Раздел 2. Параграф 13

Тамила Абдуллаева
2.13. Особенности древнего искусства

Торговля – это универсальное изобретение человечества, которое не только стимулировало развитие производства и рынка, но и сыграло одну из главнейших ролей в развитии цивилизации. Нужно отметить, что торговля возникла еще в первобытные времена (возможно, в период палеолита) и носила, по своей сути, форму бартера, то есть простого обмена. На заре каменного века торговля шла между племенами, обитавшими на значительных расстояниях друг от друга, что позволило некоторым экспертом предполагать, что “международная” торговля появилась на свет раньше внутренней. Если в качестве обмена предлагались продукты питания и одежда, то в последующих поколениях товар стал разнообразен: торг шел, прежде всего, предметами роскоши (драгоценными и отделочными камнями, редкими породами древесины, пряностями, шелками и пр.), и вели его странствующие коммивояжеры – купцы-арабы, фризы, евреи, саксы, а потом и итальянцы, превратившиеся в одну из ведущих торговых наций мира.

Купцы связывали народы и страны друг с другом, становясь попутно дипломатами, и географами, и первооткрывателями. Стоит вспомнить то, что главной целью Колумба был сугубо торговый интерес – найти короткий путь к берегам Индии, чтобы дешевле стало ввозить в Европу экзотические товары и дорогостоящие пряности. В свою очередь купцы стимулировали как отечественное, так и зарубежное производство. В дальнейшем торговля стала многообразной и многопрофильной.

Торговля имеет и глубокие корни в Узбекистане. Недаром по его территории проходил Великий Шелковый путь, а самаркандцы и бухарцы считались одним из лучших купцов. Но развивалась не только внешняя торговля, без развития внутренней нельзя было поднять в те времена ремесла, мануфактуры, а потом и заводы.

Как же развивалась торговля в 1999 году? Эксперты отмечают, товарооборот был выше уровня 1998 года на 10,5%. Объем розничного товарооборота Узбекистана достиг 1148,8 млрд. сумов. Однако наиболее высокими темпами отличились в сфере торговли Бухарская, Сурхандарьинская, Хорезмская области и Республика Каракалпакстан, где рост варьировал от 112,8% до 115,9%. Через розничную сеть официально зарегистрированных торговых предприятий населению было реализовано товаров на 466,7 млрд. сумов. Кстати, на 96% товарооборот формировался за счет негосударственного сектора, причем товарооборот средних предприятий достиг 48,6 млрд. сумов.

Статистика утверждает, а ей нет смысла врать, что в структуре розничного товарооборота 57,7% составляли продовольственные товары, 42,3% - непродовольственные. Активно развивалась торговля на вещевых, смешанных и продовольственных рынках: здесь объем оборота достиг 682,1 млрд. сумов, а это 59,4% от общего товарооборота.

Среднереспубликанский товарооборот на душу населения увеличился с 29,5 тыс. сумов в 1998 году до 47,1 тыс. в 1999 году, или возрос в сопоставимых ценах на 8,8%. Самые низкие показатели товарооборота на одного жителя приходились на Каракалпакстан, Сурхандарьинскую и Джизакскую области, где отмечалось отставание от уровня республики в 1,9-2,5 раза.

На 1 января 2000 года в розничной торговой сети имелось запасов потребительских товаров на 32 дня торговли, что в абсолютном объеме составило 36,5 млрд. сумов, в том числе консигнационных товаров – на 4,1 млрд. сумов и 4 дня торговли. Обеспеченность розничного товарооборота товарными запасами в регионах значительно дифференцирована и колеблется от 12 дней в Андижанской области до 43 дней в Кашкадарьинской и Навоийской областях.

Говоря о сфере услуг, нельзя не затронуть работу общественного питания. Так, ими в 1999 году было реализовано продукции на 32,5 млрд. сумов, что больше по сравнению с 1998 годом на 1,8%. Кстати, доля общепита в общем объеме торговли не превысила 2,8%. Между тем здесь отмечена тенденция: идет рост услуг со стороны физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Удельный вес продукции, реализованный ими в системе общепита, составил в среднем по республике 31,1%. Данный показатель был выше в Ташкентской (46,1%), Джизакской (56%), Сырдарьинской (56,4%) и Андижанской (59%) областях.

За счет реализации автомобилей населению в 1998 году было обеспечено 12,2% розничного товарооборота официально зарегистрированных торговых предприятий при 13,2% в 1997 году, 12,4% - в 1999 году. По состоянию на 1.01.2000 остатки автомобилей в розничной торговой сети Узбекистана составили 92 шт. на 92,9 млн. сумов.
В 1999 году населению республики было реализовано алкогольных напитков на 40,9 млрд. сумов.

Таблица № 16. Динамика реализации автомобилей населению Узбекистана
Марка \ 1997\ 1998\ 1999\
Тыс. шт.\ Млрд. сумов\ Тыс. шт.\ Млрд. сумов\ Тыс. шт.\ Млрд. сумов\
Всего \ 40,5\ 29,1\ 40,4\ 35,5\ 43.4\ 57,8\
Дамас \ 7\ 4,3\ 10,9\ 8,2\ 12,3\ 13,8\
Тико \ 14,8\ 7,1\ 14,4\ 8,8\ 14,2\ 13,1\
Нексия\ 18,7\ 17,6\ 15,1\ 18,5\ 16,9\ 30,9\