И да будет так! На 85-летие Расула Гамзатова

Изборцев Игорь
(На 85-летие Расула Гамзатова)


Что я желал бы под шатром судеб?
Всего, что вы желали бы, того же:
Чтоб легче и дешевле стал бы хлеб,
А слово и весомей, и дороже!
Р. Гамзатов

Воистину, хлеб нам необходим; его вкус, хранящаяся в нем созидательная сила – дар земли, плод ее любви к нам, людям. Но слово – оно, конечно же, «и весомей и дороже», ибо объемлет и землю, и мироздание, и самою вечность. Оно было вначале, оно предшествовало всему и оно – главный дар Творца сотворенному миру. Увы, как часто мы пренебрегаем этим даром, низводим к воплощению самых низких смыслов, принуждаем звучать в унисон с рокотом ристалища, гулом толпы. И стонет от того душа художника, привносящая в мир этот дар небес – слово. Да, лишь лучшим из нас открыта эта боль – уничижение слова; и даровано наслаждение – видеть возвышение слова, чувствовать его преображающую мир силу. Лучшим из нас! К их числу, бесспорно, принадлежит и Расул Гамзатович Гамзатов. Его ум, окрыленный необыкновенным художественным дарованием, касался тех сфер мироздания, где слово рождается, обретает форму, исполняется смыслом. Его пронзительный талант умел донести до нас красоту и гармонию этих божественных логосов, этих идей существования тварного мира.
Принято считать, что творчество Гамзатова вобрало в себя талант, мудрость и мироощущение народов Дагестана, что он - лучшая поэтическая лира всего Кавказа. Но как родник в горах Дагестана рожден не для того только, что бы утолять жажду лишь детей Кавказа, но и всякого, приникающего к его целительной силе человека, будь то славянин, калмык или якут; так же и Гамзатов с истинно кавказкой щедростью дарит живительную энергию своего художественного дарования не только своим землякам-соплеменникам. Воистину, щедро его сердце и обильно исполнено любви, любовь же эта объемлет не только бесконечно ему родные просторы Дагестана, но все пространства России, благословленные нашими национальными Гениями, скрепленные энергиями и смыслами нашей отечественной культуры. Дагестан, Россия – поэтическая лира Гамзатова воспевая их единство, раздвигает их границы, сливая в монолитное пространство, где все мы братья во веки веков. «Чтобы быть дагестанцем, не обязательно родиться в Дагестане и писать на одном из дагестанских языков, - утверждает поэт. - Истинный дагестанец тот, кто всей душой любит эту землю. Лермонтов и Толстой не были дагестанцами по рождению, но воспели его с такой любовью, что заслужили право называться дагестанцами, больше чем некоторые наши земляки».
На нашей псковской пушкинской земле знают и любят Расула Гамзатовича Гамзатова. Для нас он не только один из лучших переводчиков, знатоков Пушкина, но и сам – продолжатель творчества поэтов пушкинского круга. Он поэт по вышнему Божиему благословению. «В поэзии нет карьеры, а есть судьба», - говорил Расул Гамзатович в назидание молодым поэтам. Именно таковой и была его жизнь, само провидение положило поэзии стать его судьбой. 
«…Мы живем, чтобы оставить след: Дом иль тропинку, дерево иль слово», - эти поэтические строки (как, впрочем, и вся поэзия Расула Гамзатовича) звучат непреложной истиной и для обитателей гор Кавказа и для жителей русских равнин. Поэтому «прощальное слово» Магомеда Ахмедова о том, что «жизнь Расула Гамзатова будет продолжаться в лучших произведениях дагестанской литературы» можно, нет, необходимо расширить, придав должный масштаб: «жизнь Расула Гамзатова будет продолжаться в лучших произведениях литературы народов России».
И да будет так!

8 сентября 2008 г.