Раздел 2. Параграф 11

Тамила Абдуллаева
2.11. Масштабы современных инвестиций

Одним из факторов, влияющим на долгосрочный экономический рост, является физический капитал , его объемы, технологическая и отраслевая структуры и скорость обновления. Физический капитал дает возможность производить, а стимулом производства является возможность получить доход и прибыль, которые определяет конъектура рынка. Решающую роль здесь играет способность экономики обновить и увеличить этот капитал, то есть осуществлять инвестиции физического капитала.

Чтобы определить значение капитала в экономике Узбекистана следует провести серьезный анализ существующего положения. К сожалению, это трудно сделать корректно по ряду причин. В ходе процесса приватизации и других хозяйственных реформ произошла существенная переоценка средств, вместе с тем возрос капитал, однако это не связано с реальными инвестициями. Поэтому очень трудно выделить из потоков изменений общего капитала долю реальных инвестиций. Более того, динамический ряд слишком короткий, чтобы рассчитать коэффициенты эластичности капиталовложений и ВВП (взаимодействие). Доступную информацию трудно сравнивать по годам в связи с тем, что после 1990 года менялась методология учета инвестиций.

Некоторые частные эксперты  пробовали оценить положение физического капитала в Узбекистане в конце 1998 года. По их мнению, общая стоимость физического капитала составляет 120% от ВВП. Необходимо признать, что такой объем накопленного капитала следует расценивать как очень небольшой. В технологической структуре 65% составляют жилые дома, другие здания и постройки. В свою очередь, удельный вес машин, оборудования, других основных средств инвентаря в физическом капитале составляет всего 24%.

Рост физического капитала определяют инвестиции в эти активы. После значительного сокращения инвестиций в первые годы независимости, начиная с 1994 года, они стали возрастать. В условиях плановой экономики, как известно, средства производства принадлежали государству. Оно имело монопольное право на осуществление инвестиций. При планировании инвестиций правительство опиралось не только на возможности бюджета, но и привлекало часть личных доходов населения (облигации государственных займов и вклады населения в сберкассы).

После приобретения независимости и начала реформ в Узбекистане объемы государственных инвестиций несколько снизились. Рост частных инвестиций был небольшим, и он не компенсировал снижения госинвестиций. В дальнейшем существенно изменилась политика и роль государственных инвестиций. Одним из главных инструментов в этой сфере стало создание ПИФов. Правительство при активном содействии негосударственных структур и частного сектора взяло на себя обязанность по упорядочению объектов базисной инфраструктуры, создавая привлекательную среду для экономической деятельности.

В начале переходного периода, когда экономика переживала большие изменения, более активным был спекулятивный капитал, который действовал в основном в сфере услуг (торговля, банки и прю). Местные инвесторы не были в состоянии осуществлять долгосрочные капиталовложения и не были заинтересованы в них. В свою очередь, иностранные инвесторы вкладывали свои средства главным образом или в государственные проекты инвестиций в инфраструктуру, или в отрасли, которые используют местные ресурсы, или в отрасли, которые не требуют фундаментальных вложений.

В 1996-97 годах наблюдался существенный рост инвестиций. Это связано с ростом экономической активности, интенсивным процессом приватизации и связанным с этим усиленным ростом иностранных инвестиций. Свою роль сыграла и расширенная возможность использования лизинговых контрактов. Между тем, международный опыт показывает, что для достижения стабильного экономического роста в течение продолжительного периода уровень инвестиций должен составлять 25-30% от ВВП. К примеру, в государствах региона Восточной Азии удалось достичь ежегодного прироста ВВП в 7-8%, поддерживая уровень капитальных вложений в размере 30% от ВВП.

Источником покрытия инвестиций являются как внутренние, так и внешние накопления. Неоспоримо, что в переходный период иностранные инвестиции и иностранная финансовая помощь играют большую роль. Но для достижения стабильного долгосрочного роста внутренние инвестиции необходимо обеспечивать национальными накоплениями, ибо приток капитала имеет непостоянный характер в связи с конъектурными колебаниями в условиях высокой мобильности иностранного капитала. Поэтому основой стабильного и долгосрочного роста служат внутренние накопления. Для сохранения внутреннего и внешнего баланса экономики внутренние накопления должны покрывать инвестиции, по крайней мере, на 80%, поскольку это не порождает чрезмерный дефицит текущего платежного баланса и не создает угрозу стабильности национальной валюты. Для Узбекистана, по мнению экспертов, эти показатели пока ниже требуемого уровня.

В 1999 году на увеличение основного капитала было использовано инвестиций в размере 503,2 млрд. сумов. Это на 2% выше уровня 1998 года. Нужно сказать, что удельный вес инвестиций, использованных за счет средств республиканского бюджета, возрос с 24,2% до 29,4%. Несколько снизилась доля собственных средств предприятий: если в 1998 году они составляли 29,9% в общем объеме инвестиций, то в 1999 году – 22,7%.

Статистика утверждает, что объем иностранных инвестиций и кредитов, направленных на увеличение основного капитала в республике, был освоен на 4,1% выше уровня 1998 года. Эта сумма равна 122,9 млрд. сумам. Из них предприятиями государственной собственности было освоено 80,1 млрд. сумов (или 65,2%), негосударственной – 42,8 млрд. сумов (34,8%).
Куда же пошли иностранные инвестиции и кредиты? Если в 1998 году нефтеперерабатывающей промышленностью было освоено 13,8%, то в 1999 году – только 4,4%; химической и нефтехимической, соответственно, 3,2% и 7,4%; легкой индустрией – 17,6% и 5,4%; пищевой – 6,3% и 4,7%; сферой транспорта и связи – 30,5% и 20,2%; сельским хозяйством – 6,8% и 11,9%; газовая промышленность в 1999 году освоила 29% всех инвестиций.

Значительная доля инвестиций оказалась направленным на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение производственных объектов. Согласно официальной статистике, их размер равнялся 282,3 млрд. сумов, что составило 56,1% от общего объема освоенных инвестиций в основной капитал. Между тем, по сравнению с предыдущим периодом в 1999 году был сокращение производственных инвестиций на 0,6%.
Стоит заметить, что 48,5% инвестиций производственных назначения было использовано на строительство новых предприятий, 32,2% - на реконструкцию и техническое перевооружение ныне действующих.

Особое внимание государство уделяло инвестициям в базовые отрасли. Так, в таких отраслях как топливно-энергетическая, металлургическая, машиностроение, химическая и нефтехимическая было использовано 132 млрд. сумов. На развитие транспорта оказалось направленным 65,3%, агропромышленного комплекса – 51,8 млрд. сумов. В итоге в 1999 году республика ввела в эксплуатацию линии электропередач различного напряжения общей протяженностью 264,8 км, понизительные подстанции мощностью 35 кВ и выше на 549,1 тыс. кВА, подключено 19 скважин и проведено эксплуатационное бурение 25 скважин на газ, а также соответственно 4 и 15 скважин на нефть. Введены газопроводы протяженностью 138,6 км.

Объем строительных работ в прошлом году составил 294,6 млрд. сумов. Это на 3,9% больше, чем было построено в 1998 году. Знаменательно то, что строительными организациями негосударственного сектора было возведено объектов на 229,9 млрд. сумов, а на государственными – на 64,7 млрд. сумов (это всего лишь 22%). Из общего объема строительных работ 79,8% приходилось на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий, 20,2% - на капитальный, текущий ремонт и другие подрядные работы.

Отметим тот факт, что только строителями Минвуза и АО “Уголь” был выполнен объем работ на 27% больше, чем в 1998 году, Узбектранскурилиш – на 22%, госконцерна “Узводстрой” – на 5%, а ассоциации “Узмонтажспецстрой” – на 3%. Несмотря на динамичный темп роста строительных работ в Узбекистане, однако некоторые предприятия снизили их, в частности госкорпорация “Узавтотранс” на 35%, Узавтодор и ГАЖК “Узбекистон темир йуллари”– на 18%, Агентство почты и телекоммуникаций - на 12%. ПМК треста “Узсантехгазмонтаж” в Джизакской области выполнение объема строительных работ составило всего лишь 7% от уровня 1998 года, МУ треста “Сантехгазмонтаж” в Ташкентской области – 10%, СУ-855 “Узбектранстроя”  в Самаркандской области – 12%, а АО “Самжилстрой” – 3%! Более того, ряд строительных организаций республики за 1999 год не набрали объем работ, среди них МСПМК-282 в Джизакской области, ДП “Зарбдоркурилиш”, ПМК-1 треста “Сурханводстрой”, ПМК-6 треста “Шерабадстрой” в Сурхандарьинской области, Мехколонна-3 треста “Транскурилишмеханизация” в г.Ташкенте и др.