Современная война - шаг в прошлое

Александр Ручко
СОВРЕМЕННАЯ ПАРТИЗАНСКАЯ «ДОРОЖНАЯ ВОЙНА» - ЭФФЕКТИВНЫЙ ШАГ В ПРОШЛОЕ.

     Одной из характерных особенностей боевых действий в локальных войнах и вооружённых конфликтах является активное вооружённое противоборство на коммуникациях. Для надёжного обеспечения безопасного прохождения колонн по маршрутам движения организуется и осуществляется большой и сложный комплекс организационных (прикрытие колонн боевыми машинами, боевыми вертолётами и огнём артиллерии, охрана «узких» мест маршрутов и т.п.) и технических мероприятий (повышение огневой мощи и защищённости боевых машин, совершенствование средств разведки, особенно инженерной и т.п.). Одним из них является повышение индивидуальной защищённости автотранспорта от огневого воздействия противника. И это не территориальные особенности той или иной горячей точки, это, похоже, уже новый этап в развитии локальных войн – за невозможностью противостоять хорошо экипированному и вооруженному противнику, более слабые вооруженные формирования переходят к изнурительной партизанской войне, пытаясь экономически подорвать врага. С этим столкнулись как Россияне в Чечне, так и Американцы, и наши миротворцы в Ираке. И те и другие, и третьи не были готовы к «дорожной войне», отсюда и относительно высокие потери. Однако выводы американцы и русские из создавшейся ситуации вынесли и активно решают данную проблему, наши же военные, имея все ресурсы для принятия своего решения проблемы «дорожной войны», с выводами не спешат.
     Например, в ходе первой чеченской кампании в России (1994-1996), с увеличением потерь личного состава в воинских частях Вооружённых сил РФ появилось некоторое количество автомобилей «Урал-4320» с локальной бронезащитой. До этого грузовые автомобили «федиралов» бронировались «кто как смог» - было даже так называемое «деревянное бронирование», которое достигалось обшиванием кузовов грузовиков довольно внушительным по толщине неотесанным кругляком. Поэтому новинка, несмотря на определённое несовершенство схемы и конструкции, во время ее боевого применения получило положительную оценку. Полученный опыт был учтён и в ходе второй чеченской кампании, т. е. контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе. Бронированные «Уралы» и «Уазы» в довольно больших количествах появились в войсках Министерства обороны и воинских частях и органах МВД РФ – Россия, наконец, озаботилась сохранностью личного состава на марше.
     Однако вышеперечисленные меры хороши для противодействия стрелковому оружию. При этом они малоэффективны против радиоуправляемых фугасных мин – еще одного достаточно эффективного средства «дорожной войны». Конструкция такого радиоуправляемого дорожного сюрприза (управляемых по проводам или по радио) включает в себя такие мощные боеприпасы, как 152-мм и 122-мм артиллерийские снаряды, или 120-мм мины, устанавливаемые сбоку от полотна дороги. При взрыве такого вот «адского механизма» порой не выдерживает броня танка, не говоря уже о более легких бронемашинах, поэтому в сочетании с бронированием необходимо учитывать и скоростные возможности бронированного транспортного средства.
     Действие радиоуправляемых «партизанских» фугасов сполна на себе это прочувствовали американские военные, увязшие в боях с партизанско-террорестическими группами на территории Республики Ирак. Американской армии пришлось после «Вьетнам» еще раз по-новому, на своих ошибках, изучать методику антипартизанской борьбы в условиях уже не джунглей, а тотальной дорожной войны, устроенной им многочисленными группировками из числа «непримиримых». И если у них, как и у русских, с проблемой обстрела из легкого стрелкового оружия вопрос решился методом дополнительного бронирования автотранспорта, то с мощными придорожными фугасными минами справиться не получается. Уже даже не спасает ни хороший мощный мотор, ни высокая скорость движения по трассе. Ежемоментно, дорогие, напичканные электроникой знаменитые «Хаммеры» - один из основных легко-бронированных средств передвижения армии США вдруг превратился в отличную мишень для минеров аматоров, с дай Бог, трехклассным образованием.  Впопыхах американские военные начали внедрять армейские автомобили с противо-фугасной защитой, на что «непримиримые» ответили усилением закладываемых фугасов, которыми теперь можно отправлять «на луну» даже целые танки!
     За последние годы войны, методов и способов борьбы с авто-бронетранспортом «оккупационных войск» у иракских «борцов за свободу» просто великое множество. В мину превращается все, что можно в нее превратить. Это и противобортовые мины, собранные из трубы и реактивного выстрела РПГ, это ручные мины с инерционным взрывателем которые бросаются из толпы в проносящийся мимо «Хаммер» или какой другой армейский авто, это конструкции собранные из нескольких артиллерийских снарядов и канистр с бензином. В Ираке это уже своего рода искусство – теперь каждый предмет на обочине дороги может содержать радиоуправляемую мину, будь то авто, или просто сбитая на дороге крупная собака или домашнее животное.
В свою очередь с подобными «сюрпризами» тоже стараются бороться – применяя средства РЕБ, надёжно подавляющая радиоканалы управления радиоуправляемых фугасов, устанавливают на бронемашины специальные металлоискатели, на штангах периодически прочесывая используемые армией дороги подобной конструкцией на большой скорости, однако взрывы продолжаются. Террористы совершенствуют свое минно-подрывное мастерство, а военные, отставая на шаг, назад пытаются им противодействовать. Дошло до того, что на самом охраняемом 12-киломметровом участке трассы Аэропорт-Багдад, каждый день, несмотря на все принятые меры безопасности, военные находят все новые и новые мины-фугасы – как иракцы умудряются их ставить, видавшие виды саперы просто диву даются.
     И если американская армия в Ираке, столкнувшись с этой же проблемой, частично решила ее разработкой и постановкой в строй, более современной военной техники – ну денег у них достаточно и солдат они своих берегут, то у нас эта проблема вообще никаким боком не поднималась. Почему это должно беспокоить наших военных? Да потому что мы, в случае повторного участия наших солдат в миротворческих операциях в Афганистане и на Ближнем Востоке или еще где, что очень вероятно в свете последних событий в мире, опять наступим на те же давно положенные грабли. И я уверен, что решать мы ее будем не финансированием новых, отечественных разработок, а все так же «по-савковковому» - на месте, подручными средствами. Жить то всем хочется!
     Методы и средства решения проблемы «дорожной войны» своими силами у нас, в Украине, были, есть и будут, осталось только дождаться «волю» профильных ведомств, а не то следующую какую ни будь миротворческую операцию, мы встретим, как всегда - на тех же «БРДМах» и «КРАЗах»…

Александр РУЧКО