывать и ценить рабочее время, творческий подход к бизнесу.
Второе, искусство самого менеджмента: образование, способность отбирать и аккумулировать наиболее полезные знания, умение подбирать партнеров и консультантов, универсальность и динамичность в контролировании бизнес-плана, финансовых расчетов.
Третье, талант общения с людьми: психологическая устойчивость, гибкость мышления, способность признавать ошибки, прозорливосчть, умение четко ставить задачу и добиваться своего.
Четвертое, внешние условия: законы и нормативные акты в сфере экономики, уровень банковских учетных ставок, развитость банковской сети, возможность получения кредитов, особенности системы налогообложения, функционирование системы государственной поддержки, информации, общественных институтов поддержки.

В США ежегодно создается около 1,5-2 млн. малых и средних предприятий, но не все из них выживают: 60-70% обречены на банкротство. За 3-5 лет масса малых предприятий и микрофирм в среднем обновляется на 50-60%. В тоже время по количеству единиц, числу занятых, созданию ВВП и новых рабочих мест МСБ доминируют в оптовой торговле, массовом питании и других отраслях сферы услуг. Более 60% ВВП данные предприятия создают в промышленности, строительстве и сфере услуг.

Малый и средний бизнес в Узбекистане за последние годы, несмотря на некоторые сложности в проведении реформ, получил динамичное развитие. Об этом свидетельствует официальная статистика. Стоит сказать, что в 1999 году удельный вес МСБ в производстве ВВП составил в целом по республике 29,1%, в том числе малые и средние предприятия, микрофирмы – 12,6%, а индивидуальный бизнес – 16,5%. Если рассматривать долю этого негосударственного сектора в разрезе регионов, то окажется, что здесь лидирует Джизакская область: цифры составили, соответственно, 38,6%, 16,4%, 22,2%. Чуть отстали Самаркандская и Сурхандарьинская области, где показатели достигли 37,6%, 10,5%, 27,1% и 36,9%, 14,4%, 22,5%. Что касается столицы, то доля МСБ – составила 32,2%, малых и средних предприятий – 20%, индивидуальных – 12,2%. Как видно из этого, в совокупности предприятия индивидуального, среднего и малого бизнеса занимают 1/3 часть производимого валового внутреннего продукта страны, но в тоже время в раздельности индивидуальный бизнес превалирует над малым и средним в 1,3 раза .

Каков же конкретный вклад предприятия МСБ в отраслях экономики Узбекистана? В прошлом году доля малого и среднего бизнеса в производстве промышленной продукции составила 10,5% или 1,37 млрд. сумов; в общем объеме выполненных строительных работ - 35,9% или 1,05 млрд. сумов; в валовой продукции сельского хозяйства – 68% или 566,3 млн. сумов. В сфере внешнеэкономической деятельности эти предприятия также участвуют в укрепление межгосударственных отношений, способствуют региональной интеграции. Например, доля МСБ в экспорте товаров и услуг достигла 29,4%, а темп роста по сравнению с 1998 годов увеличился в 1,8 раз. Если средний бизнес экспортировал на сумму в $759 млн., то малый бизнес – $192,5 млн. Что касается импорта, то удельный вес МСБ в общем объеме импортируемой продукции составил 35,5%, в том числе средний бизнес ввез в республику продукции на $352,8 млн., а малый – $752,1 млн.

Для Узбекистана характерно и то, что транспортная система пока еще не стала основной сферой интересов МСБ. Возможно, это связано с тем, что не полностью отрегулированы вопросы трансграничных и межгосударственных перевозок, не сформирована транспортная инфраструктура. Как свидетельствует статистика, в 1999 году доля малого и среднего бизнеса в перевозке грузов не превысила 6,1%, а в абсолютном значении это составило 44,1 млн. тонн. Однако большой объем этих перевозок пришлось на предприятия малого бизнеса – 39,9 млн. тонн. С другой стороны, удельный вес МСБ в общем объеме грузооборота составил 21,4% или 2130,1 млн. т-км, причем подавляющая доля пришлась также на малый бизнес – 20,4% или 2033,7 млн. т-км.

На 123% возросли перевозки пассажиров предприятиями малого и среднего бизнеса. Так, согласно данным, доля МСБ в оказании транспортных услуг населению составила 26,5% от общего объема перевозок; в абсолютных показателях эта цифра равнялась 833,5 млн. человек. Нужно заметить, что доля среднего бизнеса в этом направлении едва достигла 0,1%, тогда как субъекты малого бизнеса практически “вынесли ношу на своих плечах”. Здесь нужно заметить, что МСБ внесли свой вклад в обеспечении пассажирооборота: его удельный вес достиг 36,5%, а в абсолютных значениях это составило 8123,8 млн. пасс.-км.

Динамично развивается и сфера услуг, где МСБ представлен значительными данными. Так, например, в 1999 году предприятиями малого и среднего бизнеса был обеспечен розничный товарооборот на сумму 523,3 млрд. сумов, что составило 45,6% от общего товарооборота страны. Малый бизнес по сравнению со средним также “отличился” – его доля превысила 41%. В тоже время в структуре малого бизнеса 32% товарооборота осуществили физические лица. Что касается другого направления социальной сферы, то субъекты МСБ оказали платные услуги на 67,9 млрд. сумов, что составило 35,9% в общем объеме платных услуг. Было бы несправедливым не сказать, что 34,3% - это доля малого бизнеса, а из него 30,3% - это доля физических лиц. Как видно из этого, малый бизнес имеет больше возможностей для своего развития, чем средний, поскольку он втягивает в свою орбиту как физические, так и юридические лица, не требуя значительных капитальных вложений, кредита и гибче реагируя на конъектуру рынка.

Здесь стоит заметить, что МСБ является серьезным “поглотителем” рабочей силы. Так, в этой сфере в 1999 году было занято 4152,5 тыс. человек или 46,7% от всех занятых в народном хозяйстве Узбекистана. Если малый бизнес обеспечил трудом 41,3% (из них микрофирмы – 5,8%), то средние – 5,4%. В разрезе регионов можно заметить, что наибольшие показатели занятости населения в сфере МСБ имела Кашкадарьинская область – 57,5% от общего числа занятых в регионе, с небольшим отрывом за ней следует Ташкентская область – 51,6%.Джизакаская область дотянула свои цифры до 50,4%, а Андижанская – до 48,5%. Меньше всего было вовлечено в этот сектор экономики трудоресурсный потенциал Навоийской области – там данный показатель составил 31,3%.

Среднемесячная заработная плата в системе МСБ составила 5595,5 сумов, тогда как по народному хозяйству эта цифра превысила 7788 сумов. Между тем, выявилась дифференциация в оплате труда между субъектами МСБ: если в малом бизнесе средняя зарплата дотягивала до 4375 сумов, то в среднем – 6816 сумов.
Как утверждает статистика, наибольшее количество зарегистрированных малых и средних предприятий, микрофирм приходится на отрасли торговли и общественного питания – это 38,4%, на сельское хозяйство – 23,5% и промышленности – 12,9%. Нужно заметить, что их значительное число приходится на г.Ташкент: здесь было зарегистрировано 2103 средних, 6307 – малых предприятий и 21238 микрофирм, тогда как, например, в Бухарской области, соответственно, 416, 1172 и 7833; Джизакской -  272, 896 и 5655; Ташкентской -–644, 1617 и 10010; Сырдарьинской области – 345, 871 и 3383.

Между тем, в целом по стране из зарегистрированных субъектов МСБ действующими были 80,5%. Наибольшее количество бездействующих предприятий было отмечено в г. Ташкенте – 21,8% от общего числа, в Самаркандской области – 15,7%, Ферганской области – 9,6%, Республике Каракалпакстан – 9,3%. Причинами бездействия экспертами назывались разные: сложности с наличием первоначального капитала, получения банковского кредита, выхода на рынок сбыта и сырья, приобретения оборудования, освоения технологии, недостатки в проведении маркетинговых исследований, рекламы, слабые знания в бухгалтерско-статистической отчетности, прессинг со стороны контролирующих организаций. Кроме того, отмечались случаи, когда учредители и владельцы покидали страну, открывали новый бизнес, не закрыв прежний. Поэтому в течение 1999 года, когда механизм ликвидации был разработан и запущен, было ликвидировано 95,5% из числа бездействующих. По мнению экспертов, подобный шаг внес ясность и порядок в систему учета деятельности МСБ, а также облегчило деятельность налоговых и статистических служб. С другой стороны, здесь проявились жесткие, но вполне логичные законы рынка: выживает сильнейший.

В таблице № 28 дана ситуация с развитием крупного, малого и среднего бизнеса в республике на начало 2000 года.

Таблица № 28. Динамика развития хозяйствующих юридических лиц, на 1.01.2000
Количество\ Всего юридических лиц\ Из них\
Крупные\ Средние\ Малые\ Микрофирмы\
Зарегистрированных\ 178271\ 18552\ 8886\ 23188\ 127645\
Действующих \ 143519 \ 17960\ 7563\ 18975\ 99021\
Бездействующих \ 34752\ 592\ 1323\ 4213\ 28624\
Вновь зарегистрированных\ 23298\ 1131\ 680\ 2299\ 19188\
Ликвидированных \ 33190\ 1500\ 1289\ 3696\ 26715\

Но, как и в других странах, малый и средний бизнес в Узбекистане продолжает развиваться. Интересно следующее сравнение: так, если в целом по республике на 100 ликвидированных субъектов хозяйствования в 1999 году пришлось 70 вновь созданных, то в разрезе по размерам (статусу) выявилось, что данное соотношение у крупных предприятий – 100:75, средних – 100:52, малых – 100:62, микрофирм – 100:71. Как видно из этого, крупные и микрофирмы быстрее “втягиваются” в рынок. Конечно, это соотношение не идет в сравнение, например, с Индией, где показатель равняется 100:250, Китаем - 100:310 или Японией – 100:370, но для нашего государства, которое находится на переходном этапе, данные свидетельствуют о зарождении и укреплении здесь новой экономической системы.

Сельское хозяйство – основная сфера деятельности узбекистанского малого и среднего бизнеса. Это предопределено многими субъективными и объективными факторами. Прежде всего, это земледелие и животноводство – это исторически сложившийся тип производства и связанные с ним особенности культуры и менталитета, общественной организации. Поэтому вполне естественно, что эта отрасль в 1999 году обеспечила 28% ВВП (тогда как в 1998 году этот показатель равнялся 26,8%), а на селе живет около 60% населения республики. В производстве валовой продукции сельского хозяйства (ВПСХ) на долю МСБ приходилось 68% общего объема или 566,4 млрд. сумов. Нужно отметить, что из них 513,2 млрд. сумов – это объем сельхозпродукции, произведенной непосредственными дехканскими хозяйствами.

Если рассматривать развитие аграрного предпринимательства по регионам, то самым сельскохозяйственным в специализации МСБ явилась Сурхандарьинская область: здесь доля малых и средних предприятий в производстве ВПСХ составила 80,8%. За ней следует Джизакская область (76,1%), Самаркандская (73,4%) и Ферганская (71,8%). Республика Каракалпакстан в виду ее неблагополучного экологического положения не столь привержена аграрной доктрине: доля МСБ в ВПСХ не превысила 46,1%.
Несомненно, определенных сдвигов в реформировании самой сложной отрасли (еще со времен Союза) удалось достичь благодаря целенаправленной политики правительства по формированию многообразия собственности и хозяйствования на селе. Так, по состоянию на 1.01.2000 в Узбекистане действовало 31,1 тыс. фермерских хозяйств, что на 8 тыс. больше, чем в 1998 году. Общая земельная площадь, закрепленная за ними, составила 665,7 тыс. га, или 21,4 га на одно хозяйство.

Фермерские хозяйства стали хорошим “поглотителем” рабочей силы. Этот сектор обеспечил трудом и средствами существования 222,5 тыс. человек, что 59,4 тыс. больше, чем в 1998 году. С другой стороны, эти предприятия внесли определенный вклад в обеспечение страны продовольственной независимости. Ибо за 1999 год фермеры намолотили 427,9 тыс. тонн зерна, 34,5 тыс. тонн риса, 22 тыс. тонн картофеля, 145 тыс. тонн овощей, 56,7 тыс. тонн бахчей, 17 тыс. тонн плодов и ягод, 15 тыс. тонн винограда, 10,6 тыс. тонн мяса, 50,2 тыс. тонн молока, 7,8 млн. шт. яиц, 159 тонн шерсти, 7 тыс. шт. каракулевых шкурок.
Между тем, пока фермерские хозяйства по сравнению с иными аграрными предприятиями не стали основными в производстве сельхозпродукции: так, их удельный вес в производстве зерна составил 9,9%, картофеля – 3,4%, овощей – 5,5%, бахчей – 11,3%, мяса – 1,3%, молока – 1,4%, яиц – 0,6%.

Не меньшую роль играет МСБ в развитии экономических связей с зарубежными странами. Стоит сказать, что за 1999 год внешнеторговый оборот предприятий малого и среднего бизнеса составил $2056,4 млн. или 32,4% от общего объема внешней торговли. В том числе субъектами МСБ был осуществлен экспорт на $951,5 млн. (или 29,4%), а импорт – $1104,9 млн. (или 35,5%). Более детально этот процесс можно рассмотреть на таблице № 29.
Предприятиями малого и среднего бизнеса основная часть расчетов по внешнеторговым операциям – это около 78% - производилось на свободно конвертируемую валюту, в то время как 6,7% - по бартеру. Незначительная доля поставок товаров - 0,1% - осуществлялись за рубли, а 2,3% - по некоммерческим операциям. Как отмечают эксперты, 4,9% - это удельный вес физических лиц (так называемых “челноков”), поставлявших товары по шоп-турам, и 8% - по прочим категориям.

Таблица № 29. Внешнеэкономическая деятельность субъектов МСБ Узбекистана за 1999 год
Статус предприятий \ Экспорт\ Импорт\
$млн.\ В % к итогу\ $млн.\ В % к итогу\
Средние предприятия\ 759\ 79,8\ 352,8\ 31,9\
Малые предприятия \ 118,8\ 12,5\ 539,6\ 48,8\
Микрофирмы \ 73,7\ 7,7\ 212,5\ 19,2\
Всего \ 951,5\ 100\ 1104,9\ 100\

Несомненно, сложное положение, которое сложилось в сфере малого и среднего бизнеса, вынудили главу государства сделать резкие замечания в адрес правительства и органов власти на местах. Авторитет Президента, его слово играют зачастую решающую роль в реформировании народного хозяйства, в частности, его внимание развитию негосударственного сектора позволяет поддерживать имеющиеся ресурсы частного предпринимательства. Но с другой стороны, в Узбекистане должна быть сформирована экономическая система, где в большой степени влияют на ситуацию не личностные факторы, а законы. Государство не должно постоянно вмешиваться в хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов, поскольку в ином случае предпринимательство чувствует себя в состоянии зажатости, у хозяйственников пропадает всякий интерес к конечному результату или вынуждает его перейти в теневую сторону. Между тем, государство обязано разрабатывать “правила игры”, соблюдение которых обеспечивает развитие частной инициативы, творчества, нестандартных подходов в развитии малого и среднего бизнеса, а республиканский бюджет получает те необходимые средства, которые поступают в виде налогов.

Так, согласно опросам, проведенным независимыми экспертами в сентябре 1999 года в г.Ташкенте, из 200 опрошенных предпринимателей 36% выразили мнение, что несоблюдение законов осуществляются в двустороннем направлении, то есть как самими бизнесменами, так и чиновниками. 56% добавили, что нарушение с их стороны вызвано невозможностью соблюдения всех нормативных актов, число которых перевалило за сотню. Более того, получение на каждый “чих” разрешения хокимиятов превращает жизнь бизнесмена в охоту за справками, патентами, лицензиями. Между тем, зачастую сами чиновники не знают законов и требуют с частника лицензии за деятельность, которая не подлежит лицензированию, заставляют вступать в организации, не будучи членом которых предприниматель, якобы, не может заниматься своей работой.

Как видно из этого, “правила игры” – совокупность законов, нормативных актов и механизмов взаимоотношений между всеми участниками хозяйственной деятельности (государство – предприниматель - потребитель) не приняли четкие контуры, из-за чего малый и средний бизнес не может получить динамичное развитие.
В контексте выступления главы государства в феврале 2000 года некоторые эксперты выдвинули ряд предложений, которые бы способствовали развитию малого и среднего бизнеса. Это несколько блоков, касающихся всех сфер хозяйственной  деятельности предпринимательства.

Первый блок – это организационно-правовые аспекты, которые включают в себя создание эффективных механизмов защиты прав и интересов предпринимателей от противоправного вмешательства в их экономическую деятельность со стороны проверяющих и иных структур. По мнению экспертов, необходимо снизить число контролирующих организаций. В развитых странах хозяйственно-финансовыми вопросами занимаются исключительно налоговые службы. Ни полиция, ни службы безопасности не участвуют в подобных проверках, поскольку у них совсем иные задачи – борьба с уголовной преступностью, политическая и военная разведка, контрразведка. Поэтому было бы желательным прерогативу хозяйственных проверок все-таки передать налоговой службе.

Более того, на сегодня проверять МСБ поручено и банкам, и санитарной службе, и прокуратуре, и Минфину, и пожарной охране, и статистическим бюро. И предприниматель, вместо того, чтобы заниматься своей работой, вынужден постоянно писать отчеты, ходить по инстанциям, готовить объяснительные. Интересны данные, полученные во время социологического опроса предпринимателей г.Ташкента в 1999 году. Так, 75% заявили, что в большей степени опасаются административного рэкета, чем уголовного, и лишь 5% - наоборот. 35% признались, что постоянно во время проверок вынуждены давать мзду ревизорам. У 40% опрошенных сложилось впечатление, что проверяющие осуществляли свои функции не с целью защиты интересов государства или оказания помощи бизнесменам (если те, например, неправильно вели бухгалтерско-статистическую отчетность), а с корыстными целями. 79% респондентов не понимают, почему они должны постоянно отчитываться перед любым человеком, имеющим удостоверение проверяющих или властных органов, которые под любым предлогом вмешиваются во внутренние дела предприятия.

Поэтому эксперты предлагают, чтобы вся отчетность шла в налоговую инспекцию, а оттуда она распределялась по иным инстанциям, например, в райстат, пенсионный фонд и т.д. Не зря же Ислам Каримов заявил: “Недопустимо, когда предприятия малого и среднего бизнеса ежемесячно сдают более 15 форм отчетности, в том числе на биржу труда, в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, в статорганы, налоговую инспекцию, в банк и другие, что сопряжено с бюрократическими препонами и потерей времени и средств. При этом за каждый бланк отчетности необходимо платить”.

Необходимо также наказывать тех руководителей проверяющих структур и органов власти на местах, которые безосновательно направили проверку на предприятия МСБ, или оказывают всяческое давление на предпринимателей. Но наказывать надо не только административными методами, а также финансово, причем из кармана того же руководителя. Предприниматель может сделать расчеты по убытку от неработы своего предприятия во время проверки, потерянной прибыли и накрученных пени и штрафов (особенно, когда закрывают расчетные счета) и всю сумму предъявить бюрократу. Здесь, конечно, большая поддержка должна исходить как от прессы, так и от хозяйственных и гражданских судов. Касаясь последнего органа, было бы желательным отменить плату госпошлины при принятии исковых заявлений от субъектов МСБ.

Второй блок касается недостатков системы финансовой поддержки предпринимателей. Здесь эксперты показывают ряд проблем: например, предприниматель должен возвращать валютные кредиты и проценты по ним строго в иностранной валюте, но абсолютное большинство проектов предусматривают импортозамещающее производство, продукция которой предназначено для внутреннего рынка. Тогда как обеспечить валютные поступления? Требовать с покупателей СКВ или конвертировать ее на черном рынке?

Другая проблема – это обязательная реализация предприятиями по государственному курсу 50%-й доли валютных средств, вырученных от экспорта производимой продукции. Изъятие из оборота предприятия такого объема валютных ресурсов сдерживают предприятие по интеграции в мировой рынок, усложняют его деятельность на внутреннем рынке. Зачастую при котировке валют маржа превышает возможную прибыль, а ее увеличение  в ущерб конкурентоспособной отпускной цене не приемлемо в условиях жесткой конкуренции на внешних рынках.

Третья проблема – это получение кредита. Здесь уместно замечание главы государства: “Продолжается различного рода волокита со стороны коммерческих банков по выделению кредитных ресурсов предприятиям малого и среднего бизнеса. Прохождение экспертизы и получение кредита превратилось в трудоемкую процедуру”. Естественно, это вызывает заслуженное нарекание со стороны предпринимателей, которые не могут развивать частное дело. “Доступ малых и частных предприятий к иностранным кредитным ресурсам существенно затруднен, - продолжил свои высказывания Ислам Каримов, - из-за высоких процентных ставок, отсутствия опыта по разработке бизнес-планов, высоких требований по залоговому обеспечению”.

Последнее, как никогда, превращает желания бизнесмена в неосуществимую мечту. По мнению экспертов, среднестатистический заемщик по городу Ташкенту располагает недвижимым имуществом на сумму 1,5-2 млн. сумов. Это в 13-15 раз меньше требуемой нормы средней стоимости основных фондов предпринимательских структур, по которой Национальный банк может выдать минимальный валютный кредита в $100 тыс. С другой стороны, кроме залогового обеспечения заемщику также необходимо иметь собственные средства не менее 25% от первоначальной (общей) стоимости проекта. В виде собственного капитала предприниматель может предоставить здания, сооружения, машины и оборудование, необходимые для осуществления проекта, а также средства на покрытие финансовых затрат и оборотного капитала в предпроизводственный период. Однако среднестатистический бизнесмен не в силах предоставить основные и оборотные средства на сумму свыше 7-8 млн. сумов.

Хотелось бы отметить еще одну сторону этого вопроса, который тонко отметил Президент: “Допускается волокита в оформлении кредитов даже по проектам, которые прошли все стадии согласования”. Зачастую сроки рассмотрения и одобрения проекта, например, в Национальном банке или Европейском банке реконструкции и развития превышают год-полтора. За это время на местном или региональном рынке меняется конъектура, экономические условия, и это ставит под сомнение эффективность осуществление проекта.

Еще одна проблема – это трудности в нотариальных конторах с оформлением залога в виде приобретаемого за рубежом оборудования, который идет в счет получаемого кредита. Эксперты уверены, что это связано с несовершенством порядка оформления подобных экономико-правовых документов. Но некоторые специалисты признались, что это также связано с отсутствием квалифицированных нотариусов, способных произвести подобное оформление.
Последний вопрос, который хотелось бы затронуть в этом блоке, связан с проблемой нехватки валютных ресурсов для импорта сырья даже после получения валютных кредитов. К этому необходимо также добавить тот факт, что при ввозе сырья необходимо уплачивать 20% НДС, что ведет к повышению себестоимости продукции и, следовательно, уменьшает ее конкурентоспособность.

Третий блок – это недостатки действующей системы налогообложения. Здесь эксперты предлагают пересмотреть в сторону снижения ставки акцизных налогов и ставки таможенной пошлины на завозимые товары (в том числе консигнационные), что существенно позволит снизить их себестоимость. Более того, было бы желательно рассмотреть возможность совершения данных платежей на товары, завозимые на условиях консигнации, после их реализации на территории республики.
Еще одно предложение – это пересмотр взносов в пенсионный фонд в размере 0,5% от фактического объема реализованной продукции (работ, услуг), так как это не совсем верно с экономической точки зрения. Дело в том, что при реализации дорогостоящих товаров 0,5%-я ставка зачастую превышает сумму прибыли.

При опросе бизнесменов выяснилось, что 64%  респондентов недовольны практикой постоянной смены нормативно-правой базы, особенно инструктивных положений, которые принимаются органами власти задним числом. Эту проблему заметил и Президент, сказав: “В настоящее время министерствами, ведомствами, банками и другими органами в нарушение решений правительства принято более тысячи нормативных актов, существенно усложняющих развитие малого и среднего бизнеса. Органами прокуратуры внесено 137 протестов и 5 предписаний на незаконные правовые нормативные документами, выпущенные только хокимами районов и городов”. Поэтому экспертами предлагается, чтобы все изменения в законодательстве, особенно связанные с увеличением налогов, сборов, таможенных платежей, отчислений во внебюджетные фонды, должны вводится в действие не ранее чем через год с момента принятия такого решения.

Кроме того, необходимо создать упрощенную систему налогообложения кроме малых, также и для средних предприятий, но при этом учитывать объем реализации и валовой доход предприятий. Необходимо значительно расширить перечень расходов, исключаемых из налогооблагаемой базы. По мнению экспертов, объектом налогообложения может быть только чистая прибыль, полученная после покрытия всех затрат, в том числе и для малых предприятий, уплачивающих единый налог. Сейчас многие государства стремятся стимулировать развитие научно-технической базы, привлекают для этого не только крупные предприятия, но и МСБ. Интеллектуальная собственность превращается в серьезный фактор экономического прогресса. Учитывая его, узбекские эксперты предлагают отменить налог на добавленную стоимость тем предприятиям, которые выпускают продукцию собственного изобретения (ведь это интеллектуальное достояние страны).

Между тем, в этой сфере имеются проблемы. Так, согласно налогового кодекса, предприятия могут быть освобождены от НДС, если имеют патенты на изобретения, утвержденные Государственным комитетом по науке и технике. Проблема лишь в том, что за экспертизу и утверждение данного изобретения необходимо заплатить ГКНТ 120 тыс. сумов за каждое изделие. При таком подходе нельзя ожидать, что предприниматели будут стремится к высоким технологиям.
И последнее, налоговая инспекция, по мнению экспертов, могла бы принять на себя функции некоторых органов, которые заняты сборами и отчислениями в пенсионный фонд, фонд занятости, дорожный фонд, дирекции по саночистке. Ведь это позволит существенно сократить штат сотрудников этих органов. Более того, с исполнением данного мероприятия станет возможным снижение ставок налогов, так как уменьшится фонд оплаты труда и расходы, связанные с содержанием аппарата вышеперечисленных органов.

Нельзя не отметить тот факт, что после того, как глава государства Ислам Каримов стал уделять особое внимание развитию малого и среднего бизнеса (МСБ) в Узбекистане, в этом направлении произошли существенные сдвиги. Была уменьшена не только статистическая и налоговая отчетность для предпринимателей, но и поставлены вопросы их финансирования.

Так, на заседании Рабочей группы Республиканского координационного совета по стимулированию развития малого и частного предпринимательства было отмечено, что по состоянию на 1.05.2000 коммерческими банками рассмотрено 2406 заявок по микрокредитованию на сумму 2,1 млрд. сумов. После тщательного анализа поданных проектов банки выделили заем на общую сумму 1,8 млрд. сумов. Только Ташкентской области восемь основных банков, такие как Пахта-банк, Узнацбанк, Асака-банк, Тадбикор-банк и др., предоставили фермерам, частным предпринимателям, а также иным субъектам МСБ 302 микрокредитов на 397,4 млн. сумов.

Необходимо добавить, что по инициативе Ташкентского областного хокимията совместно с региональной Палатой товаропроизводителей и предпринимателей были разработаны ряд типовых проектов под микрокредиты в иностранной валюте. На сегодняшний день Национальный банк ВЭД дал положительное заключение по двум типовым проектам (переработка молока и по развитию птицеводства), после чего ТПТ Ташкентской области и Ассоциации дехканских и фермерских хозяйств объявить тендер на выявление потенциальных реализаторов указанных проектов в течение мая-июня 2000 года.

В то же время большую поддержку оказывают такие организации как Бизнес-фонд, Фонд содействия занятости Минтруда и Фонд поддержки дехканским и фермерским хозяйствам, которые выделили средства для МСБ, соответственно, 1 млрд., 2 млрд. и 200 млн. сумов (всего объем внебюджетных фондов на 2000 год запланирован в размере 3,2 млрд. сумов). За истекший период уже выделено 53% годового объема, или 1,7 млрд. сумов. Как отмечают эксперты, в отдельных случаях бывают случаи затягивание выделения льготных средств из фондов коммерческих банков по заключенным соглашениям на рефинансирование проектов МСБ.

Микрокредиты для развития МСБ предоставляют и многие зарубежные финансовые организации. В частности, в 2000 году в счет привлеченных иностранных кредитных линий доступны для освоения $65 млн. (это ЕБРР, KFW и МФК при участии 8 банков), причем только в этом году должно быть освоено уже $54 млн. Кроме того, дополнительно прогнозируется привлечь иностранных кредитных линий на сумму $140 млн., из которых предполагается освоить в течение текущего года $15 млн.

Правительство, стремясь поддержать частные инициативы, пересмотрело графики освоения кредитных линий в разрезе банков. Так, по состоянию на 1 мая 2000 года объем освоенных кредитных линий составил $8,1 млн., в том числе по Узнацбанку – $5,5 млн., по линии KFW (выделено 10 млн. DM) – 2,13 млн. DM.

Определенное содействие со стороны органов власти и банков было оказано частному сектору Хорезмской области. Совместно с областным хокимиятом разработана кредитная программа по 433 фермерским хозяйствам на базе 8 убыточных предприятий области. По ним определялась потребность в кредитных ресурсах, что в общем объеме составляет 394 млн. сумов и они распределены по источникам финансирования в разрезе 5 банков – 228 млн. сумов и средств внебюджетных фондов – 164 млн. сумов.

Говоря о проблемах финансирования МСБ, между тем эксперты отмечают, что в этом направлении имеются некоторые проблемы. Например, невысокое качество бизнес-плана, отсутствие полноценной информации как в части расчетов финансово-экономических показателей, так и по обоснованию рынков сырья и готовой продукции приводит к продлению сроков рассмотрения проектов и принятия решений по ним финансирующими банками. Как видно из этого, необходимо повысить квалификацию сами предпринимателей, а также специалистов и организаций, оказывающих содействие бизнесу.

Другая проблема – это обеспечение на запрашиваемый кредит. С введением новой формы обеспечения (таких как выдачи поручительства местными органами схода граждан, махаллей по микрокредитам) стали иметь место случаи злоупотребления этим видом обеспечения со стороны махалли.  Как отмечают эксперты, во многих случаях выдаваемые поручительства являются формальными, то есть не обеспеченными какими-либо ликвидными активами, нет имущественной ответственности этих организаций. С другой стороны, недостаточность обеспечения прослеживается и по другим видам кредитов, предназначенных для субъектов МСБ. Это остро ощущается по проектам, реализуемых в сельских регионах, в связи с низкой ликвидностью предлагаемых видов имущества и неразвитостью рынка недвижимости, а также покупательной способности потенциальных участников рынка.

Стоит добавить, что эта проблема, впрочем, характерна не только для стран с переходной экономикой, но и для государств с отлаженным хозяйством. Например, в США эту проблему решают через программы Администрации по малому бизнесу (SBA), основного координирующего государственного органа поддержки малого и среднего бизнеса. SBA осуществляет различные кредитные проекты через коммерческие банки и другие кредитные учреждения, причем ролью SBA является выдача гарантий от 75 до 80% по получаемым кредитам субъектов МСБ в кредитных учреждениях. При этом возвратность кредитов по этим проектам очень высока и составляет в среднем 95%. Отметим тот положительный факт, что SBA ежегодно выдает гарантии до $10 млрд. по различным кредитным программам, а за своих гарантии получает комиссионные в размере 0,25-4% в зависимости от целей и размеров кредита.

Эксперты предлагают изменить целевую направленность выделяемых государственных ресурсов через внебюджетные фонды, то есть переориентировать их на выдачу гарантий финансирующим банкам по выдаваемые кредиты субъектам МСБ в размере до 75% (на недостаточную часть обеспечения). Кроме того, часть госсредств (до 25%) можно направлять на формирование собственного капитала субъектов МСБ, реализующих инвестиционные проекты с привлечением высокотехнологичного оборудования и инновационных идей.
Узнацбанком по программе поддержки развития малого и среднего бизнеса с начала освоения кредитных линий Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Азиатского банка развития (АБР) принято к финансированию и находится на рассмотрение 136 проектов со стоимостью $399 млн. и суммой кредитов $239 млн., в том числе открыто финансирование по 96 проектам общей стоимостью $278 млн., из которых сумма кредитов составляет $176 млн.

Освоение кредитных линий по ЕБРР (вторая линия) м АБР за два года в 2 раза опережают темпы освоения первой кредитной линии ЕБРР, а по количеству проектов -–в 3,5 раза. По первой линии ЕБРР за три года освоено $60 млн. по 21 проекту, по новым кредитным линиям уже одобрены 75 проекта на $116 млн.
По мнению экспертов Узнацбанка, малые и средние предприятия ориентированы на переработку местных сырьевых ресурсов и выпуск товаров народного потребления. Иностранные кредитные линии по производственным секторам представлены в основном проектами пищевой промышленности – 47% от общего числа. 24% - это проекты легкой промышленности, 14% - производства строительных материалов, 10% - химической промышленности, 5% - другие отрасли экономики.

В структуре кредитного портфеля из общего числа принятых к финансированию проектов на 52% заемщиками стали частные предприятия с участием иностранных партнеров, 16% кредитов получили малые частные предприятия, 17% выделены акционерным обществам, 14% - коллективным хозяйствам и 1% - иностранным организациям (см. таблицу № 31).

Таблица № 31.Показатели предоставления микрокредитов предпринимателям по Узнацбанку (на 25 мая 2000 года)
№\ Регион/отделение банка\ Количество выданных кредитов\ Сумма кредита, тыс. сумов\
1.\ г.Ташкент\ 8\ 11555,2\
2.\ Ташкентское отделение\ 80\ 95106\
3.\ Андижанское отделение\ 40\ 43380\
4.\ Ферганское отделение\ 46\ 47500\
5.\ Навоийское отделение \ 25\ 25362\
6.\ Самаркандское отделение\ 26\ 28373\
7.\ Нукусское отделение\ 21\ 23281\
8.\ Ургенчское отделение\ 15\ 16200\
9.\ Наманганское отделение\ 39\ 33950\
10.\ Каршинское отделение\ 17\ 22607\
11.\ Термезское отделение \ 38\ 39293,9\
12.\ Бухарское отделение\ 30\ 27730\
13.\ Джизакское отделение\ 34\ 37492\
14.\ Гулистанское отделение\ 33\ 34265\
Итого\ 452\ 486095,1\

Вышеуказанные эксперты также отметили тенденцию высокой активности в освоении кредитов со стороны предпринимателей г.Ташкента (28%), Самаркандской (12%), Андижанской и Наманганской (по 9%), Ферганской и Навоийской (по 8%) и Ташкентской (7%) областей и другие регионы (19%). В то же время заметны тенденции в предпринимательском движении в Каракалпакстане, Джизакской, Хорезмской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях. Эксперты выразили неудовлетворение тем, что предприятиями Бухарской и Сырдарьинской областей было предоставлено всего по одному проекту.

Из принятых к финансированию 96 проектов на сегодняшний день введены в эксплуатацию и начато производство по 68 проектам, а по остальным идут подготовительные работы – от изготовления оборудования до монтажных и пуско-наладочных работ.
Узнацбанк подготовил проект положения “О фонде льготного кредитования производственных микрофирм, малых и средних предприятий, дехканских и фермерских хозяйств”, объем которого формируется за счет прибыли банка на 2000 год и предварительно составляет 2045 млн. сумов (см. таблицу № 32).

Таблица № 32. Секторное микрокредитование Узнацбанком
№\ Сектор экономики\ Количество выданных кредитов\ Сумма кредита, млн. сумов\
1.\ Животноводство \ 265\ 286,6\
2.\ Растениеводство \ 37\ 34,9\
3.\ Птицеводство \ 8\ 6,0\
4.\ Производство товаров народного потребления\ 109\ 124,7\
5.\ Строительство \ 3\ 5,1\
6.\ Пчеловодство \ 5\ 4,7\
7.\ Услуги\ 25\ 24,1\
Всего\ 452\ 486,1\