Ответ Валерию Бочкову или мои литературные вкусы

Беспощадный Критик
"А судьи - кто?" - вопрошают авторы. И правильно делают. Ведь не понятно, с чем сравнивают их произведения, когда пишут, что стиль хромает, а язык беден и невыразителен.

Валерий Бочков задал тот вопрос, который бы мною, будь я автором Прозы, был бы брошен в лицо такому критику, как я, в самую первую очередь:

«Вопрос (риторический) и предложение (по существу ):
-невольная субъективность Вашей оценки неизбежна - речь не идёт о критике очевидных промахов, штампов, дурного стиля и пр. - здесь всё очевидно. Но какую роль в оценках Беспощадного Критика играют его личные вкусовые пристрастия ?

Поэтому,
-было бы любопытно (это уже предложение) прочитать Беспощадную Критику (по уже существующей шкале) на прозу Лермонтова М.Ю., Набокова В.В. (тоже прозу) и Булгакова М.А.. Дабы представить систему координат уважаемого Критика».

Начну с личных пристрастий. Естественно, они у меня есть, и я обязательно скажу о них ниже. Но мои личные предпочтения имеют очень косвенное влияние на мои оценки, поскольку я оцениваю не темы и не жанры произведений, а язык, которым они написаны. Мне, например, не нравятся ни ироничный детектив, ни, вообще, ироничная проза, в том виде, в котором они стали популярны сейчас, но я, в отличие от многих выразителей снобистского «фу!», которые ни разу не читали подобные опусы, прочел достаточно, чтобы сказать: «Да, Донцова пишет талантливо и, что очень важно, профессионально. Но пишет однообразно, и это – не великая литература». Если бы я прочел на прозе что-то, написанное на уровне хотя бы Донцовой, я бы сказал, что автор – отличный писатель.

Теперь по поводу предложения. Меня несколько смущает конкретно эта формулировка, поскольку оценивать по моей шкале названных авторов абсолютно бессмысленно – они не наберут ни одного балла. Блестящий стилист Набоков и неповторимый, великий писатель Булгаков просто не попадают ни под один пункт из моего списка. С Лермонтовым, естественно, та же ситуация, но он все же – лично для меня – значительно более прост и традиционен, поэтому мне он не так интересен.

Но я не хочу быть голословным и вот так просто уйти от ответа. Чтобы очертить мои художественные ориентиры – ведь именно это, как я понял, интересует моего интервьюера, - я предлагаю вспомнить старую добрую традицию, которую в еще очень советские времена ввел в обиход журнал «Парус» (если я правильно помню название). Журнал этот печатал молодых авторов в жанре фантастики, и каждый автор в конце публикации составлял свой собственный список «Десять книг, которые перевернули мой внутренний мир». Я думаю, если бы каждый из авторов здесь, на Прозе, в своем резюме сделал бы то же самое, многие вопросы отпали бы сами собой, а читателям было бы гораздо легче ориентироваться в этих десятках тысяч незнакомых им имен.

Я не ограничусь одним списком, чтобы полнее ответить на поставленный выше вопрос. У меня их будет пять.

1. Десять авторов, которых я считаю для себя ориентирами в литературе:
1) Достоевский,
2) Булгаков,
3) Стругацкие,
4) Набоков,
5) Гессе,
6) Борхес,
7) Маркес,
8) Кафка,
9) Павич,
10) Голдинг.

2. Десять книг, которые я считаю величайшими литературными шедеврами, прочитанными мной:
1) «Бесы» Достоевского,
2) «Хромая судьба» Стругацких (полный вариант),
3) «Идиот» Достоевского,
4) «Анна Каренина» Толстого,
5) «Мастер и Маргарита» Булгакова,
6) «Лолита» Набокова,
7) «Школа для дураков» Саши Соколова,
8) «Маятник Фуко» Эко,
9) «Замок» Кафки,
10) «Сто лет одиночества» Маркеса.

3. Еще пять книг, неупомянутых выше, которые впечатлили меня нестандартностью стиля:
1) «Улитка на склоне» Стругацких,
2) «Хазарский словарь» Павича,
3) «Шаги по стеклу» Бэнкса,
4) «Пейзажи, нарисованные чаем» Павича,
5) «Над гнездом кукушки» Кизи.

4. Еще десять книг, неупомянутых выше, которые я просто очень люблю:
1) «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке» Стругацких,
2) «Чужак в чужой стране» Хайнлайна,
3) «Град обреченный» Стругацких,
4) «Записки о Шерлоке Холмсе» Конан Дойля,
5) «Село Степанчиково и его обитатели» Достоевского,
6) «Собачье сердце» Булгакова,
7) «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова,
8) «Преступление и наказание» Достоевского,
9) «Нарцисс и Гольдмунд» Гессе,
10) «Сидхартха» Гессе.

5. Десять любимых детских книг:
1) «Том Сойер» Твена,
2) «Эмиль из Леннеберги» Линдгрен,
3) «Карлсон» Линдгренд,
4) «Кыш и я в Крыму» Алешковского,
5) «Про Мумми Троля» Янсон,
6) «Приключения Алисы» Булычева,
7) «Дядя Федор, пес и кот» Успенского,
8) «Гарантийные человечки» Успенского,
9) «Маленький принц» Экзюпери,
10) Казахские народные сказки об Алдаре Косе.

Есть еще множество книг, которые так или иначе задели меня, но, надеюсь, и выше приведенного достаточно, чтобы понять мои личные пристрастия и ориентиры.

Dixi.