Раздел 2. Параграф 3

Тамила Абдуллаева
2.3. Тенденции валового внутреннего продукта

Развал Советского Союза и отказ от плановой экономики в первые годы реформ в начале 90-х годов вызвал значительный спад ВВП. Последовательный курс правительства на реформы позволил уже с 1996 года обеспечить реальный рост валового внутреннего продукта. Внизу приведена таблица № 6 ВВП, установленного центральными (национальными) банками стран СНГсреднегодовым официальным курсам национальных валют к доллару США.

Таблица № 6. ВВП государств СНГ (в текущих ценах, $млн.)
Страны\ 1995\ 1996\ 1997\
Азербайджан \ 2415,4\ 3180,8\ 3850,8\
Армения\ 1286,7\ 1597,0\ 1627,4\
Беларусь \ 10403,2\ 13569,1\ 13308,2\
Грузия \ 2863,2\ 4196,7\ 4959,1\
Казахстан \ 16645,3\ 21041,9\ 22267,6\
Кыргызстан \ 1492,2\ 1826,6\ 1752,3\
Молдова \ 1439,9\ 1664,8\ 1873,4\
Россия \ 357944,4\ 440332,9\ 462394,8\
Таджикистан \ 648,7\ 1053,2\ 924,6\
Туркменистан \ 3895,7\ 1771,2\ …\
Узбекистан \ 10157,7\ 13925,3\ 14863,8\
Украина \ 37008,7\ 44545,9\ 49669,2\
СНГ\ 446201,1\ 548705,4\ …\

Национальные и зарубежные эксперты отметили, что в 1999 году сохранилась тенденция не только стабилизации макроэкономической ситуации в Узбекистане, но и наблюдается устойчивый рост. Экономический рост обеспечен за счет увеличения объемов производства промышленной (на 6,1%) и сельскохозяйственной продукции (на 5,9%), строительных работ (на 3,9%), розничного товарооборота (на 10,5%), реализации платных услуг населению (на 12,6%). Другим свидетельством этого процесса является и то, что за год прирост ВВП  составил 4,4% в целом, а на душу населения – 2,8%. Всего объем ВВП достиг 2,04 трлн. сумов. Это еще одно подтверждение того, что республика выбрала правильный путь в формировании собственной национальной модели, соответствующей менталитету населения, специфике производства и культурно-техническим возможностям. Между тем, Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов предостерег от самоуспокоенности, сказав на заседании Кабинета Министров 14 февраля 2000 года: “Если мы хотим видеть процветающим наш завтрашний день, если мы хотим встать в ряд развитых стран, достичь наших целей и надежд, то мы должны последовательно продолжать начатые нами работы… Я верю, что за пять-десять лет полностью изменится облик нашего Узбекистана, возрастет его мощь” .

Стоит заметить, что рыночные отношения сыграли значительную роль в укреплении макроэкономических тенденций: особенно заметно усилились позиции негосударственного сектора, которым произведено 65,5% ВВП (в 1998 году этот показатель составлял 64,4%). Субъектами малого и среднего бизнеса, а также частного предпринимательства создано 29,1% ВВП. В этом отношении отчетливо прослеживается тенденция, что национальная экономика Узбекистана уверенно приближается к структуре индустриально-развитых государств. Можно утверждать, что подобная тенденция сохраниться в ближайшие годы и в большей степени характеризует особенность узбекской модели рыночной экономики.

В народном хозяйстве Узбекистана при переходе с плановой на рыночную экономику произошли существенные изменения в отраслевой структуре. Значительно возрос удельный вес отраслей сферы услуг. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, в связи с приобретением статуса независимого государства заново образовались или бурно развивались такие отрасли услуг, как государственное управление, финансы, удельный вес которых в статистике добавленной стоимости 1990 года был очень низок. Во-вторых, бурно развивалась торговля, имеющая глубокие традиции в восточном обществе. Известно, что эта отрасль гарантирует быструю отдачу при небольших вложениях и ей способствует банковская система на начальной стадии своего развития, когда в основном доступны краткосрочные кредиты. В-третьих, быстрый рост сектора обслуживания был обусловлен тем, что в советские годы главное внимание уделялось развитию производственных отраслей и сфера услуг оставалось недоразвитой.

Структурные изменения народного хозяйства продолжались и в 1999 году (таблица № 7). Прирост валового внутреннего продукта был обеспечен всеми отраслями экономики, однако более высокими темпами развивались отрасли сферы услуг, прежде всего производственного характера. В то же время на конечное потребление домашних хозяйств в 1999 году оказалось направленным 63,2% ВВП при 61,1% в 1998 году, инвестиции в основной капитал составили, соответственно, 28,6% против 30,4%.

Таблица № 7. Изменение объемов и структуры производства ВВП
Показатели\ В % к итогу\ 1999 год к 1998, в %\
1998\ 1999\
Валовой внутренний продукт\ 100\ 100\ 104,4\
В том числе Производство товаров\ 49,4\ 49,0\ 104,3\
Промышленность\ 14,9\ 13,9\ 101,4\
сельское хозяйство\ 26,8\ 28,0\ 105,9\
Строительство\ 7,5\ 6,9\ 103,9\
Прочие\ 0,2\ 0,2\ 101,4\
Производство услуг\ 36,2\ 26,0\ 104,7\
транспорт и связь\ 6,8\ 6,5\ 103,4\
торговля и общественное питание \ 8,4\ 9,3\ 109,4\
Другие рыночные нерыночные услуги\ 21,0\ 20,2\ 103,2\
Чистые налоги на продукты и экспортно-импортные операции\ 14,4\ 15,0\ 103,9\

Дальнейшее развитие народного хозяйства и его темпы будут тесно связаны с ходом экономических реформ. Достигнутая стабильность, обнадеживающие экономические и фискальные показатели являются лишь необходимой предпосылкой для дальнейшего развития страны. Одной из главных задач правительства на данном этапе переходного времени является укрепление источников экономического роста.

Естественно, основным катализатором роста хозяйственной активности должно стать расширение экспортного рынка и объемов инвестиций, направленных на экспорт, так как ограниченный внутренний рынок по объективным причинам не в состоянии обеспечить рост экономики. Поскольку Узбекистан не изолирован от остального мира, на темпы его развития будут влиять и ситуация в других странах, и на мировых рынках сырья, товаров и услуг.

Для прогнозирования экономической ситуации на ближайшие годы необходимо разработать два варианта модели. Первый вариант должен моделировать ситуацию при сохранении тенденций и пропорций предыдущих лет, а второй – при более благоприятном сценарии развития (увеличение инвестиций и вместе с тем с более быстрым ростом производства и экспорта). Главным гарантом для реализации второго варианта является успешное и быстрое решение проблем среды предпринимательской деятельности, инвестиций и экспорта.

В мировой практике встречаются примеры, когда в течение длительного периода поддерживаются высокие темпы развития экономики (ежегодный прирост ВВП выше 7%). К примеру, в Германии – в послевоенный период, в недавнем прошлом – в странах Восточной Азии, в настоящее время в Ирландии, Китае и других государствах. Эксперты отмечают, что чем меньше ВВП в расчете на душу населения, тем возможны более высокие темпы развития. По некоторым расчетам, при нынешнем уровне ВВП Узбекистана реален ежегодный рост в размере 5-5,5% в течение, по крайней мере, 5-7 лет.

Все же  в современных условиях экономической глобализации высокие темпы прироста, достигнутые в основном благодаря заграничному капиталу, могут вызвать так называемый перегрев экономики: быстрые темпы роста порождают диспропорции между различными секторами экономики (внутренним и внешним, финансовым и реальным т.д.). Главным фактором риска считается растущий дефицит текущего платежного баланса (ДТС), особенно если в качестве источников его покрытия доминирует не долгосрочный капитал (прямые инвестиции), а краткосрочный (портфельные инвестиции и займы).

Встает вопрос: возможна ли регулировка этих процессов имеющимися в распоряжении правительства инструментами макроэкономической политики – фискальной и монетарной политикой. Поскольку Узбекистан проводит политику фиксированного курса обмена сума и не собирается менять доктрину либерализации внешней торговли, единственным инструментом снижения ДТС остается ограничивающая фискальная политика.

Ограничивающая фискальная политика может помочь не ухудшать ситуацию, но она не в силах улучшить ее. Поэтому, по мнению экспертов, проводимая до сих пор фискальная политика отнюдь не является главной причиной роста ДТС. В связи с реконструкцией и модернизацией народного хозяйства ДТС является объективным и закономерным явлением переходной экономики. Поэтому главное внимание следует уделять оценке и воздействию на поступающие потоки капитала. Реально (не краткосрочно и не с фискальными средствами) сократить ДТС удастся лишь, продолжая проведение структурных реформ. Сегодня важно стимулировать производственные структуры с высоким технологическим уровнем, осуществлять государственные инвестиции в инфраструктуру и т.д., ибо это даст возможность в будущем расширить экспортный потенциал Узбекистана. Вследствие этого экономика также могла бы позволить более высокие темпы роста без риска перегрева.

По нашему мнению, для гармоничного устойчивого роста народного хозяйства Узбекистану необходимо добиться гармоничного развития отраслей. Отрасли обслуживания не могут развиваться сами по себе. Без развития других секторов экономики отрасли сферы услуг могут скоро достичь потолка своих возможностей.