Рабочие сцены

Станислав Шуляк
  (из книги "Последствия и преследования")

15.
   
   - Мы должны медленно тянуть за эту веревку, она переброшена через блок, а тот расположен в колосниках, наверху, - Ш. говорил.
   
Ф. рассматривал свои руки. Товарищу его никак не удавалось того расшевелить, и беспокойство Ш. по-прежнему не убывало.

   - Разумеется, ныне мне одному уходить в сферу моего согбенного бессмертия, - наконец, глаз не поднимая, Ф. отвечал.

   - Молчи. Ты не должен так говорить, - предостерегающе шепнул ему Ш.

   - Отчего мне не говорить?

   - Но ведь играем не мы. Нам и не следует играть. Мы теперь только рабочие сцены.

   - Разве плебейство нашего безмыслия менее изобретательно? - Ф. говорил равнодушно.

   - Менее знаменито, - с оттенком торжества Ш. возражал. - Только лишь менее знаменито, приятель.

   - Но пусть бы я только издавал самые тихие звуки, - упрашивал Ф. товарища своего. Ш. качал головой отрицательно. Неумолимость его была известна, и Ф. не мог даже рассчитывать на хитрость, чтобы того пересилить.

   - Ну хоть в технике трепета или шелеста были бы эти звуки, - настаивал Ф. Но Ш. уже руку поднял, разом прерывая все пререкания. Ф. держал конец веревки в руке, глядел задумчиво и рассеянно. Ш. мог бы теперь успокоиться сердцем, но все же не был спокоен. Ф. порою умел таким представляться, чтобы сравнение с кем бы то ни было оказывалось не в его пользу. Его не то, что бы удовлетворяло такое положение, но все же устраивало.

   - Мне, по-моему, иногда удается набрести на смысл в безднах разнородного и беспорядочного. А те, другие, они фальшивое вскрытие сокровенного полагают явными пружинами своих искусств, - Ф. говорил.

   - Быть может, он захочет еще состоять если не в звании соучастника, то свидетеля, а мне ныне и этого нельзя допустить, - только временами подумывал Ш. Его всегда охватывало ощущение беспомощности перед лицом всего неразумного.

   - Твоя внезапная нарочитая наивность, возможно, способна приносить тебе недостоверное ощущение призванности, тогда как ты и из всего, в чем на самом деле есть, отозван, - Ш. еще говорил и после через минуту прислушивался к чему-то, чего Ф. при всем старании угадать не мог. Ф. не видел ни в чем порицания со стороны приятеля своего, но все же на нелицеприятные взаимные похвалы оба они внимания не обращали.

   - Он лучше моего разбирается в музыке несчастий, ныне звучащей, и способен угадывать в ней тайные знаки. Он по праву считается старшим в нашей неизбывной, надсадной незрелости, - думал еще Ф.

Лицо Ш., теперь отстраненное и задумчивое, нисколько его не коробило и даже привлекало, пожалуй. Ф. ожидал кивка головой или взмаха руки товарища своего и был не только уверен в их безошибочности, но также и в уверенности своей уверен.

- Да? - говорил Ф.

   - Вряд ли, - отвечал Ш.

   - Ну, конечно, - возражал Ф. - Ни на какие великие искусства не следует и тратить свое существование, - между делом еще говорил он, не сводя только глаз с неизбежного. Его порой весьма угнетало безвыходное прозябание его в твердом божьем переплете. Если уж тот к мысли иногда прирастал, так и держался за нее до конца. Бездействие вокруг совершалось, и иные навязывались со своими искусствами или с тем, что они так называли. Никакие шедевры этих двоих к себе не подпускали, а другого ничего оба они не хотели.

   - Быть может, я был бы способен к тщеславным пантомимам, к игровым провокациям, к медитациям благодарности, - только шепнул еще Ф., но Ш. даже не удостоил того безответностью.

   - Он так же, как и я, только повода ждет для смирения, - догадался Ш. Место свое в театре гражданских бездействий они отыскали пускай незначительное, зато и незанятое. Хоть и оно им порою казалось несусветным.

  Ш. внезапно что-то услышал, что могло различить лишь его ухо. То же, что есть предрассудки, случалось у них временами после рассудка. Ш. знак подавал своим взволнованным мановением, и оба они хватались за веревки, каждый за свою хватался. Ш. сосредоточенно тянул, Ф. суетливо и старательно, и оскалом блаженства сухое лицо его исказилось. Ф., во всяком случае, был зрелым подмастерьем в иных пресловутых делах причудливости. Никаких перемен воочию не наблюдали они. Ожидание лишь подтачивает последующую готовность. Хотя искусство и вообще всегда должно нападать неожиданно, ошеломлять, сбивать с толка и не давать опомниться.

  Гений - бедствие двуногих.