Раздел 1. Параграф 8

Тамила Абдуллаева
1.8. Узбекистан в период рыночного реформирования

1993 ГОД. Это был один из труднейших периодов развития Узбекистана в условиях независимости. Переход на новые рыночные отношения сопровождался резким экономическим кризисом как в самой стране, так и во всем пост-советском пространстве. Дело в том, что старая система управления и производства не могла обеспечить население продуктами питания, товарами и услугами, а промышленность – сырьем, сельское хозяйство – удобрениями, техникой, топливом. Но новая только зарождалась, причем порой путем проб и ошибок. Ведь мировая практика не знала случаев, когда из недоразвитого социализма страна вступала в капиталистические отношения, а специфика Узбекистана говорила, что механизмы, которыми воспользовались Россия, Украина, прибалтийские государства, не подходили к восточному обществу.

В условиях поэтапной замены старых элементов на рыночные происходило экономическое развитие Узбекистана. Благодаря концентрации ресурсов, принятия соответствующих решений на уровне правительства и органов власти на местах удалось избежать острых социальных конфликтов, снизить темпы падения производства. Так, ВВП в сопоставимых ценах составил 97,6% от уровня 1992 года, а произведенный национальный доход – 96,5%. К этому времени негосударственный сектор начал набирать обороты: стоит отметить, что его доля в структуре национального дохода превысила 38% (причем на кооперативный сектор приходилось 6,5%, арендные предприятия – 5,1%, колхозы – 12,0%), индивидуальный сектор – 13,1 (в том числе личные подсобные хозяйства – 12,4%).

Из общего числа промышленных предприятий, которых насчитывалось 1,7 тыс. единиц, к негосударственной форме собственности относилось 364. Конечно, это мало, однако необходимо было учитывать, что в тот период еще не были отработаны механизмы эффективной смены собственности и хозяйствования, ни трудовые коллективы, ни новые собственники не знали, как нужно работать в новых условиях. Поэтому процесс разгосударствления и приватизации начинался с объектов социальной инфраструктуры, в то время как сфера материального производства требовала особого подхода. В итоге, к концу 1993 года из общего числа приватизированных предприятий лишь 4,1% были промышленными.

Одновременно с началом малой приватизации (которая охватывала небольшие по размеру предприятия) страна вступала в очередной этап индустриализации. В этом году были введены в действие следующие производственные мощности:
- хлебзавод № 2 в Фергане, способный переработать 45 тонн продукции в сутки;
- элеватор на Кунградском хлебоприемном предприятии на 8 тыс. тонн единовременного хранения продукции;
- мельничное предприятие на Кунградском хлебоприемном предприятии с мощностью переработки на 130 тонн продукции;
- рыбоперерабатывающий завод в Навои на 2 тонны переработки рыбы в сутки;
- мощности по производству 77 млн. штук кирпича в год;
- мощности по производству хлебобулочных изделий на 120,3 тонн в сутки.

Все это позволило увеличить объем промышленной продукции в ВВП до 28,4%. В то же время индекс общего объема промышленной продукции в сопоставимых ценах составил 104,1% к уровню 1992 года.
В течение года страна произвела 49,1 млрд. кВт/ч электроэнергии, 4 млн. тонн нефти (включая газовый конденсат), 45 млрд. куб. метров газа, 3,8 млн. тонн угля, 1,64 млн. тонн бензина, 2,2 млн. тонн дизельного топлива, 611,2 тыс. тонн стали, 572,5 тыс. тонн – проката, 1,3 млн. тонн серной кислоты, 1,2 млн. тонн - минеральных удобрений, 22,6 тыс. тонн химических волокон и нитей, 53,3 тыс. тонн синтетических смол и пластмассы, 98,6 тыс. шт. электродвигателей переменного тока, 412 мостовых электрических кранов, 472 экскаваторов, 2,0 тыс. лифтов, 11,5 тыс. тракторов, 5,2 млн. тонн цемента и мн.др.

С развитием тяжелой индустрии государство уделяло внимание формированию потребительского рынка и снижению уровня дефицита, который явственно стал ощущаться в переходный период. В связи с этим различные правительственные программы предусматривали поддержку отраслей, производящих товары народного потребления. В итоге в 1993 году легкой промышленностью было выпущено 13,2 тыс. тонн колбасных изделий, 421,1 тыс. тонн цельномолочной продукции, 1,0 млн. условных банок консервов,  69,9 тыс. тонн кондитерских изделий, 338,3 тыс. тонн растительного масла, 632,0 млн. кв. метров тканей, 106,0 млн. пар чулочно-носочных изделий, 93,6 млн. пар обуви, 81,7 тыс. шт. холодильников и морозильников, 1,6 тыс. видеомагнитофонов, 9,9 тыс. телевизоров, мебели на 37,4 млн. рублей. Конечно, для22,2 млн. человек населения этого явно не доставало, поэтому в течение 1993 года в республике продолжала действовать карточная система распределения и приобретения продукции, которая уменьшала “экспорт” жизненно важных товаров за пределы Узбекистана.

Индекс производства потребительских товаров по отношению к 1992 году составил 109,9%, в том числе на непродовольственные – 104,9%, непродовольственные – 115,7% (из них товары легкой промышленности  (115,0%, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения – 117,3%).
Говоря о сельском хозяйстве, стоит вспомнить, что и эта сфера подверглась реструктуризации. В тот период здесь функционировало 1462 колхоза, 471 совхозов, 91 предприятий межхозяйственной кооперации, 327 коллективно-кооперативных предприятий, организованных на базе колхозов и совхозов. В Узбекистане насчитывалось 555 приватизированных ферм 105 арендных предприятий. Из общего числа хозяйствующих субъектов, перерабатывающих сельхозсырье,  762 относились к легкой промышленности по первичной переработке  (в том числе 124 хлопкоочистительных завода), 358 – пищевой промышленности.

Валовая продукция сельского хозяйства по отношению к 1992 году снизилось на 0,3%. Однако аграрный сектор остается одним из ведущих отраслей Узбекистана, производя 23,3% ВВП. За этот период в республике было собрано 2,1 млн. тонн зерна, 4,2 млн. тонн хлопка-сырца, 472,4 тыс. тонн картофеля, 3,0 млн. тонн овощей, 764,3 тыс. тонн мяса в живом весе, 3,7 млн. тонн молока, 1,4 млрд. шт. яиц, 21,1 тыс. тонн шерсти, 29,6 тыс. тонн коконов шелкопряда, 1,5 млн. шт. каракуля.
В Узбекистане быстрыми темпами началось формироваться фермерское движением: число данных хозяйств превысило 7,5 тыс. единиц, а площадь занимаемая ими – 70,6 тыс. га. Особое внимание государство уделяло развитию личных подсобных хозяйств, которые играли не последнюю роль в реализации продовольственной программы. Удельный вес ЛПХ в общем производстве зерна составило 11%, картофеля – 44%, овощей – 63,9%, мяса – 68,5%, молока – 76,0%, яиц – 42,8%, шерсти – 64,8%.

Как заметили эксперты, характерной чертой 1993 года стало то, что приватизированные предприятия оказались на 7-8% прибыльнее, чем предприятия, остававшиеся в государственной собственности . Между тем, из 2287 строительно-монтажных организаций республики лишь 10 являлись акционерными.
Сфера торговли оказалось одной из первых, которая подверглась разгосударствлению, согласно первому этапу малой приватизации. Удельный вес негосударственного сектора в общем объеме товарооборота составило 43%. А всего предприятиями розничной торговли было реализовано продукции на 9,6% больше, чем в 1992 году. Из общего объема товарооборота продажа продовольственных товаров составила 55,6%.

Узбекистан все больше стал заявлять о себе на внешних рынках. В 1993 году внешнеторговый оборот составил $1,9 млрд., из них экспорт $919,2 млн., а импорт – $980,9 млн. В товарной структуре экспорта хлопок-волокно занимал 61,8%, машины и оборудование – 11,2%, минеральные удобрения – 3,8%, цветные и черные металлы – 3,7%, товары народного потребления – 0,9%, прочие – 18,6%. Что касается импорта, то подавляющая ее часть – 52,7% приходилось на пищевкусовые товары, 4,3% - ТНП, 2,4% - теле- и радиоаппаратура, 1,5% - черные и цветные металлы, 39,1% - прочие. Число совместных предприятий возросло до 288, а их внешнеторговый оборот достиг $59,9 млн., что составило 0,3% в общереспубликанском обороте.

1994 ГОД для Республики Узбекистан знаменовался новым этапом социально-экономического развития. К этому времени удалось осуществить макроэкономическую перестройку, завершить демонтаж административно-командной системы управления и централизованной системы распределения ресурсов, отказаться от механизмов фондирования и лимитов. Узбекистану удалось снизить темпы падения производства, чего не сумели сделать многие государства Содружества. Например, на 1% возросло промышленное производство. В то же время валовой внутренний продукт по сравнению с 1993 году снизился на 3,5% и составил 56,8 млрд. сумов. Индекс-дефлятор ВВП возрос в 11,6 раз, индексы цен производителей на промышленную продукцию – 11,7 раза, а сводный индекс потребительских цен на товары и услуги – 13,8 раза.

Нужно отметить, что данный год был сложен по многим факторам. Разрывы кооперационных и технологических связей между республиками бывшего СССР, дефицит СКВ и российских денежных знаков образца 1993 года, проблемы с поставками сырья и товаров оказали влияние на текущее экономическое положение. Так, производство потребительских товаров снизилось на 2,7% (составив 25,9 млрд. сумов), продукции сельского хозяйства в текущих ценах – на 3,3% (30,1 млрд. сумов), капитальные вложения за счет всех источников финансирования – на 13% (11,5 млрд. сумов), перевозки грузов транспортом общего пользования – 6,7% (269,8 млн. сумов), розничный оборот – на 10,1% (32,9 млрд. сумов).

Одновременно росли денежные доходы населения, которые по сравнению с 1993 годом возросли в 8,8 раза и составили 27,7 млрд. сумов. Денежные расходы и сбережения населения увеличились в 9,2 раза (21,9 млрд. сумов), в том числе расходы на покупку товаров и оплату услуг в 11,9 раза (18,5 млрд. сумов). Средняя заработная плата возросла в 8,7 раза, составив 274,2 сума. В это время формировались основы социальной защиты населения, государство предпринимало решительные шаги по избежанию социального взрыва в связи с имеющимися тенденциями инфляции и роста цен, наличия дефицита на ряд товаров и услуг. Падение объемов производства привело к закрытию или остановке многих предприятий. Общая численность лиц, нуждающихся в трудоустройстве и стоящих на учете в службе занятости (на конец декабря) составило 29,4 тыс. человек (или 101,4% от уровня 1993 года), в том числе имели статус безработного 21,8 тыс. человек (163,9%). Поэтому службы по трудоустройству предлагали вакантные места в государственных и негосударственных структурах, но основную роль в решении трудозанятости, по правительственной доктрине, должны были сыграть вновь создаваемые хозяйственные единицы (ООО, СП, кооперативы, коопхозы, артели, МП).

Одновременно происходило формирование новой рыночной инфраструктуры, создавались нормативно-правовые основы для функционирования новых форм собственности и хозяйствования (см. таблицу № 2). Здесь правительство придерживалось политики постепенной трансформации государственной собственности путем приватизации и акционирования. Так, на начало 1995 года было разгосударствлено 9,7 тыс. предприятий, на базе которых было сформировано 4,8 тыс. предприятий частной собственности, 1,6 тыс. – коллективной, 1 – хозяйственное товарищество и 1 – общество с ограниченной ответственностью, акционировано 2,8 тыс. предприятий, арендовано – 11, а также 246 объектов других форм собственности. В итоге доля негосударственного сектора в произведенном национальном доходе Узбекистана  составил 53%.

Таблица № 2. Формирование многоукладной экономики
Показатели \ Количество предприятий\ Численность работающих\
1993\ 1994\ 1993\ 1994\
Всего \ 100\ 100\ 100\ 100\
В том числе государственный сектор\ 45,7\ 28,7\ 51,3\ 40,3\
Негосударственный сектор \ 39,4\ 57,7\ 27,2\ 33,7\
В том числе - кооперативы\ 4,1\ 2,5\ 2,7\ 2,8\
- частные\ 18,6\ 26,7\ 1,3\ 2,2\
- арендные предприятия \ 2,0\ 0,8\ 1,7\ 1,6\
- акционерные общества \ 1,2\ 3,2\ 1,2\ 5,5\
- общественные организации\ -\ 0,8\ 0,3\ 0,2\
- совместные предприятия \ 0,6\ 0,9\ 0,2\ 0,3\
Колхозы\ 2,7\ 2,4\ 19,4\ 20,3\
- дехканские хозяйства \ 10,2\ 20,4\ 0,4\ 0,8\
Прочие \ 14,9\ 13,6\ 21,5\ 26,0\

Начался переход к формированию единого сельскохозяйственного рынка, регулируемого новыми экономическими методами. Основными организационно-правовыми формами хозяйствования в этом секторе становятся коллективные, кооперативные, акционерные предприятия, фермерские (дехканские) хозяйства. Так, было реорганизовано 332 хозяйств, из них статус коллективного получили 208 предприятий, кооперативов – 61, арендных – 38. В процессе трансформации возникло 6,6 тыс. дехканских (фермерских) хозяйств, 794 приватизированных ферм, 44 – прочих предприятий.

К началу 1995 года в Узбекистане было зарегистрировано 14,2 тыс. дехканских хозяйств, за которыми было закреплено 193,1 тыс. га земельных участков (или в среднем 13,6 га на хозяйство). Об эффективности общественного, частного и дехканского секторов сельского хозяйства говорят цифры (см. таблицу 3).

Таблица № 3. Производство основных продуктов животноводства во всех категориях хозяйств
1993\ 1994\
Общественный сектор\
Скот и птица (в живом весе), тыс. тонн \ 223,9\ 216,3\
Молоко, тыс. тонн\ 874,7\ 834,3\
Яйца, млн. шт. \ 789,5\ 656,5\
Хозяйства населения\
Скот и птица (в живом весе), тыс. тонн \ 556,2\ 597,5\
Молоко, тыс. тонн\ 2853,8\ 2846,5\
Яйца, млн. шт. \ 985,7\ 913,8\
Дехканские (фермерские) хозяйства\
Скот и птица (в живом весе), тыс. тонн \ 4,5\ 13,4\
Молоко, тыс. тонн\ 25,0\ 52,6\
Яйца, млн. шт. \ 2,6\ 3,3\
 
Однако нужно признать, что дехканские хозяйства функционировали в сложных условиях, поскольку еще не были отработаны механизмы кредитования частного производства на селе, имелись проблемы с обеспечением ГСМ и комбикормов, отмечались случаи волокиты и бюрократии в оформлении документации по различным вопросам. Более того, частные производители иногда ощущали на себе административно-командные методы управления, что порой снижали не только экономическую эффективность новых рыночных предприятий, но и приводили к их преждевременному закрытию. По мнению экспертов, 1/3 часть данных хозяйств так и не сумела приступить к работе, оставшись существовать только на бумаге.

Однако это не могло остановить процесс перемен, одновременно с негативными факторами все больше проявлялись позитивные моменты реформирования. С целью повышения эффективности новой инфраструктуры в стране создавалась правовая и законодательная база для развития предпринимательства и конкуренции, формирования рынка ценных бумаг, недвижимости. К концу 1994 года уже была создана сеть коммерческих банков, набирала обороты биржевая торговля. Более того, все это удалось достичь благодаря сформированной и уже действующей новой налоговой системы и таможенной политики.

В 1997 году начался серьезный этап в либерализации цен и внешнеэкономической деятельности страны. В то же время осуществлялись жесткие меры по финансовой стабилизации. Нужно отметить, что в этот период Узбекистан перешел на собственную валюту, отказавшись от участия в зоне российского рубля. Это позволило государству проводить собственную валютную политику, что, в свою очередь, способствовало укреплению денежного обращения.

Несомненным успехом стало и расширение внешних экономических связей. В течение 1997 года налаживались связи с ведущими государствами мира. Наибольший объем торговых операций приходилось на долю Швейцарии, Турции, Китая, Великобритании, Германии, США. Одновременно углублялись связи с государствами СНГ, особенно с Центрально-азиатскими республиками, Россией и Беларусью. Всего в 1994 году Узбекистан экспортировал товаров и услуг на $2,68 млрд., а импортировал – $2,60 млрд. Таким образом, удалось добиться положительного сальдо на $80,4 млн.
Говоря о товарной структуре экспорта, следует заметить, что 48,9% приходилось на хлопок-волокно, 25,1% - химические продукты и удобрения, 3,7% - черные и цветные металлы, 22,3% - прочие. Из общего объема импорта 32,6% - это продовольствие, 15,4% - машины и оборудование, 23,7% - минеральные и химические продукты, 8,4% - черные и цветные металлы, 19,9% - прочие.

Все меры, предпринятые руководством, позволили в основном нормализовать потребительский рынок, замедлить инфляционные процессы, сохранить бюджетный дефицит. Производство начало испытывать ограничивающее воздействие потребительского спроса. К концу года уже сформировались необходимые условия, и была начата структурная перестройка в отраслях народного хозяйства, начался процесс трансформации неэффективных и отсталых производств.
В этих условиях формировался новый тип предпринимателя, активно участвующего не только в создании собственного бизнеса, но в становлении новой экономической системы страны.

1996 ГОД. За данный период государство продолжило активное формирование национальной модели экономики. С целью достижения позитивного эффекта происходили глубокие структурные преобразования, которые проявились в следующих приоритетных направлениях:
- поддерживался темп развития базовых отраслей, составляющих основу народного хозяйства;
- реализовывалась политика импортозамещения и укрепления экспортного потенциала;
- насыщение рынка товарами народного потребления, продовольствием и услугами;
- динамично развивалась система коммуникаций и производственной инфраструктуры.

Все это позволило закрепить и развить успех, достигнутые в области энергетической независимости, ввести новые виды связи в различных регионах страны (сотовой, факсовой), системы передачи пакетной информации, в том числе через Интернет, повысить качество работы коммуникационных систем. Кроме того, удалось укрепить позиции национальной компании “Узбекистон хаво йуллари” на международном рынке грузовых и пассажирских перевозок.
К чему же пришла страна с реализацией вышеуказанных направлений? Прежде всего,  удалось обеспечить начало роста ВВП в реальном выражении. В 1996 году этот показатель достиг 101,6% (тогда как в 1995 году он составлял 99,1%, а по прогнозу на 1996 году должен был быть на уровне 99,8%). На 102,5% выполнена доходная часть государственного бюджета, причем выполнены прогнозные параметры поступления налогов и платежей в бюджет по всем регионам республики. В 2,5 раза увеличился биржевой оборот валюты, составив $3,3 млрд.

Существенные сдвиги в народном хозяйстве обеспечивались через поддержку приоритетных программ и проектов, которые позволили привлечь капитальные вложения в реальный сектор. Так, общий объем инвестиций возрос на 7%, а за счет всех источников финансирования было использовано около $3,6 млрд.
Касаясь вопроса структурных изменений в сфере капитальных вложений, то необходимо отметить, что в 1996 году возросли их объемы на 18% на развитие топливно-энергетического комплекса (в 1995 году этот показатель составлял 10,9%), на 17% - системы коммуникаций и производственной инфраструктуры (в 1995 – 7%).

В химической промышленности продолжались работы по реконструкции и техническому перевооружению Ферганского ПО “Азот”, Чирчикского ПО “Электрохимпром”, строительство спиртовых производств в городах Андижане, Коканде и Янгиюле, Кызылкумского фосфоритного комбината.
Основным событием 1996 года стало введение в действие Асакинского автомобильного завода, построенного на паритетных началась с южно-корейской корпорацией DAEWOO. Это ознаменовало эру высоких технологий в Узбекистане, позволило республике выйти на мировой уровень производства. Ведь немногие страны обладают производственными мощностями по выпуску автомобилей, а за полгода 1996 года было выпущено более 25 тыс. легковых автомобилей. Стоит сказать, что инвесторы из Республики Кореи положительно зарекомендовали себя на узбекистанском рынке, и поэтому с ними продолжались строительства совместных производств, в частности, комплектующих изделий для СП “УзДЭУавто” (бамперов, панелей, автомобильных сидений, лакокрасочной продукции, деталей внутренней отделки салона).

В этом периоде правительство особое внимание уделяло созданию благоприятных условий для иностранных инвестиций. По оценкам экспертов Госкомпрогнозстата Республики Узбекистан, общий объем прямых зарубежных инвестиций в капитальное строительство достиг почти 1 млрд. долларов и возрос по сравнению с 1995 годом более чем в 2 раза. С привлечением иностранных инвестиций и кредитов велась реализация 30 крупных, 16 средних и значительного количества малых проектов. В данном году были введены в строй СП “Кабул-Тойтепа-Текстайлз” (текстиль), СП “Узсаламан” (обувь), текстильный комплекс в г.Карши, СП “Касмир-Дери” в Наманганской области по производству кожевенно-меховых изделий, а также ряд стратегически важных для национальной экономики объектов.

Естественно, поэтапная реализация программ социально-экономического развития страны дала возможность обеспечить рост объемов промышленного производства на 8,1% к 1995 году и в целом в 1996 году выйти на стабильные темпы роста производства. В итоге на27,1% возросло производство стали, 31,6% - готового проката, 1,8 раз краны мостовые электрические, 86,3 раза – автомобилей (легковых и грузовых), 4,8% - синтетического аммиака, 9,1% - минеральных удобрений, 41% - трикотажных изделий, 3,9 раз – видеомагнитофонов, 2,1 раза – телевизоров, 21,9% - мебели, 1,8 раз – лекарственных средств, 18,3% - кондитерских изделий, 6,3% - ювелирных изделий. Активно внедрялись высокотехнологичные и экономически эффективные линии, что позволило освоить 150 новых видов продукции, которые ранее завозились из-за рубежа.

Другим важным аспектом стало то, что в 1996 году было положено начало крупномасштабной реструктуризации приватизированных предприятий с целью повышения эффективности их деятельности. Такие крупные предприятия как “ТАПОиЧ”, “ТТЗ”, “Узбеккино” преобразованы в государственные акционерные общества, “Узсельхозмаш” – в холдинговую компанию. Правительство предусмотрело меры по разгосударствлению и акционированию ассоциации “Узмясомолпром”.
Государство стремилось сформировать рыночную инфраструктуру со всеми вытекающими отсюда перспективами развития. В частности, продолжалась работа по созданию малых частных предприятий: к концу года их было зарегистрировано около 35 тыс., а всего по стране действовало 100 тыс. таких предприятий. Всемерная поддержка оказывалось и другим элементам рынка, например, Палате товаропроизводителей и предпринимателей, 232 территориальных подразделений которых было создано в 1996 году. А всего зарегистрированными оказалось 60 тыс. ее членов.

В результате вышеуказанных изменений возрос негосударственный сектор экономики. Так, ее доля в численности занятых составила 71,6%, в объеме произведенного национального дохода – 68,9%, промышленной продукции – 53,5%, сельскохозяйственной продукции – 97,7%.
Сельское хозяйство – традиционная и экономически важная отрасль узбекистанской экономики. Именно она является базовой не только с точки зрения функционирования реального сектора, но и в смысле того, что азиатский способ производства тысячелетиями строился на этой отрасли. Несмотря на имеющиеся сложности (в том числе и социально-психологического характера, культурно-бытового), здесь были созданы необходимые организационно-правовые и политико-экономические предпосылки для реформирования отношения собственности и формирования многоукладной экономики. В то же время государство пошло на изменение системы управления аграрного сектора. С 1996 года была уменьшена доля госзаказа на зерно до 25%, хлопок – до 40%, а правительственными программами на 1997 год предусматривалось снижение хлопкового заказа до 30%.

Одновременно органы власти принимали меры по развитию сельскохозяйственного производства, обновлению технической оснащенности агросферы, реализации программы сельхозмашиностроения. Были привлечены зарубежные компании в решении этих сложных вопросов. Например, в 1996 году при уборке урожая использовалось 440 высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов “кейс-2166”, 150 тракторов “Магнум”. Продолжалась программа модернизации хлопководства, финансируемая Всемирным банком.
Изменение произошли и в социальной сфере. В течение 1996 года наблюдался устойчивый рост реальных доходов населения. Развитие рыночных отношений все больше вносило изменений в структуру доходов. Так, натуральные  и денежные поступления от личных подсобных хозяйств составили на конец года более четверти всех совокупных доходов семей и еще четверть совокупных доходов формировалось за счет предпринимательской деятельности.

В соответствии с территориальными программами обеспечения трудозанятости, в республике было создано 280 тыс. новых рабочих мест, в том числе в сельской местности – около 195 тыс.
Более того, меры по социальной защите предотвратили возможность резкой поляризации населения по уровню доходов. Соотношение доходов 10% населения, относящихся к наиболее обеспеченной группе, к 10% наименее обеспеченной ее части с 9,7 раз в начале года снизилось до 7,8 раз в конце года. Рост реальных доходов населения активизировал потребительский спрос и обусловил рост розничного товарооборота и платных услуг, соответственно на 121% и 109,9%. Эксперты отметили существенную тенденцию – сокращение доли расходов на продовольственные товары в пользу продовольственных.

Промышленными предприятиями республики в 1996 году было обеспечено производство потребительских товаров на 147,5 млрд. сумов или 108,1% к 1995 году в сопоставимых ценах, в том числе по продовольственным товарам – на 104%, непродовольственным – 112%.
Социальная инфраструктура все больше охватывало территории страны, обеспечивая население необходимыми услугами, в частности число предприятий по бытовому сервису за год возросло на 2,3 тыс. единиц. В социальную сферу было направлено 34% капитальных вложений. В этом же периоде стартовала программа развития инфраструктуры села.
Отметим и тот факт, что за счет всех источников финансирования было введено более 6,1 млн. кв. метров жилья (что на 24% больше, чем в 1995 году), в том числе индивидуального жилья – 5,7 млн. кв. метров (29%). Это способствовало решению острейшей проблемы – жилищной.

С другой стороны, государство проявляло заботу о формировании  иных объектов социальной инфраструктуры. Только за 1996 год было введено 63,5 тыс. ученических мест в общеобразовательных школах (а это 132,4% к уровню предыдущего года), поликлиник и сельских врачебных пунктов на 8,7 тыс. посещений (2,5 раза), проложены 6,6 тыс. км разводящих газовых и водопроводных сетей, из них 92% в сельской местности.

1997 ГОД. За несколько лет функционирования в условиях независимости в Узбекистане была реализованная государственная программа приватизации и разгосударствления: на 1 января 1998 года в республике было зарегистрировано 187,9 тыс. предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования, причем доля негосударственного сектора составила 87,9%.

Здесь, как считают многие эксперты, для достижения необходимой эффективности и оздоровления экономики и финансов предприятий и организаций целесообразно осуществить необходимые меры по созданию реального и долговременного хозяина. По их мнению, в Узбекистане продолжает интенсивно развиваться негосударственный сектор во всех отраслях экономики. Так, им за прошедший год было произведено 73,5% чистого материального продукта, 59% - промышленной продукции, 99% - валовой продукции сельского хозяйства, 71,9% - строительно-подрядных работ, 95,3% - розничного товарооборота. Причем, в целом по экономике численность занятых в этом секторе составляла 71,3%.

При несомненных успехах, достигнутыми этими предприятиями, необходимо отметить и имеющиеся проблемы. Так, по состоянию на 1 декабря 1997 года количество убыточных предприятий составило 121 (без учета находящихся на дотации), а сумма их убытка – 3,33 млрд. сумов. Необходимо отметить, что самыми убыточными оказались комплексы индустриального развития и потребительского рынка, коммуникаций, транспорта и связи. Как свидетельствует статистика, по сравнению с аналогичным периодом число дотационных предприятий увеличилось на 23 объекта, а размер убытка – на 1,71 млрд. сумов, или в 2,1 раза.

В то же время на 1 декабря 1997 года у 13,9% обследованных объектов было зафиксировано наличие неустановленного оборудования на общую сумму 5,9 млрд. сумов, из них приобретенных за валюту на 70,8 млн. долларов США. В этих условиях без наличия реального хозяина нельзя было говорить о реструктуризации экономического положения, реконструкции и модернизации производства.

Другим шагом стало привлечение средств для новых инвестиций и технического перевооружения предприятий путем эмиссии ценных корпоративных бумаг - акций, облигаций, сертификатов. В этом направлении имелись сдвиги: так, за счет всех источников финансирования было освоено 271 млрд. сумов капитальных вложений, причем 63,2% из них – в производственных отраслях экономики. Позитивным можно считать и реальные вливания в узбекскую экономику иностранных инвестиций и предоставление зарубежных кредитов, которые увеличились в 2,8 раза. Их доля в общем объеме капитальных вложений составила 19,9%.
Кроме того, было необходимо совершенствовать амортизационную политику и полнее использовать привлечение кредитных ресурсов на техническое перевооружение предприятий и организацию выпуска продукции, способной конкурировать с лучшими мировыми фирмами. Наряду с этим стояла задача по активизации омертвленного основного капитала. В 1997 году на приобретение оборудования было использовано 29% капитальных вложений.

Крупные средства, вложенные на развитие металлургического, химического, машиностроительного комплексов, а также легкой и местной промышленности, позволили в сжатые сроки ввести в строй компрессорную станцию в месторождении Кокдумалак мощностью по закачке 2,5 млрд. куб. м газа в год, Бухарский нефтеперерабатывающий завод по переработке 2,5 млн. тонн газового конденсата, прядильную фабрику в Ташлакском районе Ферганской области.

Благодаря росту производственных инвестиций, осуществленных ранее, в 1997 году производство промышленной продукции увеличилось на 6,5%, а потребительских товаров – на 11,2%. Существенным фактом можно назвать то, что рост произошел как в сырьевых, так и перерабатывающих отраслях промышленности.

В 1997 году источниками финансирования инвестиций в основной капитал стали средства предприятий – 38,6% всех инвестиций, республиканский бюджет – 27%, иностранные инвестиции – 19,9%, кредиты банков – 7,3% и средства населения – 7,2%. В то же время в Узбекистане было освоено иностранных инвестиций на 53,9 млрд. сум.
Нужно также отметить, что основную долю инвестиций в основной капитал – более 67% - было внесено государственной собственностью, 32,3% - негосударственной, в том числе 10,2% - совместные предприятия.

В 1997 году внешнеторговый оборот Узбекистана составил $8,9 млрд., в том числе экспорт – $4,4 млрд., импорт – $4,5 млрд. Внешняя торговля осуществлялась более с чем с 120 странами мира, причем увеличилась доля внешней торговли с экономически развитыми государствами мира. Свидетельством позитивных сдвигов в экономике Узбекистана и заинтересованности сотрудничества являлось то, что за 1997 год в республике было аккредитовано 97 фирм, функционирует 348 представительств иностранных фирм, компаний и корпораций.

Состояние социальной сферы при ограниченности финансовых ресурсов и изменений функции государства в новых условиях продиктовали необходимость четкого поэтапного разграничения задач и уточнения приоритетов социальной политики. В долговременной перспективе это, по мнению экспертов, – приближение уровня и качества жизни узбекистанцев к стандартам постиндустриального общества; в среднесрочном периоде – достижение докризисного уровня жизни и стандартов потребления, а в 1997 году – обеспечение условий для социальной безопасности и физического выживания людей, предотвращение социального взрыва. Немаловажным фактором стала возможность введения на предприятиях гарантированного минимума оплаты труда с индексацией в зависимости от роста цен. Нужно отметить, что в этом аспекте уже имеются позитивные сдвиги. Так, в 1997 году рост денежных доходов населения в 1,1 раз опережал рост цен на потребительские товары и услуги, при этом реально располагаемые доходы увеличились на 12,7%.

В 1997 году номинальные доходы населения равнялись 624,1 млрд. сумов и увеличились по сравнению с 1996 годом почти в 2 раза, денежные расходы и сбережения соответственно – 602,5 млрд. сумов и в 2,1 раза. Как свидетельствует статистика, наблюдается смешение в сторону увеличения доли доходов от предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности, от личного подсобного хозяйства при снижении удельного веса доходов в виде оплаты труда. Между тем, продолжала сохраняться территориальная дифференциация населения по доходам. Соотношение между максимальной и минимальной величинами среднедушевых денежных доходов по регионам составило 4,2, а среди территорий с низкими среднедушевыми денежными доходами выделяются Сурхандарьинская и Джизакская области.

Численность занятого населения в экономике Узбекистана на конец 1997 года составила 8,68 млн. человек, причем она возросла на 119 тыс. человек по сравнению с 1996 годом. Конечно, стремительное увеличение трудоресурсного потенциала требовала от правительства поиска новых методов. Так, на биржах труда было зарегистрировано 239 тыс. человек, а численность безработных составила 35,4 тыс. человек. В то же время, по данным Министерства труда, в республике на конец 1997 потребность в работниках 39,4 тыс. человек. Однако сменить такую диспропорцию не удалось.