Сломать Мышеловку

Николай Коршунов
Респектабельно одетый молодой человек убеждает на улице твоего друга: "Мы представляем известный телеканал! У нас сегодня рекламная акция! Заплатите пятьсот рублей - и прекрасный подарок ваш!" Цыганка в пёстрых лохмотьях сверкает глазами: "Вижу, порчу на тебя навели, и близким твоим грозит несчастье. Позолоти ручку, красивый, расскажу всё как есть". "Девушка! Девушка!", - надрывается зазывала. - "Подойдите, у нас беспроигрышная лотерея, нажмите на кнопку и примите участие - бесплатно!"
Количество желающих обдурить ничего не подозревающего честного человека во все времена было слишком велико для того, чтобы не принимать действия мошенников во внимание. Если же учесть, что в наше время всяческого рода надувательства приняли почти катастрофический характер, то вывод напрашивается сам собой. Пришла пора учиться противостоять попыткам отдельных бессовестных граждан сделать твой кошелёк чуть легче, чем он должен быть на самом деле. Ну и, конечно, тому, как вообще не дать себя обмануть. Но как это возможно? И возможно ли вообще?
Казалось бы, главная трудность заключается в том, что способов заставить нас делать необдуманные глупости существует огромное количество. Перечислять их подряд - не только утомительно, но и неэффективно: вместо одного разоблачённого метода жулики тут же придумают два новых. Тем не менее, с недавних пор учёные-психологи достоверно выяснили, что все способы, при помощи которых кто-то кое-где порой пытается поживиться за наш с вами счёт, в основе своей укладываются во вполне определённую схему, которая называется "манипуляция (скрытое управление) сознанием". Как бы не был изобретателен мошенник, как бы не были разнообразны внешние проявления его замыслов, в целом поведение его обнаруживает ряд характерных примет, по которым злоумышленника можно вычислить, а то и дать ему бой.
Итак, что же общего имеется во всех общеизвестных случаях мошенничества - будь то вымогательство денег под видом гадания или "моментальной лотереи", навязывание ненужных услуг, недобросовестная реклама и так далее? Общим для всего этого криминала является то, что истинная цель обманщика - получение денежной, материальной или моральной выгоды за счёт жертвы мошенничества, - прикрывается иной, более привлекательной целью, создающей у нас безобидную иллюзию. Действительно, что плохого в том, чтобы узнать, что может грозить тебе и твоим близким в будущем или приобрести хорошую вещь по ультравыгодной цене и получить ещё и подарок в придачу? К несчастью, рассуждая так, каждый из нас рискует стать легчайшей добычей для всевозможного жулья.
Все мошенники, как правило, хорошие психологи-самоучки, и, прежде чем осуществить свой коварный план, тщательно наблюдают за возможными мишенями, собирая разнообразную информацию. Тренированному человеку легко распознать, решителен ли человек или слабоволен, весел или печален, собран или задумчиво-рассеян, легко ли он идёт на контакт с незнакомыми людьми или нет. Для этого достаточно понаблюдать в течение нескольких минут за тем, как мы говорим, жестикулируем, движемся. Нерешительный персонаж покажет свою неуверенность тем, что будет "смягчать" свою речь неопределёнными высказываниями - "я не очень рад" вместо "я разозлился", "я сделаю это как-нибудь в другой раз" вместо "я не хочу выполнять эту работу", вставлять в разговор выражения "как бы", "всего лишь", "вроде бы", отчего речь становится постоянно извиняющейся, у него характерная осанка и походка. Болтун или хвастун существенно облегчат мошенникам их задачу, выложив незнакомому человеку информацию, которую ему не следовало бы знать - например, о богатстве своего дяди или номере домофона у себя в подъезде. А уж когда дело касается наших маленьких слабостей, мы готовы пойти на всё, лишь бы сохранить лицо и не показаться трусливыми, жадными, глупыми. Стоит ли говорить, что этого-то от нас только и ждут. Дальше - дело техники. Поэтому совет номер один: давайте окружающим как можно меньше информации о себе, в том числе и о своём внутреннем состоянии. Учитесь думать над тем, что вам говорят и сами говорите "нет", особенно, если в глубине души собеседник вам не нравится. Сохраняйте дистанцию, не позволяя втянуть себя в дискуссию или действия, смысл которых вам непонятен.
Появившийся внезапно, как чёрт из бутылки, человек казалось бы, весь горит желанием сделать вам хорошо? Стоит прислушаться к тому, что при этом происходит с вами. Если, несмотря на любезничанье незнакомца, внутри зреет чувство неудобства, того, что вам не хочется делать что-то, а приходится, "иначе некультурно, неприлично" - это вернейший признак нечистых намерений доброхота. Дело в том, что "кукловоды" своими действиями всегда нарушают какое-либо из правил этики поведения - пристают к человеку, когда он чем-нибудь занят, отвлечён, ограничивают время, необходимое для раздумий ("Осталось три набора! Только у нас! Распродажа кончается через двадцать минут!"), навязывают высокий темп разговора, так, чтобы мы не успели толком переварить обрушившуюся на нас информацию. Если такое происходит, жизненно необходимо следовать совету номер два: немедленно дайте себе отчёт в том, что вами пытаются управлять, например, скажите про себя: "Стоп, манипуляция! Меня используют!" Иногда одного осознания этого хватает для того, чтобы порвать психологический контакт, который жулик всеми силами стремится установить с вами и как можно быстрее покинуть злачное место без ущерба для себя.
Помните, как в глубоком детстве мама и папа внушали нам: "Отвечай, когда тебя спрашивают! Первое слово дороже второго! Сколько раз можно повторять - ты что, глупый?" К сожалению, в определённой ситуации слишком буквальное следование этим правилам также может привести кого-то из нас в лапы к мошеннику. Воспитание обязательно включает элементы скрытого управления, хотя назвать его жульничеством, разумеется, язык ни у кого не повернётся. Обманщик же с удовольствием воспользуется заложенными в нас в детстве правилами поведения, несоблюдение которых способно вызвать у нас чувство вины - конечно, не без выгоды для себя. Наш совет номер три звучит так: мы совершенно не обязаны отвечать кому бы то ни было, если нам этого не хочется, разбираться во всём самостоятельно или быть в плену у ранее сказанных нами слов! Не старайтесь безупречно выглядеть перед людьми, которых вы видите, скорее всего, первый и последний раз в жизни. Каждый человек имеет право ошибаться, право быть непонятливым, нелогичным, не знать чего-то или говорить "Я не хочу", право не зависеть от мнения окружающих, особенно в ситуациях, угрожающих нашему благосостоянию и здоровью.
И, раз уж мы заговорили о психологических приёмах, используемых нечистыми на руку гражданами, на всеобщее рассмотрение выносится совет номер четыре: будьте психологами сами - это в ваших же интересах! Распознать, искренен ли человек в своих поступках, или же нагло врёт и не краснеет, не так уж сложно, если знать определённые правила. Например, ладони произносящего ложь человека "смотрят в пол". Обманщик инстинктивно прикрывает рот ладонью или пальцами, сжатыми в кулак, почёсывает нос, трёт глаза или отводит их в сторону, оттягивает воротник. Речь его прерывается покашливанием, он может заикаться, сыпать междометиями вроде "гм" и "ну", произносить лишние слоги или некоторые слова по несколько раз: "Я уверяю вас, это, это прекрасный товар". Нечестному человеку свойственно обдумывать каждое слово и осторожно выбирать выражения, делать длинные или слишком частые паузы в разговоре, либо, если ложь была продумана заранее, говорить быстро и на повышенных тонах. Обычно для полной уверенности достаточно, чтобы два-три признака совпали - и, если человек намерен нас обмануть, они совпадут раньше, чем вы думаете. Встретьте лжеца во всеоружии!
Короче говоря, прежде чем сделать что-нибудь - думайте! И никогда не забывайте насчёт бесплатного сыра и мышеловок.

Журнал "Бумеранг", май 2004.