Вылет по времени

Дмитрий Ансеров
                Грозовой июль 1982года, ГСВГ, наш 73-й Гвардейский ИАП, закончил учения и должен перелетать с оперативного аэродрома Кохштед на базовый, домой в Кетен. На учениях моя спарка Миг-23 УБ успешно слетала всего один раз, на облет радиотехнических средств, за что мы с механиком, в тот же день получили перед строем полка благодарность от командира. Учения длились несколько дней и вот завершаются перелетом обратно.
                Раннее утро, закончилась предполетная подготовка, сел разведчик погоды, вот - вот начнется разлет, пилоты уже у самолетов, у меня летит командир полка с своим заместителем , причем как это и положено, они взлетают первыми, а за ними все остальные самолеты полка поэскадрильно, взлет строго по времени.
                Вот подъехали и мои пилоты, в хорошем настроении, я доложил командиру, с механиком посадили их в кабины, помогли пристегнуться, сняли блокировочные чеки  с катапультных кресел и отдали их пилотам, проследив, чтобы чеки были надежно спрятаны в карманы летных комбинезонов, а карманы застегнуты на молнии. По прилету домой чеки отдадут тому технику, который будет их встречать, что бы он безопасно высадил летчиков из кабин. 
                Пилоты сидят, поглядывают на часы, выжидают время.  Наконец запросились, дали им запуск, они фонари закрыли, а мы проконтролировали закрытие по меткам, стоим на связи, ждем, а запуска нет. Командир по СПУ(самолетное переговорное устройство) говорит, что уже несколько раз пытался запустить двигатель, все включено, РУД (рычаг управления двигателем) на площадке «малого газа», жмет кнопку запуска и ничего. Вижу человек нервничает, и смотрит на меня уже очень нехорошо и говорит, что сейчас пойдем на другой самолет,при этом начинает расстегивать на себе привязную систему. А времени уже как, три минуты лишних прошло. Думаю о последствиях, что с пересадкой на другой самолет потеряют 10-ть минут, как минимум, даже если не пойдут, а побегут, или даже на УАЗике поедут… И тут словно озарение.
                Погода все учения дождливая и сырая была, все летали, а спарка стояла под чехлами и под маскировочней сетью. Вспомнился регламент по подготовке МиГ-21СМ, где в предполетную подготовку предписывалось три раза РУД переместить в пределах сектора, видимо, чтобы контакты низкоточных цепей запуска скользящие почистить, если закисли. Думаю:"А вдруг?" и выдаю командиру соответствующую рекомендацию. И точно, пошел родимый - сначала низкий вой и сноп пламени  из выхлопа турбостартера, а вот и сам двигатель обороты через гидромуфту подхватил. Энергично по СПУ читаю пилотам "молитву" - карточку -памятку, чтобы не забыли выполнить необходимые проверкии и включения перед выруливанием, одновременно контролируем с механиком выпуск закрылков и консолей крыла на взлетные  углы, рукой  проверяю нагрев трубки ПВД (приемника воздушного давления), наконец завершающий  пункт "молитвы"- МРК(механизм разворота переднего колеса) ВКЛЮЧЕН! Снимаем с механиком заглушки с взлетных створок, убираем колодки, я даю пилотам отмашку на выруливание. Обычно это делается рукой с зажатыми в ней чеками катапультного кресла, чтобы пилот видел их и знал, что препятствий к катапультированию нет( в случае чего). На этот раз чеки от кресел у пилотов.
                На следующий день опять я был перед строем полка, обласкан почестями, командир с восхищением преподносил мои достоинства, как опытнейшего  техника самолета , который в считанные секунды сумел проанализировать, правильно определить и т.д и т.п., посетовал, что скоро будут провожать меня в академию (куда я уже, к тому времени поступил на выездных сборах). Не скрою, было мне приятно и хорошо на душе: служба в боевом полку завершается успешно, впереди учеба в академии, получение высшего образования, открываются новые широкие горизонты и под ногами в этот раз конкретная, широкая и светлая полоса удачи.

Подмосковье, 2008г.