Раздел 2. Параграф 1

Тамила Абдуллаева
РАЗДЕЛ 2. КАК ФУНКЦИОНИРУЕТ ЭКОНОМИКА УЗБЕКИСТАНА?

2.1. Макроэкономическое развитие и политика правительства

Со времени приобретения независимости в 1991 году в народном хозяйстве Узбекистана произошли значительные перемены, которые преобразили облик национальной экономики, образа жизни и социальной структуры общества. За девять лет достигнут значительный прогресс в развитии рыночной экономики и формирования многоукладной системы производства. В структуре собственности теперь доминирует частный сектор, почти завершена либерализация внешней торговли и цен, создано большинство органов, необходимых для функционирования рыночной системы.
Несомненно, за последние годы Узбекистан добился заметной стабилизации экономики. Инфляция была в пределах заложенных параметров. В 1999 году дефицит госбюджета Узбекистана составил 36,9 млрд. сумов или 1,8% к ВВП.

Отражая растущее международное доверие к узбекскому государству, многие независимые агентства и международные организации (в том числе банковский сектор) определили республике один из самых высоких среди стран Центральной Азии кредитные рейтинги, которые соответствуют так называемой инвестиционной степени. Следует отметить, что начиная с 1994 года экономический рост наблюдается почти во всех секторах народного хозяйства. Прирост ВВП за 1999 год составил 4,4% в целом, а на душу населения – 2,8%. Быстро растет заинтересованность иностранных инвесторов в капитальных вложениях в Узбекистан. К началу 2000 года общий объем накапливаемых иностранных инвестиций превысил $10 млрд. С момента приобретения независимости в 1991 году до конца 1998 года иностранные предприниматели в прямых инвестициях вложили $416 в расчете на одного жителя страны (в Латвии подобный показатель составил $517). Таким образом, Узбекистан приблизился к тем странам пост-социалистического пространства, которые являются лидерами по привлечению зарубежных инвестиций.

Статистические данные свидетельствуют о росте реальной заработной платы и пенсий. Все больше денег люди тратят на приобретение предметов длительного пользования и меньше – на приобретение продуктов питания.
С ростом экономической активности начался рост занятости. Тем не менее, уровень безработицы остается относительно высоким, особенно в Ферганской долине. По мнению многих экспертов, безработица является основной причиной бедности и социальной отчужденности части населения. Более того, это прямая угроза социально-политической стабильности общества, плодородная почва для религиозного экстремизма (об этом свидетельствуют события 1999-2000 годов в Центральной Азии).

В настоящее время существует ряд начатых, но не завершенных реформ. Хотя приватизация государственных предприятий почти завершена, переход на иную форму собственности и хозяйствования, особенно крупных объектов инфраструктуры находится на начальном этапе. Разгосударствление этих предприятий как и политически, так и экономически весьма сложна и необходима. В этом ракурсе необходимо правильно выбрать стратегических инвесторов и партнеров, одновременно обеспенчить, чтобы естественные монополии не превратились из государственных в частные. Поэтому приватизация крупных государственных предприятий в течение последних лет проходила одновременно с демонополизацией соответствующего сектора (например, энергетики, железных дорог, фиксированной сети телекоммуникаций).

Если в Латвии, которая считается одним из лидеров экономических преобразований республик бывшего СССР, зависли такие важные реформы, как приватизация жилья, переструктуризация системы образования и государственного управления в соответствии с требованиями рыночной экономики, то в Узбекистане эти процессы идут поэтапно и вполне с определенными успехами. Так, в частности, 98% жилого фонда страны находится в частном секторе. Государство уже выработало достаточных стимулов для развития малого и среднего бизнеса, а также поощрения экспорта. Правда, и это необходимо признать, еще недостает средств для приведения в порядок инфраструктуры, что на сегодняшний день является главным препятствием на пути частных инвестиций.

Следовательно, завершение начатых реформ является гарантией успешного развития страны. Нет сомнений в том, что при разумной экономической политике Узбекистан решит эти вопросы в среднесрочном периоде. Однако существуют и внешние факторы риска. Самый существенный из них – проблема транспортировки узбекских грузов в Европу и Юго-Восточную Азию через территории, являющихся политически нестабильными и создающие потенциальную угрозу экономическому развитию Узбекистана. С целью уменьшения факторов риска правительство республики совместно с международными организациями разработали ряд альтернативных проектов формирования транснациональной транспортной системы, в частности, проект ТРАСЕКА. Основные его положения были подписаны еще в мае 1996 года в г.Серахсе Узбекистаном, Туркменистаном, Азербайджаном, Грузией. В дальнейшем, к идее транспортного коридора в той или иной степени подключились иные государства (Украина, Болгария, Румыния, Таджикистан, Кыргызстан). В дальнейшем, участники этого проекта (возможно, под давлением извне) стали отступать от принятых обязательств: так, Туркменистан и Азербайджан ввели 20%-й налог на добавленную стоимость за транзит, в результате чего стоимость узбекских грузов возросла на треть, а объемы упали в 2 раза (до 180 тыс. тонн). И хотя это не создает прямую угрозу независимости Узбекистана и лишь снижают темпы развития, однако постоянные неурядицы во внешних экономических отношениях с соседями может привести к уменьшению экспорта и снижению прямых иностранных инвестиций. Поэтому одной из основных задач является быстрое урегулирование отношений с государствами-партнерами по Экономическому союзу СНГ, а также дальнего зарубежья с одновременным расширением экспортного рынка и экономических связей.

Еще одна внешняя угроза связана с тем, что с ростом глобализации мирового рынка усиливается нестабильность движения капитала. Валютно-финансовые кризисы 1996-98 годов в Мексике, Чехии и в Юго-Восточной Азии показывают, что инвесторы чувствительно реагируют на осложнения  в экономической и политической жизни страны, даже путем изъятия капитала из страны. В целях избежания кризисов очень важно проводить последовательную и четкую правительственную политику обеспечения макроэкономической стабильности.

Подобные валютные кризисы представляют опасность и для Узбекистана. Колебанию подвергаются рынки сбыта, уменьшается платежеспособность многих стран перед Узбекистаном. Более того, остро реагирует на глобальные изменения цены на сырье, в частности, хлопок, металлы, энергоресурсы. Возникает также угроза экономической стабильности в связи с растущим дефицитом текущего платежного баланса. Причины те же, что и в других регионах СНГ: растущая внутренняя потребность в товарах потребления и инвестициях. Очень важно, как покрывается данный дефицит. По мнению частных экспертов, около 2/4 части дефицита текущего счета покрывается долгосрочными (прямыми) инвестициями, а более неустойчивой частью потока капиталов – портфельными инвестициями – сравнительно небольшая часть.

Стратегическая цель Узбекистана – вступление во Всемирную торговую организация, поскольку только так можно обеспечить необратимый рост страны. Интеграция государства в региональные и международные экономические организации (в частности, Центрально-Азиатское экономическое сообщество, ГУУАМ, Черноморское экономическое сотрудничество, АСЕАН, ЭКО и другие) протекает в соответствии с национальными приоритетами. Происходит не только подписание соответствующих правовых документов, но и согласование законодательства под мировые требования, что обеспечивает последовательное вовлечение Узбекистана в мировую экономическую систему, а также доступ узбекским товарам на внешние рынки.

По мнению экспертов, необходимо разработать среднесрочную экономическую стратегию развития Узбекистана и его интеграции в мировой рынок в контексте, который определяет приоритеты политики государства и действия правительства на ближайшие пять лет. Чтобы достичь стабильного развития необходимо обеспечить ежегодный прирост ВВП на 5-6%, до конца рассматриваемого периода инфляцию необходимо снизить до 3% в год, а регистрируемый уровень безработицы – не более 0,5% к экономически активному населению.

Экономическая политика по достижению этих целей связана с двумя главными направлениями:
- во первых, совершенствование и укрепление макроэкономической среды, способствующей экономическому росту;
- во-вторых, продолжение структурных реформ.
Эксперты утверждают, что необходимо придерживаться строгой фискальной и монетарной политики. В среднесрочном периоде становится важным ограничить дефицит государственного бюджета (приблизительно до 1-0,5% от ВВП) и внешний и внутренний долг государства. Цель монетарной политики остается при этом неизменным – обеспечение стабильности национальной валюты, ограничивая, таким образом, инфляцию и приумножая доверие к экономической и финансовой системе страны.
Главным приоритетом структурной политики в настоящее время должно стать:
- завершение приватизации с передачей реальному собственнику всех прав и рычагов по владению и управлению своим хозяйством;
- дальнейшая либерализация административно регулируемых цен и тарифов;
- обеспечение внутренней и внешней конкуренции и проведение реформ секторов государственного управления, финансов и социальной безопасности.

Стратегией также должно быть предусмотрены мероприятия по улучшению предпринимательской деятельности и экономическому стимулированию для привлечения инвестиций, поддержка развития малых и средних предприятий, поощрения экспорта и создания одинаковых условий для развития бизнеса в регионах.
Между тем, серьезные шаги в этом направлении уже сделаны. Так, выступления главы государства в конце 1999 - начале 2000 года оказали решающее влияние на дальнейших ход экономических реформ, в частности, в укреплении позиции негосударственного сектора. Стало ясно, что невозможно добиться позитивных сдвигов, если частное предпринимательство будет продолжать находиться в состоянии “зимней спячки”. “Растормошить и разбудить” их творческий потенциал, деловую хватку – вот основная задача сегодняшней правительственной доктрины в сфере малого и среднего бизнеса. С другой стороны, государство дает заслон всяким там бюрократам и чрезмерной регламентации. Иначе нельзя воспринять Постановление Кабинета Министров от 23 февраля 2000 года “О мерах по сокращению отчетности для предприятий малого и среднего бизнеса”, как стремление руководства страны навести здесь порядок.

Согласно принятому документу, правительство считает недопустимым введение каждым отраслевым ведомством дополнительных форм отчетности, которые не предусмотрены законодательством. Оно понимает, что подготовка и предоставление их частными предприятиями занимает значительную часть времени и средств, которые в тоже время могли бы пойти на развитие собственного производства. Естественно, это снижает интерес у бизнесмена к ведению открытой деятельности.

Теперь малые и средние предприятия будут предоставлять отчетность только в органы госстатистики и налоговую службу, причем исключительно ежеквартально. Отчетность станет упрощенной, сокращенной и унифицированной. Запрещается введение каких-то других форм отчетности со стороны министерств и ведомств, тем более требование ежемесячного предоставления документов от предпринимателей, а те, кто нарушит эти условия, будут привлечены к ответственности органами прокуратуры и юстиции. Вопросы развития бизнеса должны также регулярно рассматриваться Республиканским координационным советом по стимулированию малого и частного предпринимательства, со стороны этого органа будут предприняты все меры по устранению имеющихся нарушений.

Нужно отметить, что благодаря активной деятельности Совета удалось добиться систематизации проверок и снизить их количество на 27% по сравнению с предыдущим годом, причем, более 3/4 из них носили комплексный характер. С другой стороны, в 10 раз сократилось число проверок, проводимых контролирующими органами без разрешения Совета. Между тем, имеются сложности в сфере надзорных проверок: около 30 тыс. было проведено без соответствующего разрешения. В частности, такой “промах” допускали органы пожарного и санитарного надзора. По решению Республиканского совета за нарушение требований законодательства были привлечены к административной ответственности 65 должностных лиц, дисциплинарной – 120 человек, а три работника контролирующих органов сняты с занимаемой должности.

Реформы происходят и в отраслевых аспектах. Например, государство предприняло очередной шаг в реформировании кожевенно-обувной промышленности Узбекистана. Указ Президента Республики Узбекистан от 23 февраля 2000 года “О совершенствовании системы управления кожевенно-обувной отрасли экономики республики”, прежде всего, был направлен как на углубление рыночных отношений в данной сфере, так и на увеличение выпуска качественной продукции национальными предприятиями.

Теперь акционерная компания “Узбек чарми” не только выходит из состава ассоциации “Узбеклегпром”, но и сама трансформируется в ассоциацию “Узбекчармпойабзали”, при этом став генеральным заготовителем кожевенного сырья в республике. В это новообразование на добровольной основе входят хозяйствующие субъекты по заготовке, хранению, переработке кожевенного, пушно-мехового (за исключением каракулевого) сырья, а также предприятия по производству искусственной кожи, кожгалантерейных изделий, обуви, дубильных веществ для обработки кожи.

Ассоциация “Узбекчармпойабзали” будет координировать деятельность всех своих членов, проводить единую техническую и инвестиционную политику, внедрять передовые технологии, развивать новые формы кооперации. Более того, на нее возложена задача модернизации и технического переоснащения предприятий с целью выпуска конкурентоспособной продукции. Предусматривается, что “Узбекчармпойабзали” сумеет осуществить эффективные маркетинговые исследования внутреннего и внешнего рынков и увеличить не только объемы производства, но и экспорта.
Таким образом, стратегия экономического развития государства на среднесрочный период предусматривает продвижение к рыночной экономике западного образца с восточными традициями, определяемые азиатским способом производства. Формирование либеральной, базированной на принципах конкуренции, экономики, открытой внешнеторговой политики и постепенному приравниванию хозяйственной среды к мировому рынку – вот основа современной доктрины государства. По мнению экспертов, реализация вышеуказанных мер станет основой для роста благосостояния населения, развития демократии и безопасности.

Исходя из вышеизложенного государство спрогнозировало ситуацию в 2000 году. Индикативные цифры, разработанные правительством, предусматривают развитие приоритетных сфер экономики, в частности, обеспечение ВВП на 2,2 трлн. сумов или его прироста 5%. Прогнозируется рост инвестиций на 7%. Согласно расчетам, реальный темп прироста валового внутреннего продукта будет опережать темп прироста численности населения в три раза. Основную часть прироста ВВП намечается получить за счет активной индустриальной и инвестиционной политики. Так, объем производства промышленной продукции возрастет на 6%. За счет модернизации перерабатывающих предприятий ожидается увеличение объема потребительских товаров на 108%.

Узбекистан намерен и дальше стремиться к продовольственной независимости. В связи с этим правительство продолжит реформирование аграрного сектора, в результате чего прогнозируется рост сельскохозяйственной продукции на 5,5%, в том числе производства зерна в объеме 5,4 млн. тонн, а хлопка-сырца – 4 млн. тонн.
В 2000 году было освоено капитальных вложений на 870 млрд. сумов, что составляет 107% к уровню 1999 года.