Сказка для взрослых

Янушкевич Виктор
Сказки больше нужны взрослым,
потому что многие почти
разучились быть детьми…


                Однажды ему исполнилось пять лет. Надо сказать, очень замечательный возраст. Это время, когда чудеса рассыпаны вперемежку с самыми обычными вещами. Возраст бесконечных «почему?». «Почему» возникают гораздо быстрее, чем взрослые успевают своими умными и обстоятельными ответами все объяснить. В пять лет он стал задавать все меньше вопросов. Ну, ясно, взрослые ведь питаются чудесами. Это сразу видно, да и любой мальчишка скажет. Вот хотя бы взять солнечный зайчик. Ну, кто угодно знает, что он живой, ни одна девчонка взаправду спорить не станет. Если сядет на руку – сразу почувствуешь, какой он теплый, или вот по лицу пробежится – заставит зажмуриться и улыбаться… а на чердаке живет солнечный зайчик, который заставляет чихать.  И играть с ними одно удовольствие. Да кто не пробовал ловить зайчиков, ведь ни по чем не поймаешь, ни в одной коробке не удержишь, тут и говорить нечего… А взрослым про чудеса рассказывать никак нельзя. Даже папе. Как-то они заносили на чердак старые газеты, зайчик сразу запрыгнул на перевязанную стопку, и мальчик спросил, умеют ли они читать? Папа рассмеялся и ответил, что это просто лучик от солнца, пятнышко на стене или полу, и вовсе он не живой. А потом взял молоток и забил щель между досками, через которую можно было часами, оставаясь незамеченным, разглядывать улицу, ну и разные там волшебства творить. Так в жизни малыша исчез первый друг. Сколько бы он не приходил на чердак, зайчик больше так и не вернулся.
И так со всем. Возьми любое простенькое чудо, его объяснят и поставят на полочку. Понятно, чудеса на полках жить не могут, вот волшебство и уходит…
И в пять лет он твердо решил не показывать взрослым всех своих открытий. Чудеса опять подружились с мальчиком, все лето окружали его с ног до головы. Все лето он носился по окрестностям. Каждый день янтарные глаза успевали отыскивать что-то новенькое… И это еще не смотря на то, что надо было забраться на высоченный дуб пока никто не видит, спрыгнуть разок с оврага, запустить в реку пару новых кораблей и забросать их камнями, пока течение не отнесло их слишком далеко. Надо было поговорить с отражением в колодце, повисеть вниз головой на яблоне и сосчитать до тридцати, пробраться на середину пшеничного поля не оставляя следов. Там улечься на спину и смотреть, куда сегодня плывут облака. Еще для каждого облака надо придумать задание, ясно ведь, что облака с поручением главнее остальных. А вечером надо поздороваться с туманом, который выползает из реки… Да мало ли. У пятилетнего мальчика каждую секунду тысяча дел, и носят его ноги с утра до вечера не касаясь земли. Ведь если бегать по земле – нипочем не успеть – все знают.
Шло время, мальчик рос. Ему объясняли, что надо становиться взрослым и серьезным. И однажды для этого его отвели в школу. И его такая понятная жизнь стала меняться. Вместо того, чтобы заниматься важными делами приходилось долго сидеть и слушать скучности. Ему объясняли, что так НАДО! Вот это самое НАДО стало первым камешком в его кармане. Это он случайно заметил. Однажды по пути в школу он заметил, что ноги касаются земли. Вот открытие так открытие! Конечно, камешек оттягивал карман и прижимал его к земле, это и дураку понятно, кто ж спорит… Но папа вечером сказал, что это все враки, и летают только птицы, а все люди всегда по земле ходили.
И чем дальше – тем хуже. Самое страшное, что учителя своими объяснялками-заклиналками стали переводить чудеса в обычности. И мальчик с каждым днем терял друзей. Он взрослел.
Взрослеть тоже надо было старательно. И он старался. Он был послушным и всегда старался делать как надо. Как и все вокруг он прилежно набивал карманы камушками. А еще чаще взрослые с умным видом подбирали камушек, какой ему больше подходит, и сами ложили ему в карман. Он благодарил и шел дальше, хотя идти становилось самую чуточку тяжелее. Но ведь так было надо. Потому что взрослые – умные. Или умные, потому что взрослые? Тут он до конца еще не разобрался, ведь внутри он все еще оставался пятилетним мальчиком.
Его все хвалили и часто называли смышленым. Он подсмотрел, что когда появляется свободное время, взрослые садятся, выворачивают все камни и начинают их перебирать тихонько что-то бормоча…. Научиться было не сложно. Вот этот желтый окатыш – это когда в третьем классе девочка, которая ему нравилась сказала, что у него смешные уши… этот угловатый, похожий на кусок гранита – когда он в четвертом классе подрался и пришел домой с разбитым носом, а дома ругались и говорили, что драться нельзя…. Камушков было много, и надо успеть все перебрать, а хорошо если по несколько раз в день, хотя бы самые важные. Потому, что времени было мало. Конечно, ведь в пять лет день состоял из триста тридцати миллионов часов, а теперь в сутках ровно двадцать четыре и точка. Потому и дни бежали, как поезд под откос. Потом школа закончилась и надо было, как почти взрослому, собирать уже не камушки, а камни. Все карманы были заполнены, и у него за спиной появилась большая сумка. И как это он не замечал, что все ходят с рюкзаками за спиной, все ниже склоняясь под их тяжестью.
Школа действительно помогла. Он всему научился и прекрасно справлялся. Янтарные глаза не блестели как капля меда под солнечным лучом, а привычно излучали тревожную тоску. Все вещи в жизни оказались понятными и легко объяснимыми. Дома и на работе нужно было выбирать булыжники побольше, за что его часто хвалили и ставили в пример.
Годы шли, пока однажды…
Однажды за ним вернулись чудеса…
Однажды он возвращался в сумерках с работы, и решал в голове очередную проблему. Перейдя мост на берегу реки, где столько играл в детстве, он привычно подхватил камень, и положил себе за спину. Ноги подкосились, и не выдержав тяжести взрослый мальчик упал. И как не пытался подняться – ничего не получалось. Он очень испугался, ведь никто никогда ему не говорил, что надо делать в таких случаях. Сумерки сменились ночью, он смотрел на звезды и плакал от безысходности.
И вдруг услышал, как кто-то зовет его из воды. Ему удалось подползти к берегу, и перегнувшись, при свете луны он увидел вместо отражения улыбающееся лицо пятилетнего мальчика.
- Чего ты ревешь? Полетели на перегонки к лесу,- предложил он,- кто последний, тот сопливая девчонка!
От этих слов стало очень обидно.
- Я не могу летать! Не видишь, сколько у меня камней? Надо чтобы кто-нибудь помог мне встать, чтобы утром не опоздать на работу.
- А зачем ты ихххх таскаеееешшшшш,- спросила волна, поглаживая легкой ладонью песок на берегу.
- Откуда вы можете знать! Так надо. Все так делают…
- Что все это понятно. А ты почему? – прозвенел туман. – Какое тебе дело до всех?
Он начал объяснять и запутался… Фразы учителей были какие-то нестройные и неубедительные. А он всегда старался никого не обидеть и объяснять очень просто и понятно. А потому сильно задумался. Он начал вспоминать, что говорили начальники на работе. Они всегда говорили правильно… но теперь почему-то стройно все никак не получалось… Тогда он перешел к армии…, затем школа…
Стрелки часов замерли и начали вращаться обратно, послушно разматывая клубок его жизни до тех пор, пока он не узнал отражение в реке.
- Давай-ка сбрасывай этот идиотский рюкзак! – приказал пятилетний малыш, не переставая улыбаться. – И карманы выворачивай…, хотя нет, - костюм дурацкий тоже сбрасывай!
Это было так неожиданно, что он автоматически повел плечами и сумка, которая, казалось, приросла к его телу, звякнув камнями, откатилась в кусты ежевики. Он опомнился, вскочил и попытался ее отыскать. Но туман уже завладел добычей…
Впервые за долгое время выпрямившись, он стоял и прислушивался к непривычному ощущению легкости… Затем решившись, стянул с себя костюм, вдохнул полной грудью влажную темноту наполненную капельками тумана и наклонился к отражению. Расхохотавшись, пятилетний мальчик ухватил его за руку и потянул к себе. Не удержав равновесия он бултыхнулся в реку и глотнул воды. Закашлявшись, рванулся вверх и…, взлетел над берегом…
А вокруг творилось неизвестно что. Луна улыбалась, звезды ходили ходуном, туман раскатисто хохотал в такт ударам сердца…
Мальчик-отражение взлетел рядом.
- Наперегонки к опушке? – снова предложил он.
А ветер уже нетерпеливо кружил у их ног, ну понятное дело, - он будет третьим. Кому охота пропускать такой забег.
- А кто последний – тот облезлый хвост!
И они рванули!
И таких ночных перегонков, со смехом и свистом здешние места, скажу я вам, давно не видели.
***

Они носились всю ночь, и день, и следующие… Ведь у них были две тысячи дел на двоих, и какое им дело до того, что наутро у реки нашли какого-то взрослого, раздавленного своими камнями…
Потом они ненадолго остановились, когда долетели обрывки фраз:
… он был добрым человеком… большой души… так рано и скоропостижно… навечно в наших сердцах…
Собравшиеся бросили по три раза песок в яму и каждый положил себе по камню в сумку. Скоро вместе ямы высился небольшой холмик, на который сверху установили большой неподъемный камень.
Может, на всякий случай, может, потому что так все делают, а, может, и потому что так НАДО, - кто его знает, этих взрослых никогда не поймешь…