С. Т. Аксаков. Любовь по знаку Рака

Евгения Коржунова
Супраментальный психоанализ

"Есть у меня заветная дума, которая давно и день и ночь меня занимает... Я желаю написать такую книгу... какой не бывало в литературе" - так написал однажды Сергей Тимофеевич Аксаков во время создания своей знаменитой книги "Детские годы  Багрова-внука
Аксаков–изумительный психолог отроческой души Незамысловатое жизнеописание ведётся от лица ребёнка, и  с такой  обескураживающей искренностью и пронзительной детской наблюдательностью, что книжечка эта попадает в один ряд с шедеврами   мировой литературы.
.Это времена крепостного патриархального быта, о котором у современного читателя крайне негативные представления. После  критических сочинений Добролюбова,  Чернышевского,  поэм и стихов Некрасов"а... у нас сформировалось классовое восприятие русского патриархального быта – помещики, де сплошь негодяи и угнетатели, а крестьяне, соответственно – жертвы угнетения, и все друг друга ненавидят.
Ничего подобного у Аксакова вы не найдёте. Маленький Серёжа делит людей не на господ и крепостных, а на добрых и злых, на тех, кого он любит, и кого боится и чуждается, независимо от классовой принадлежности. И среди любимых, конечно, его кормилица,  маленькая сестрица, ключница Пелагея – чудная сказочница, и несравненная маменька, которая вырвала его из рук смерти…
«Кормилица моя была господская крестьянка и жила за тридцать верст; она отправлялась из деревни пешком в субботу вечером и приходила в Уфу рано поутру в воскресенье; наглядевшись на меня и отдохнув, пешком же возвращалась в свою Касимовку, чтобы поспеть на барщину.»
Как же надо было любить это барское дитятко, чтобы за тридцать верст его смотреть приходить!
«Сестрицу я любил сначала больше всех игрушек, больше матери, и любовь эта выражалась беспрестанным желаньем ее видеть и чувством жалости: мне все казалось, что ей холодно, что она голодна и что ей хочется кушать; я беспрестанно хотел одеть ее своим платьицем и кормить своим кушаньем; разумеется, мне этого не позволяли, и я плакал».
 Серёжа был крайне болезненным ребёнком – не жилец, говорили о таких детях, но мать решила иначе
«Доктора и все окружающие давно осудили меня на смерть… Страданий матери моей описать невозможно, но восторженное присутствие духа и надежда спасти свое дитя никогда ее не оставляли. "Матушка Софья Николаевна, -- перестань ты мучить свое дитя; ведь уж и доктора и священник сказали тебе, что он не жилец. Покорись воле божией …Но с гневом встречала такие речи моя мать и отвечала, что, покуда искра жизни тлеется во мне, она не перестанет делать все, что может, для моего спасенья, -- и снова клала меня, бесчувственного, в крепительную ванну, вливала в рот бульону, целые часы растирала мне грудь и спину, а если и это не помогало, то наполняла легкие мои своим дыханьем -- и я, после глубокого вздоха, начинал дышать сильнее, как будто просыпался к жизни,….. Так бывало не один раз. …Но самое главное мое удовольствие состояло в том, что приносили ко мне мою милую сестрицу, давали поцеловать, погладить по головке, а потом нянька садилась с нею против меня, и я подолгу смотрел на сестру, указывая то на одну, то на другую мою игрушку и приказывая подавать их сестрице.
   Заметив, что дорога мне как будто полезна, мать ездила со мной беспрестанно: то в подгородные деревушки своих братьев, то к знакомым помещикам; один раз, … сделали мы большое путешествие; отец был с нами. Дорогой, довольно рано поутру, почувствовал я себя так дурно, так я ослабел, что принуждены были остановиться; вынесли меня из кареты, постлали постель в высокой траве лесной поляны, в тени дерев, и положили почти безжизненного. Я всё видел и понимал, что около меня делали. Слышал, как плакал отец и утешал отчаянную мать, как горячо она молилась, подняв руки к небу. Я все слышал и видел явственно и не мог сказать ни одного слова, не мог пошевелиться -- и вдруг точно проснулся и почувствовал себя лучше, крепче обыкновенного. Лес, тень, цветы, ароматный воздух мне так понравились, что я упросил не трогать меня с места. Так и простояли мы тут до вечера… «
С этого момента Серёжа начал потихоньку поправляться…
Почему я заговорила об С.Т Аксакове? Книжка «детские годы Багрова внука имеет приложение – самую красивую и мудрую сказку, когда либо написанную на русском языке, – «Аленький цветочек» О чём эта сказка?- о любви, конечно. Но в Любви, как во всеобъёмлющем понятии отражены, бывают разные качества человека,  вот эта любовь ( речь конечно идёт о сказке) проявлена наиболее точно в знаке Рака.
Человек – листик на родовом древе, он неразрывно связан с ушедшими  и  теми, кто придёт ему на смену. Он конечен, но и бесконечен тоже, и корни его постоянного присутствия на этой планете уходят  в память своего рода, это опущение сопричастности  заменяет ему бессмертие 
Ощущение дома,  приобретает глубинный смысл - здесь  ты появился на свет, здесь тебя защищали и оберегали, взрастили. И здесь ты ощутил  себя ( сознательно или нет) частью, звеном в цепи рождающихся, и здесь же  впервые приходит понимание конечности твоего прибивания  в этом мире. И  всё это рождает любовь к ближним, родным людям, но  ЭТА любовь  не пламенная солнечная страсть, это лунная любовь –  любовь-тревога, любовь-нежность, любовь- сострадание. Лиза Калитина из Дворянского гнезда И.С.Тургенева  говорит – мы все должны любить друг друга. Почему? Потому, что мы все умрём. Итак, первое, что мы уяснили,- любовь по знаку Рака  рождается из сострадания,  из  стремления оберегать и защищать ( помните, как маленький Серёжа Аксаков оберегал свою сестрицу).  Более того эта потребность сострадать и заботится ( по сути материнская потребность)  живёт в душе человека, наравне с иными потребностями, и требует выхода.
Вот поэтому купеческая дочь и отправляет своего отца за аленьким цветочком, которого краше на свете нет ( а действительно, что на свете может быть краше любви или пути к ней?!)
Всё настоящее и бесценное  не даётся даром, и поиск  и обретение его связан с риском и опасностями. В этом пришлось убедиться купцу, когда он сорвал Аленький цветочек – и пообещать отдать дочь, во искупление своего опрометчивого деяния.
А дочь сочла справедливым отправиться неизвестно куда, и неизвестно к кому, и может быть, на верную смерть, потому, что по её желанию отец совершил этот проступок, и потому что она любит отца, (надо ли говорить как сильно!), и потому,  что она любит своих сестёр, и., конечно, не может и помыслить, чтобы кто-то из них подвергал себя опасности из-за неё…
К счастью, опасности ей никакие не угрожают, более того всё по сути остаётся по прежнему ( не считая  роскошных деталей). Она окружена заботой, вниманием, и нежностью – точно также, как и в доме отца. Она и сама поначалу та же, скорее ребёнок, чем женщина – скромно и с благодарностью принимает знаки внимания со стороны  невидимого и неведомого хозяина этого мира. Она в его ДОМЕ, но этот дом не её, связь с домом отца ещё не порвалась.
Постепенно,  как у  гостьи, у неё появляется естественное желание поблагодарить любезного и внимательного хозяина, слово молвить, что называется «в лицо», высказать свою признательность, проще сказать увидеть его.
И вот тут-то всё меняется -  она узнаёт, что такое её гостеприимный хозяин, и она переживает шок. Читатели скажут, потому. что он был безобразен, и это  испугало девушку. Конечно, так оно и есть, но непросто испугало, а потрясло и не столько его безобразие, сколько понимание (а женщина понимает сердцем, то, что мужчина делает умом), понимание того, как ему плохо в этом  земном раю. Перед нею было существо, которое надо было защищать и оберегать, от самого себя, от своей потерянности,   и отчаяния.
Помните, в фильме «Формула любви» героиня говорит своему возлюбленному, что они никогда не смогут быть вместе, потому. что она не бросит  графа Калиостро, «ведь он такой несчастный!»
Это мгновение поменяло  всё, купеческая дочь ощутила себя женщиной,  привязанной к этому дому, где необходимо её  постоянное присутствие, её сострадание, её защита, её  нежность…Связь с домом отца разорвалась безвозвратно) Дом женщины там, где её присутствие  жизненно необходимо, не важно царские палаты это или сибирские рудники…
В дом отца она  возвращается, чтобы проститься. Для родных она прежняя девочка, но это не так, они не хотят понять, что она уже  выбрала свой путь, у неё есть тот, кто заменит ей всех , и с кем она разделит его судьбу,  как бы горька она ни была.
А  по возвращении – горе её безмерно, и из этого скорбного плача рождаются слова любви -«Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя, как жениха желанного!..»
В сказках неизменно торжествует справедливость, и каждый получает то, что он заслужил, то что сотворил своими поступками и помыслами. Вот и купеческая дочь получает прекрасного принца.
Но вряд ли она бы сильно огорчилась, если бы он был не совсем принц, или свосем не принц, ведь любой Иван-дурак смотрится королевичем, если его ТАК любят