Раздел 2. Параграф 19

Тамила Абдуллаева
2.19. Стратегия среднесрочного развития Узбекистана

Девятый год независимости Узбекистан встретил оптимистичными экономическими показателями, особо выделяющими его в числе других стран Центрально-Азиатского региона. Последовательные экономические реформы обеспечили рост валового внутреннего продукта, частного потребления, инвестиций и экспорта. Созданы хорошие макроэкономические предпосылки для роста народного хозяйства (сравнительно низкая инфляция, небольшой государственный долг и другие). И все же экономические реформы еще не завершены. В настоящее время развитию государства угрожает, главным образом, неравномерное распределение роста доходов и дефицит счета платежного баланса, неэффективное использование имеющихся природных, материальных и трудовых ресурсов, а также коррупция и теневая экономика.

Дальнейшие темпы роста, несомненно, будут зависеть от того, насколько удачно правительству удастся завершить начатые реформы, а также от ситуации во внешней среде. Все преобразования, проводимые во всех сферах хозяйственной и общественной жизни Узбекистана, а также их дальнейшее развитие связаны с последовательной интеграцией в мировой и региональные рынки. С целью конкретизации государственных приоритетов и мероприятий, которые могли бы способствовать экономическому росту, необходима разработка среднесрочной программы, в которой нашли бы место позиция правительства по методам и механизмам реализации экономической доктрины, шагов по продвижению страны к рыночному хозяйству западного типа, но с восточными особенностями. Данная политика должна основываться на принципах конкуренции и частной собственности, открытой внешней торговлей и постепенной подгонкой экономической среды к требованиям Всемирной торговой организации.

Данная среднесрочная стратегия должна охватывать период до 2010 года, и главной задачей этого документа должно стать анализ и прогнозирование факторов роста, увязка теоретических выводов с практической деятельностью по их осуществлению, с тем, чтобы процесс роста был эффективным по отношению к окружающей среде и ресурсам, стабильным, всесторонним, диверсифицированным и сбалансированным с точки зрения национальной экономики. На базе этого можно разрабатывать сценарии и модели экономического развития Узбекистана.
Выработка среднесрочной стратегии дает возможность правительству подготавливать политику реформ более основательно и фундаментально. Она должна стать базой для разработки и детализации программ отраслевой стратегии, государственных инвестиций, приоритетов республиканского бюджета и т.д. Конечно, данные мероприятия должны быть взаимно согласованы и скоординированы. Поэтому одной из актуальных задач является упорядочение всех изданных в стране стратегических документов (национальных и государственных программ, концепций и стратегий секторов и т.д.) в обозримой системе. По нашему мнению, главными вопросами экономической политики, которым сейчас следует уделять особое внимание, являются:

- стимулирование экономического роста и конкурентоспособности;
- экономические и политические отношения с иностранными государствами, особенно с тем, которые, как и Узбекистан, входят в экономические группировки (Организация экономического сотрудничества - ЭКО, Центрально-Азиатское экономическое сообщество - ЦАЭС, Экономический союз СНГ, ГУУАМ, Шанхайская организация сотрудничества и др.);
- проблема дефицита текущего платежного баланса;
- повышение эффективности приватизированных предприятий;
- безработица и связанная с ней нищета и социальное отторжение части населения.

В ходе проведенных за девять лет реформ главное внимание было уделено фискальной и монетарной стабилизации, приватизации, созданию необходимых институтов рыночной экономики, оставляя несколько в стороне осуществление мероприятий структурной политики стимулирования развития (например, реальная поддержка малых и средних предприятий, привлечения инвестиций, стимулирование экспорта, создание равных возможностей развития бизнеса по регионам и др.). Конечно, в этой сфере работа проводилась, и – нужно признать – немалая. Все же реальная отдача от проводимых правительством мероприятий остается недостаточной.

В среднесрочной перспективе уровень технологии и образования определит, смогут ли узбекистанские предприятия и рабочая сила конкурировать на мировом рынке. Поэтому следует разрабатывать такие инструменты, которыми можно было бы стимулировать производство высокотехнологического уровня. Следует поощрять научные исследования и эксперименты, чтобы способствовать внедрению новых технологий в производство, повышая отдачу науки и укрепляя связку “образование - наука – производство – потребитель”.

Для активизации этих процессов государству следует больше поддерживать малые и средние предприятия, увеличивать капиталовложения в инфраструктуру и образование, стимулировать внедрение новых технологий и т.д. Это потребует дополнительных средств из государственного бюджета, которые можно было бы получить, ускоряя реформы в государственном секторе и передавая несвойственные государству функции частному сектору. Для рационального использования госсредств необходимо обеспечить обозримость и “прозрачность” системы сводного бюджета. Необходимо совершенствовать процесс составления бюджета с тем, чтобы мероприятия, способствующие развитию, инициированные министерствами, ведомствами, а также неправительственными ассоциациями, имели приоритетный характер.

Полагаю, что именно сейчас, когда Узбекистан находится в переходном периоде, государство должно стимулировать экономический рост инвестиционными программами, одновременно улучшая их эффективность, финансируя вложения в инфраструктуры, в образование и в системы консультаций. Осуществление строгой фискальной политики не является самоцелью и не должно реализовываться любой ценой. Сбалансирование государственных доходов и расходов, включая чистые ссуды, следует предусматривать на среднесрочный и даже долгосрочный период. Небольшой рост фискального дефицита в отдельные годы можно было бы даже допустить за счет реализации государственных программ.

Конечно, для стимулирования инвестиций следует усовершенствовать налоговую систему с тем, чтобы налоги с доходов, которые инвестируются отечественными предпринимателями, были бы по возможности снижены, в частности тогда, когда прибыль идет не на потребление, а вкладывается в производство на увеличение основных фондов. Что касается внешних инвестиций, то здесь также важно способствовать широкому привлечению Узбекистана в транснациональные корпорации, так называемые brand name с крупными проектами. Они имеют большие средства, опыт, современную технологию, свою “нишу” на рынке, и их появление в Узбекистане побудило бы других инвесторов последовать их примеру.

Для привлечения транснациональных компаний следует разработать пакет стимулов крупным инвестициям. В то же время республика сможет обеспечить быстрый экономический рост при благоприятных обстоятельствах внешней среды. В интересах Узбекистана ликвидировать препятствия в торговле и экономической кооперации, таким образом, повышая свою конкурентоспособность, расширяя экспортный рынок и привлекая больше иностранных инвестиций. Несомненно, важнейшей экономической задачей является постепенная интеграция Узбекистана в экономические группировки, особенно Европы и Юго-Восточной Азии. Однако не менее важно расширять торговые связи с партнерами по СНГ и Балтии, одновременно расширяя экспортный рынок и экономические отношения с другими странами, чтобы снизить уровень риска в сотрудничестве только с государствами одного региона.

Главным средством улучшения внешней торговли и сальдо текущего счета платежного баланса является увеличение экспорта. Это достижимо только путем комплексного улучшения экономической среды в стране, увеличения конкурентоспособности предприятий и развития преимуществ Узбекистана в области внешней торговли, транзита и туризма. Одновременно с дальнейшей либерализацией внешнего рынка следует более активно проводить мероприятия, способствующие экспорту, как расширяя информационное обеспечение экспорта, совершенствуя механизм кредитования, так и обеспечивая защиту внутреннего рынка.
В нынешнем Узбекистане ясно видна необходимость не только укрепить уже достигнутый уровень экономического роста, но и принять меры, которые бы обеспечили, чтобы плоды реформ  были доступны всем, и таким образом устранить имеющееся неравноправие. В связи с этим первоочередной задачей является снижение безработицы, ибо она – главная причина нищеты и социальной отторженности. Это можно достичь только тогда, когда будут продолжены экономические реформы во всех областях. Все же особое внимание следует уделить стимулированию развития депрессивных регионов, именно там наблюдается самый высокий уровень безработицы. Необходимо создавать реальные рычаги и инструменты для стимулирования предпринимателей, вкладывать средства в эти регионы. Также государство с помощью инвестиционных программ должно вкладывать больше средств в улучшение инфраструктуры.