Краски детства Оксаны Бедрицкой

Анастасия Павленко
Ей всего 17, но она уже  победительница многочисленных международных фестивалей и конкурсов детского художественного творчества. На ее счету три персональные выставки, причем одна из них прошла в Киеве. В 14 лет она стала самым молодым членом Творческого Союза художников Узбекистана, издав книгу «Я рисую пластилином». Она Оксана Бедрицкая.

Имя этой одаренной девушки появилось в республиканских СМИ  тогда, когда ей только-только исполнилось 10 лет: Оксана впервые стала победильницей конкурса-выставки,  организованной Ташкентским городским профсоюзом предпринимателей. От ее ярких, солнечных и жизнерадостных работ, выполненных в необычной пластилиновой технике посетители вернисажа  не могли оторвать глаз, как впрочем до сих пор не могут остаться равнодушными  те, кому хоть раз довелось увидеть  Оксанины картины. Ведь у девушки-художницы необычайный дар –  посредством своих работ она умеет, как Мэри Поппинс у Астрид Линдгрен, перенести взрослого человека в прекрасную страну под названием Детство, где нет войн, болезней и экономического кризиса, нет тяжелых мыслей «а что с нами будет?». У Оксаны Бедрицкой  мир соткан из доброты, искренности, детской непосредственности и игры. Да, да, именно веселой и шумной игры, в которой, на первый, взрослый, взгляд нет глубокого смысла, какой мы привыкли видеть в произведениях маститых живописцев. Но зато там можно найти большее – мудрость, заключающуюся в том, чтобы не оставаться жалкими сторонними наблюдателями бурлящей вокруг нас жизни, а принимать в ней непосредственное участие: прыгать по лужам, лазить по деревьям и улыбаться, радуясь мелочам - то есть быть как дети…

Каким путем достигается такой необычный  эффект?

В первую очередь, любое творчество, конечно, начинается с души творца, а она у Оксаны чистая, как родниковая вода. Она проста в общении, с юмором. В ней нет чванства и заносчивости - слава и общественное признание так рано доставшиеся девушке никак не отразились на ее восприятии мира и не вскружили голову, ибо она отнюдь не легкомысленна. А  главная заслуга в этом – ее родителей, трепетно относящихся к всестороннему развитию своих детей и создавших все условия для максимальной реализации неординарных художественных способностей дочери, которые мать заметила еще в три года. Поэтому девочка уже с шести лет стала посещать столичные изостудии, постигая азы рисунка, композиции, живописи. Галина Евгеньевна, мама Оксаны, сама по профессии бухгалтер, но именно она является первым ценителем и самым строгим критиком работ юной художницы. Нередко сюжеты для картин или какие-то детали рождаются в совместном обсуждении. Кстати, дабы не отставать в творческом росте от дочери, которая сегодня учится в Национальный институте художеств и дизайна им. К. Бехзада, Галина Евгеньевна изучает искусствоведческую литературу, сама увлекается дизайном. Она автор и разработчик Интернет-сайта творчества Оксаны.

Что касается папы, то, хотя Иван Михайлович Бедрицкий, работающий преподавателем в Ташкентском химико-технологическом  институте на кафедре физики и электротехники, редко вмешивается в творческий процесс дочери, но вся романтика у Оксаны от папы. Он страстный рыболов и фотограф. Кроме того, по словам Галины, «супруг является нашим тылом и движущей силой прогресса Оксаны», обеспечивая материалом для работы, осуществляя доставку ее картин до выставок.

Второй составляющей светлых работ Оксаны является безудержная фантазия девушки, влюбленной в сказки, не устающей их перечитывать и учиться у героев мудрому отношению к жизни, принимать в сложных ситуациях правильные решения.

- Многие считают, что сказки – жанр лишь для детей, - говорит Оксана, - но посмотрите, сюжеты всех «взрослых» книг и фильмов основаны на тех же человеческих отношениях, что и в сказочных произведениях. Просто они более сложные, подогнаны под время с его противоречиями и там много философских рассуждений, поэтому ничему конкретному они научить не могут, а вызывают лишь бесконечные споры.  А в сказках все предельно просто и ясно, кроме того, они заставляют человека мечтать и фантазировать…

  И Оксана фантазирует, воплощая свои идеи в такой оригинальной форме, как пластилиновая живопись.

- Пластилином можно работать так, как не работал никто и нигде раньше, - делится с нами Галина Евгеньевна. - У этого материала богатейшие возможности: он сочетает в себе пластику скульптурного искусства и разнообразие живописного цвета. Он смешивается по цветам, как масляные краски. Все оттенки и полутона можно сделать из основных четырех: желтого, красного, синего и черного.

Надо сказать, что до Оксаны ее мама не задумывалась о колоссальных возможностях пластилина и, когда однажды дочь показала ей свою картину, сделанную таким необычным способом, она вдруг поняла: а ведь это то самое новаторство, какое приходит неожиданно и как бы не всерьез. Играли с подружками, отец одной из них, кстати, художник, предложил заняться лепкой из пластилина, Оксана решила раскатывать его на картоне и тут, - о, чудо! У девочки получилась целая картина, конечно, она была незамысловата по сюжету: всего лишь пластилиновая ворона, - но это бесхитростность обезоруживала и заставляла по-доброму улыбаться. Кстати, картина не копировала знаменитый мультфильм, тем более, что технология там несколько иная. В ней проглядывало нечто новое. И мама не отмахнулась от этого, не сказала девочке с позиции всезнающего «взрослого», что ее идея – чепуха и ничего из себя не представляет. Наоборот, чуткая Галина из искорки  раздула настоящий костер творчества у дочери.

И Оксана, и ее мама стали искать единомышленников и хоть какую-то учебную литературу по пластилиновой технике, но ничего не могли найти подходящего. Отмечу попутно, что нигде в энциклопедиях по искусству даже не упоминается о пластилине, как о средстве в раскрытии творческих возможностей. Да, в России некоторые люди от живописи экспериментировали с новыми материалами, в том числе и с пластилином, но это больше походило на изощренные попытки бездарных, «мертвых», художников хоть чем-то выделиться из толпы и заявить о себе. Нет, светлые цели Оксаны были иными – довести пластилиновую живопись до совершенства, ведь этот материал, с каждым годом становящийся все менее токсичным, но более пластичным и удобным для лепки, мог достойно служить средством для создания произведений декоративно-прикладного искусства. Но многие художники не принимал девочку и ее пластилиновую живопись всерьез, пока она не стала участвовать в выставках, которые организовывали благотворительный фонд «Соглом авлод учун»,  Детский фонд Узбекистана, ОДМ «Камолот», Республиканский интернациональный и Украинский культурный центры. Вот тогда, увидев все великолепие, слепленное, раскатанное, сплющенное, прищипанное, выдавленное из шприца умелыми тонкими пальчиками Оксаны, они вместе с другими зрителями ощутили тот необычный свет и радость, исходящих от работ Бедрицкой, почувствовав, как душа мгновенно переносится в волшебный мир детства. Владимир Бурмакин, Акмаль Нур, Баходир Джалалов и многие другие известные имена в отечественной живописи признали в девочке необычайный талант и специальной комиссией 14-летняя Оксана была принята в Академию художеств, став самым молодым ее членом.

Сегодня на смену картинам-аппликациям О. Бедрицкой, собранных из мельчайших кусочков пластилина чистых, не смешанных цветов, пришли работы, практически не отличимые от картин, выполненных масляными красками. Глядя на «Праздник тюбетейки», «Маки», «Весну в горах», ни за что не подумаешь, что это пластилин, - здесь он преображен до неузнаваемости.

- Картины из пластилина может сделать любой, - убеждена художница. – Для этого необязательно уметь хорошо владеть техникой рисунка. Важно иметь богатую фантазию и терпение, а проявить себя в этой области может каждый ребенок, в том числе и с ограниченными возможностями.

И она доказывает это делом, занимаясь с детьми-инвалидами, ведя специальные курсы по пластилиновой живописи при детских творческих  центрах Ташкента. Кстати, по мнению родителей ребят, посещающих уроки Оксаны, у девушки врожденный педагогический талант. Она сразу находит общий язык со своими учениками, с неизменной улыбкой на лице объясняя, как можно рисовать пластилином. Хотя у самой Оксаны наставниками были: восприимчивость, чувствительность, наблюдательность и интерес ко всему новому. Ведь кроме живописи пластилиновой и обычной Бедрицкая увлекается бисероплетением и оригами, плаванием и бальными танцами.

О ташкентской художнице знают не только в республике, но и далеко за ее пределами: в Киеве прошла ее персональная выставка, в Казахстане о ней снят документальный фильм. Казалось бы, уникальная идея пластилиновой живописи и талант Оксаны передавать через картины хорошее настроение и чувство прекрасного должны были подвигнуть отечественных бизнесменов и издателей к тому, чтобы растиражировать ее творчество. Ведь картины Бедрицкой вполне могли послужить основой для поздравительных открыток, а также  различных упаковок и т. д. Причем это было бы свое, а не привозное. Но – увы, сколько не обращалась с проектами Галина Евгеньевна в издательства и к предпринимателям, те лишь разводили руками.

- Продавать картины дочери я не могу, - говорит Галина, - как-то рука не поднимается расстаться с частичкой ее души. Но ее идеи можно блестяще применять на практике.
На мой вопрос, а как появляются новые идеи у Оксаны, девушка ответила так:
-Не знаю, мне самой интересно. Часто они вспыхивают как будто сами собой. Создается такое впечатление, что они от меня не зависят, наверное,  в этом их красота. Я рисую, и мне это доставляет удовольствие.

В завершении же статьи о красках детства Оксаны Бедрицкой хочется пожелать ей удачи и встречать таких же мудрых людей на пути, какой является, несмотря на свой юный возраст, сама  художница.