Большая игра

Янушкевич Виктор
Под лапками старой ели краснела шапка подосиновика. Наклонившись, поднял одной рукой ветку, а второй потянулся за грибом. Дальше все происходило очень быстро. Я услышал предостерегающее шипение и тут же увидел гадюку, которая уже собралась атаковать меня.  Тело само отпрыгнуло назад, кроссовки скользнули по мокрой траве и я покатился в овраг. Перед глазами быстро сменялись образы листьев, веток и кусочков неба пока мое продвижение не остановил ствол поваленного дерева. Все картинки сменила вспышка искр в голове, и кажется надолго…

С закрытыми глазами я прислушался к ощущениям -  вроде бы ничего не болело.
- Очень интересный способ ты выбрал, - послышался старческий голос и тихий довольный смешок  вдогонку.
От неожиданности я вздрогнул и открыв глаза осмотрелся. В нескольких метрах ниже, на маленькой полянке горел небольшой костер, возле которого сидел старик. Он смотрел на меня и улыбался. Улыбались не только губы, но казалось и все лицо, в особенности прищуренные глаза, возле которых собрались сеточкой морщины.
- Подходи, присаживайся,- пригласил он, кивнув на место возле костра, - Живой хоть?
- Да вроде живой,- ответил я , поднимаясь.
- А откуда ты это знаешь? – и опять начал посмеиваться.
Это получалось не зло, а как-то очень даже дружелюбно, и я почувствовал, как тоже начинаю улыбаться. Я перебрался через пару поваленных деревьев и уселся напротив. В теле наблюдалась необычная легкость, наверное, последствие выброшенного в кровь адреналина.
- Выбрал способ для чего? – задал я встречный вопрос.
- Пообщаться, - сказал дед и подмигнул.
- Да нет, я Вас вообще не заметил. Это змею испугался.
- Можно и так сказать. Так, конечно, попроще будет.
Он взял ветку и пошевелил дрова в костре. Пламя взметнулось повыше, оно отражалось в его внимательных глазах, от чего те казались еще более живыми.
- Но сути это не меняет. Спрашивай, пользуйся случаем.
- О чем? – оторопел я.
- Тебе видней. Ты же меня звал, искал. Что тебя беспокоит на сей раз?
- Вы, наверное, перепутали что-то. Я Вас не знаю, да и не беспокоит меня ничего.
Старик выглядел  чудаковато, но что, то в его внешности располагало к себе, успокаивало. И я, несмотря на странное начало разговора, чувствовал себя уютно.
- Ох, беда с тобой, Виктор. И когда ты уже угомонишься… Так мы до утра можем просидеть.
Старик стал серьезным и смотрел на меня изучающе. У меня отвисла челюсть. Я хотел спросить, откуда он знает мое имя, но он остановил меня поднятой рукой и продолжил.
-  Да, ты не ходил по улицам и не спрашивал, где найти деда Егорыча. Я имею ввиду твои внутренние вопросы, из глубины души. Видишь ли, нас всегда кто-то слышит, но ты ищешь так настойчиво, что просто необходим ответ. Нет, мысль, что я сумасшедший отбрось сразу.., и ты нормальный, не переживай. Представь все это философской беседой, полчаса тебе погоды не строит.  И так, откуда на сей раз эта депрессия и меланхолия? Да ты не спеши, соберись с мыслями, а я пока трубку забью.
Старик снова улыбнулся, достал из кармана трубку и неторопливо начал набивать ее табаком.
- Легко сказать – соберись с мыслями. Мыслей как раз и не было. Все разбежались. В голове даже звон стоял от пустоты. Потихоньку я приходил в себя. А собственно, что терять, хуже не будет. В конце концов есть же такой «эффект попутчика», может, выговорюсь, станет полегче. Да и лес кругом, стесняться некого. Егорыч словно в такт моим мыслям утвердительно кивнул головой, вытянул веточку из костра и начал раскуривать трубку. Затянулся, выпустил облако дыма и зажмурился от удовольствия.
Я вздохнул и неуверенно начал:
- Да по большому счету и не знаю, что случилось. Просто как-то пусто внутри… Для чего все? Каждый день что то делаешь… А для чего? Все на автомате, механически – а если остановиться и осмотреться? Время идет, а важного ничего не сделано. Да и что важное? Машина, квартира, деньги…? Ну все есть, а жизнь прошла… А в чем же смысл? Прожить как животное или робот какой?... Словно стоишь на обочине, а где-то что-то происходит, движется… Что-то важное и интересное , что я упускаю. Жизнь идет, а я все упускаю. Видимо просто надоело стоять на обочине.
Я замолчал. И дед молчал и задумчиво курил. Мы смотрели на огоньки пламени.
- Да, проблемка,- вздохнул мой собеседник.
- А давай-ка я тебе лучше одну легенду расскажу. Так, в общих чертах. Жили-были значит…
Он опять задумался ненадолго попыхивая трубкой.
- Как же их назвать-то… Пусть будут люди – сути это не меняет. Только представь, живут они вечно. И в бесконечном пространстве. Все бы ничего, но в некотором роде скучно. Чем бы ты на их месте занялся?- он прищурился и хитро подмигнул мне.
Я пожал плечами, достал сигарету и молча закурил.
Они придумали Игру. Большую Игру. Для которой нужно было создать своеобразные полигоны – результат ты можешь наблюдать вокруг каждый день: планеты, галактики, вселенная и еще много разных уровней. Представь себе среднюю компьютерную игрушку. Выбираешь себе «героя» с определенными характеристиками, развиваешь его, дальше он должен решать определенные задачи. Знакомо?
- Вполне знакомо, сам увлекался. Только могу сказать, что это быстро надоедает. Получается, что мы являемся простыми фишками, которые передвигают без их ведома? Т. е. все наши печали, беды, наслаждения и терзания просто набор характеристик определенного «героя»? тогда тем более ничего не имеет смысла, от этого как-то еще более грустно.
Старик заулыбался. 
- А что будет, если «герой» осознает,  что он - «герой»?
-Будет еще хуже. Знать что ты живешь фальшивой искусственной жизнью ради развлечения кого-то… Во всяком случае я так думаю.
Он выглядел очень довольным.
- Все верно. Игра эволюционировала со временем. Кстати, ты обратил внимание, что уже появилось время? Так вот, как ты правильно заметил – это прижилось ненадолго. Все-таки и в самом деле скучно. На следующем этапе «героев» заменили сами люди – Боги сошли на землю. Это уже другой уровень, можно назвать не игрой, а скорее театром. Хочешь прокомментировать?
- Что-то не сходится… Вечно играть выбранную роль? Но ведь мы не живем вечно. Или люди и «герои» перемешались?
- Нет, не перемешались. Какое удовольствие разыгрывать созданных тобой же истуканов. И бесконечные роли приелись. Театр это конечно красиво, но однообразно. Острота исчезла. Ты ведь не чувствуешь себя артистом?
- Не чувствую,- согласился я.
- Вот. А они все время знали, что всего лишь играют.
Мой собеседник погрустнел и, похоже, ударился в  воспоминания. Я решил вернуть его в реальность.
- Судя по всему, Игра претерпела третий этап эволюции?
Он посмотрел на меня, словно пытаясь вспомнить, о чем мы только что говорили. Или решил подшутить надо мной – уж очень похож на обычного пожилого человека, только театрально до трогательности.
- Именно так,- улыбнулся Егорыч.  Третий Этап. Это была революция. Было найдено оптимальное решение, с тех пор больше ничего не менялось. Выбирались место, время и форма. Потом ты появляешься в Игре (придуман оригинальный способ, чтобы не привлекать внимания ;), и все забываешь. Абсолютно В С Ё – кто ты, что ты и зачем. Все сам и с нуля. Чистая страница, бесконечное количество точек выбора, абсолютная свобода. Никакого давления опыта накопленного за миллиарды лет. Но это не главное. Можешь себе представить, насколько сложно было найти что-либо новое?
- Да уж.., за миллиарды лет, наверное, сложно чем-то удивить.
- Вот в этом и соль! Бессмертные стали бесконечно смертными! За короткий раунд длиной в жизнь – новое все! Первый вдох, первый рассвет, первая любовь… Каждая секунда – наслаждение. А сколько секунд в десятках лет! Сколько эмоции, сколько чувств. Чем это можно оценить? Это не имеет цены. Каждый прожитый миг – бесценное богатство и переживание. Наслаждайся этой жизнью. Наслаждайся. Словно прекрасным вином, оцени букет, пригуби, выпей каждое мгновение маленькими глотками… Это стоит того… Это единственная стоящая вещь! Как тебе такой смысл жизни?  Не ходи по поверхности – нырни в глубину, по своей глубине переживаний и ощущений каждая человеческая жизнь равна бесконечной. Здесь все более сжато и насыщено, сконцентрировано во времени. Как коньяк и вино, если уместно такое сравнение. Вот такая легенда, если коротко. Не цепляйся за свои терзания и угрызения совести. Знаешь, как тебе стоило бы с ними поступить?
- Как?
Он достал трубку из уголка рта, бросил ее в костер и заулыбался.
- Насколько я знаю – это лучший способ.
-  Подожди, но как быть с тем, что в мире столько несчастных больных людей, калек, неполноценных от рождения? Ведь не может человек сам себе выбрать такую судьбу.
Старик расхохотался. На этот раз надолго, он все смеялся и не мог остановиться. Глаза заблестели от слез, руки ухватились за живот. Я совершенно растерялся, ничего смешного в моем вопросе не было. Оставалось только ждать, когда закончится этот приступ веселья.
Наконец он более-менее успокоился и вытер слезы.
- Да я с тебя дурака смеюсь. И почему ты все время заканчиваешь этим вопросом? Я весь вечер ждал, думал на этот раз забудешь… извини, не удержался. Просто вопрос сам по себе глупый. Ну, представь – ты красивый, богатый, у тебя все есть. Можешь быть царем, королем, президентом – кем угодно… Проживи так тысячу жизней - и на тысяча первой ты выберешь нищего бродягу. Это все естественно, каждый раз выбираешь новые впечатления и образы. Надеюсь, тебе стало легче. Просто ты за деревьями не видел леса. В начале разговора я спросил, откуда ты знаешь, что живой? Закрой глаза. Да закрой, не беспокойся.
Я уселся поудобнее, и закрыл глаза.
- Хорошо. Теперь несколько раз глубоко вдохни и выдохни. Не спеши. Почувствуй себя, свое дыхание. Осознай себя живым, найди внутри крупицу бессмертия – оно всегда с тобой. Дыши! Медленно и Глубоко. Дыши запахами, звуками и всеми красками этого леса…
Я дышал и прислушивался к себе. Сначала наступила легкость. Потом головокружение. Потом я почувствовал, что куда-то проваливаюсь и падаю… перед глазами закружились огоньки. От испуга я открыл глаза и вскочил на ноги. Меня шатало и слегка тошнило. Голова кружилась и болела. Я не сразу понял, что изменилось, но потихоньку начало доходить…
Оказывается, я находился выше по косогору, на том месте, где закончилось мое падение ударом головой о ствол дерева. Я присел на поваленный ствол и почувствовал себя более уверенно. Не было рядом никакого старика,   и даже следов от костра не было. Но тут мое внимание привлек закат. Я понял, что уже давно не обращал внимания на это неповторимое зрелище. Прошло много времени, а я все смотрел в безмолвном восхищении на мягкие переливы красок и улыбался…