Благодатный день

Изборцев Игорь
(О десятилетнем юбилее со дня блаженной кончины протоиерея Валентина Мордасова)


Камно. Храм св. великомученика и Победоносца Георгия. Суббота, 19 июля 2008 года. Ясный солнечный день. Небо высокое и почти чистое, легкие вкрапления облаков лишь подчеркивают его нежно-голубую бездонную глубину. Шуршит в кронах вековых деревьев ветерок и уносит прочь жару, так что здесь, у северной стены святого Георгиевского храма прохладно и свежо. Множество застывших в молчании людей окружают аккуратно прибранный, украшенный цветами могильный холмик. Тут и белые хризантемы, и желтые лилии, и полевые ромашки — все это дань уважения и сыновней преданности, дань любви к духовному отцу и мудрому наставнику, учителю и молитвеннику — протоиерею Валентину Мордасову...
Кажется, что еще вчера сам батюшка живой и здоровый встречал нас под сводами Георгиевского храма, или у святых врат на погост, или же на скамеечке у своего домика… Еще вчера он благословлял нас при встрече и читал молитву в путь-дорогу на прощание… Еще вчера… Но нет, уж десять лет минуло, — целых десять лет! — как он оставил бренную землю, ушел в путь всея земли, в блаженную вечность и теперь у Престола Божия, продолжая свое пастырское попечение, молится о нас ко Господу и ходатайствует за нас пред Всемилостивым Судией…
Быть может, об этом и думают сейчас люди, склонившие в молчание головы пред крестом, укрытым синей парчи покровцом... Вот-вот начнется панихида. Где-то за спинами теснящихся у батюшкиной могилки людей уже позвякивает кадилом диакон; появляется священник, за ним еще один, и еще…Настоятель храма о. Алексий дает возглас и панихида начинается… Все очень просто, по-домашнему, певчие скрыты в толпе и поэтому кажется, что поют все присутствующие, а может быть так и есть… И не «может быть», а наверняка так: благорастворяются воздухи, наполняясь всеобщим единым гласом запева канона: «Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего…» Пускай нет в этом пении стройности, благозвучности соборного архиерейского хора, но есть душа, есть глубокое чувство, а это иногда важнее, существеннее профессионализма да и знания вообще…
«Сам Един еси безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, создавый мя и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь : Аллилуиа». Это звучит икос по 6-й песне канона. И будто бы слышится голос отца Валентина, будто бы он в этом хоре со всеми нами… Увы, не здесь и не сейчас, не в этом мире удастся спеть нам вместе с батюшкой. Да и не всем это будет дано, не все облекутся в «нетления одежду» и узрят «светлость Божественнаго Царствия», но лишь тот, кого сподобит Господь; сподобит, быть может, по молитвам духовного отца и наставника протоиерея Валентина. А голос, что так знакомо, тревожа память, звучит в общем хоре — это голос духовного ученика нашего дорогого батюшки, его последователя — отца Анатолия.
Наверное, следует сказать о нем несколько слов. Протоиерей Анатолий Чокой — смиренный, улыбчивый батюшка — настоятель храма свт. Алексия в одном из Молдавских сел. Называется село Алексеевка в честь святого страстотерпца цесаревича Алексея. Сам Государь Российский Николай II дал таковое название этому населенному пункту, поскольку, будучи именно здесь проездом, узнал о рождении сына и наследника. Вот такая историческая связь со святым царским семейством. Отец Анатолий в прежние годы неоднократно приезжал к протоиерею Валентину, учился у него, черпал духовную мудрость. Любовь к батюшке он сохраняет и поныне, доселе учится у него и имеет его главным примером для подражания. От того-то интонации его голоса, манера речи, образ поведения так напоминают батюшкины. Нет, это не внешнее подражание, это внутреннее единение, следствие некоего родства душ. Поэтому выглядит все это естественно, гармонично и не раздражает, но радует. Дай Бог отцу Анатолию и далее сохранять это благодатное единение со своим духовным наставником, ибо это на пользу и ему и его духовным чадам!
Да, пусть будет так. А пока голос отца Анатолия, чуть выделяясь из общего хора, напоминает о нашем дорогом, любимом батюшке протоиерее Валентине Мордасове…
«Живыми и мертвыми обладаяй…», — звучит отпуст панихиды, а затем «Вечная память…» И душа рвется в небо, такое сегодня ясное и безоблачное; душа устремляется ввысь, ведь она от вечности суть, она — вещь безсмертная и, если бы не бренная плоть, ускользнула бы, растворилась бы в этих необъятных голубых просторах. Но не время ей еще. Пусть, исполняя свою миссию в мире, ходатайствует за уже отошедших; пусть испрашивает милости за них: «Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости их и помилуй, и вечныя муки избави, Небесному Царствию причастницы учини, и душам нашим полезная сотвори…» Не спеши, душе моя, придет и твой час, и за тебя кто-то возвысит свой голос, скажет эти слова — в свое время и в своем месте, — ибо это и есть долг христианской любви…
Панихида завершена, и настоятель храма святого великомученика и победоносца Георгия священник Алексий Вовченко как раз и говорит о любви. Тепло, искренне и проникновенно звучат эти слова. «Любовь, как мы знаем, испытывается временем, и вот прошло десять лет, а любовь к батюшке в сердцах наших не иссякает. Множество людей приезжают сюда со всего мира и узнают его и говорят: как мы жили и не знали, что есть такой праведник, имевший такую любовь? Ту любовь, что он явил миру, и по сей день он изливает на каждого приходящего к его могиле, принимающего от него утешение. По молитвам старца мы сегодня все собрались здесь, дабы излить признательность от своих сердец к батюшке, показать, что мы помним и любим его. Будем стараться и делами своими следовать тому, что завещал нам этот великий старец».
Говоря о множестве людей, отец Алексий ничуть не преувеличивает. Людей много, очень много. На автостоянке, что рядом с погостом, автобусы с мурманскими, новгородскими, челябинскими, тверскими, питерскими номерами. По иным номерам и вовсе не понять, из каких зарубежных далей прибыли на этом автобусе паломники. А легковые машины вообще трудно сосчитать: они подъезжают, отъезжают и сколько за день их тут побывает — Бог весть… Большинство из приезжих стараются встретиться, поговорить с нынешним настоятелем храма о. Алексием, получить от него совет, духовную помощь. И тот, конечно же, не отказывает — это не в правилах здешних мест. Отец Алексий бережно с любовью относится ко всему, что создал на этом приходе протоиерей Валентин, старается сохранять духовные традиции, благоукрашает храм, обихаживает святой источник. Верующие это видят, понимают, ценят. И, слава Богу!
Тем временем, многие из паломников и прихожан собрались у поминального стола, выставленного и накрытого на аллейке, ведущей от святых врат погоста ко входу в храм. Людей у батюшкиной могилки стало поменьше, но по-прежнему звучат слова молитвы. Небольшая группа верующих под руководством протоиерея Анатолия, читают акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Отрада» или «Утешение». Отец Валентин очень любил этот акафист и рекомендовал духовным чадам почаще его читать. Батюшка вообще придавал молитве огромное, непреходящее значение. Сохранилось множество его наставлений на эту тему. «Что нужно прежде всего просить на молитве? — например, спрашивает он и отвечает: — Просите прежде всего христианской кончины, Царствия Небесного, смирения, исправления жизни, искоренения худых привычек и страстей, таких как: злоба, ненависть, тщеславие, раздражение, памятозлобие и т.д.
Хорошо молиться за болящих, скорбящих и в немощи лежащих. Обязательно следует молиться за наших врагов, всех оскорбляющих и обижающих нас, клевещущих на нас и гонящих нас.
Молиться надо за духовных отцов, родителей, благодетелей и благотворителей, за всех православных христиан!
Сила молитвы в сокрушении духа и смирении сердца. Молитву гордого Господь не приемлет! Но будем помнить, что особенные плоды молитва приносит тогда, когда сочетается с добрыми делами и трудами во славу Божию.
Вот ряд уроков, чтобы наша молитва дошла до Бога». (1)
Воистину, благодатный день! Кажется, что батюшка рядом, здесь, среди нас. Вот-вот и выйдет он из дверей храма, улыбнется и скажет: «Здравствуйте, миленькие мои!», каждого обнимет, каждого благословит, напутствует. Как же нам этого, — т.е. непосредственной близости, непосредственного человеческого общения, — не хватает. Но, слава Богу, мудрое батюшкино слово с нами, каждый может обратиться к его целебным спасительным смыслам. Каждый может услышать, узнать, например, что «жизнь подвижника многотрудная, прискорбная, т.к. наша греховная природа требует другого, влекущего к греху. Подвиг отгоняет грех, а борьба с вредными привычками учит терпению скорбей и очищает душу. Подвижники стяжают внутренний мир при благодатной помощи Божией… Страдания терпеть дается смелым. Христианину недолжно страшиться их, но должно страшиться вечных мук. Мучениками становятся не только потерпевшие телесные страдания, но и претерпевшие душевные муки. Упражняйся в терпении, мысленно представляя муки, перенесенные страдальцами за Христа. Во время гонений старайтесь быть все вместе, если слаб — беги, но коль пойман, не отрицай веры. Прощение грехов — награда за стояние за веру. Без нужды не рискуй, не подвергай себя опасности. Уповай на Бога и никогда не отчаивайся, ибо отчаяние — это грех Иуды, духовное самоубийство. Да будет вера твоя крепка».(2)
Господи, пусть же, по слову батюшки, по его молитве, вера наша будет воистину крепка и да научит она нас творить дела добрые, благие и да управит восхитить Царствие Небесное, идеже лицы святых… и праведницы сияют яко светила.

 Июль 2008 г


Примечания:

1 Из проповеди прот. Валентина Мордасова “О молитве”
2 Из поучений прот. Валентина Мордасова.