Black Sabbath. Чёрная суббота навсегда

Николай Коршунов
Здравствуй, дружок! Хочешь, я расскажу тебе сказку? Да не простую, а метальную, с чертями, колдунами и прочими мощнейшими делами, без которых не обходится ни одна подобная история? Если не хочешь, тем хуже для тебя. Ну а если хочешь - распахни пошире уши, выруби мафон и слушай!

Не вызывает сомнения общеизвестный факт, что всё новое - это хорошо (или нехорошо?) позабытое старое. Следовательно, каждый раз, когда очередная музыкальная мода разворачивает свои знамена и начинает стройными рядами атаковать несчастных меломанов, волей-неволей приходится вспоминать об Отцах-основателях, заложивших исключительно собственными усилиями первые кирпичи в фундамент величественного здания рок'н'ролла - и многое при этом становится ясным.

Например, то, что практически всё музыкальное железо, в неимоверном количестве расплодившееся на планете Земля, уходит корнями глубоко в лохматые шестидесятые, и существованием своим обязано всего лишь нескольким рок-гигантам, стоявшим у колыбели жанра. Их имена стали девизом, паролем и боевым кличем уже нескольких поколений любителей прогрессивной музыки, однако среди них до сих пор ярчайшей звездой горит имя группы, творчество которой служило предметом вдохновения для бесчисленного количества страждущих экстремалов - BLACK SABBATH.

История группы тяжёлого рока №1 началась аж в 1968 году в рабочих районах английского города Бирмингэм на фоне мрачных индустриальных пейзажей. Четверо молодых людей, инфицированных вирусом рока и жаждой славы, а именно: Джон Майкл Осборн, прозванный в детстве "Оззи" за неумеренное фанатство книгой Фрэнка Баума "Волшебник из страны Оз", а также потихоньку пробовавший себя в роли вокалиста и фронтмэна, Тони Айомми, настойчиво овладевавший к тому времени мастерством лидер-гитариста, Терри "Гизер" Батлер, виртуозно терзавший бас-гитару и барабанщик Билл Уорд - нашли друг друга в дебрях местной рок'н'ролльной тусовки, объединившись в коллектив, первоначально названный EARTH.

В поисках успеха свежеиспечённую хардовую банду носило по всей стране, равно как и за её пределами - в Германии, но, не добившись громкой славы за кордоном, участники группы приняли решение делать ставку на местную публику, в результате чего к 1969 году группа приобрела полностью профессиональный статус, менеджера, которым стал бывший джазмен Джимми Симпсон, а также сменила название, обозвавшись BLACK SABBATH в честь некогда популярного фильма режиссёра Марио Бова. И тут началось такое...

Ну, в самом деле. Представьте себе: Великобритания конца шестидесятых. Ещё живы THE BEATLES. ROLLING STONES находятся в пике своей популярности. Среди молодёжи преобладают исключительно хипповские настроения. И хотя PINK FLOYD уже вовсю экспериментировала с психоделическими раскладами, ничто не предвещало грозы, разразившейся с выходом в 1970 году дебютного альбома новых монстров хард-рока, ставшего самым страшным ночным кошмаром всех битломанов и любителей красивой лёгкой музыки.

Музыка BLACK SABBATH, обладавшая убийственно тяжёлой для того времени риффовой структурой, была медленной, тягучей, местами просто страшной. Угара добавляли беспредельные тексты, героями которых зачастую являлись потусторонние персонажи типа ведьм, колдунов, чертей вперемешку с продажными политиканами и генералами-убийцами, не говоря уж о Князе мира сего, периодически появлявшегося в поэтических экзерсисах мистера Осборна (как свидетельствует история жизни музыкантов, чернушные настроения чуткой поэтической души Оззи во многом определила его работа на скотобойне, после которой несчастный парень ещё долго видел сны о том, как убиенные им животные всячески ему мстят).

Так или иначе, альбом стал настоящей бомбой - ничего подобного до BLACK SABBATH в мире ещё никто не играл, и хотя творчество группы вызвало активное сопротивление воинствующих христиан и цензурные проблемы (напечатать некоторые тексты целиком на конвертах альбомов группе так и не удалось), дебютник занял 16 место в ежемесячном Британском рок-параде авторитетного журнала MELODY MAKER. Последовавшее за выходом альбома турне по Великобритании ещё более укрепило позиции ансамбля, также как и его скандальную славу - несмотря на то, что собственно члены группы никогда не являлись сатанистами, не проповедовали сатанинские расклады и использовали соответствующую фразеологию только в качестве художественных образов, пресса подняла вой, сопровождая выступления группы заголовками типа "Чёрные колдуны сеют смерть над Англией!" или "Сатана отправился в поход!".

Дело дошло до того, что один из местных колдунов, приняв всерьёз телеги английской жёлтой прессы пригрозил группе проклятьем и всяческими неприятностями потустороннего происхождения, в случае, если BLACK SABBATH не перестанет баловаться скользкой тематикой, в ответ на что все члены группы дружно сделали неотъемлемой частью своей сценической атрибутики христианские кресты (их можно увидеть даже на ладах гитары Айомми!) - и всё прошло без видимых происшествий...

Каждый новый альбом всё больше укреплял авторитет SABBATH. В том же 1970 году группа реализовала лонгплей "Paranoid", одноимённая композиция с которого, записанная, по словам музыкантов, всего за 10 минут, стала международным хитом и визитной карточкой группы на долгие годы, что, впрочем, никак не умаляет блестящих композиторских талантов членов группы. "Master Of Reality" 1971 года буквально потрясает свинцовой тяжестью гитарных риффов, сверхзвуковыми соляками и яростной скорострельной ритм-секцией, что не помешало следующему альбому "Volume 4" быть мягким, даже несколько балладным - в песнях появились меллотрон и фортепиано.

Однако подлинным шедевром стал альбом группы 1973 года под названием "Sabbath Bloody Sabbath", показавший миру необычайно продуманную, зрелую и музыкально сложную работу, не потерявшую при этом ни капли первобытной саббатовской агрессии (неоценимую помощь при записи оказал легендарный Рик Уэйкман из YES). Именно в первых своих пластинках BLACK SABBATH изобрели практически весь арсенал музыкальных, звуковых и текстовых выразительных средств, сделавших возможным дальнейшее развитие тяжёлой музыки, в частности, её thrash- и doom-направлений. Все пять первых дисков группы получили по выходе платиновый статус (сейчас, после многократных переизданий, платиновыми стали все программы ансамбля).

До 1978 года группа музыкально эволюционировала в доброкачественный арт-хард с клавишами, хором, деревянными духовыми, однако в музыкальном и текстовом плане новые работы не принесли фэнам ничего нового: группа практически отказалась от крутонавороченной поэтической мистики. Внутри коллектива нарастали разногласия - Айомми был недоволен прогрессирующим алкоголизмом вокалиста, Оззи не устраивали диктаторские замашки Айомми. В результате Осборн оказался за бортом и занялся собственными проектами, a BLACK SABBATH после некоторого замешательства обзавелись новым вокалистом по имени Ронни Джеймс Дио (экс-RAINBOW), первый же альбом с участием которого ("Heaven And Hell", 1980) снова вывел группу в хэдлайнеры мирового метал-движения.

SABBATH существенно потяжелели соответственно стандартам восьмидесятых, подросла скорость, а лирика Дио оказалась на поверку не хуже, если не лучше лирики Оззи. Правда, записав ещё один очень неплохой альбом, ("Mob Rules", 1981) Дио ушёл в одиночное плавание, а на место вокалиста парадоксально перекочевал Ян Гиллан, продержавшийся в группе порядка двух лет, записавший великолепный альбом "Вот Again" с нехарактерными для SABBATH заездами на трэшевые территории и ушедший в реорганизованный DEEP PURPLE.

Очередным новым вокалистом группы стал Тони Мартин из метал-группы ALIEN, пробывший на этом завидном месте до 1992 года и записавший несколько неплохих пластинок (следует особо отметить среди них "Headless Cross" и "Туг" 1989 и 1990 годов соответственно). Но в 1992 году в группу возвращаются Дио и Батлер, этим составом записываются чумовейшие альбомы "Dehumanizer" (1992) и "Forbidden" (1995), а в 1999 году обрели жизнь долгожданные слухи о воссоединении BLACK SABBATH в своём первом, лучшем и классическом составе семидесятых - Осборн-Айомми-Батлер-Уорд! Снова собравшаяся вместе легендарная четвёрка на концертах привела в состояние мощнейшего угара миллионы фэнов по всему миру, приурочив к началу нового мирового турне выход двойного концертного альбома "Reunion" и концертного видео "The Last Supper".

Вот такая вышла у нас сказочка. Величайшие из великих, BLACK SABBATH обрели статус мега-звёзд тяжёлого рока, избежав при этом АОРной  участи иных монстров рока начала семидесятых. С ними сотрудничали лучшие музыканты мира - Нил Мюррей, Кози Пауэлл, Глен Хьюз, Эрик Сингер, Лоренс Коттл, Винни Эпис. Тридцать лет они являют собой живое свидетельство торжества рок'н'ролла над временем. А ты, дружок, слушая в очередной раз любимых TIAMAT, METALLICA, PARADISE LOST, ICED EARTH, MY DYING BRIDE или KING DIAMOND, не забывай про людей, сделавших реальностью твою (и мою!) горячо любимую музыку - Чудака Оззи и Компанию из Страны, где всё время идут дожди.

Журнал "Бумеранг", октябрь 2000.