О бесах

Эльчин Гасанов -Оф
                О  БЕСАХ.
    


                Хоть убей, следа не видно,
                Сбились мы, что делать нам?
                В поле бес нас водит видно
                Да кружит по сторонам.
                А. Пушкин



 
  Историки твердят, что император Нерон  поджег Рим из  любви к  «Илиаде»,  в пылающем Риме  люди с ужасом  бегали, крича: «Это бесы! Демоны и бесы!»
Нерон воскликнул:  «О счастливый Приам, ты видел гибель своей родины!» -   это был  невиданный поныне вызов, зловещий пафос.
  Знаменитый  эсер и  террорист Борис  Савинков  говорил: «терроризм и революцию порождает зависть, и ничего кроме зависти. Повстанцы горят завистью к тем, кто вечно  пирует, хотят мстить. Но главная пружина террора и мести – это бес».
 Японский камикадзе Кимото Сакара писал в своем дневнике: «я умираю за Родину, я иду на защиту своего отечества, я погибну за вас, прощайте! За меня не лейте слез, со мной Бог и бес!»
 Маяковский незадолго до  самоубийства, оставил коротенькую записку: «…нечто меня влечет к смерти, голос меня зовет…я не в силах совладать собою…я устал…Какая то мощная сила толкает меня сделать это. А может это бесы?...»

;;;
 
   Бес тут, в кипении нашей  крови,  в наполняющей каждую  клетку горечи, в  трепете нервов, в вывернутых наизнанку, переполняемых ненавистью молитвах - повсюду, где он  превращает мой  ужас  в  свой комфорт.       Интересно, почему  я позволяю  ему  покушаться  на  мою жизнь, коль скоро я  и  сам,  кропотливый соучастник  саморазрушения,  могу  добровольно  исторгнуть  из себя все свои надежды и отречься от самого себя?
  Он,  этот  убийца,  которого  я приютил в своем доме,  разделяет со мной мое ложе, мои сомнения  и мои бессонные ночи.
Чтобы  погубить его, мне пришлось бы погибнуть  самому. Если  у нас с ним на двоих  одно  тело и одна  душа и если один из нас  слишком тяжел,  а  другой чересчур темен, то  тащить еще этот лишний вес и  этот лишний мрак чрезвычайно тяжко. Откуда взять  силы, чтобы брести в темноте?
  Я мечтаю об  одной - единственной золотой  минуте, о  минуте,  выпавшей из  времени,  о минуте, залитой солнечными  лучами,  минуте, трансцендентной по отношению  к телесной муке и мелодии распада плоти.
     Слышать рыдания агонии и ликование Зла, извивающегося в твоих мыслях, и не задушить пришельца? Но если ты его  ударишь, то это случится только из-за бесполезной  снисходительности  к  самому  себе.
  Ведь  он  уже  стал  твоим псевдонимом; поэтому  ты  не  можешь  расправиться с ним безнаказанно.
  Зачем лукавить, когда уже приближается последний акт? Почему не  напасть  на себя, назвавшись своим настоящим именем?
      Было бы абсолютно неверно считать, что бесовское  «откровение» является чем-то  таким,  что  неразрывно  связано  с хронологией нашей жизни;  тем не менее,  когда  мы  с  ним   сталкиваемся,  нам  становится  невозможно  себе представить, сколько  спокойных  мгновений мы пережили  в прежнем состоянии.
Взывать к дьяволу - это значит окрашивать остатками теологии  неоднозначное возбуждение, которое  наша  гордость  отказывается воспринимать  в  качестве такового. 
  Кому неведом страх,  который испытываешь, встречаясь  с
Князем  Тьмы?  Нашему самолюбию  требуется  имя,  некое  великое имя,  чтобы окрестить  им  тоску, которая с  одними лишь физиологическими  мотивировками выглядела  бы  непрезентабельно.
  Традиционное  объяснение кажется  нам более приемлемым: духу к лицу осадок, выпавший из метафизики.
     Вот зачем, набрасывая вуаль  на  чересчур органический  наш  недуг,  мы
прибегаем к элегантной, хотя  и устаревшей словесной  эквилибристике.
  Мы  не можем  себе признаться, что даже самые таинственные  из наших головокружений  проистекают всего  лишь от нервных недомоганий, а  вот стоит нам подумать  о  Бесе (!), живущем в нас или вне нас, как мы  тут же внутренне распрямляемся.
  Эта страсть к объективированию наших внутренних  бед досталась  нам  от предков; наша кровь буквально пропитана мифологией,  а литература всегда поддерживала в нас любовь к эффектам...

январь 2009 г.