История старого парка

Андрей Голицин
История старого парка.


Парк был разбит очень давно, наверное, еще тогда когда наши бабушки были совсем маленькие и играли в классики на дорожках этого парка. Он сильно зарос и некоторые дорожки, стали совсем узенькие, стесненные со всех сторон ветвями кустов и деревьев. На одной из таких аллеек стояла старая парковая лавочка, она была буро-зеленого цвета, с темными, чугунным ножками. Доски на лавочке местами были сломаны, местами просто сгнили, но все равно лавочка была фундаментально прекрасна, как ушедшая эпоха. Об этом ей всегда говорил старый фонарь, притулившийся с боку. Он смотрел на лавочку из под своего ржавого плафона-шляпы, покачивая на ветру давно не работающей лампочкой. Он также был из того времени, его затейливый завитки столба давно не знали краски, сам столб посерел от времени и покосился, но фонарь гордо и упрямо стоял возле своей дамы – парковой лавочки.
Днем на лавочке сидели молодые мамы и бабушки с детьми, вечером лавочку занимала молодежь а ближе к ночи, если позволяла погода на лавочке располагался очередной бродяга, решивший провести теплую ночь на природе скрытый от любопытных глаз ветвями деревьев
К осени лавочка совсем развалилась, и служащие парка ломами разбив деревянный настил, потащили доски на костер.
-Как жалко, как жалко- Запричитал старый фонарь-Какая потеря я знал эту лавочку целых двенадцать лет!
-Ну и что-Ехидно отозвалось чугунные ножки-Подумаешь двенадцать лет! Я  то тебя знаю целых шестьдесят!
Ну вы то остались, вас же не разбили ломом и не потащили на костер! – Прошептал фонарь.
А я гляжу, тебе этого очень хочется! Нет брат чугун не горит, нас огнем не испугаешь, не то что эти палки-
Да как вы можете - сказал старый фонарь-вы же с ней прожили вметет не один год!
Да ладно тебе – отозвались ножки, я таких пять пережила и еще столько же переживу, сейчас новую притащат, чего убиваться то?
А если не притащат, так и вовсе отлично перезимую так, без лавки, отдохну немного.
Проходили дни, осеннее солнышко освещало парк веселым , теплым светом, листья подхватывали лучики света и весь парк горел желто-красным огнем. Старый фонарь скучал по лавочке, ему не хватало их долгих, милых бесед. Чугунное основание- ножки в собеседники совсем не годились, она только обсуждала проходящих мимо женщин и ругалась на пристраивавшихся к ней собак.
В холодное ноябрьское утро, двое рабочих парка с самого утра очистили ножки от опавших листьев и земли, затем старший пошел за краской,  а его коллега принялся чистить большой щеткой с металлической щетиной изрядно заржавевшие ножки.
-Вот, вот так и еще сбоку потри немного-ежились  от наслаждения   ножки - А то совсем запустили меня! Если еще и покрасите то совсем красота!
Проснувшийся фонарь свысока наблюдал за действием, он тоже хотел что бы его завитушки и столб почистили и покрасили, но попросить рабочих сам он не мог и постоянно надеялся на чудо, однажды проснувшись утром обнаружить рабочих чистящих его плафон или меняющих его давно перегоревшую лампочку.
Вскоре явился ушедший рабочий, он принес банку с черной краской и к удовольствию ножек стал густо красить подготовленные товарищем места.
- Да, жить стало лучше, жить стало веселей – радовались ножки – Уж кто, кто, а мы это заслужили, стоишь тут в земле, лавочку на плечах держишь вместе с её народом а внимания и уважения никакого.
Я рад за вас – промолвил фонарь – Наверное, это очень приятно, когда кто то заботится о тебе, ремонтирует, следит за тобой.
- Да ладно, завидно тебе просто – фыркнули ножки – запомни, заботятся о тех, кто нужен, а мы просто необходимы, основа всех основ, так сказать.
- Не то что ты, стоишь тут с начала времен, а толку никакого, вот сколько лет уже лампа твоя не светит, а её никто не меняет, значит, ты просто никому не нужен.
- Я нужен – залепетал фонарь – я, очень нужен, просто в данный момент видимо не до меня, другие заботы, другие дела…
- Ну да – согласились ножки – дела другие, видишь, меня в порядок приводят, на мне скамейка держится, на  ней люди сидят, я вся в работе! А на тебе кто сидит? Кого на себе ты держишь? Раньше хоть светил, а сейчас что? Правильно, что тебя не ремонтируют, смотри того гляди и провода отрежут а там и до утиля не далеко а мы ножки вечные нам все равно чего на себе нести.
- Отрежут провода! Меня в утиль? – Ужаснулся фонарь и его плафон закачался на ветру – Да вы, вы, ножки…Да о вас и никто не знает, я людям светил а вас под скамьёй и видно не было…
- Да мы герои небольшого роста – отозвались ножки – Но ремонтирую, заметь нас!
Фонарь замолчал и стал смотреть, как ветер гоняет жухлую листву по дорожкам парка, листва практически вся опала, парк стал прозрачен и гол. Старый фонарь с трудом разобрал очертания такого же фонаря на соседней аллее, тот тоже стоял тихо склонившись около своей лавочки.
Старому фонарю захотелось узнать как у него дела, светит ли его лампа и как поживает лавочка…Но расстояние было слишком велико да и ветер сильно дул в другую сторону, докричатся не было ни какой возможности….Да и что то давно в той стороне по ночам не было света…
- Неужели это конец – Подумал он – неужели эти милые рабочие в оранжевых жилетах, закончив красить ножки, спилят его, смотают провода, разобьют не рабочую лампочку…А его самого как старую, сгнившую лавочку бросят в костер на окраине парка?
- Нет! Это не возможно! – в сердцах вскрикнул фонарь – Мы, фонари такая же история парка как кусты, деревья и лавочки, нас помнят люди, именно под нашим мягким светом соединялись навеки судьбы и сердца! Нас надо только немного подновить, покрасить и поменяв лампочки, пустить электричество и мы еще послужим! Ведь у каждой лавочки обязан стоять свой фонарь…
- Нет, это нереально – словно прочитав его мысли, вынесли вердикт ножки – спилят тебя, а на твоё место поставят наконец, бетонного красавца, с люминисцветной лампой!
-А он не то что ты…железка снизу, железка сверху, бревно между, бутерброд с плафоном…
-Ждите…Грустно сказал фонарь…И мечты ваши сбудуться…
Он не спорил больше с ножками а грустно смотрел вдаль…где в туман ветвей опавших деревьев виднелись такие же фонари, некоторые из них стояли беспомощно размахивая на ветру обрывками проводов…Наверное это все, подумал старый фонарь…до следующей весны мне не дожить…
Дни становились все холоднее, зима почему то не спешила, и только иней на не опавших листьях говорил о том что впереди только холод…и теплые дни давно прошли..
Через неделю к фонарю подъехал небольшой, парковый трактор. Из кузова резво выпрыгнули два знакомых рабочих и принялись разгружать длинные, покрытые лаком бруски.
-Видал! – Закричали ножки фонарю. –Это нам! Какие красивые! Лаком покрытые! Не то что те...Гнилье, зеленой краской замазанное! А вот это другое дело, нам такое к лицу!
Разгрузив брус, трактор потарахтел прочь а рабочие быстро и ловко начали собирать новую лавочку. Работа спорилась и через несколько часов лавочка была готова, она стояла сверкая лаком на скудном ноябрьском солнышке, привлекая всеобщее внимание…
К рабочим между тем подошел заведующий парковой службой и придирчиво осмотрел новую лавочку.
-Хороша! Вынес вердикт заведующий. Молодцы ребята, собрали как надо…О да еще и ножки подновили…Хвалю…
Затем его взгляд скользнул на фонарь и он задумался.
-Мужики а что с этим то делать будем? – Спросил он рабочих.
«Мужики» подошли поближе, и уставились на фонарь. Затем молодой взял гвоздодер и  ткнул им столб фонаря, фонарь зашатался с него посыпалась уцелевшая на плафоне краска а железные завитушки жалобно зазвенели.
Юрий Иваныч! Гнилье! В костер его! – воскликнул парень.- А железки в утиль.
Фонарь все понял…Реальность перестала существовать…Вот он какой последний день в жизни фонаря…на костер…все таки на костер.
-Он давно уже не работает-Заметил старший-А чинить нельзя, ветхий очень…да и электричество давно ему отключили…провода то тоже сгнили…надо бы убрать его, пока он никого не пришиб…а то рухнет еще.
Юрий Иванович нахмурился, почесал лоб и посопев немного дал команду.- Ладно мужики, все, шабаш, на сегодня, завтра решать будем…Тут кроме фонарей, на трех аллейках лавочки не собраны…Все пошли…Разберемся.
Фонарь замер, его не интересовало больше ничто, ножки пищали где то внизу, знакомясь со своей второй половиной-красавицей лавочкой, вечер наступая дышал холодом, воробьи как обычно устроили возню в кустах…Какой то малыш подошел к фонарю, потер его основание своей лопаткой и спросил у своей бабушки.-Ба, а почему фонарь не горит?
Бабушка принялась объяснять ему, что фонарь старый, лампочка перегорела. В конце устав все это говорить, она сказала что фонарь просто очень старый и просто устал светить.
-Малыш, выслушав бабушкино объяснение, подумал и сказал – Не ба, не устал он светить, он же стоит? А стоять наверное труднее… Если стоит значит должен светить…Вот уже темнеет, сейчас домой пойдем а светил бы фонарь мы бы еще погуляли, правда?
-Правда. Задумчиво отозвалась бабушка.
Бедный фонарь чуть не заплакал, да он готов даже днем светить Максиму, бабушке и всем другим на этом свете! Но он не может…просто не может…
Шли дни, ноябрь подходил к концу а снег так и не выпал, дни стояли сухие и немного морозные, солнышко не грело но очень приятно светило, все было так же как и всегда.
Ножки без умолку болтали с лавочкой, радуясь что из-за запаха краски собаки обходят их стороной. Народ, проходя мимо, невольно заглядывался на эту свежую красавицу, а некоторые присев на неё говорили ей комплименты.
Фонарь стоял в оцепенении, он даже не познакомился с новой лавочкой…Он стоял и ждал смерти…Каждое утро и весь день пока было светло он ждал двух рабочих с инструментом…что бы лишить его жизни…А они все не шли и не шли…Это была просто пытка…
В один из вечеров сильно похолодало, поднялся ветер, старый фонарь случайно взглянул в ту сторону где тоже была лавочка и стоял фонарь, то что он увидел его поразило, там был свет! Там был свет простой лампочки, желтый теплый и такой милый свет.
Свет! – Закричал старый фонарь.- Я вижу свет! Значит, есть еще живые фонари!
-Да чтоб тебя. Сердито отозвались ножки. – Что так кричишь, спать мешаешь?
Я вижу свет! Захлебываясь кричал фонарь. Это свет такого же фонаря как и я… Это наш свет, мы так светим с самого рождения!
-Ну и что? Дальше то что? Ты то вон не светишь.- как то скорбно произнесли ножки, и фонарь уловил в их словах оттенок сочувствия.
На следующий вечер, фонарь еще до наступления темноты стал вглядываться в ту сторону, где прошлой ночью был виден свет. Он ждал наступления темноты и страстно желал увидеть свет своего собрата.
Каково же было его удивление, когда он насчитал целых три работающих фонаря. Он не хотел знать как его братья с разбитыми лампочками и давно оборванными проводами снова стали светить, он просто желал чуда и оно произошло.
На следующий день, утром он увидел вдалеке на аллейке двоих рабочих, сердце его, просто певшее с той самой ночи, когда заработал первый фонарь, резко остановилось…все подумал он, это конец…
Они неторопливо подошли, закурили и усевшись на новую лавочку стали чего то ждать, вскоре раздалось тарахтение и к ним подъехал трактор, рабочие выгрузили лестницу и один из них, приставив её к фонарю стал взбираться на верх.
Фонарь замер…страх до этого обитавший где то внутри мгновенно вылетел
наружу, фонарь отчаянно замотал головой-плафоном, но рабочий ловко схватив его за неработающую лампочку приподнял и заглянул внутрь, затем он выхватил из кармана ножик и одним движением перерезал провода…Фонарь ахнул и потерял сознание…
Что с ним произошло потом фонарь помнит плохо, он чувствовал как его плафон с основанием-завитушками сняли со столба, он слышал жуткий звук пилы пилящий его столб и удары лома по его железному основанию…Он на секунду пришел в себя и понял что это агония…Рабочие сваркой резали его основание, деревянный столб лежал рядом, безжалостно спиленный наполовину, другую половину рабочие пыхтя вытаскивали из разрезанного сваркой основания…
Сколько прошло времени фонарь не помнил, он был все это время как во сне…В кошмарном сне…Желание жить в нем угасло насовсем…Он понимал, что прожил весьма долгую, для фонаря жизнь и что вечного в этом мире ничего нет…
Старый фонарь очнулся от  резкого, холодного, северного ветра, который гнал тучи мелких, ледяных колючек…Фонарь смотрел сквозь снежную пургу, не понимая он жив или мертв? Кругом было белым бело…Земля, деревья и кусты были покрыты белым саваном зимы…Все замерло вокруг, не криков птиц, не голосов людей…Только шум ветра и треск ломающихся веток…
И вдруг не успел он еще раз убедиться, жив он или нет, его не совсем еще очнувшегося пронзил электрический разряд в сотни вольт, лампочка несколько раз мигнув, ярко вспыхнула и осветила все вокруг приятным, желтоватым светом. Фонарь не понимал, что с ним происходит, он ожидал костра и утилизации а тут…
Ветер гудел все сильнее, натянутые как струны провода пели на ветру свою прекрасную песню…
Как сильно натянуты провода, думал старый фонарь, мой столб может не выдержать… Но столб держал, да еще как! Фонарь стоял прямой и гордый как мачта на хорошем корабле, новые провода не боялись ветра и крепко держались за новенькие изоляторы а мощная лампа светила как солнце.
Ветер стал стихать и фонарь оглядел себя. Вместо старого, гнилого столбика к его, выпрямленному и накрепко забетонированному основанию была приварена шестигранная мачта! На ней сбоку располагались два ослепительно белых изолятора. А его старый плафон, покрашенный с новым патроном и лампочкой венчал все это великолепие, качаясь на милых сердцу, железных завитушках, покрашенных, как и всё остальное в торжественно-черный цвет.
Фонарь торжествовал! Ему сохранили его жизнь и доверили, опять светить людям… Он стоял и плакал от счастья, растопленный от мощной лампы снег на плафоне слезами капал на аллейку…
Рядом на других аллеях светили чудесным живым светом такие же новые фонари из далекого прошлого,  старого доброго прошлого, которое как по мановению волшебной палочки вернулось назад и без промедления влилось в настоящее.
Утром фонарь был разбужен чей то оживленной болтовней, красавица лавочка и ножки живо обсуждали новую внешность фонаря.
-Доброе утро, милая лавочка, доброе утро ножки, как вам спалось? – поинтересовался фонарь.
Нормально – ответили ножки, не сводя глаз с фонаря – а тебе я смотрю последние два дня пошли на пользу…помолодел, стал стройнее а главное опять светишь.
- Кстати милая – обратились ножки к лавочке – ты же с ним не знакома, это мой старый друг фонарь…теперь такой же как и я, железный… То есть вечный… прошу любить и жаловать.
- А я лавочка – чудесным голосом произнесла красавица. И старый фонарь понял, что снова влюблен…

12.02.09. Москва
Не редактированное.