20. Охота в начале сезона

Владислав Чигарев
Охотиться в своей жизни я начал очень рано, ещё в детстве с десяти лет. Отец таскал меня  на рыбалку и на охоту с 10 лет. Вся сознательная жизнь прошла на ногах и колёсах. Ездили и ходили очень много по охотничьим угодьям. Начиналась охота ранней осенью и заканчивалась в конце зимы. Охота по определению страсть, но очень жестокая. Убивать животных для многих людей это кощунство,   но для охотника это определённый образ жизни. Я никогда не чувствовал угрызения совести по поводу убийства наших братьев младших. С одной стороны мы получаем удовольствие,  находясь наедине с природой, с другой стороны это животный азарт первобытного человека. Занятия охотой развили   меня и физически, и духовно. Охота это гармония между добротой и злом. Какие чувства испытывает человек,  когда видит красоту, которую создала природа. Перед тобой частица природы, и ты вдруг ради своего удовольствия, лишаешь жизни любое животное, которое ты выследил в лесу. Прицелился, задержал дыхание, и нажал на курок. Это самое сильное ощущение, дыхание замирает, сердце учащённо стучит, и очередной   трофей лежит у твоих ног. Есть охотники любители, а есть охотники настоящие профессионалы. И те и другие по существу убивцы, но любитель это разовая акция на природе. Это и престижно и тешит самолюбие,  а профи это профессия, она обязывает убивать ради добычи и пропитания. Охота вырабатывает в человеке выносливость, терпение, наблюдательность и много других качеств, которые не наблюдаются у большинства населения.  Каждый выход на природу может принести забавные истории, которые интересно потом рассказать своим близким и своим друзьям во время застолья. Иногда эти истории можно слегка приукрасить, но не очень сильно. Как-то на севере друзья по работе попросили меня организовать коллективную охоту, приуроченную к открытию охотничьего сезона. В Печёрском бассейне богатые угодья, но немногие знали куда лучше выехать большим коллективом. Я на севере проработал уже несколько лет, и по этому уже облазил немало уголков в которых, было много дичи и рыбы. Обычно на охоту мы ходили втроём, или вчетвером. Люди подбирались близкие по работе и по характеру. Иногда присоединялись друзья не охотники, а просто любители природы, и туристы. Часто брал жену и её подруг на  природу с детьми, они собирали грибы, ягоды и ловили рыбу. Детей учили общаться с природой и не бояться трудностей.  Как-то  меня уговорили организовать коллективный выход на охоту.  Я поддался на эти уговоры  и  назначил выход коллектива на следующие выходные. На открытие охотничьего сезона записалось 14 человек. Каждому охотнику составил список, минимум  необходимого имущества для предстоящей охоты. Предусмотрел количество спиртного на каждого охотника в дорогу на трое суток.
Собирались на охоту мы целую неделю. Всё собрали, упаковали, и вот в пятницу вечером дружной командой тронулись на вокзал. Надо было проехать 200 км. на поезде, в сторону г. Воркуты. Там есть прекрасное место на реке Уса. Вот туда я и повёз наш коллектив, ещё не зная, как будет весело и незабываемо это мероприятие. В поезде мы сели в общий вагон, мест было немного, но все разместились по всему вагону. Ехать надо было долго, и вот для  коротания  времени сначала сели играть в карты. Долго ли можно было просидеть на сухую для такого коллектива, нет. И вот появилась первая бутылка спирта. Шилом мы все разживались на работе,  а водку брали в магазине. Примерно каждый взял на охоту от одного литра спирта, до двух на человека. И так началось обмывание очередного сезона охоты. Поезд ехал, спирт потихоньку оседал в желудках, настроение поднималось в соответствии с количеством выпитого алкоголя. Потихоньку народ стал выпадать в осадок. Почти все завалились спать, но мне делать этого было нельзя. Так, как чувствовал, что ранняя пьянка, к хорошему нас не приведет. Я был старшим  за коллектив, и поэтому расслабиться было нельзя. В полночь подъехали к станции назначения. Я поднял несколько человек и дал указание всех поднимать и выгружаться из вагона. Вот тут и началась первая неразбериха, многие с пьяного сна не могли понять, где они и что им надо делать. Поезд на станции стоял всего две минуты, народ стал выпрыгивать из вагона, и причем, как я заметил и без рюкзаков, и без оружия. Кто-то даже сел на землю от бессилия. Я                громко крикнул на друзей и заставил их быстро лезть обратно в вагон за забытыми вещами, и оружием.  Всё это произошло за пару минут. Поезд уже тронулся, а из него на ходу стали вылетать рюкзаки и люди. Когда поезд  исчез в темноте, мы стали разбираться с коллективом и вещами. И тут появилась у нас первая сенсация. Из 14 охотников севших на станции из поезда в суматохе вылезло только 12, а вот рюкзаков оказалось 13. Пришлось всех друзей построить и провести перекличку. И вскоре выяснили,  что два наших товарища по охоте, поехали дальше в вагоне, но без нас. Причём один остался без вещей и своего оружия. Один рюкзак пришлось разложить всем понемногу. Собравшись, мы дружно двинулись в темноту  цепочкой друг за другом. Дорогу я знал хорошо и поэтому всех повёл смело в темноту, в небе сверкали звёзды, погода стояла чудесная для осени на севере. Через три часа вышли к реке, и я разрешил провести первый привал только на берегу реки. Все повалились от усталости на землю и стали смеяться над теми, кто поехал дальше  на поезде, особенно над тем, кто поехал без оружия, которое мы несли с собой, включая их еду и выпивку. Уже начало светать, пора было готовить завтрак. Кто из ребят пошёл по дрова, кто по грибы, кто за водой. И вот тут проявился   первый закон невезения на охоте. Неожиданно пролетела великолепная стая уток прямо у нас над головой, но не раздалось ни одного выстрела. Ружья  у всех охотников были зачехлены. Все охотники стояли, разинув рты от досады, и провожали изобилие дичи. Немного поохали и приступили к завтраку, пить всем я запретил. Идти до хорошего места оставалось 15 км. Остаток  пути до места назначения прошли без происшествий. В середине пути повстречали спускающихся в низ по реке местных рыбаков, которые добывали рыбу интересным способом. Я много рыбачил, но тут я впервые увидел рыбаков без удочек. Снасть называлась кораблик, простое приспособление, но очень эффективное в ловле рыбы. Потом мы часто видели рыбаков с этими рыболовными снастями. Один мой друг после этой встречи стал заядлым рыбаком на кораблик. И рыбы хорошей стал возить оттуда рюкзаками. Я, за стакан водки договорился с местными мужиками, и они сдали нам в аренду, средний кораблик. За один час поймали пять хороших рыбин, и тут же я их порезал и засолил. Пока готовили похлебку из грибов и тушенки, рыба пришла в норму. И мы все слопали, в сыром виде на десерт. В полдень добрались до места, оставили амуницию в летнем домике косцов и разбрелись по двое и трое поохотиться до вечера. Одна пара осталась караулить и кашеварить в лагере. Я и двое моих близких друзей отправились вдоль ерика и протоков, пострелять рябчиков на манки. Я на севере научился делать прекрасные манки из задних ножек зайца. Зимой их добываешь в лесу на охоте, а летом их делаешь. Идём по лесу цепью, я посередине, друзья слева и справа. Я играю на манке свист рябчика, потом все замирают и внимательно слушают. При хорошей команде мы за два часа набили десять штук рябчиков и на сегодня решили,  хватит охотиться. Потом мы вышли к болоту, и тут я заметил отчётливые следы медведя, судя по его следу очень крупного. Собрались мы все вместе и решили не расходиться далеко, а осторожно двинулись в сторону лагеря. Ружья зарядили пулями, и не спеша, пошли обратно. Через час на просеке мы увидели это чудо природы. Мы остановились выпить чайку из термоса, и тут из леса в ста метрах от нас вылетел олень, а чуть позже по его следам прошёл крупный медведь. Мы даже присели от неожиданности, просто такой красавец,  очень огромный. Я в этом месте охотился третий сезон, но ни разу не встречал здесь медведя. Потом у местных охотников мы выяснили, что с предгорья  Урала пришло много медведей в эти угодья. Мы не испугались, но осторожно продолжили свой путь до лагеря. На медведя мы ходили коллективом раз девять за шесть лет, проведенных на севере, но так и не смогли добыть этот великолепный трофей. А своего единственного медведя я убил в Азербайджане в 84 году в предгорьях Кавказа. Правда, местные медведи небольшие по размерам, и большой опасности не представляли. Да и убил я его чисто случайно. Продолжили свой путь к лагерю без особых приключений, а там нас ждала следующая картина. Все охотники уже были в сборе и сидели кто в домике косцов, кто забрался на летнюю кухню, и все сидели с ружьями готовые отбивать атаки неприятеля. Оказалось, что не успели они отойти от избушки, как сразу увидели медведя. Почти весь коллектив, который напросился со мной на охоту, не был готов к таким испытаниям и поэтому дружно прибежал в домик, и занял круговую оборону. Мы подошли с друзьями, узнали, в чем дело, и посоветовали всем вылезать из углов поближе к костру. Пора готовить обед, и отметить первую добычу.   
Тут все дружно стали разбирать рюкзаки, готовить провиант, разводить шило. Развели хороший костер, поставили варить первое блюдо и готовить хороший чай. Только двое охотников, смотрю, ничего не делают, ну в чем дело спрашиваем их. Да вот такая охота не для нас. Мы думали тут спокойно, а тут медведи ходят. Нам знаешь не по себе. Мы решили обратно вернуться по реке. Накачаем лодку, и будем спускаться вниз по течению. Там глядишь уток, и постреляем, а сидеть ещё два дня у нас нет желания. Ну, что ж, насильно мил не будешь, до встречи дома. Через час нас покинули ещё двое, и нас осталось десять охотников. К этому времени кашевары приготовили еду на всех, и мы дружно приступили к трапезе, и пьянке. Пока мы не выпали все в осадок,  стали делать фото зарисовки на память. То у костра  с ружьями, то с добычей, которую мы настреляли. Так обозначили всех с трофеями. Потом всех попросил забраться по разным углам, чтобы всех зафиксировать на тех местах,  где мы их застали при лёгкой панике. Всё-таки медведь их загнал по углам. Чем больше пили, тем храбрее все становились. И тут я решил отмочить коллективную хохму. Так завтра все идём охотиться на медведя. А сейчас устроим показательные стрельбы. Нашли большую березу, обозначили сажей силуэт медведя и приступили к стрельбе. Я преследовал две вещи. Первое, как следует развлечься. На второе, создать больше шума. Всё равно чувствовал, охоты для коллектива не будет. На сегодня я понял, охота закончилась. Шумели мы дружно часа три, расстреляли почти все пули и картечь. Итоги оказались весьма плачевны. Толь бойцы стрелять не умели, толь прицел сильно сбился, из-за большой нормы выпитого шила. Из почти 80 произведённых выстрелов, только пять попаданий были в яблочко. Пришлось своим друзьям показать, как надо стрелять и на этом боевые учения закончили. Еще выпили по паре рюмок, и я предложил всем немного отдохнуть от трудов праведных. Заснули друзья кто где. Кто спал на улице у костра, кто забрался в домик, а кто-то залез на летнюю кухню. На охоту больше никто не пошёл. Часто так бывает, вырвешься с работы в лес и просто отдыхаешь ото всех, А в коллективе тем более, хотя выпить можно и дома, но это не то. Скоро и я заснул у костра. Проснулся я, когда уже на улице стемнело, похолодало, и пошёл моросящий дождь. Пора было всем перебираться отдыхать в избушку, дрова заготовили ещё днем. Перенесли свои вещи и стали готовить места для сна. Ещё днем натаскали сухого сена, лапника. Разогрели остатки обеда и начали обмывать жилище. Зажгли свечи и керосиновую лампу. После третьего стакана, принялись растапливать печь в избе, но не тут-то было. Прошло два часа, в избе дыму по самый потолок,  а печь так, и не хочет топиться по-человечески. У всех слезы на глазах,  в избе не продохнуть. Спать все переместились на пол, но никак никто не мог заснуть. Такого облома никогда ещё не бывало. Вышел я на улицу по нужде  и взял фонарик посветить. Стою у дверей избушки, и думаю, почему не топится печь. Ведь здесь же живут работники всё лето и живут нормально. Значит, мы делаем что-то не то. Решил после трёх часов мучений посмотреть на трубу. И то, что я увидел- вызвал у меня дикий смех.  Вбегаю в домик и всех прошу выйти на улицу. Все поползли нехотя, и к моему смеху прибавилось ещё много голосов. Такого зрелища никто не ожидал увидеть. На печной трубе было повешено ведро и поэтому тяги в печи и не было. Мы топили по-черному. Что делать, лезть в темноте наверх ни у кого желания не было. Решение пришло простое, Несите ружья, будет вам ещё одна тренировка. Человека три вышли на улицу и стали стрелять в это ведро. Но сбить его оказалось не так просто. Ещё из домика вылезло двое охотников, и присоединились к этой забаве. Через 20 минут ведро слетело с трубы, и мы на конец,  растопили печь на ночь. После этого приняли на грудь по стакану.  Завалились усталые, но довольные от проделанного спать. На рассвете я проснулся, разбудил  двоих друзей, попили чайку и отправились на протоки на уток. Добыча оказалась небольшая, три рябчика и две утки. Да ещё случайно в ручье взял друг выдру. Зимой я часто видел их, но ни разу так и не удалось добыть этот шикарный охотничий трофей. С тем и вернулись в лагерь к друзьям. Вся команда расположилась у костра и никуда не собиралась идти охотиться. Есть предложение шеф. Пойдём  домой,  а то все отдохнули, хорошо постреляли и почти всё выпили. Я не стал с ними спорить. Лично  я отдохнул не плохо, и нянчиться с взрослыми мужиками не хотелось. Поэтому отдал приказ, навести порядок в лагере, оставили в избе спички, соль, продукты и дрова. Для охотника это обязательное условие пребывания в лесу. Так ты отдаёшь должное всем охотникам,  которые думают не только о себе. Все готовы были оказать помощь, случайно попавшим охотникам в беду. Все собрались и тронулись в обратный путь домой. В дороге ничего особенного не произошло. На станцию пришли рано и решили расслабиться так, как водка ещё не вся была выпита. Соорудили стол, и принялись допивать все заначки. Но, выпито оказалось мало, и все сбросились по кругу. На  все деньги закупили в местном магазине портвейна с водкой и пивом, и всё это не спеша, принялись заливать  в уставший организм. Как никак, а прошли 18 км., и конечно всех нас разнесло. Мне, как старшему, приходилось за всеми следить. Скоро подошёл поезд, и мы на этот раз благополучно отбыли домой. Вагон оказался полупустой, и мы расположились в двух смежных купе. Кто-то сразу завалился спать, а мы продолжили опустошать спиртное до конца. В 10 часов вечера добрались до города и стали выползать все из вагона. Половина личного состава не стояла на своих ногах, и второй половине пришлось тащить их на себе, и своего напарника, вместе, с его барахлом. Поймали попутный грузовик, погрузились и поехали в свое общежитие. Напоследок решили немного подурачиться. Особо пьяных разместили в разные места гостиницы. Одному накачали надувную лодку и уложили спать в ней. Второго уложили  спать в ванной. А третьему наложили полный рюкзак пустой посуды. Вот после этого мы с другом разошлись по своим углам. Утром на работе пошёл разбор полётов. Те двое горе охотников, которые остались в поезде, проснулись только в г. Воркуте и на следующий день вернулись домой несолоно хлебавши. Бедняга очень обрадовался, когда ему вернули оружие и вещи. А вот те, кто вернулись вместе с нами так и не поняли, как они добрались до дома, так  намешали всего, что ещё неделю делились впечатлениями от коллективной охоты. Я решил,  что больше такой, разнобой брать на охоту не буду. Не охотники, а настоящий детский сад. На севере я прожил 6 лет, все выходы на охоту отметил удачными трофеями. Осенью утки, гуси, рябчики, тетерева и глухари. Зимой много белой куропатки, зайцы. Белок, куниц, и другую дичь я добывал для удовольствия и пропитания семьи. Мех шёл на шапки и на воротники. Большей частью на охоту в лес ходил один. Ни с кем не надо спорить и ругаться, куда идти. Куда глаза глядят, туда и идёшь. После севера,  я переехал работать и охотиться в славную страну Азербайджан. Но это уже другая страница в моей  биографии, и моих долгих, охотничьих  историй.

                Конец.