Религия и человек. Часть 1. Человек

Вонсович-Ясницкая Оксана
         

  "Привратник, скажи, почему,
   эту дверь затворяешь ? Что
   неотступно хранишь ?" - "Храню
   тайну покоя." - "Но пуст ведь
   покой. Достоверные люди
   сказали: там нет ничего." -
   "Тайну покоя я знаю. Её
   охранять я поставлен." -
   "Но пуст твой покой." -
   "Для тебя он пуст." - Jтветил
           привратник."

             ( "Привратник" - Н. К. Рерих )

       Известно достаточно авторов, которые пытались описать эту тему. Каждый из них старается внести что - то своё, что ещё по его мнению было недостаточно описано. Поэтому тексты и приобретают порой мифо - гео - историко - архио - этно - социо - политико - анатомо - парапсихологический вид.
       Вот и я решила добавить к этой теме некоторые штрихи. Может это и не заинтересует никого, но как говорят об авторах: "Пишу, как мысль работает и сердце требует..."
       Что мы понимаем под словами - человеческая душа ?.. И в литературе о ней пишут, и в религии о ней упоминают, и в быту мы нет - нет и заикнёмся о ней...
       Что же это такое ? Как описать то, чего не видел никто, но о её существовании знают все... В конце 20 века учёные поставили перед собой тупиковый вопрос - к какой науке можно отнести изучение души. Даже создали парапсихологию ( и начали сбрасывать туда всё, что где - то рядом... близко... чувствуется, но не понимается... как - то передаётся на расстоянии, смущая все законы физики... воздействуя живым на живое соответствующими формами... одним словом - телепатия, телекинез и ясновидение ), науку, о научности которой теперь не могут договориться сами учёные.С первых дней образования этой отрасли каждый учёный, который с ней сталкивался, старался упорядочить её, но тут же бросал свою затею. Вот почему парапсихология не имеет никакой научной системы ( теории, доказательства, законы ) и скорее она похожа на жутко остриженный кустарник ( где совсем пусто, и виден сам "столб - основание", - а в другом случае "ветки торчат" предостережением для любопытных на фоне умело постриженного небольшого участка ).
       Душа человека - это фантом, а исходя из его определения "причудливое явление; призрак, привидение" и "медицинская модель человеческого тела или его части в натуральную величину, служащая наглядным пособием" ( Словарь иностранных слов ), - можно судить, что душа - это что - то облачное, призрачное. Исходя из предыдущего определения, задаёшься вопросом, а где же этот "газообразный призрак" ( хотя это неточное определение призрака, ведь призрак уже что - то газообразное. Но ведь мы вторглись во владения парапсихологии, которая не терпит законов, теорий, заключений [ помните - "что - то где - то близко, рядом... лежит, стоит..." ] А по её правилам не может быть чего - то черезчур много, поэтому "газообразный призрак" - это не "масло масленное" ) обитает ? Помните определение из словаря иностранных слов: "медицинская модель человеческого тела или его части в натуральную величину...", а где может быть "газообразная" модель человеческого тела, как не рядом с оным.
       Говорят, что "восток - дело тонкое". А именно там на востоке впервые ещё в глубоком прошлом высказали предположение, что в живом состоянии вокруг скелета человека ( а некоторые предполагают, что вокруг человека как оболочка [ может это преславутая аура, - кто его знает ] ) находится газообразная оболочка ( это своеобразный продукт жизнедеятельности человеческого организма ); жив человек - эта оболочка существует, умер - начинаются другие биохимические процессы в теле.
       Иначе смотрит на этот вопрос литература.

                "Я лежал в аромате азалий,
                Я дремал в музыкальной тиши,
                И скользнуло дыханье печали,
                Дуновенье прекрасной души.

                Где - то там, на какой - то планете,
                Без надежды томилася ты,
                И ко мне через много столетий
                Долетели больные мечты.

                Уловил я созвучные звуки,
                Мне родные томленья постиг,
                И меж гранями вечной разлуки
                Мы душою слилися на миг."

                ( "В будущее" - В. Я. Брюсов )

       "Душа" - это что - то личностное для понятия человека. Это своеобразный "плач человека за своим близнецом".

                "Помолись о нищей, о потерянной,
                О моей живой душе,
                Ты, в своих путях всегда уверенный,
                Свет узревший в шалаше.

                И тебе, печально - благодарная,
                Я за это расскажу потом,
                Как меня томила ночь угарная,
                Как дышало утро льдом...."

                ( отрывок из стихотворения Анны Ахматовой - "Помолись о нищей, о потерянной..." )

       Одиночество толкает на откровение. Откровение - это "душа".

                "Я твой и телом и душой,
                Страна родная,
                Кого любить, как не тебя !
                Люблю тебя я !

                Моя душа - высокий храм !
                Но даже душу
                Тебе, отчизна, я отдам
                И храм разрушу.

                Пусть из руин моей груди
                Летит моленье:
                "Дай, боже, родине моей
                Благословенье !..."
               
                ( отрывок из стихотворения Шандора Петефи - "Патриотическая песня" )

       "Душа" - это великое ( выше всего банального ) и святое ( то, что ближе к Богу ).
       Анатомия человека... Из всей своей небольшой медицинской практики могу сказать, что в человеческом теле нет души ( там человеком все "большие места" изучены, - и этого места, как ОРГАНА, нет ).
       Из поколения в поколение нам передают представления о душе, как о чём - то совершенно чистом и воздушно - невесомом.


продолжение следует