Раздел 2. Параграф 12

Тамила Абдуллаева
2.12. Развитие коммуникационной инфраструктуры

Транспорт и связь – важная народнохозяйственная отрасль Узбекистана. Благоприятное географическое положение страны в Центрально-азиатском регионе определяют хорошие возможности развития грузопассажирских перевозок. Стоит сказать, что эффективная, конкурентоспособная система транспорта является важной предпосылкой обеспечения экономического развития государства. Более того, это одна из сфер народного хозяйства, которая развивалась наиболее динамично.

СВЯЗЬ. Один из экспертов мировой экономики Дж.Бэйтт еще в начале 90-х годов прошлого столетия сказал, что уровень экономического развития любого государства можно определить от степени информатизации и способа передачи данных, то есть насколько эффективно в обществе используются средства связи. И с ним нельзя не согласиться. Ведь в наше время связь является тем элементом прогресса, с помощью которого проталкивается на внутренний и внешний рынки любой производимый продукт, будь то он туристский или сельскохозяйственный, не говоря также о том, что население может решать повседневные вопросы.

В формируемой узбекской модели экономического развития связи, как отрасли народного хозяйства, государством придается особое значение. Опыт прогрессивных зарубежных стран показывает, что сфера услуг формирует до 60% ВНП и доля в ней отрасли связи весьма значительна. В Узбекистане пока что этот показатель не дотягивает 2% от ВВП, однако по сравнению с 1998 годом эта сфера увеличила темп роста в 1,6 раза. Конечно, наличие телефонов в 1,5 млн. единиц (что на 61,1 тыс. шт. больше, чем в предыдущем периоде) позволило сблизить многие города и поселки, а также народы и страны. В результате, платные услуги, оказанные населению республики, достигли 13,9 млрд. сумов или 32,2% от общего объема услуг связи. Общий объем услуг связи, оказанных предприятиями, составил 43,1 млрд. сумов.

Между тем, необходимо сказать, что доля предприятий с иностранными инвестициями, которые были заняты в оказании услуг связи, в общем объеме услуг данного рода возросла с 30,9% в 1998 году до 41,1% в 1999 году. По мнению экспертов, такое стало возможным благодаря внедрению в эту отрасль новейших технологий и современных средств коммуникаций. Напомним, что в результате проведения программ модернизации телекоммуникационной  сети республики были приняты в эксплуатацию оптические линии связи на магистралях Бухара-Нуксу протяженностью 607 км, Ташкент-Ангрен – 203 км, радиорелейных линий Ангрен-Бухара – 422,5 км, Самарканд-Карши – 196,8 км и Ургенч-Турткуль – 33,8 км. Несомненно, это позволило не только повысить качество передачи информации, но и обеспечило коммуникационную интеграцию регионов.

Сфера телекоммуникаций также подвергается рыночным реформам, и, по мнению экспертов, одна из наиболее бурно развивающихся отраслей Узбекистана. Стоит вспомнить, что еще в 1995 году правительством была принята национальная программа развития телекоммуникаций на период до 2010 года. В последние года в республики получили развитие современные виды связи, в частности, сотовая связь. Сегодня никого не удивишь миниатюрным радиотелефоном, который носят многие жители Узбекистана: и предприниматели, и сотрудники аварийных служб, и домохозяйки. В целях развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности в области сотовой связи совместно с иностранными партнерами было создано несколько операторов, среди которых стоит упомянуть “Уздунробита”, “Коском”, “Узмаком”, “ДЭУ Юнител”, “Бузтон”. От оказания услуг соторой связи получено доходов в размере 12,7 млрд. сумов, что в 1,8 раза больше, чем в 1998 году.

В сфере услуг связи развитие получают и предприятия Узбекского агентства почты и телекоммуникации. Люди не смотря на обилие новейших средств информатизации не собираются отказываться от привычных, пусть и устаревших форм связи. Письмо, заложенное в почтовый конверт, приносит не меньше чувств, чем отправленное по факсу или телексу. Предприятиями сферы почты и телекоммуникаций был осуществлен экспорт на $26,3 млн.

Узбекская сфера связи все больше интегрируется в мировую информационную систему. Еще в 1997 году было завершено строительство 1-го этапа национального сегмента Транс-Азиатско-Европейской (ТАЕ) волоконно-оптической линии связи, протяженностью от Шанхая (Китай) до Франкфурта-на-Майне (Германия). Узбекские специалисты проложили этот кабель на расстоянии 944 км от границ Казахстана до Туркменистана. Более того, построена и введена в эксплуатацию волоконно-оптическая кольцевая линия связи в г.Ташкенте протяженностью в 104 км. Эксперты считают, что данное кольцо позволило снять нагрузку на соединительные линии города, что значительно повысило качество предоставляемых услуг телефонной связи. Между прочим, любой человек, имеющий компьютер и модем может войти в глобальную сеть ИНТЕРНЕТ и получить доступ к мировой информации благодаря именно работе новый средств связи.

В данном контексте стоит сказать, что в республике не прекращалась работа по дальнейшему развитию межрегиональной сети, выбору наиболее оптимальных маршрутов направления трафика. В результате, в 1999 году удалось довести до 46% долю цифровых каналов на регионы Узбекистана. В тоже время проявилась резкая дифференциация использования новейших систем: так, емкость ТАЕ ВОЛС задействована на республиканском уровне на 83%, в то время как на международном уровне – всего на 21%.

Естественно, что стремление республики сформировать современную телекоммуникационную систему наталкивается на постоянную необходимость в крупных инвестициях: средствах, технологиях, капитале. И этот аспект находит понимание инвесторов как внутри страны, так и за ее пределами. В рамках Национальной программы реконструкции и развития телекоммуникационной сети были проведены работы по различным объектам телекоммуникаций с использованием кредитных линий международных фондов OECF-1 (Япония) и ЕДСФ (Корея). Всего за 1991-1999 годы инвестиции и развитие телекоммуникаций Узбекистана в форме кредита и прямого финансирования зарубежных партнеров составляют $580 млн., из которых более $360 млн. освоено .

Кроме того, широко привлекались внутренние ресурсы – госбюджет, привлеченные средства, кредиты банков, собственные средства предприятий связи: с 1991 года таких средств освоено свыше 30,0 млрд. сумов, в том числе за 1999 год – 6,0 млрд. сумов.

Но как развивалось партнерство Узбекистана с иностранными компаниями? История подает немало положительных примеров такого сотрудничества. Так, совместно с японскими партнерами в 1992 году была построена в Ташкенте спутниковая станция международной связи на 150 каналов на современном оборудовании, тогда же при участии турецких предпринимателей была введена станция спутниковой связи на 30 каналов. Новые станции обеспечили независимому Узбекистану свободный выход на международные сети по прямым каналам связи. Совместным узбекско-американским предприятием “Камалак-ТВ” передается программы эфирно-кабельного телевидения по 19-ти каналам. Быстрое распространение получила система радиовызова – пейджинг.

Пять лет назад при участии корейской компании “ДЭУ Телеком” впервые в Ферганской области были введены в эксплуатацию цифровые АТС. Теперь таких станций имеется почти на 650 тыс. номеров, или более 33% всей емкости, в их строительстве приняли участие и зарубежные партнеры. Благодаря кредитам, предоставленных  компаниями “НЕК” и “Сименс” в Ташкенте построена цифровая сеть межстанционных соединений, отличающаяся надежностью и эффективностью.

При участии германских компаний “Алкатель” и “Сименс” были возведены цифровые АТС в Ташкенте, Самарканде, Намангане. Кстати, совместно с “Сименс” выполнено строительство национального участка ТАЕВОЛС, а с “Алкатель” создано совместное предприятие “Чирком”. Активно работают на узбекистанском рынке телекоммуникаций и такие известные фирмы как “Эриксон”, “Моторола”, NEC и другие. Нужно сказать, что такое сотрудничество стало возможным, с одной стороны, наличием благоприятного инвестиционного климата, а с другой – юлагодаря заключенным между Узбекистаном и другими странами межправительственных соглашений о финансовом и деловом сотрудничестве, принятым мерам по привлечению кредитов на развитие телекоммуникаций в республике.

Наглядным примером может быть освоение кредита на 12,7 млрд. йен Японского фонда OECF. Этот проект в течение 1998-99 годов был освоен: на введенных в строй 88-ми электронных АТС в Республике Каракалпакстан, Хорезмской, Бухарской и Навоийской областях (общей емкостью 252 тыс. номеров) около 100 тыс. составляют базу для развития, то есть установки новых телефонов у абонентов. В Нукусе, Ургенче, Бухаре, Навои введены цифровые автоматические междугородние телефонные станции на 24 тыс. портов, построено 2 тыс. км волоконно-оптических линий связи.

В настоящее время ведутся работы по освоению второй очереди кредита OECF. Важно отметить, что в осуществлении этого международно-признанного проекта приняло участие СП “УзДЭУ-Алока”, завод в Ургенче, который поставил 60 тыс. номеров нового оборудования АТС для установки в областях Узбекистана.

Одновременно осуществляется проект развития телекоммуникаций в Андижанской и Ферганской областях по кредиту Корейского фонда EDCF на $15 млн. Таким образом, за счет привлеченных инвестиций проделана большая работа по развитию сетей телекоммуникаций. Однако, как утверждают национальные эксперты, темпы развития этой сферы не удовлетворяют потребности народного хозяйства и населения как в традиционных, так и новых видах услуг телекоммуникаций. Наиболее эффективным методом решения этой проблемы является приватизация отрасли с привлечением иностранного стратегического инвестора. То есть для привлечения инвестиций необходимо переуступить права собственности. Для этого в управление компании приглашаются новые акционеры, от которых ожидают финансовых вливаний. Эти вливания приводят к модернизации, модернизация – к улучшению сервиса, улучшение качества – к расширению рынков сбыта и, в конечном счете, - к росту прибыли. Поэтому при участии Госкомимущества и Всемирного банка подготовлена программа приватизации и разгосударствления, во исполнении которой разрабатывается Концепция реализации этой задачи и подготавливается нормативно-правовая база для отрасли.

Важной вехой в развитии отрасли телекоммуникаций стало принятии на сессии Олий Мажлиса 20 августа 1999 года Закона Республики Узбекистан “О телекоммуникациях”. При этом к большим привлекательным возможностям в республике прибавилось правовое средство обеспечения сотрудничества с зарубежными партнерами.
Эксперты утверждают, что наряду с привлечением стратегического инвестора необходимо осуществить проект по реконструкции и развитию сети радиовещания и телевидения, заменить морально и физически устаревшее оборудование на современное, обеспечить полное покрытие территории республики четырьмя программами телевидения и четырьмя радиовещательными программами.

На очереди и выполнение проекта модернизации и развитие сети передачи данных Республики Узбекистан. Он предусматривает расширение сети передачи данных от областных  центров и обеспечение абонентам возможности выхода на международные сети, в том числе Интернет.  Новые крупные проекты намечается осуществить по дальнейшему развитию и модернизации  сетей местной международной и междугородней телефонной связи.
Для развития телефонной связи в сельской местности планируется широко практиковать развитие наряду с традиционными сетей частных операторов. На первом этапе сети частных операторов могут создаваться за счет  передачи существующего оборудования в аренду на выгодных им условиях. В дальнейшем такое развитие возможно за счет предоставления нового современного оборудования в кредит. В настоящее время нормативная документация для этой деятельности разрабатывается.

В то же время эксперты констатируют, что инвестиции, внесенные в развитие отрасли, незначительны. Почтовая связь традиционно рассматривалась низкорентабельной и даже убыточной. Часто она субсидировалась из бюджета государства. В некоторых развитых странахза счет внесения в почтовую отрасль нетрадиционных, в том числе почтово-банковских услуг, эта сфера вышла на ряд рентабельных. Сейчас Агентством почты и телекоммуникаций разработаны технические задания и технико-экономическое обоснование этой деятельности, которые должны вывести почтовые услуги на рентабельную планку. Эксперты отмечают, что для этого необходимо компьютеризировать более 3,4 тыс. отделений связи и соединить их в сеть. Программное обеспечение этой сети в настоящее время проходит опытную эксплуатацию в почтовых отделениях Ташкента и Намангана. Кстати, ряд зарубежных компаний уже изъявил желание участвовать в данном проекте в качестве инвесторов.

ТРАНСПОРТ. Между тем, транспортная система Узбекистана не смотря ни на что продолжает развиваться. Так, в 1999 году всеми видами транспорта республики было перевезено 812,5 млн. тонн грузов, что на 1,7% выше уровня предыдущего года. Большую нагрузку в отправке грузов принял на себя автомобильным транспорт – им перевезено 728,9 млн. тонн – это 89,7% от общего объема перевозок. Значительно отстали от него железнодорожный – 41,8 млн., трубопроводный – 41,7 млн. Что касается наших “крыльев”, то воздушными судами было перевезено 15,8 тыс. тонн, а водным – 81,0 тыс. тонн.
Грузооборот составил 45,9 млрд. т-км или увеличился на 4,9%. В разрезе транспорта: железнодорожный обеспечил 13,9 млрд. т-км, автомобильный – 10 млрд., трубопроводный – 21,9 млрд., воздушный – 0,1 млрд., водный – 0,0 млрд. (цифры незначительны). Как видно из этого, из общего объема грузооборота большая часть приходится на долю “трубы” – 47,7% и “железки” - 30,3%, что связано с большей средней дальностью перевозки грузов этими видами транспорта, чем с “колесами”.

Из общего объема отправленных грузов экспорт составил 7,9 млн. тонн (это 1% от общего объема), причем из него в страны дальнего зарубежья – 16,7%, в СНГ – 83,3%. В свою очередь, объем импорта в республику составил 6,7 млн., из которого 24,9% - это ввоз грузов из стран дальнего зарубежья и 75,1% - из СНГ. Нужно заметить, что железнодорожным транспортом из республики вывезено 3,1 млн. тонн или 39,4% от общего объема экспорта, кстати, в страны дальнего зарубежья – 1,1 млн. тонн.
Каков же был объем погрузки магистрального железнодорожного транспорта? Это, согласно статистике, 2,72 млн. тонн каменного угля, 12,5 млн. - нефтяных грузов, 393,6 тыс. – черных металлов, 486,4 тыс. - лом черных металлов, 2,7 млн. – химических и минеральных удобрений, 12,2 млн. - строительных грузов, 2,5 млн. – цемента, 2,2 млн. зерна и продуктов перемола, 4,8 млн. – остальных грузов.

Предприятиями министерств и ведомств, осуществляющих автомобильные перевозки, в 1999 году было транспортировано 485,2 млн. тонн грузов (что на 0,9% больше уровня 1998 года), а грузооборот достиг 6,6 млрд. т-км. Индивидуальными предпринимателями, занимающихся коммерческими грузовыми перевозками, также удалось добиться неплохих результатов: ими перевезено 38,7 млн. тонн грузов (что на 10,5% больше предыдущего года), а грузооборот частного сектора составил 2 млрд. т-км (это на 11% больше).
В 1999 году в целом по республике отмечено снижение отправления грузов железнодорожным транспортом на 12%. Между тем, произошло увеличение на Бухарском, Приаральском и Каршинском отделениях железной дороги.

Как отмечают эксперты, инфраструктура и основные средства железной дороги достаточны для удовлетворения спроса на грузовые и пассажирские перевозки. Существует и определенный резерв на случай роста объема перевозок. Между тем, растет износ этих средств, который усиливает такие негативные явления, как увеличение себестоимости услуг, низкий уровень сервиса, отставание от технического прогресса, что снижает конкурентоспособность железной дороги. Поэтому  необходимы обновление и модернизация инфраструктуры и основных средств железной дороги.

Для упорядочения отношений государства и железной дороги необходимо разработать законопроект о железной дороге, в котором должны быть рассмотрены вопросы экономической и административной независимости перевозчика от государства при осуществлении перевозок. Более того, стоит поднять такие аспекты, как содержание инфраструктуры, заказы государства и в связи с этим – дотации для поддержания пассажирских перевозок на нерентабельных маршрутах, регламентирования основных принципов государственного финансирования инфраструктуры железной дороги общего пользования.

Городской транспорт также снизил свои обороты. Так, трамвайно-троллейбусным транспортом было перевезено 191,8 млн. человек (это 87,6% от уровня 1998 года), а метрополитеном – соответственно, 120 млн. (91,1%).
К сожалению, в прошедшем году увеличилось число дорожно-транспортных происшествий: их число составило 11 тыс., в которых погибло 2,1 тыс. человек и 11,9 тыс. получили ранения.

Таблица № 17. Показатели работы транспорта Узбекистана
Транспорт\ Перевезено пассажиров, млн. чел.\ Пассажирооборот, млрд. пасс-км\
1999\ В % к 1998\ 1999\ В % к 1998\
Всего\ 3472,3\ 100,4\ 29,2\ 102,5\
Железнодорожным \ 13,4\ 88,0\ 1,9\ 84,7\
Автомобильным \ 3145,6\ 101,8\ 22,3\ 102,2\
Воздушным \ 1,5\ 112,8\ 3,4\ 129,0\
Городским электрическим \ 311,8\ 88,9\ 1,6\ 89,1\