Живой уголок

Ольга Батлер
Отрывок. Книжка в продаже

ГЛАВА ПЕРВАЯ. УРОК ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В ЧЕТВЁРТОМ "А"

  В феврале зима укутала город Водокрещенск особенно толстым покрывалом. Дороги сразу стали тесными, по их краям наросли высокие сугробы. Куда ни посмотришь, всюду лежит снег. Даже ёлки в парке протягивают прохожим рассыпчатые белые пригоршни на своих зелёных лапах, словно предлагая : "Берите, сколько хотите, нам не жалко!".
  Сквозь чёрное кружево веток мелькают яркие шарфики на реке Смородинке. Там устроен каток. Оттуда же несутся счастливые визги - это малышня катается с горки. И тихо на улице маршала Жукова - школьники пока не высыпали с занятий. Приземистые домики спрятались здесь под белыми снежными шапками, которые время от времени бесшумно сползают вниз, не выдержав собственного веса.
Всю эту зимнюю красоту можно ежедневно наблюдать из кабинета биологии городской школы N 3. Именно тут начнется сейчас эта история.  Начало  её пропустить ни в коем случае нельзя, поэтому  поспешим на школьное крыльцо и потянем на себя тяжёлую дверь с деревянной резьбой. 
Преодолеваем первые ступеньки и  попадаем в фойе, где в большой кадке стоит пальма. Налево по коридору - любимый школьниками буфет, оттуда вкусно пахнет булочками с изюмом. Чуть подальше – медицинский кабинет, там сидит строгая медсестра с высокой прической. А направо  находятся классы начальной школы и тот самый кабинет биологии, из которого открывается прекрасный вид на школьный сад и улицу.
Сегодня на уроке природоведения для четвертого класса "А" в этом привычном пейзаже появилось нечто особенное, потому что учительница Ангелина Ивановна вдруг остановилась у окна и сказала:
   - Дети, посмотрите-ка, кто к нам прилетел.
   Четвероклассники повскакивали с мест, наперебой закричали:
   - Снегири, снегири!
   Задремавший было Авоськин вздрогнул и, переложив кусочек моркови из одного защёчного мешка в другой, приоткрыл глаз: на ветках за окном сидели красногрудые юркие птицы. Их привлекла рябина на школьном дворе.
   - Помните, мы видели снегирей в самом начале зимы, когда они летели на юг? А сейчас им пришло время возвращаться на север, к местам гнездовий. Вот они и решили подкрепиться в придорожной столовой, - улыбнулась довольная учительница.
   Её урок был посвящен природе родного края, и живая картинка за окном оказалась очень кстати - она была лучше любых иллюстраций из учебника. На уроках Ангелины Ивановны такие чудеса часто происходили. То заяц по школьному двору петлять начнет, то лисица бочком прокрадется, прижимаясь к забору. А однажды даже лось забрел... Как будто Ангелина зверей из лесу приглашала.
   Авоськин вздохнул: ему вдруг захотелось стать перелётным снегирем. Или, ещё лучше, каким-нибудь крупным зверем - вроде кошки. И почему он родился мелким грызуном, которого любой может обидеть? Трудно маленькому, да ещё с нежной душей, выжить в зубастом и когтистом мире.
   Его немного утешало, что он был единственным в своем роде хомяком - с задорным белым хохолком на рыжей голове. Насколько Авоськин помнил свою мамашу, родившую его и еще троих его братцев по пути из зоомагазина, в хомячьем семействе Авоськиных никто не был хохлатым. Возможно, эта его особенность неслучайна и жизнь будет необыкновенной? Но Ангелина Ивановна объясняла ученикам, что школьный хомяк - наглядный пример мутации генов. Что за гены такие? В этом любознательному Авоськину ещё предстояло разобраться.
   Он много нового открыл для себя за месяц, проведенный в школьном живом уголке. Больше всего Авоськин гордился, что научился грамоте. Он также начал осваивать программу по биологии, кое-что из курса географии и английского языка. И пару раз прослушал уроки математики и химии, которые проводились в кабинете биологии по причине временной нехватки помещений.
   В чём Авоськину по-настоящему повезло, так это попасть в школьный живой уголок! Он не мог нарадоваться на свой комфортабельный аквариум со спортзалом и домиком. Перед этим хомяк полгода просидел в трёхлитровой стеклянной банке, рядом с внимательной кошачьей мордой, которая следила за всеми его движениями.
   Школьники Авоськина не обижали - сама Ангелина Ивановна за порядком следила. И вид из аквариума на окрестности живого уголка открывался захватывающий. На противоположной стене висели таблицы, рядом с ними стоял шкаф с препаратами и коллекциями минералов, слева буйно росли джунгли - две пальмы и лимонное дерево, обвитые плющом. За джунглями время от времени шумел водопад - там скрывалась раковина для мытья рук.
Дальше возвышался Экспонат, разборный муляж человеческого организма. Школьники этого Экспоната любили, стирали с него пыль, надевали ему на голову шапки. Даже биологичка пару раз накидывала ему на плечи свою шаль.
   Для полного счастья Авоськину недоставало друзей. Соседи у него были не самые плохие, но уж очень нервные. Двое старожилов уголка - попугай да ужиха - считали хомяка молодым и глупым.
   - Авоськин, что ты все время суетишься,- раздражённо прошипела ужиха.
   - Так дел много! В домике прибираю, на снегирей смотрю, - начал оправдываться хомяк.
   - Снегири, снегири, - ревниво передразнил краснохвостый жако Отелло. - Почему-то другим птицам здесь столько внимания не уделяют!
   - Заговоришь - уделят, - обвиваясь вокруг коряги, утешила его старая Улька.- Давно тебя все просят.
   - Цирк устраивать? Сначала плохим словам научат, потом обвинят - "попка-дурак"! Знаем! - отрезал жако. Он был говорящим попугаем, который отказывался говорить с людьми.
   Умница-жако несколько лет проработал в одной конторе, начальнику которой его подарили на день рождения. Отелло старался изо всех сил. Чтобы развеселить коллег, он имитировал телефонные звонки, шум факсового аппарата, говорил с важной интонацией: "Зоечка, он на совещании". Или: "Опять Иванову жена звонила!". Но люди отплатили попугаю равнодушием: кормили кое-как да ещё сквозняки устраивали. Постепенно до Отелло дошло, что в нём видят лишь часть интерьера. Такую же, как искусственное дерево в приемной. Только дерево оказалось удобнее - ему не требовался уход.
   В будни попугая ругали, что мешает работать и путается под ногами. В выходные Отелло сидел в тоскливом одиночестве, ожидая, когда же придет уборщица. Эта сердобольная женщина и пристроила его в школу.
   А Улька почти всю свою жизнь провела на свободе. Её родина была на заросшем деревьями острове рядом с заброшенным санаторием - речка Смородинка разливалась там особенно широко. Но прошлым летом ужиху поймали, чтобы продать. Конечно, похитившие Ульку люди не могли объяснить покупателям, что ей потребуется обогретый террариум и живой корм. Им важно было поскорее получить деньги за свой товар.
   Когда ужиху принесли к Ангелине Ивановне, та расстроенно развела руками: "Разве живое существо - игрушка? Лучше бы вы её осенью отпустили на свободу, она бы успела в спячку залечь. Теперь придется до самого тепла её держать. Буду покупать ей маленьких живых рыбок".
Ангелина Ивановна считала, что порядочность любого человека можно определить по его отношению к животным и к природе.
   - А вот расскажите-ка мне, ребята, - попросила учительница четвероклассников.- За что вы любите свой город?
   - За то, что здесь есть речка и пляж!
   - За парк с голубыми ёлками!
   - За лес с грибами и земляникой! - почти все ответы были похожи, потому что природа являлась главной достопримечательностью Водокрещенска. 
Только одна девочка крикнула:
   - За большой рынок, где много вещей можно купить!
   Учительница с ласковым укором покосилась на неё и сказала детям:
   - Вот видите, большинство приятных воспоминаний - об окружающей нас красоте. С любви к родной природе и начинается любовь к родине.
Ангелина величаво продвигалась между рядами, произнося слова в такт своим шагам.
-  А когда у вас появятся собственные дети, вы передадите им эти чувства ... Да-да!  Что вы смеётесь? Все когда-нибудь женятся или выходят замуж... Так, четвертый "А", я попрошу тишины!
 Но четвероклассники продолжали шуметь. Почему бы не воспользоваться передышкой в уроке? Разговор о будущей взрослой жизни их развеселил.
   - Класс! - биологичка дважды громко хлопнула в ладоши. Закутавшись в шаль, она дождалась, пока все ученики четвертого "А" угомонятся, и продолжила. - И тогда... тогда вы обязательно захотите, чтобы ваши дети, дети их детей увидели ту же красоту. Ведь вы не желаете, чтобы они спотыкались о мусор в лесу и купались в отравленной реке?
   Все знали, что Ангелина имела в виду. Прошлым летом какой-то негодяй вылил солярку в речку Смородинку. Из-за этого городской пляж был надолго закрыт, а в реке много рыбы и прочей живности передохло. Наглотавшаяся яду Смородинка понесла отравленные воды дальше, в русло большой реки Блесны - да к счастью вовремя перекрыли им путь.
   Не успели с соляркой разобраться, как новая беда нависла над природой. Богатый инвестор по фамилии Кочерыгин собрался застроить берег Смородинки семнадцатиэтажками. Водокрещенск - старинный, приземистый городок, где номера домов и учреждений редко бывают даже двузначными. Высокие башни ему совсем не к лицу. Но самым большим злом было даже не это, а сточные воды, которые прямиком потекли бы в Смородинку, погубив её.
   По закону в охранной зоне реки вообще ничего нельзя возводить, поэтому Кочерыгин пошел на хитрость - пообещал построить набережную, которая увеличит расстояние от домов до воды. Как будто речке от этого легче.
   Многих водокрещенцев рассердило нахальство самозваного инвестора, и они создали комитет по спасению Смородинки. Ангелина Ивановна была там активисткой.
   - Наши предки чувствовали своё единство с природой, они постепенно преображали её, выращивая сады и приручая животных, - продолжила Ангелина Ивановна. - Современный человек намного могущественнее своих предков. И, если у него нет совести, он легко разрушит всё вокруг.  Но я всё-таки верю, что совестливых людей на свете больше, чем бессовестных. Совестливый благодарен за подаренную ему красоту. Он бережёт её, поэтому и наступление пустынь останавливает, и лесные пожары гасит, и растения спасает от засухи. Вы, дети, тоже вырастайте такими. Любите  всё живое вокруг вас, берегите родную природу, по мере своих небольших сил!
   Учительница чуть-чуть помолчала, а потом неожиданно объявила притихшим ученикам:
   - В силу разных обстоятельств у меня остается всё меньше времени для ухода за живым уголком. Кто вызовется помогать мне?
   - Я! И я! - соревнуясь, закричали четвероклассники. Каждый взметнул свою руку как можно выше. Некоторые даже умоляюще подпрыгивали на стульях.
   - Имейте в виду, это не развлечение, а ежедневная работа. Хватит ли у вас терпения каждый день чистить  клетку и аквариумы, менять воду, два раза в день приносить корм?  Вдобавок дневник наблюдений надо вести, -  Ангелина Ивановна поверх очков придирчиво оглядывала класс.
   В конце-концов её взгляд остановился на одной из лучших учениц, Мальвине Подризовой, которая уже устала тянуть свою руку и придерживала её другой.
   - Мальвина, у тебя есть время ухаживать за животными? - удивилась биологичка.
   - Да, - ответила Мальвина, скромно опуская глаза. - Я ведь собираюсь стать учительницей биологии.
   - Очень рада такое слышать! Признаюсь, я сначала думала назначить троих ребят – чтобы один ухаживал за хомяком, другой за попугаем, третий за ужихой.  Но тебе я доверяю самой найти себе помощников и составить расписание... Итак, вопрос решен!
   Вот только в живом уголке этим новостям совсем не обрадовались .
   - Конец жанра,- похоронным тоном сказал Отелло и, завалившись назад, повис на жёрдочке головой вниз. - Полный готовчик.
   Улька изогнулась знаком вопроса:
   - До тепла доживу ли теперь?
   Напуганный их разговором Авоськин бросился к тайнику с приготовленными на чёрный день продуктами, стал поспешно набивать защёчные мешки.
   Попугай и ужиха знали то, о чём опытная учительница не догадывалась: Мальвина Подризова была двуличным человеком. Её фамилия должна быть не Подризова, а Подлизова. При взрослых она держалась тихоней. Только кривой взгляд из-под чёлки выдавал её  характер, поэтому перед учительницей она всегда держала глаза опущенными.
   - Мальвина хочет работать в школе, а кто ещё себе профессию выбрал? - поинтересовалась Ангелина у четвероклассников.
   Оказывается, почти половина класса мечтала сделаться юристами или артистками. Трое учеников сказали, что собираются стать менеджерами, но объяснить, чем занимается менеджер, не смогли.
   - Кто же в будущем будет хлеб печь, одежду шить, людей лечить? – спросила Ангелина.
   - А я буду известным художником,- вдруг сказал Вова Афиногенов по кличке Финн.
   - Обязательно известным?
   - Угу. Главное, способности в себе обнаружить.
   - На одних способностях далеко не уедешь, - заметила учительница.- Талант требует трудолюбия. Был у меня ученик много лет назад ... Тоже говорил, что ему стараться не надо. Привык слышать с детства - "У Васи талант!".
   - И кем он стал? - заинтересовались дети.
   - А! Никем! - махнула рукой Ангелина Ивановна. Разговор про ученика Васю её расстроил.- На плохие дела он таланты направил.
   - А как узнать, что у человека талант?
   - Прислушайтесь к себе. Если вы умеете делать что-то, что доставляет радость не только вам, но и другим, и люди благодарят вас - значит, это талант.
   - Я умею ушами двигать!
   - А я через перекладину прыгаю высоко!
   Улыбнувшись, Ангелина Ивановна посмотрела на часы - до звонка оставалось несколько минут.
- Урок о природе родного края пока не закончен. Я хочу, чтобы вы запомнили ещё одну важную вещь... Эти места принадлежат не только нам, на самом деле они являются родиной для многих других существ. Ведь животные тоже обладают чувствами...
   И тут в кабинет вошла директор. Она привела с собой курносую девочку с собранными в тощий хвостик светлыми волосами.
   - У вас в классе новая ученица. Прошу любить и жаловать!- директор шепнула что-то Ангелине Ивановне и ушла, оставив девочку у доски.
   - Как тебя зовут? - спросила её Ангелина Ивановна.
   - Надя, новенькая, - смутилась та, но тотчас посмеялась над своей ошибкой вместе с классом.- Лесанова то есть!
   Учительница ласково приобняла её, успокаивая:
   - Садись пока к Вове... Афиногенов, не обижать Надю!
   - А я собирался? - буркнул рыжий Финн, перекидывая свой рюкзак со стула на пол.
   - Тебе здесь понравится, - заверила Ангелина Ивановна новенькую,- ребята у нас дружные, хорошие... Ты животных любишь?
   - Люблю, - кивнула Надя.- Я в старой школе за живой уголок отвечала.
   Несмотря на смущение, она оказалась весёлой и общительной девочкой.
   - Очень хорошо! А у нас главная в уголке - Мальвина Подризова. После звонка она покажет тебе попугая, ужиху, хомяка... Мальвина, принимай новую подружку!
   На перемене Подризова, состроив скучное лицо, подвела новенькую к живому уголку.
   - Там Отелло и Улька... А это Авоськин, - небрежно махнула она рукой.
   - Хохлатый хомяк, никогда не видела, - Надя деловито присела над аквариумом.- Здравствуй, Авоськин! Имя у него имеется?
   Имени у Авоськина не было. Вернее, их было много, и ни одно ему не нравилось. Первые хозяева звали его Чингачгуком. В другой семье хомяк превратился в Чинга-чубчика, в третьей - в Чупа-чубса и даже Чупа-Чупсика. И везде люди, наигравшись, находили предлоги, чтобы избавиться от него.
   - Ты из деревни к нам приехала?- насмешливо спросила Подризова, осматривая новенькую с головы до ног. Как будто всё в Наде было нелепым - и лицо, и новая коричневая кофта на кнопочках, и туфли, которые мама купила ей вчера на рынке.
   - Нет, из города,- не поняла Надя. Она кивнула на притихшую школьную живность.- Хочешь, я вместе с тобой за ними ухаживать буду?- и прочитала недовольство в подризовских глазах: "Какая бойкая выискалась!".
   Мальвина Подризова пошепталась с подругами - девчонки засмеялись, поглядывая в сторону новенькой. Надя опустила голову. Поведение её новых одноклассниц не предвещало ничего хорошего. Но неожиданно Мальвина смилостивилась:
   - Ладно, посмотрим... Ты на какой улице живешь?


Илл. Екатерины Милославской