Введение

Тамила Абдуллаева
Книга была подготовлена в 2000 году, но из-за отсутствия финансирования не была опубликована.

В начале 1990-х годов в мировой хозяйственной системе появилась и заняла достойное место в качестве самостоятельного направления узбекская модель социально-экономического развития. Она разительно отличалась от европейских и азиатских концепций экономического строительства, хотя вобрала в себе их передовые элементы. В этом контексте необходимо сказать, что объективные факторы государственного и общественного развития в условиях политической независимости предопределили необходимость выбора собственного национального пути. По высказываниям Президента Республики Узбекистан Ислама А.Каримова, “каждая страна, добившаяся независимости, искала свой путь развития, вырабатывала свою модель построения нового общества. При этом исходными моментами были своя система ценностей и целевая ориентация, национальные традиции и исторические условия, реальная социально-экономическая и политическая среда, сложившийся уклад жизни и мировоззрение людей”.

Исходя из этой предпосылки, для Узбекистана предлагались различные варианты стратегии социальных и хозяйственных реформ. Между тем, Узбекистан определял собственный путь развития исходя из:
- национально-исторического уклада жизни населения, образа мышления, народных традиций и обычаев;
-специфики демографической ситуации и своеобразии национального состава;
- выгодного геостратегического положения;
- природно-климатических условий;
- наличия природных ресурсов;
- имеющегося материально-технической базы и экономического потенциала.
Чем же характеризуется узбекская модель трансформации экономики и социальной сферы? Прежде всего, целью, приоритетами и методами реализации программ экономического реформирования.

Целью всех происходящих  общественных реформ является:
Во-первых, построение рыночного хозяйства с социальными ориентирами, среди которых сильная мотивация труда, частная инициатива, предпринимательство, защита социально уязвимых слоев населения, человеческий фактор производства.
Во-вторых, построение демократического общества, в котором были бы реализованы равные права и возможности всех граждан, в том числе участия управлять государством; отказ от монополии одной идеологии, плюрализм идей, мнений и реализация многопартийности.
В-третьих, формирование правового государства, в котором осуществлялся бы принцип разделения властей, защиты интересов общества и безопасности населения;
В-четвертых, построения светского государства.

Негативных тенденций переходного периода удалось избежать благодаря тщательно продуманным реформам и реализации программ рыночного регулирования экономики. В работе Президента Республики Узбекистан Ислама А.Каримова “Узбекистан: свой путь обновления и прогресса” было отмечено, что “стержень внутренней политики - построение рыночной экономики, ориентированной на интересы человека, с сильным механизмом мотивации труда и государственной защиты социально уязвимых слоев населения”. Но при этом узбекским руководителем было высказано мнение: “Формирование рыночных отношений ни в одной стране не проходило гладко и безболезненно. Глубоким заблуждением было бы идеализировать рыночные механизмы... Необходим трезвый, реалистический взгляд на проблемы перехода к рыночной экономике”.
Основными приоритетами и направлениями, составляющие сущность экономической программы Узбекистана стало:
- создание многоукладной, смешанной экономики на базе разгосударствления и приватизации, формирования различных секторов народного хозяйства;
- проведение жесткой антимонопольной политики, либерализация цен, коммерциализация и конкуренция между предприятиями;
- формирование рынка товаров, услуг, капиталов, труда, создание полнокровной рыночной инфраструктуры, подготовка квалифицированных кадров.

Основной спецификой формирования национальной рыночной экономики стало:
Первое, отказ от таких методов реформирования как “шоковая терапия”, “стремительная денационализация”, “всеобщая ваучерная приватизация”, при которых можно было бы вызвать только негативную реакцию со стороны населения и усложнить социальную обстановку. Ваучерная приватизация, примененная в России, в условиях Узбекистана вызвала бы только отчуждение людей от средств производства и концентрирование государственной собственности в криминальных структурах. Но и дальнейшее сдерживание частного сектора, и преобладание госсобственности в экономике, как это проявляется в туркменской модели, привело бы к усложнению проблемы трудозанятости, производства и интереса населения к предпринимательству.

Второе, постепенный и поэтапный подход к построению новых основ экономики, при этом придерживаться плавности в переходе от плановой социалистической системы к рыночной. Именно об этой принципиально важной стороне узбекской модели говорил Президент Узбекистана еще в июле 1996 года: “Прежде всего, речь идет о том, что курс реформ мы претворяем поэтапно, реально взвешивая наши возможности с достижением конкретных целей, мобилизуя все ресурсы на решение избранных для каждого этапа приоритетных задач”. Такой подход позволил Узбекистану избежать искажений и перекосов в реформировании, эффективнее и целенаправленее использовать ограниченные ресурсы и добиться максимально возможных результатов.
Третье, верховенство закона в государственном строительстве явилось стержнем проведения реформ в обществе, его демократизации и создания основ новой экономики.
Четвертое, общество, стремящееся достигнуть стабильности и процветания, должно искать средство для реализации намеченных программ. Поэтому на переходном этапе необходим был общественный институт, взявшего на себя все сложности, трудности и направления реформирования.

В Узбекистане основную роль в качестве стратега, координатора и реформиста в переходный период отводилась государству, имеющего значительные явные и потенциальные возможности. По мнению Президента, “в переходный период государство призвано поддерживать жизнеспособность народного хозяйства, особенно структуроопределяющих отраслей, оказывать им реальную помощь, как путем регулирования цен, льготного налогообложения, так и прямым дотированием... Долг государства оказывать содействие в становлении и развитии нарождающихся предпринимательских структур. Более того, через свои структуры государство осуществляет жесткую реформаторскую деятельность, ломает сложившуюся психологию и бюрократические препоны, побуждает внедрять рыночные механизмы”.

Пятое, необходимость поддержки населения в этот сложный период. Именно об этом условии говорил Президент Узбекистана в своем выступлении 26 июля 1996 года: “Конечно, нельзя не с5казать о значении социальной политики нашей модели реформирования. Ей принадлежит важная роль, и она дает уверенность народу, что реформы в Узбекистане проводятся не ради реформ, а, прежде всего в интересах народа“. Такой подход позволил во всех программах реформирования учитывать интересы, возможности и желание населения республики.
Эти основные принципы экономического и социального реформирования были приняты в период реализации задач первого этапа и получили свое развитие при втором. Последовательно проводимая в начальные годы независимости экономическая политика была направлена на внедрение рыночных элементов и механизмов, а в последующих этапах переходного периода - углубление и ускорение рыночных реформ, расширение сфер приватизации и предпринимательской деятельности, обеспечение финансовой и макроэкономической стабилизации, укрепление национальной валюты, обеспечение социальной защиты населения.

Своеобразие теории и практики государственного и хозяйственного строительства, выдвигаемых Республикой Узбекистан, стало базой для формирования узбекской модели экономического развития. Вопросы формирования стратегии и путей экономических реформ, создания правовых основ рыночных отношений приватизации государственного имущества, создания многоукладной экономики, реформы в сельском хозяйстве и внедрения нового типа аграрных отношений постоянно находятся в центре внимания руководства страны. Особое внимание уделяется проведению институциональных преобразований, созданию новых организаций и учреждений соответствующих рыночной экономике.

Либерализация цен, внешнеэкономической деятельности, создание рыночной инфраструктуры, присоединение к мировому экономическому сообществу занимают центральное место в государственной экономической политике Республики Узбекистан. При этом, особо подчеркиваются цели и задачи экономической реформы - создание для населения страны условий для жизни и деятельности, достойных человека, духовно-нравственное возрождение узбекского народа, вопросы обеспечения экономической, социально-политической стабильности.
Целенаправленная экономическая политика за прошедшие годы независимости принесла позитивные сдвиги в экономике. В этой связи Президент Узбекистана Ислам А.Каримов отметил 25 июля 1996 года, что “это результат подтверждения правильности избранного курса экономических реформ. Теперь, после того как наша модель прошла апробацию на практике, есть все основания говорить о правильности узбекской модели реформирования. Сегодня она признается авторитетными международными экономическими организациями, многими странами мира, а главное - подтверждено самой жизнью”.

Чего достиг Узбекистан, реализуя собственную модель экономического развития?
За короткое время была создана прочная правовая база экономических реформ, что позволила обеспечить их стабильное, поступательное проведение. Принятый пакет документов в области экономического регулирования позволил обеспечить приток иностранных инвестиций в важнейшие и структуроопределяющие отрасли Узбекистана, заинтересовать зарубежных предпринимателей в выгодном сотрудничестве с узбекскими партнерами. Государство брало кредиты только под конкретные проекты, что позволило избежать распыления средств и финансов.
Таким образом, для перехода к рынку нужно, прежде всего, в общих чертах осознавать то, к чему движется наше общество: что такое современный рынок, каковы его основные принципы и структура, поэтому в своей научной работе авторы считали целесообразным рассмотреть вышеуказанные понятия в данном вопросе.

Эта книга посвящена экономическому обзору развития Узбекистана и особенностям формирования его национальной модели. В первом разделе авторы рассматривают исторические аспекты функционирования экономики республики, как в рамках Союза, так и в период первых лет независимости. Во втором разделе анализу подвергается сложившаяся ситуация в 1999 году и предлагается модель развития экономики в среднесрочном аспекте. Третий раздел посвящен функционированию малого и среднего бизнеса в стране, а также специфике совместных предприятий, а также некоторых секторов народного хозяйства.
При подготовке книги автор использовал архивные, статистические и социологические материалы, мнения отдельных экспертов.