И Слово в слове отзовется. О роли СМИ

Ольга Ролич
И Слово в слове отзовется...

Ольга РОЛИЧ /г. Брест/

          В Москве с 24 по 28 ноября 2008 г. (в подмосковном пансионате «Лесные Дали») проходил третий по счету Международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово», в котором приняли участие около 300 делегатов из 67 епархий Русской Православной Церкви. Среди них - представители России, Украины, Беларуси, Молдовы, Польши, Латвии и Азербайджана.
          В рамках фестиваля состоялись лекции, мастер-классы, «круглые столы», выставка и презентации региональных изданий и проектов. Собравшиеся на форум обсуждали перспективы развития церковных СМИ, принципы взаимодействия со светской журналистикой, молодежный, социальный и миссионерский аспекты работы редакций. Основным вопросом, обсуждаемым на фестивале «Вера и слово», был вопрос сотрудничества церковных и светских СМИ.
 
О ЧЕМ И КАК ПИСАТЬ?
          «Сегодня необходимо писать и говорить на те темы, которые интересуют людей, а не авторов» - мысль, звучавшая не раз во время фестиваля. Задача для православного журналиста, на первый взгляд, формируется противоречиво. С одной стороны, нужно писать на те темы, которые интересны людям, отвечать на насущные вопросы, помогать находить дорогу к храму. Ведь именно СМИ сегодня отводится роль заполнения тех лакун в катехизации и религиозном просвещении, которые не могут ввиду малочисленности и нехватки времени заполнить священники.
          С другой стороны, именно православным СМИ необходимо научиться формировать повестку дня, задавать темы и тональность их обсуждения. Далеко не все еще церковные издания умеют это делать. Часто, освещая важнейшие мероприятия Церкви, церковные СМИ, как заметил митрополит Калужский и Боровский Климент, открывший работу фестиваля, преимущественно перепечатывают сухие официальные документы. В то время как на страницах светской периодики встречаются живые и интересные материалы.
          Однако невоцерковленность светских журналистов часто задает совершенно неверные акценты в освещении того или иного события, смещая внимание аудитории с главных тем на менее важные. Так что учиться надо и одним, и другим.

«И ГОРЕ МНЕ, ЕСЛИ НЕ БЛАГОВЕСТВУЮ...»
          И эти слова апостола Павла только во время открытия фестиваля звучали несколько раз.
Но на сей раз они были обращены не только к священнослужителям, которые по долгу своего служения должны нести в мир спасительную проповедь, но – к журналистам, взявшим на себя этот нелегкий труд: трансформировать слово Божие в мир.
          Да, писать на тему Вечность - ответственно и сложно. А быть честным – нравственный принцип любого здравомыслящего человека. И первостепенная задача всякого, кто взял в руку перо, - не исказить, не умалить, не оскорбить величие Церкви Христовой.
          Наверное, в связи с этим мне было не совсем  понятно это разделение на «церковных» и «светских» журналистов. Хотя, как показали практические семинары, проводимые во время работы фестиваля, разница есть и большая.
          Так, из практического семинара по построению  фоторепортажа, который вел сотрудник престижного московского журнала «Русский репортер» было очевидно, что человек, живущий по законам духовной жизни, и человек, не признающий духовно-нравственных критериев, на одну и ту же «картинку» смотрят по-разному.
          Если для первого - недопустимо присутствие на фотографии обрезанного лика иконы либо присутствие куклы Барби на втором плане, когда на первом плане – раскрытое  Евангелие, то для второго эти «мелочи» просто незаметны…
          Да и мастер-класс по построению репортажа, о способе подачи информации тоже существенно отличался от моего представления о подаче информации.
          По мнению Дмитрия Соколова-Митрича и Марины Борисовой  (журнал «Русский репортер») текст должен строиться так, чтобы первоначальная информация производила эффект взрыва. Сначала – интрига, шок. Этакий шок «по-нашему»…
          Светские журналисты уверены, что заинтересовать современного читателя может только присутствие драматургии в тексте, а не (цитирую одного из светских участников семинара - Авт.)  «какие-то заповеди блаженств»…
          Именно это – отсутствие шокирующей «изюминки» - сегодня ставится во главу угла всеми светскими изданиями. Одна из участниц фестиваля рассказала, как главный редактор одного из российских изданий, прочитав её материал о хосписе, резюмировал: «Потрясающе!... но  нет изюминки. Придумай что-нибудь»... 
          То есть: соври, иначе не опубликую. Как будто в материале, который весь построен на человеческой драме: люди после покаяния возвращаются к жизни, исцеляются от страшных болезней – недостаточно боли?!...
          В этой связи, по меньшей мере, странной показалась мне еще одна мысль, озвученная ответственным редактором московского «Церковного Вестника» Сергеем Чапниным: «Может, лучше не говорить о нравственности?».
          Хотя допускаю, что эта мысль была «брошена» в качестве закваски, чтобы совместными усилиями найти наиболее эффективные пути воздействия на человека посредством печатного слова. Во всяком случае, надеюсь, а время покажет.
          Понимаю, что разговоры о духовно-нравственном оздоровлении общества набили оскомину. И вряд ли кто-то дает себе труд понять, что такое «нравственность» вообще и, в частности, христианская?
          Понятие «нравственность» в разных культурах имеет своё звучание. Но в любых традициях это - оценка человека своих поступков, слов, мыслей с точки зрения «хорошо» или «плохо». А принципы эти - «хорошо» и «плохо» - во всех культурах формируются из религиозного опыта. Вот почему для православного человека «нравственность» имеет определение «христианская», то есть - жизнь во Христе, жизнь по закону Божию.
          И как можно православному журналисту не говорить о нравственности?!
          По мнению Чапнина, говорить о нравственности на примерах из Патерика – несовременно, а на примерах новомучеников – задача архитрудная и не всем под силу.
          Согласна, трудно. Но НЕ ГОВОРИТЬ вообще  -  нельзя!  Говорить надо. Надо учиться говорить. И говорить так, чтобы слушающий (читающий) тебя, уловил эту взаимосвязь: благополучие жизни человека напрямую зависит от поведения самого человека. Не хочешь попасть в немилость          Закона – будь добр, соблюдай его предписания.
          Острые дискуссии возникали на семинарах  «Вести молодежь или следовать за нею?», «Православие на ТВ», на темы, поднимаемые интернет-сайтом «Милосердие.ру». Обсуждать ли  произведения, волнующие умы молодежи, даже если они далеки от нравственных идеалов и содержат в себе неподобающие сцены, если молодежь смотрит эти фильмы и читает эти книги, или делать вид, что ничего не происходит? Милосердие – оно избирательно или для всех? Когда и почему оно может быть «вредным»?
          Вопросов было много, ответов найдено не было. И вообще, эти дискуссии, в частности совещание редакторов,  показали, что у журналистов и у руководителей изданий нет ни места для постоянного общения и обсуждения каких-то наболевших тем (например, союз православных журналистов, как это предлагалось сделать еще несколько лет назад, или тот же форум в Интернете), ни, честно сказать, желания.
          Единственный проект, который объединил и вызвал единодушную поддержку у всех, - это обращение православных СМИ по поводу ситуации на Соловках. Многие столетия Соловецкие острова были средоточием молитвы и духовного делания. В ХХ веке Соловки стали кладбищем новомучеников и исповедников, православных и иных невинных жертв ГУЛАГа. «Однако все это не имеет значения для тех, кто на протяжении последних лет предпринимает попытки коммерциализации монастырского наследия, использования Соловков как места развлечения и отдыха, центра международного туризма», - отмечается в обращении участников фестиваля.

КРИЗИС И ПРОРОК ИОНА
          Практически на всех семинарах и «круглых столах» набатом звучал вопрос «экономического кризиса». Понимаю, что финансовый вопрос для изданий, которые выходят при государственной поддержке и поддержке спонсоров, актуален. Но,  чтобы делать его первостепенным (!) в условиях духовного кризиса?..
          Во время таких вот разговоров, я смотрела на  эмблему фестиваля. На ней изображен  пророк Иона. Смотрела и пыталась понять, почему именно пророк Иона?
          В Библии, в Ветхом Завете, о нем написано очень и очень мало. Но очень остроумно и назидательно. Получив наказ от Бога идти в Ниневию с проповедью о злодеяниях ниневетян, дошедших до лица Господня, Иона бежал. Возможно, испугавшись «экономических» или «политических» помех.
          Но возможно ли убежать от Бога, уйти от ответственности?! Застигнутый в море бурей, выброшенный за борт корабля командой потерпевших, проведя три дня во чреве кита, Иона взывает к Богу: «что обещал, исполню: у Господа спасение!».
          История Ионы заканчивается неожиданно и для него самого: Бог помиловал покаявшихся ниневитян. Иона огорчен тем, что город не разрушен, как он проповедовал. Но милость Божия на то и милость Божия, чтобы «жалеть город, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой…». А дело пророка – нести слово Божие.
          Да, тяжелое это дело - нести слово Божие. Требуется огромное напряжение сил физических и духовных. Но взявшимся за это дело бесполезно бежать в Фарсис.

МНЕНИЯ
          1). Священник Димитрий БЕРЕЗИН, шеф-редактор интернет-журнала «Батя» (г.Москва).
          - Наш журнал посвящен папам. Выходит он по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с ноября 2007 года. Идея создания подобного журнала формировалась несколько лет, в то время, как в обществе начал складываться сомнительный образ семьи, в которой, по мнению большинства светских СМИ, основополагающим стал образ свободных отношений. Никаких тебе обязанностей, никакой ответственности.
          2008 год, объявленный Годом семьи, стал хорошим поводом хотя бы задуматься, что такое семья и что должен являть из себя отец семейства? О роли отца в семье всегда говорят очень мало. В основном семья ассоциируется с матерью. Отец, по сложившимся стереотипам, только зарабатывает деньги, а, приходя домой, ест и спит. Поэтому мы решили свой журнал «БАТЯ» посвятить настоящим отцам, и своей целью видим - рассказать, показать, научить отцов общению с детьми. Ведь время, потраченное на общение с ребенком, -  благодарно. Оно возвращается через 10, 15, 20 лет той же заботой, тем же вниманием. У меня у самого двое детей – дочери 3.5 и 1.5 лет, и я очень хочу своим примером сформировать у них образ настоящего мужчины.
          Что касается фестиваля и моего отношения к нему. Подобные форумы хороши тем, что дают возможность полезных встреч,  знакомств и дискуссий. Жаль только, что эта практическая сторона проходила как-то стихийно, то есть знакомства эти происходили не на семинарах, а в кулуарах: в фойе, за столиком в кафе пансионата, в коридорах.
          Очень интересными и полезными оказались встречи-семинары с Владимиром Легойдой (журнал «Фома»). Здесь как раз и была очевидна и доступна та практическая сторона организации работы редакции, которой так не хватает и вновь созданным, и не совсем профессиональным (в смысле журналистики) православным изданиям.

          2). Протоиерей Вячеслав ПУШКАРЕВ, возглавляющий Миссионерский отдел Иркутской епархии, представляющий официальный сайт епархии.
          - На этом фестивале, я еще раз нашел подтверждение тому, что я нехорошо отношусь к печатным СМИ.
          Публикуясь в печатной периодике с 1991 года, я  в это же самое время стал выпускающим редактором программы на городском телевидении, и имел возможность сравнивать мощь и влияние на читателей и зрителей двух этих СМИ: печатных и электронных.
          В конце 80-х и начале 90-х гг. печатные СМИ были чрезвычайно актуальны и полезны. Но постепенно, в силу разных причин, общество изменялось. И это изменение отразилось на печатном слове. Серьезные светские СМИ стали неинтересны. Их место заменили «желтые» газеты, которые паразитировали на человеческих страстях. И, как ни странно, именно эти издания захватили основную долю рынка. И даже тогда, когда они писали из «самых лучших побуждений», но, в силу того, что не имели понятия о духовной жизни, они наносили и наносят огромный вред Церкви, дискредитируя её. Только поэтому мы стали работать с электронными СМИ, которые зарекомендовали себя как более контролируемые и  подготовленные с точки зрения достоверности материалов. 
Поэтому я везде ратую за то, что печатные СМИ должны быть закрыты. Должны остаться только официальные издания. И я уверен, что еще 5 – 10 лет  и газета потеряет свою актуальность.
Лично для меня полезность данного фестиваля, кроме некоторых интересных встреч и знакомств,  выразилась еще и в предложении редакции газеты «Церковный Вестник» - официального издания Московской Патриархии Русской Православной Церкви – в использовании их материалов в изданиях региональных церковных СМИ. Пожалуй, здесь моя «революционная» идея о несостоятельности печатных СМИ пошатнулась (улыбается – прим. Авт.). Возможно, не всё потеряно для печатного слова, если существуют такие профессионально качественные авторитетные православные издания.

          3). Григорий СПИЧАК, журналист, писатель, член Союза писателей России (Республика Коми).
          Работал учителем в сельской и городской школах, позже - в правительственных структурах Республики Коми. Был главным редактором газеты «Вечерний Сыктывкар». Во время военного конфликта в Приднестровье в 1992 г. добровольцем вступил в народное ополчение на стороне Приднестровья, участвовал в обороне Дубоссар. Автор книг «Княжий погост», «От Княжего Погоста до Святого Афона» и др.
          - Мне кажется, что православные СМИ не только в кризисе, но и без кризиса не совсем для себя «прописали» миссию. Какая она? Послание апостола Павла - это православное СМИ… Евангелие - это православное СМИ… Нам ведь только тиражировать да адаптировать, да сверять наше положение с тем, что в Евангелии. Это один и главный подход.
          Подход второй: православные СМИ - это административно-церковные юридические лица со всей «телегой» мира сего - финансами, отчетностью, кадрами, «софтом и мебелью». И что? Давайте оставим «кесарю кесарево, а Богу отдадим Богово». Как это должно выглядеть? А как в бою, - кончились патроны, значит, с саперными лопатками… Сломали лопатку, значит голыми руками. Переломали руки? Зубы есть… Распнут без зубов? Не думаю, что Бога интересует стоматология…
Финансовый кризис… Мировой… ух ты, как страшно звучит.  Горячо-то как.
          Я хожу по земле, которая сплошной антиминс - земля Новомученников Российских - Республика Коми. Русский Север - это русская Голгофа. И как представлю себе глаза этих людей - расстрелянных, замороженных, истощенных, и мне кажется, они бы даже не услышали нас и не увидели… Потому что с нашим «финансово-кризисным» пониманием служения Богу - нас просто нет. В Книге Жизни нас нет. А в налоговой и финансовой отчетности - там «да», там нас навалом…
Что такое православные СМИ в период кризиса. А то же самое, что и в нероновских погромах - миссия, львы, кресты, костры ради Христа. И не иначе…




Журнал "Брестские Епархиальные Ведомости" № 4 за 2008 г., г. Брест
Декабрь, 2008 г.



.