Что такое интеллект? Определение

Владимир Юденко
                ГЛАВА  ИЗ  КНИГИ "ИНТЕЛЛЕКТ"

                "Множество мудрых - спасение миру..."
                Книга Премудрости Соломона
------------------------------------------------------
   1970 - мной впервые дано современное определение отражению и
          опубликовано в автореферате.
   1972 - Г.Айзенк систематизировал тесты и стал широко
          их использовать для проверки умственных
          способностей человека (продолжительность 30 минут).
   1992 - мною создан (и запатентован) нормированный,
          устойчивый тест "ИНТЕЛЛЕКТ" продолжительностью четыре
          минуты (вместе с постановкой заданий).
   2004 - мной разработан особо устойчивый тест "ВООБРАЖЕНИЕ"
          продолжительностью всего две минуты.
   2010 - мной предложен алгоритм теста "ПАМЯТЬ" для
          автоматизированной оценки.
Все мои тесты испытаны в сотрудничестве с "Клубом интеллектуалов": http://www.evrokatalog.eu/klub-intellektualov
     Трудность измерения показателя интеллекта состояла не только в том, что требовалась точнейшая фиксация основных составляющих, но и в том, что подразумевалось знание коэффициентов этих составляющих, ибо они не равны один другому и отличны от единицы. А без них просто невозможно нормировать показатель интеллекта.
     Не хотелось бы оставлять при себе добытое с таким трудом знание, которое не обладает явной очевидностью. Понадобилось почти пять лет для того, чтобы Комитет по делам изобретений и открытий признал мой тест изобретением, тогда как все другие изобретения (даже закрытые) признавались таковыми за год-два. К счастью, "ноу-хау" удалось сохранить.

     В этой статье приведены следующие мои определения:
ИНТЕЛЛЕКТ, ОТРАЖЕНИЕ, УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА, РАЗУМ, ПАМЯТЬ, КРУГОЗОР.

     Насколько мои определения ближе к истине, чем общепринятые, - судить читателю.
     ИНТЕЛЛЕКТ - ОТРАЖЕНИЕ РАЗУМА. Узкое понятие (интеллект) выражается через более широкое (отражение). Человеку, знакомому с философской теорией отражения и с кибернетикой, - уже понятнее. Но я приведу и ещё одно своё определение.
     ОТРАЖЕНИЕ есть СВОЙСТВО ВСЕХ (без исключения) материальных объектов при своём движении и развитии с необходимостью проявлять законы природы и общества посредством взаимодействия и смены формаций.
     РАЗВИТИЕ от отражения к частному случаю отображения придаёт движению новое качество, присущее только живому.
     ИНТЕЛЛЕКТ - это возможность (свойство) разума самосовершенствоваться. Применительно к человеку ИНТЕЛЛЕКТ - это воплощённая в реальность возможность человеческого субъективного разума самосовершенствоваться, отражённая в уже сформированных количественных и качественных свойствах мышления: внимании, воображении, памяти, которые образуют кругозор, в свою очередь на основе полученных знаний направляющий внимание и воображение личности к решению задач, способствующих продвижению к поставленной цели и т.д., цикл за циклом с наименьшими потерями (ошибками).
     Возможность и действительность (взаимопревращаясь) составляют цепь единого целого в пространстве и времени. Это целое воспринимается в движении, которое может быть как равномерным (только теоретически), так и ускоренным или замедленным, что имеет место в быту, в Галактиках Вселенной. И всё это умозрительно моделирует мозг человека.
     Таким образом, можно сказать: УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА - это достигнутая степень совершенства разума. При этом под РАЗУМОМ я понимаю проявляемое состояние рассудочной (мыслительной или иной) деятельности, которое позволяет субъекту (объекту) адекватно отображать источник и предмет информационных притязаний, а также и сами притязания.

     Вкратце хочу затронуть и ещё несколько определений, позволяющих глубже проникнуть в суть сложных понятий. ПАМЯТЬ - результат мышления, а МЫШЛЕНИЕ - процесс изменения объёма памяти. В таком случае СОЗНАНИЕ - это преобразование информации в знание. А ИНФОРМАЦИЯ - это то, что позволяет материи осознать саму себя через свою часть. Вот так фрагментарно. А если чуть подробнее? Хотя бы (для примера) о памяти.
     "ПАМЯТЬ - единственный вариант временно-пространственного расположения информации на её носителе, откуда бы она ни поступала (извне или изнутри). Память структурно является одновременно и свёрнутым клубком, и развёрнутой картиной, она функционирует в одной точке записи или считывания на нейронной сети головного мозга, а эта точка (очаг возбуждения) произвольно или непроизвольно постоянно контролируется человеческим сознанием. Память через воображение активно управляет вниманием, давая добро или запрет на актуализацию информации. Память сохраняется в результате постоянной подпитки новыми сигналами, даже если они и не нагружены информационно, а только имеют энергетический потенциал. Эти внешние сигналы (для структур памяти, а не для мозга в целом) не выпускают сигналов более медленных (внутренних). Последние и обеспечивают функционально то, что мы называем памятью. При этом информационная подпитка происходит как в освободившийся или вновь созданный резонатор (отрезок синапса), так и в уже занятый, изменяя его параметры".

     И ещё одно моё определение. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - это объект, способный выполнять основные мыслительные функции интеллекта естественного, но не являющийся последним. То есть искусственный интеллект будет обладать мыслительной способностью; логической, а не интуитивной - в первую очередь. Всё, что создаётся или движется не только по законам физики, - можно отнести к искусственному разуму.
     Почему меня не устроили существующие определения интеллекта? Потому что они (как это ни странно) больше подходят к интеллекту искусственному, хотя подразумевают естественный.
     Человек с широким кругозором осознаннее выбирает цель, менее ограничен в выборе и более открыт для новой информации.
     Под КРУГОЗОРОМ  понимается структурная активная ориентация памяти в процессе мышления через внимание и воображение с учётом сектора компетентности конкретного человека.

     При этом подразумевается, что человек не перестаёт быть таковым, если частично или полностью его сердце или мозг, а равно и другие органы, управляются, стимулируются или угнетаются психологически, кибернетически, химически или любым иным способом вне зависимости от местонахождения источника такого воздействия. Именно поэтому желательно исключить элемент насилия в отношении человеческой личности, в том числе и при любой форме тестирования.
     Оптимальное время тестирования не должно превышать 15 минут при измерении показателя и 30 - при измерении уровня интеллекта. Поэтому тестирование - по Айзенку (IQ) или при проведении так называемого ЕГЭ - надо заменять на более современное, научно обоснованное. И не только по этой причине, но и из-за малой эффективности и подконтрольности. Достаточно определять в практической работе лишь показатель интеллекта, поскольку показатель и уровень - сильно коррелированны.

     Хотелось бы упомянуть и вторую книгу премудрости:
Книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Вот две цитаты из неё.
"Премудрость соответствует имени своему, и немногим открывается."
"Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим - ОДИН ИЗ ТЫСЯЧИ."

     Что могут подсказать разумного советники, которые выбираются один из двух (а не из тысячи), а то и вовсе назначаются - мы уже знаем.

     Л И Т Е Р А Т У Р А

1. В.А.Юденко, ИНТЕЛЛЕКТ, "Клуб интеллектуалов", Рига - 2004.
   http://www.evrokatalog.eu/klub-intellektualov
2. В.А.Юденко. Способ определения готовности оператора к выполнению задания. Авторское свидетельство СССР № 1752350, 1992.
3. В.А.Юденко. О возможностях моделирования мышления.
РВВИАУ (автореферат), 1970.
4. Владимир Юденко. Что такое отражение? Определение.
   http://www.proza.ru/2010/05/08/400
5. В.А.Юденко, В.В.Кутузов. Устройство для исследований функций внимания. Авт. свид. СССР № 1342477, 1987.
6. Тест Владимира Юденко "ВООБРАЖЕНИЕ" ** (представлен на трёх
   сайтах бесплатно): http://www.proza.ru/2009/03/09/935
7. Владимир Юденко. Пути повышения интеллектуального потенциала
   нации. "Проза.ру", 2009. http://www.proza.ru/2009/10/05/1503
8. Владимир Юденко. Развитие русского языка и культуры речи.
   "Проза.ру", 2009. http://www.stihi.ru/2009/10/24/110
9. Владимир Юденко. Что отличает интеллектуалов...
   "Проза.ру", 2009. http://www.proza.ru/2009/12/02/1465
10. Владимир Юденко. Тест по русскому языку. Выход из тупика.
   "Проза.ру", 2010.
11. Владимир Юденко. Для чего надо измерять интеллект?
                http://www.proza.ru/2009/01/21/645
12. Владимир Юденко. Самый быстрый тест по русскому языку.
                http://www.stihi.ru/2010/04/03/4521
13. Владимир Юденко. Человек, Космос, Вселенная. Философское
             эссе. http://www.proza.ru/2010/05/26/839
14. Владимир Юденко. Интеллект. Строго научное эссе.
                http://www.proza.ru/2010/03/15/32
15. Владимир Юденко. Кратко об интуиции, сознании, подсознании,
                памяти. http://www.proza.ru/2009/06/26/700
16. Владимир Юденко. Независимая оценка качества образования.
                Эссе. http://www.proza.ru/2010/08/19/809
17. Владимир Юденко. Нобелевские лауреаты - А.Гейм и К.Новосёлов.
                http://www.proza.ru/2010/10/15/830
18. Владимир Юденко. Что делать для выхода из кризиса.
                http://www.proza.ru/2009/11/29/806
19. Владимир Юденко. Что такое воображение? Определение.
                http://www.proza.ru/2010/11/10/1213
20. Владимир Юденко. Право на интеллект. О братьях меньших.
                http://www.proza.ru/2009/04/28/531
21. Владимир Юденко. О достоверности истины. Философское эссе.
                http://www.proza.ru/2010/11/12/806
22. Владимир Юденко. Самооценка интеллекта. Философское эссе
                http://www.proza.ru/2010/11/29/1592
23.  Владимир Юденко. Тесты на профориентацию.
                http://www.proza.ru/2010/02/27/1452
24.  Владимир Юденко. Звёздная шкатулка.
                Подборка стихов о Космосе.
                http://www.stihi.ru/2010/05/25/2101
25. Владимир Юденко. Интеллектуалы планеты. О рейтинге.
                http://www.proza.ru/2011/06/13/935

   ***   Все упомянутые мои статьи легко находятся через адресную строчку поисковика (название + фамилия) или сразу через приведённые сноски.

   **   НЕ ПУТАТЬ со всевозможными тестами IQ, щедро
   предлагаеыми в Интернете и не имеющими ко мне
   никакого отношения, равно как и к современной науке
   об интеллекте.

   2009