Три дня

Евгений Гущин
1.
Я стояла на автобусной остановке – насквозь промокшая, остатки туши размазаны – шёл первый снег... Первый после лета и жаркой осени...Могу ли я убить? Ненавижу... Всё и все вымотали... Никто не понимает ни меня, ни моих знакомых… Упаду в обморок? Не ела нормально дня три... как ушла из дома. В кармане - пачка сигарет, спички, проездной билет на автобус на этот месяц - и осталась неделя. Вот я и катаюсь от конечной до конечной - кондукторши меня уже запомнили, одна как-то пирожком угостила... Капуста там была...
Тянула эту пачку... Осталось пять штук - а вот и автобус...
*
В подвале одной из пятиэтажек на краю города собираемся мы – кого выгнали из школы, дома, а кто и сам решил всё это бросить. Кто-то иногда забегает домой - взять что-нибудь из еды. Мы не учимся, не работаем... Иногда по мелочи тащим продукты на рынке... Пробовали искать по помойкам - но там целая мафия бомжей постарше, да и больше их...
Зато в этом подвале нашли две десятилитровые пластиковые канистры со спиртом - сильно запылённые, заваленные сверху какими-то старыми матрацами - собственно, мы их и стали доставать, так алкоголь и обнаружили.
Пьём, хмелею, курю… И все начинают меня лапать – из девушек я одна… Да и чёрт с вами - раздеваюсь…
*
Голова раскалывается... От курева ещё хуже - как будто трещит...
Решаю сходить к моей знакомой - раньше часто общались, но пару месяцев назад она родила и мы виделись... Даже не помню, когда... Должна быть дома - или около гулять...
Она вытаращила на меня глаза, затащила в квартиру, потом в ванную - как-то умудрилась распутать мои волосы ниже плеч, потом мы сели на кухне - подруга налила мне чаю:
- Суп есть ещё, вчерашний, погреть?
Я киваю. Когда пытаюсь взять ложку в руку - не сразу получается. Потом вообще чуть не проливаю всю тарелку. Подруга берёт ложку и кормит меня как ребёнка. Потом я вываливаю ей про всё, что случилось. Иногда она бегает в другую комнату - проверить, спит ли сын.
*
Просидели, проболтали, понянчилась с сыном подруги. Под вечер меня потянуло в подвал - как ни крути, а там мне больше нравится... Подруга нахмурилась:
- Ты это куда?
- Да так... нужно...
- Осторожнее на улице... Какого-то мужика-сторожа убили около котельной пару дней назад... Покурить вышел... Может, останешься ночевать?
- Спасибо, место для ночлега у меня есть.
Вышла из подъезда. Эх, а сигарета-то последняя... Закурив, пошла в сторону подвала. Город сверкал огнями, разрезая холодным светом окон домов и нескольких витрин наступающие сумерки...
*
В подвале уже Балагур, Кот, Веник, Петелька... Чего смотришь? А, да, сегодня же очередь Веника... Водку кто-то достал, разливают... И какая-то стряпня - Кот принёс, похоже - иногда к бабуле забегает, она подкармливает... всех нас.
Веник хочет выпить «на брудершафт». Три стопки - я пъяная...
*
Почему-то холодно... А, я в подвале - надо что-то придумывать, первый снег ещё вчера вечером растаял почти весь, но скоро морозы, а эти тоненькие одеяльца нас не спасут...
Веник улыбается во сне - может, мать видит? Он сирота лет с десяти - несчастную треть дома отобрали «по закону» не очень хорошие люди. Так он к нам и прибился... Я не первый год всех их знаю, но из дома осознанно ушла в последний раз - раньше пары дней хватало...
Одеваюсь, выхожу... И тут же на меня налетает какой-то... да, наверное, студент, а, может, старшеклассник. Я падаю, он же, откинув свой «дипломат», пытается поймать меня - и небезуспешно. Ставит на ноги, одновременно говоря:
- Не ушиблись? Извините, спешу... Вот. Звоните...
Исчезает...
Я кручу головой: кто? Что?.. Что он мне дал? Какая-то картонка... Имя, отчество, фамилия... телефоны - рабочий, домашний. Мне почему-то становится смешно. Засунув картонку в карман куртки, хочу закурить. Но сигареты кончились. Сплюнув, иду на остановку... Симпатичный юноша, в очках... Был. А потом...
Вернулась ко входу в подвал... Что-то блеснуло... Поднимаю - точно, его очки... С таксофона только спецслужбы бесплатно. Ладно, что-нибудь придумаю... Очистив очки от снега и грязи, убираю их в тот же карман, где и картонка, снова топаю на остановку... Народу - почти никого, хотя...
- Дядя, дай закурить?
- Я-а?
- Ага!
- Ну... у меня... вот...
Дядя, слегка шокированный, предлагает мне самой вытащить из открытой пачки сигарету без фильтра. Ловко подцепив ногтями, вытаскиваю, прикуриваю, выпускаю пару колец дыма:
- Спасибо, дядя!
...Автобус подъехал минут через десять - и я снова устремилась на другой конец города...
*
Вечер, подвал. Один Балагур - старательно раскладывал какой-то пасьянс из потрепанных карт:
- Сегодня никого не будет, отдыхай, я тоже через полчаса уйду...
- А где все?
- На «стрелке».
- А... Слушай, есть мелочь - позвонить?
 - Тебе зачем?
- Да родителям - что жива... и относительна здорова.
- На, только недолго... Проводить?
- Не, тут за углом...
Почему-то резко стало плохо от подвала, какая-то тяжесть...
На улице намного лучше... Прохладнее, свежее... Вот и таксофон.
Тот, «налетевший», уже дома, наверное. Я ещё раз проверила: очки на месте, набираю номер:
- Алло?
- Алло, здрасьте...
- Здравствуйте. Простите, кто говорит?
- Это я... вы... Вы налетели на меня, около пятиэтажки... Дали мне картонку с телефонами и сказал, что могу позвонить...
- А, да, ещё раз извините. Могу что-то сделать для Вас?
- Сдела... А, не, ничего не такого... Вы очки уронили - я нашла, вам они нужны?
- Хорошо, завтра вечером у фонтана, часов в восемь устроит?
- Да.
- До свиданья.
- До свидания...
Гудки. Повертев очки в руке, убрала в тот же карман. Вернулась в подвал. Балагура нет. Значит, просто лягу спать - не каждый день пить... и есть... Нет, стоп - нужно сначала дверь хоть как-то закрыть, а то и слухи бывают правдой...
*
Время?.. Четырнадцать ноль восемь. Нормально - сказались предыдущие бессонные ночи...
- Балагур?..
Тишина. Встаю, осматриваюсь... Окурков прибавилось - значит, кто-то всё же заходил. Ага, записка: «Сегодня очередь Петельки... спирт... Оставил три сигареты...»
Чёрт! Вечером же встреча с «налетевшим», сколько это займёт по времени?.. Где карандаш? Под табуретом, пишу ответ: «Возможно, вечером не смогу - перенесите на завтра. Спасибо за сигареты».
Посмотрела на себя в зеркало - Кот как-то притащил невесть откуда. Ну у меня и рожа... А уж одежда... Надо снова идти... Нет, к родителям я ни ногой - ни они мне, ни я им не нужны...
*
Пришлось беспокоить подругу. Она не удивилась:
- Платье найдём... Хотя, нет, лучше штаны потеплей - ночью обещали до минус пяти... Э-э... Наверное, лучше тебя отмыть хоть немного - давай под душ...
- Лен, - взмолилась я, - ты меня как на свидание готовишь, мне только очки ему вернуть... Отмоешь - ещё не узнает.
Подруга хихикнула и всё равно потащила меня в ванную...
*
Спустя час - сидим на кухне, пьём чай - я отмытая и в тех брюках и блузке, что Лена до беременности носила. Она предлагает переехать жить к ней - столько, сколько нужно. Но - не могу: и денег нет, да и в подвале мне как-то... нормально?..
Лена даёт мне какую-то кофту, потом протягивает кожаный плащ:
- Встреча во сколько?
- М-м... часов в восемь, что ли... К фонтану сказал подойти...
- Ясно. Он тебе визитку давал? Отлично, попробуем дозвониться...
- У тебя курить есть?
- А... да, сейчас у мужа гляну... Вот, полпачки хватит?
- Можно на балконе?
- Валяй, только когда покуришь - постоишь минут десять, окно не закрывай.
На балконе - вещей много, но сложены аккуратно... Пятиэтажки, тротуары... мужик какой-то в «Победе» ковыряется - этот агрегат у него столько, сколько я себя помню... Неплохие сигареты...
В общем, Лена дозвонилась со второй попытки - договорились на 18.00. От неё идти - минут двадцать до фонтана, в полчаса я отправилась в путь - он один в городе. Да и отделку вокруг струй всю потихоньку отколупали - то ли по делу, то ли просто хулиганили...
А, вот и тот парень - стоит, осматривается... Уже в других очках. Симпатичный... И выше, чем пока...
Визг, удар - я куда-то лечу... Слева - тело есть или нет? Куда делось... что-то течёт - кровь? Из носа... плохо только... что... очки...

2.
Она не завершила свою мысль. Откуда-то появились люди - кто-то проверил пульс, кто-то убежал к таксофону - вызывать «скорую». Водитель «девятки», белый, с вытаращенными глазами - сначала сидел, вцепившись в руль, потом медленно вылез из машины, закурил и попросил вызвать ещё и «ГАИ».
Очки, вылетевшие из кармана плаща, поблескивали отражённым светом недавно включённых фонарей...
*
Хоронили её всего несколько человек - мать, отец, Балагур, Лена... тот юноша не пришёл - сказал, что винит себя и не может смотреть родителям в глаза.
Бросили в могилу по горсти уже подмёрзшей земли - та со стоном ударяла по крышке гроба, обшитым красной материей. Мать плакала, отец - смотрел в могилу... кинул туда те самые очки - одно из стёкол разлетелось. Могильщики стали закидывать яму землёй. Балагур достал пачку сигарет, зажигалку, закурил... Пачку и зажигалку бросил в могилу, развернулся, ушёл...
Лена уже не могла плакать и просто молчала - она почти сразу же прибежала на место происшествия, соседки рассказали - они же и с ребёнком посидели, пока она бегала до аварии и ездила до морга... Она и очки те подобрала - но юноша отказался их брать.
Трое стояли и смотрели... Могильщики закидали яму, установили крест с фотографией смеющейся десятиклассницы - смотрящей не на других, но куда-то в даль...
Никто и ничто её больше не потревожит...

(Январь – февраль, 26 июля – 1 августа, 25-31 октября 1999 г.,
апрель - 03.05.2022 г.)

От автора: это мой первый рассказ, прошу строго не судить.