Раздел 2. Параграф 6

Тамила Абдуллаева
2.6. Влияние цены и инфляции

Для отражения изменений потребительских цен эксперты пользуются индексом потребительских цен. Этот показатель отражает изменение стоимости фиксированной выборной группы товаров и услуг (потребительская корзина) в отчетном периоде по отношению к базисному. В Латвии, например, в корзине индекса потребительских цен на 1998 году находилось 397 наименований товаров и услуг, цены на которые регулярно регистрируются.

До начала экономических реформ в Узбекистане цены на большинство товаров и услуг были ниже равновесия, то есть спрос намного превышал предложение. В связи с этим либерализация цен и тарифов в начале 90-х годов породила бурный подъем индекса потребительских цен.
Цены и тарифы на платные услуги (ПУ) населению в декабре 1999 года по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года возросли на 37,1%. Более всего из наблюдаемых ПУ с начала года подорожали услуги учреждений банков, которые включали в себя выдачу расчетных чеков и чековых книжек, перевод вкладов и наличных денег – в 2,9 раза. Услуги связи увеличились на 57,4%, плата за детские дошкольные учреждения – на 55,3%, а проезд в городском автобусе – на 43,6%.

Между тем, эксперты отмечали, что темп роста цен и тарифов на ПУ населению в декабре был ниже, чем на потребительские товары, и этот показатель составил 100,6%.
Бытовые услуги подорожали за месяц в среднем на 2,2%. При этом тарифы на ремонт и техническое обслуживание транспортных средств увеличились на 5,3%, ремонт обуви – на 4,7%, услуги фотографии – на 4%.
Также от 0,1 до 0,8% увеличились тарифы на услуги общественного транспорта, отдыха, здравоохранения, досуга и культуры.

Но какими были цены предприятий в прошлом году? Прирост цен предприятий-производителей за декабрь 1999 года составил 1,4%, а с начала года – 34,7%. Повышение цен в пищевой промышленности обусловлено в основном увеличением затрат на приобретение сырья. При этом наиболее значительно подорожали изделия парфюмерно-косметической индустрии (на 17%), кондитерской отрасли (на 13,5%), пиво (на 13,1%), продукция маслосыродельной и молочной промышленности (на 4,8%) и мясной промышленности (на 3,5%).

Статистика утверждает, что в отраслях, производящих продукты питания и потребительские товары, в 1999 году наблюдался прирост цен от 39,6% в мукомольно-крупяной до 58,2% - в легкой промышленности. На 56,7% подскочили цены на изделия пищевой промышленности. Консервы подорожали в 2,2 раза, изделия парфюмерно-косметической промышленности – в 2 раза, чайной, маслосыродельной и молочной – в 1,7 раза, винодельческой и пивоваренной промышленности – в 1,6 раза.

Изменение цен производителей за определенный период времени характеризует индекс цен производителей в промышленности. Он определяется на основе ежемесячных наблюдений по конкретным товарам. Изменение цен в сторону увеличения наблюдались 1999 году в химической и нефтехимической промышленности, где цены выросли на 2,3%, и в индустрии строительных материалов – на 2,2%. На 1,1% возросла стоимость продукции отраслей машиностроения, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Менее всего за год подорожала электроэнергия – всего на 2% и продукция топливной промышленности – на 4%.
Тарифы на перевозку грузов за 1999 год возросли на 34%. Повышение тарифов на грузовом железнодорожном транспорте за год составило 40,9%, трубопроводном – 39,9%, грузовом авиационном – 27,3% и на грузовом автомобильном транспорте – 24,2%.