Письмо пятое

Сибирячка Татьяна Муратова
 Привет!
Я уже успокоилась и не сержусь на тебя. Спасибо тебе за то, что направил меня в творческое русло. И мне опять хорошо.
Так вот, я пообещала тебе рассказать о Большой Байкальской  Тропе. Молодежь придумала сделать вокруг Байкала туристскую тропу. Иркутяне объединились с улан-удэнцами и развивают эту деятельность. Каждый год приезжают волонтеры со всего мира и строят свой участок тропы. Они вносят свой взнос на участие, на эти деньги осуществляется вся деятельность общественной организации ББТ. Вопросов, конечно, масса. Но они справляются. На каждый участок составляется паспорт. В будущем на основе ББТ будет развиваться основной туризм на Байкале. Ребята прокладывают тропы, делают места для кострищ и остановок, оборудуют смотровые площадки.  Но, я думаю, вопросов о тропе будет еще больше, чем сейчас, когда она будет готова. Главный из них: землеотведение. Уже сейчас надо бы подумать о грамотном юридическом решении этого вопроса. Байкал находится на территории Иркутской области и Бурятии, вопрос надо решать сообща. И необходимо уже сейчас подстраховать ребят от возможных негативных последствий, ведь когда дело доходит до дивидендов или прибыли с полученного дела, т.е организованного бизнеса, то охотников присвоить чужой труд находится немало. 
В 2000 году мне удалось поучиться на одном экологическом семинаре. Я туда сама нагло напросилась, но очень рада тому, что поучаствовала в его работе. Темой семинара была организация визит-центров. Представители были со всех заповедных мест на Байкале от заповедников до национальных парков. Был представитель Лазовского заповедника, что в Приморье. Тогда я  подружилась с одной замечательной женщиной,  она работает начальником отдела просвещения Баргузинского заповедника. Теперь я слежу за ее работой по страницам газет. Они ведут очень мощную просветительскую работу: организуют различные конкурсы о Байкале и заповеднике, проводят много выставок художников и фотографов, осуществляют научную работу с населением, а главное, со школьниками. Но еще в 2005 году, на общественных слушаниях по поводу строительства нефтепровода, я видела слабость и отрешенность местных жителей в решении проблем Нижнеангарска. Задавленные влиянием начальников от доллара на всех уровнях, они абсолютно равнодушно взирали на происходящие события. Лишь наша дружная северобайкальская команда смогла переломить исход слушаний в пользу Байкала. Совсем других людей увидела моя подруга на общественных слушаниях  в 2008 году по поводу укрепления Ярков. Теперь в Нижнеангарске  сформировалась команда очень энергичных жителей, которые  с достоинством отстаивают свои народные интересы.  А в Баргузинский заповедник я так и не попала, сначала не было времени, потом здоровье подкачало, теперь вот никак не могу  настроиться на поездку. Может быть, удастся побывать  этим летом. Вход туда закрыт для «матрасников», т.е туристов, которые едят, пьют, смотрят. Но для научных сотрудников делают исключения по договоренности сторон на взаимовыгодных условиях, и представители науки могут успешно сотрудничать в этом направлении. Я столкнулась с учеными из заповедника еще и 2002 году, когда редактировала сборник материалов конференции. С тех пор много лет  я  страстно желаю попасть в сам заповедник, но не получается, к моему великому сожалению…
В следующем письме я расскажу тебе об источниках и маршрутах туристов.
Пока-пока.
21.02.2009.