Без фонаря

Дмитрий Ансеров
                ГСВГ,73-й Гвардейский ИАП, работали мы еще на МиГ-21 СМ, а фонарь кабины пилотов там открывался руками вправо и ставился на подкос, в отличие от Миг-21 ПФ или ПФМ, где он поднимался воздушным цилиндром. Системы отличались существенно, кресла катапультные тоже, но самое интересное, что на ПФах и ПФМах можно было пилоту катапультироваться «под прикрытием фонаря», т.е. последний не сбрасывался, при катапультировании, а кресло своим ходом входило с ним в зацепление и пилот оказывался сидящим как бы в капсуле образованной, с одной стороны креслом, а с другой- фонарем, потом эта система размыкалась: кресло в одну сторону, фонарь в другую, а пилот спокойно спускался на парашюте.
                Разное говорили про достоинства и про недостатки такого способа защиты пилота истребителя от скоростного напора, якобы не всегда происходила расфиксация капсулы. При мне в полку система сработала как надо.
                Пришли к нам по осени молодые летчики, пока в строй ввелись, пока вывозные, потом сами уже на боевых полетели, не без фкусов конечно обходилось, то на посадке пдфюзеляжный гребень стешет кто-нибудь или порулит не туда, однако все их опекали, потому, что одной из приоритетнейших задач боевой подготовки ИАП была и остается летная подготовка летчиков (офицеров боевого применения).
                Около года прошло, оперились ребята, летают все уверенно, командир полка доволен. Летает наша эскадрилья днем и тут с одного борта доклад на землю: «Фонарь сорвало». Как и положено: команда наземной техпомощи, скорая и пожарная машина по местам, самолетики быстро сажают, а паренька у которого неприятность случилась руководитель полетов отправил в зону и организовал чтения многим известной книжки большого формата - «Особые случаи в полете» , где страницы по алфавиту, каждая под плексом, а каждая буква – закладка сбоку в дюраль обрамлена чтобы листать было быстрее и удобней. Вот уж поистине волшебная книга и написана кровью. Известно, что все пилоты знают эту книгу на данный тип техники наизусть и тем не менее…
                Первая и самая естественная команда РП «Сбросить фонарь аварийно». Попытался летчик выполнить, да вот если бы штатно фонарь был закрыт, так сразу после пиропатронов и пружинных усилителей и улетел бы, а поскольку , как потом оказалось, не до конца фонарь был закрыт, запирающие петли не полностью проштыренными оказались, но и те петли, которые при закрытом фонаре должны были бы быть свободны, оказались наполовину проштырены.
                Короче, после аварийного сброса осталась рваная половина фонаря, с зазубренным , словно гигантские акульи зубы триплексом и все это клацает над головой летчика и естественно свежий ветерок в лицо пилоту на скорости около четырехсот километров в час, а много -ли помощи от ЗШ(защитный шлем летчика) и защиты от переднего бронестекла? Топливо выработал и сел в итоге нормально, народ встречает, поздравляет, а лицо у пилота цвета вареного рака и очень ему грустно. И действительно откуда веселости взяться, когда в полку предпосылка, а про то, что жив остался, так об этом он и не думал. И точно – вместе с техником огребли за то, что пилот не дозакрыл, а техник не проконтролировал закрытие фонаря. С тех пор торцы штырей, которые проштыривают петли ( их видно через специальные отверстия) стали красить белой краской, а вокруг отверстий ободок - красной и вглядываться в них, что есть мочи и днем и ночью.
                За несколько лет до этого, в Крыму, у нашего комэски на ПФМе , 21-м в полете приоткрыло фонарь , который тоже недозакрыли,( вот аэродинамические силы и пересилили воздушный цилиндр, о котором я говорил в начале). Пилоту все же удалось используя свой немалый опыт и уже путем изменения перегрузок сначала прижать , а потом и закрыть злочастный фонарь.


Подмосковье, 2008г.