Раздел 2. Параграф 10

Тамила Абдуллаева
2.10. Экономика на лоне природы

Сельское хозяйство – это первая отрасль экономики, которой стал заниматься человек с момента покорения окружающего мира, и благодаря которой возникли государства, цивилизации, а также иные сферы производства. В последние годы приставка “аграрное” к ряду стран стало признаваться как признак отсталости. Но как бы мы не уповали на промышленность, транспорт и строительство, нельзя забывать и то, что наша жизнь по-прежнему зависит от природы. А значит, предсказания Томаса Мальтуса еще имеют шансы быть реализованными. Стоит вспомнить, что еще восемь лет назад Африканский банк развития заявил, что разработанная им программа по искоренению нищеты невозможна, пока темпы рождаемости не будут совпадать с темпами продовольственного обеспечения. Поэтому отрасли, связанные с использованием природных ресурсов, играют огромную роль в жизни цивилизации.

Человеческая экономика начиналась именно с сельского хозяйства. От каменного топора до бороны прошло не менее 30 тыс. лет, а от последней до современного трактора –около двух тысяч лет. Как видно из этого, особый скачек в культуре обработки полей пришлось на два последних столетия, когда техника, пар, электричество и химия оказали особое влияние на эту отрасль экономики. Между тем, сельскохозяйственное производство имеет свои специфические особенности, которые заключаются в следующем:
Во-первых, эта отрасль полностью зависит от природно-климатических условий, которые могут сильно различаться год от года, что, в свою очередь, делает аграрный сектор экономики весьма неустойчивым, а порой и рискованным занятием для предпринимателя.
Во-вторых, для сельского хозяйства свойственен сезонный характер производства, что создает неравномерность производства и потребления продукции в различные времена года.
В-третьих, производство ряда продуктов сельского хозяйства сильно распылено, и его концентрация не всегда эффективна.
В-четвертых, аграрная сфера определяет специфику работы для занятых в ней людей, их менталитет, зачастую консерватизм мышления.

В-пятых, спрос на сельхозпродукцию не всегда эластичен, что формирует экономические последствия двоякого рода: так, с одной стороны, рост цен на эту продукцию вызывает не сокращение ее потребления, а усиление инфляции издержек, которая приводит к резкому удорожанию промышленной продукции, приобретаемой самим сельских хозяйством. С другой стороны, снижение цен для увеличения объемов сбыта и доходов фермеров часто не дает результата, поскольку люди предпочитают тратить высвободившиеся деньги на промышленные товары потребления.
В силу этого аграрная отрасль весьма специфична в сравнении с другими сферами экономики, и рыночный механизм здесь наименее совершенен. Например, в западных странах в аграрном производстве занято от 3 до 7% населения, и производимого ими продукта вполне достаточно для внутреннего потребления и экспорта. Одновременно, чрезмерная продуктивность сельского хозяйства веден к падению цен, и поэтому крестьяне не могут покрыть свои затраты на производство и разоряются. Поэтому встречаются случаи, когда государство дотирует сельскохозяйственные предприятия или сами фермеры уничтожают часть продукции, чтобы сбалансировать спрос-предложение.

Несомненно, благодаря экономическим реформам в сфере сельскохозяйственного производства в Узбекистане удалось добиться реальных сдвигов. Прежде всего, на селе сформировалось многоукладное хозяйство, и появился реальный собственник. Но процесс развития еще не завершен, поиск оптимальных типов хозяйствования продолжается. Стоит сказать, что только в 1999 году 898 прежних совхозов и колхозов (которые так и не сумели полностью реабилитировать идеи коллективного хозяйства) были реорганизованы в ширкаты на основе имущественных паев. К началу 2000 года насчитывалось по стране 963 таких сельхозпредприятий. В тоже время в системе внутриаграных отношений стали формироваться сельскохозяйственные предприятия, основанные на семейном подряде. В течение 1999 года активно внедрялась чековая форма учета и контроля затрат, создавались финансово-расчетные центры.

Другой формой реализации рыночных отношений стало проведение санации нерентабельных и убыточных аграрных предприятий. В процессе санации данных предприятий удалось добиться их финансового оздоровления: так, по итогам 1999 года в санируемых хозяйствах получено 978,9 млн. сумов прибыли (в 1998 году этот показатель составлял 48,9 млн.), тогда как в 1997 году был убыток на 3,9 млрд. сумов. Как отмечают эксперты, в ходе внедрения новых форм организации производства из 104 хозяйств, завершивших санацию, 96 сумели выправить свое экономическое положение. Причем уровень рентабельности достиг 9,4%.

В течение последних лет правительство стремиться поднять сельскохозяйственную отрасль экономики Узбекистана на уровень развитых государств. Так, доля негосударственного сектора достигла 98,7%. В результате принятых комплексных мер по поддержке товаропроизводителей и углубления реформ на селе возрос объем валовой продукции сельского хозяйства (ВПСХ) до 833 млрд. сумов, что на 5,9% больше в действующих ценах, чем в 1998 году. Из общего объема ВПСХ продукция растениеводства составила 456,6 млрд. сумов, а животноводства – 376,4 млрд. сумов.

Как же участвовали различные формы собственности и хозяйствования в производстве ВПСХ? Так, если в 1998 году доля дехканских хозяйств составляла 62,8%, то в 1999 году она снизилась до 60,7%. Одновременно увеличилась доля фермерских хозяйств с 3,5% до 4,4%, а сельхозпредприятий иных форм собственности – с 33,7% до 34,9%.

Несомненно, роль дехканских хозяйств в развитии аграрной отрасли весьма значительна. Напомним, что под дехканским хозяйством понимается семейное мелкотоварное предприятие, осуществляющее производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе личного труда членов семьи на приусадебном земельном участке, предоставленном главе семьи в пожизненное наследуемое владение. Деятельность в данной сфере относится к предпринимательской деятельности и может осуществляться по желанию членов дехканского хозяйства как с образованием, так и без образования юридического лица.

На 1 января 2000 года из 3322,6 тыс. личных подсобных хозяйств было перерегистрировано в дехканские 1541 тыс., что составило 43,3% от общего числа ЛПХ республики. В то же время статус юридического лица получили 4845 дехканских хозяйств, за которыми было закреплено 1091 га земель или по 0,22 га в расчете на одно хозяйство. Было бы несправедливым сказать, что именно на эти предприятия приходится основное производство плодоовощной и животноводческой продукции.

Так, на долю дехканских хозяйств приходится основное производство картофеля – это 81% от общего сбора урожая, овощей – 66% и бахчей – 56%. Что касается животноводства, то если на 1 января 1999 года в дехканских хозяйствах насчитывалось 4,37 млн. голов крупного рогатого скота, то на данный период 2000 года – уже 4,47 млн., в том числе коров 2,02 млн. и 2,05 млн. соответственно. Кроме того, в этих хозяйствах содержались, соответственно, 5,66 млн. и 5,78 млн. овец и коз, 7,92 млн. и 8,32 млн. птиц. Динамика поголовья скота и птицы показана в таблице № 15.

Наличие такого объема “живой продукции” позволило дехканским хозяйствам в 1998 и 1999 году произвести, соответственно: мяса – 726,6 тыс. и 742,8 тыс. тонн, молока – 3,2 млн. и 3,27 млн. тонн, яиц – 751,1 млн. и 718,8 млн. шт., шерсти – 1, 1 тыс. и 1,1 тыс. тонн, каракулевых шкурок – 236,7 и 192,7 тонн. Как видно из этого, в данной сфере экономики было произведено 90,6% мяса, 92,6% - молока, 57,9% - яиц, 71,7% - шерсти и 27,4% - каракулевых шкурок.

Таблица № 15. Изменение доли численности скота и птицы в дехканских хозяйствах, в % к общему поголовью, на 1 января
Показатели\ 1999 года\ 2000 года\
Крупный рогатый скот\ 84\ 85\
в том числе коровы\ 88\ 89\
Овцы и козы\ 65\ 65\
Птица \ 57\ 58\

Валовой сбор зерна в Узбекистане по сравнению с 1998 годом возрос на 4,2%, а в абсолютном выражении эта цифра составила 4321,3 тыс. тон в весе после доработки. Если рассматривать структуру производства зерна по видам культур в хозяйствах всех категорий, то можно увидеть, что если в 1998 году доля пшеницы составляла 85,7%, то в 1999 году – только 83,3%, кукурузы на зерно, соответственно, 3,0% и 3,8%, риса – 8,4% и 9,6%:, зернобобовых – 2,3% и 2,7%, прочие зерноколосовых – 0,6% и 0,6%.

Теперь любители мучного могут радоваться: сырья для лепешек, буханок, пирожного и пирогов в стране достаточно. Только в прошлом году производство пшеницы возросло на 44,2 тыс. тонн, или на 1,2%, кукурузы на зерно – на 40,7 тыс. тонн, или на 32,9%, а риса – 67,4 тыс. тонн, или на 19,5%.

Региональный разрез производства пшеницы показывает, что по сравнению с 1998 годом увеличение его объема произошло в большинстве областей, кроме Самаркандской, Сурхандарьинской и Ташкентской, кукурузы на зерно – кроме Андижанской, Бухарской областей, а риса – кроме Хорезмской области. Наиболее существенное увеличение производства пшеницы наблюдалось в Республике Каракалпакстан – 138,6% к уровню позапрошлого периода, Бухарской области – 132,7%, Джизакской – 110,9%, Андижанской – 109,7%, Кашкадарьинской – 109,1%. Что касается кукурузы, которым кто-то в 60-х годах хотел завалить весь Союз, но люди полюбили из-за аппетитного поп-корна, то его производство в 1999 году возросло в Сурхандарьинской области в 2,4 раза, Джизакской – 2 раза, Навоийской – 1,7 раза, Самаркандской – 1,6 раза, Ташкентской области – 1,5 раза, Каракалпакстане – в 1,9 раза.

Определенных успехов отечественный агросектор достиг в урожайности зерноколосовых культур: так, в 1999 году она увеличилась на 1,2% и достигла 25,6 ц/га. За счет посева новых перспективных сортов пшеницы и своевременного проведения агротехнических мероприятий хозяйствами Андижанской области была получена урожайность в размере 64,4 ц/га, Хорезмской – 53,4 ц/га, Бухарской – 36,1 ц/га, Ферганской – 32,8 ц/га, Наманганской области – 31,8 ц/га.

Валовой сбор риса в целом по Узбекистану увеличился до 413,8 тыс. тонн, причем такого объема удалось добиться за счет роста урожайности с 24,3 ц/га до 26,3 ц/га. Эксперты отмечают, что новый подход в использовании новых технологий, оборудования, техники и организации производства еще раз свидетельствует, что рыночные отношения в сельском хозяйстве берут верх над прежним стилем и формой работы. В результате в прошлом году государству было продано 2,2 млн. тонн зерноколосовых культур, сдано около 266 тыс. тонн риса.

Картофеля, из которого можно приготовить сотни блюд, в частности, популярные чипсы, было произведено 649,6 тыс. тонн, а его урожайность возросла на 3,6 ц/га и составила 124,9 ц/га.
Узбекистан, без сомнения, – это Эдем овощей. По сравнению с 1998 годом их было произведено на 10,3% больше, чем фермеры порадовали многих гурманов. То есть при урожайности 178 ц/га (в 1998 году – 175,2 ц/га) овощей было вывезено и подано к столу аж 2,6 млн. тонн. Так что столам оставалось только трещать под их тяжестью.

Любители бахчевых культур также могли радоваться: их было собрано 502,1 тыс. тонн против 469,9 тыс. тонн в 1998 году. Эксперты отметили, что это произошло также благодаря повышению урожайности с 98,7 ц/га до 13 ц/га в 1999 году.
“Белое золото” - это действительно одно из богатств нашей страны. Под посевами хлопчатника в 1999 году было занято 1517 тыс. га, в том числе под пленкой – 183,5 тыс. га. После завершения уборки хозяйства республики сдали свыше 3,6 млн. тонн хлопка-сырцы, что составило 114% к уровню 1998 года. Расчетный объем выполнили сельхозпредприятия большинства областей, кроме Республики Каракалпакстан, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской и Ферганской областей.

В прошлом году хозяйствами республики было убрано 225 тыс. тонн сахарной свеклы, или 188% к позапрошлому периоду. Средняя урожайность этой культуры составила 130 ц/га, в то время как в 1998 году она едва дотягивала до 120 ц/га.
Озимых на зерно и зеленый корм под урожай 2000 года посеяно 1392,5 тыс. га, в том числе на зерно – 1352,7 тыс. га, из них на орошаемых землях – 1047,8 тыс. га (или 99,8% к заданию). Задание по севу озимых на зерно не выполнили хозяйства Навоийской, Сырдарьинской и Хорезмской областей. Озимой пшеницы под будущий урожай посеяно на площади в 1309,6 тыс. га (это больше на 37,2 тыс. га, чем в 1998 году).

Вспахано зяби 1292,3 тыс. га, или 88,1% от уровня 1998 года. Больше, чем в предыдущем периоде вспахано зяби хозяйствами Андижанской, Бухарской и Ферганской областей.
В 1999 году площадь посева сельхозкультур на всех категориях земель составила 4017,8 тыс. га.
Численность крупного рогатого скота к началу 2000 года насчитывалось в 5268,3 тыс. голов. Это на 0,8% больше, чем в предыдущем периоде. В то же время, если на 1 января 1999 года насчитывалось 2290,2 тыс. коров, то на 2000 год их уже насчитывалось 2305,2 тыс. Что касается более мелкого рогатого скота, то овцы и козы составляли, соответственно, 8697,9 тыс. и 8838,5 тыс. (или на 1,6% больше). Заметен рост и птицы, которая насчитывалась также в 13934,9 тыс. и 14406,5 тыс. единиц (это на 3,4% выше).

По сравнению с 1998 годом поголовье крупного рогатого скота в целом увеличилось в большинстве регионов, за исключением Наманганской области (там произошло снижение до 97%), овец и коз – кроме Наманганской и Самаркандской областей (соответственно, 96,5% и 98,9%).
Статистика, между тем, утверждает, что в сельскохозяйственных предприятиях поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 51,4 тыс. голов (или на 7,6%), в том числе коров на 15,4 тыс. (на 7%), а численность овец и коз осталась на уровне 1998 года.

В сельскохозяйственных предприятиях по сравнению с позапрошлым годом в 1999 году на 7,5% сократилось производство мяса, на 10,5% - молока, на 10,2% меньше получено каракульских шкурок. В то же время заметен и небольшой, но все же рост в надоях молока: так средний надой молока от одной коровы составил 1049 кг, когда в 1998 году было 1020 кг.
Ниже, чем в 1998 году, надои молока были в хозяйствах Каракалпакстана (885 против 1002 кг), Андижанской (1017 против 1055 кг), Бухарской (864 против 911 кг), Хорезмской (973 против 1038 кг) областях.

На 1999 год были заключены договоры контрактации на производство и продажу коконов тутового шелкопряда в объеме 16,9 тыс. тонн, фактически заготовлено чистых коконов 17,9 тыс. тонн, что составляет 106,2% к объему по договорам контрактации. Кроме того, заготовлено в пересчете на коконы 960 тонн лоса. Без учета лоса не выполнены договоры контрактации хозяйства в Ташкентской области (80,8%), Навоийской (93,6%), Сырдарьинской (95,7%), Джизакской (98,7%) областях.
Нужно добавить, что к концу 1999 году сельскохозяйственные предприятия заготовили 2024 тыс. тонн грубых кормов. В ее структуре 77% приходилось на озимую и яровую солому, мякину и другие грубые сорта, 23,2% - сено естественных и сеяных трав. При этом объемы заготовленного сена сократились против 1998 года на 70,2 тыс. тонн (или на 13%), также на 36,3 тыс. тонн (или 6%) меньше заготовлено сенажа (это 568 тыс. тонн).

Готового силоса получено 1128 тыс. тонн, что на 4,6% больше, чем в 1998 году. Кормовых корнеплодов и кормовых бахчевых культур на корм скоту заготовлено 85,2 тыс. тонн, что также меньше на 8,7%.
Без зернофуража заготовлено кормов на 1074,3 тыс. тонн в кормовых единицах. На одну условную голову крупного рогатого скота приходится 11,16 ц кормовых единиц (в 1998 году этот показатель составлял 11,12 ц к/ед.). Наиболее низкая обеспеченность скота кормами сложилась в сельхозпредприятиях Навоийской области – 4,48 ц к/ед., а также Джизакской, Бухарской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской областях – от 10,04 до 10,38 ц к/ед. (при средней потребности 13-15 ц к/ед. на зимний период).

Таблица № 16. Динамика производства основных продуктов животноводства во всех категориях хозяйств, тыс. тонн
Показатели\ 1997\ 1998\ 1998 к 1997, в %\ 1999\ 1999 к 1998, в %\
Мясо (в живом весе)\ 800,7\ 808,7\ 100,9\ 819,7\ 101,4\
Молоко \ 3406\ 3494,9\ 102,6\ 3541,9\ 101,3\
Яйца, млн. шт.\ 1075,4\ 1164,9\ 108,3\ 1242,5\ 106,7\
Шерсть, тонн\ 15,4\ 15,5\ 100,3\ 15,5\ 100,3\
Каракульские шкурки \ -\ 803,1\ -\ 704,4\ 87,7\

Эксперты утверждают, что несмотря на наличие проблем, связанных со все еще низкой производительностью труда в сельском хозяйстве, снижения плодородия земель, ограниченный доступ к ресурсам, необходимым для развития в аграрном секторе, в 1999 году правительством республики был принят ряд мер, позволяющих улучшить деятельность сельскохозяйственного сектора. Это, прежде всего:

- увеличение закупочных цен на хлопок и пшеницу;
- передача финансового содержания объектов социально-бытового назначения с хозяйств в местный бюджет;
- списание долгов хозяйств перед бюджетом и реструктуризация долгов сельхозпредприятий поставщикам средств производства;
- изменение системы сбора налогов для аграрных предприятий путем внедрения единого налога;
- санация убыточных бывших государственных и коллективных хозяйств.

Для оказания поддержки вновь создаваемым малым хозяйствам во всех регионах страны созданы консультативные центры по сельскому хозяйству.  Кроме того, была предоставлена поддержка в создании частных предприятий по оказанию машино-тракторных услуг и развития рыночной конкуренции в этом виде услуг. Так, за 1999 год предприятиями Узсельхозснабремонта было оказано услуг производителям на 26,8 млрд. сумов, из них за ремонт грузовых автомобилей и сельхозтехники – на 2,1 млрд. сумов, вспашку – 8 млрд., сев сельхозкультур – 106,6 млн., внесение удобрений – 38,5 млн., культивацию – 290,9 млн., уборку сельхозкультур – 7,3 млрд., обработку ядохимикатами – 13,5 млн., техобслуживание ферм – 190,7 млн., транспортные услуги – 865,5 млн., поставку запчастей – 3,7 млрд., прочие услуги – 4,2 млрд. сумов.

Как считают многие аналитики, для дальнейшего развития сельского хозяйства Узбекистана необходимо обеспечить решение следующих основных вопросов:
- развитие и повышение объем сельскохозяйственной продукции;
- дальнейшее развитие хлопководства;
- развитие и поддержание уровня самообеспечения зерновыми культурами;
- развитие животноводства;
- повышение уровня занятости и улучшения благосостояния .

Между тем, для реализации программных мероприятий по дальнейшему углублению экономических реформ в аграрной сфере необходимо привлечение инвестиций. В настоящее время исполняются два проекта :

Первый – по линии Азиатского банка развития. Это проект “Поддержка развития инфраструктуры, а также реструктуризованных хозяйств в Акалтынском районе” направлен на укреплению фермерского движения в Сырдарьинской области, и его основными компонентами являются:
- восстановление межхозяйственной и внутрихозяйственной инфраструктуры;
- институциональная поддержка, мониторинг, оценка;
- оказание машинно-тракторных услуг;
- управление и реализация проекта.
Соответствующий документ между АБР и правительством Узбекистана был подписан в ноябре 1999 года, общая стоимость проекта оценивается в $72 млн., а стоимость его компонентов также величина заемных средств банка – $35 млн.

К маю 20000 года осуществлялись выполнение поэтапных мероприятий по подготовительным работам проекта в соответствии с графиком – это организационная работа по подготовке тендеров, подбор специалистов.

Второй проект “Совершенствование управления водными ресурсами. Зона Голодной степи. Модернизация ЮГК (2-я фаза)” осуществляется по линии кредита правительства Франции между Минсельхозводхозом РУ и компанией BRL. Оплата услуг, выполняемых BRL, обеспечивается французским банком “Натексис”. Документом предусматривается автоматизация и телемеханизация пяти сооружений ЮГК, что позволит улучшить эксплуатационные характеристики комплекса, обеспечить оперативное управление лимитами водопользования районов и хозяйств этой зоны. Более того, французской стороной предусмотрено оказание инженерных услуг, поставка и установка оборудования, организация коммуникаций между сооружениями и главными центрами эксплуатации, техническое содействие и подготовка местного персонала (на это рассчитано 15,2 млн. французских франков). Строительная часть работ по реконструкции сооружений выполняется узбекскими предприятиями.

Нужно сказать, что финансирование иностранной инвестиционной части проекта в сумме $2 млн. намечено на вторую половину 2000 года. Объем местной части проекта определен в сумме 2,7 млн. сумов в ценах 1991 года.
Разрабатываются также инвестиционные проекты со Всемирным банком, в частности:
- “Реструктуризация сельскохозяйственных предприятий”, направленный на формирование законодательной базы реструктуризации сельхозпредприятий и системы регистрации земель, создание и развитие информационно-маркетингового обеспечения производителей, финансовую поддержку сельхозобъектов в нескольких регионах Узбекистана.
- “Создание дренажной системы”, цель которого создание базисной инфраструктуры, необходимой для устранения проблем, связанных с заболачиванием, засолением почв и чрезмерным потреблением воды на правобережье Амударьи.
- “Модернизация и реконструкция инфраструктуры систем машинного орошения”, направленный на реабилитацию за счет инвестиций насосных станций, в первую очередь Каршинского магистрального и Аму-Бухарского машинного каналов, построенных 30 лет назад, что позволит улучшить энергосбережение и использование водных ресурсов, снизить эксплуатационные затраты.

Между тем, Азиатский банк развития более активно стал участвовать в инвестиционных проектах аграрного сектора Узбекистана. Этим учреждением рассматриваются следующие проекты:
 “Улучшение продуктивности зерновых культур”, в котором предусматривается развитие зерноводческих хозяйств республики путем внедрения новых технологий по производству и переработке зерновых, апробация передовых агротехнических мероприятий по выращиванию зерновых и формирование семенного фонда; кроме того, будут оказаны кредитно-финансовые услуги хозяйствам и научным институтам;
- “Создание кредитных кооперативов (союзов) в сельской местности”.

Правительственными органами было предложено АБР рассмотреть свое участие в инвестиционных проектах 2001-2003 годов по следующим направлениям:
- управление водными ресурсами в масштабе Центральной Азии и Узбекистана (объем $60 млн.);
- реформирование сельскохозяйственного сектора (в объеме $20 млн.).
Экспертами Минсельводхоза РУ разработаны проекты, в которые необходимо привлечь зарубежные инвестиции. Отметим нескольких из них:

Первый проект – это “Строительство насосной станции Алат-2 в Бухарской области”. Данная станция была введена в эксплуатацию в 1962 году и в настоящее время насосно-силовое оборудование пришло в негодность. Между тем, эта техника подает оросительную воду на 45 тыс. га Алатского и Каракульского районов, на территории которых проживает свыше 67 тыс. человек. Общая стоимость строительства определено в сумме 8,3 млн. сумов в ценах 1991 года и $5,8 млн., в том числе для приобретения оборудования по импорту – $4,8 млн. Согласно проведенному тендеру на поставку оборудования победителем стала английская фирма.

Второй проект “Создание системы хранения и круглогодичного снабжения населения сельскохозяйственной продукцией и продуктами питания на основе “Холодильной цепи” был подготовлен при участии японских фирм. Использование холода позволит снизить потери сельхозсырья и пищевой продукции с 40% до 5-10%, одновременно увеличиться экспортный потенциал Узбекистана плодоовощной продукцией с 1,5% до 20-30%.

Третий проект “Увеличение производства продовольствия 2КР” финансируется японским  правительством начиная с 1996 года, и за этот период освоены грантовые средства на 1,6 млрд. йен (около $13 млн.). За их счет осуществляется поставка современных рисоуборочных комбайнов и другого оборудования.