О примитивности категории время

Карпенко Саша
Существует ли ВРЕМЯ?

Обычно люди считают, что ДА. Но это так, не подумав. Фундаментальные философские вопросы простые люди осваивают в детстве, а потом за ненадобностью к ним не возвращаются. Но все-таки.

Существует ли ВРЕМЯ?

Разве кто-нибудь когда-нибудь ощущал его, воспринимал непосредственно посредством изощренных своих органов чувств и еще более утонченных в восприятии окружающей действительности всевозможных приборов и аппаратов хитроумнейших конструкций?

Где оно? В чем его физическое, химическое или какое-нибудь другое электромагнитное проявление?

Никаких непосредственных проявлений его нет.

Разве оно нужно для чего-нибудь?

Нет, мы обходимся без него: скомпонованные из атомов и молекул мы существуем только среди (и за счет) таких же атомов и молекул, только их коллизии и взаимные превращения (превратности судьбы) мы постоянно преодолеваем, являясь всего лишь (может быть несколько оригинальной) составной частью (общего бульона).

Попробуем разобраться в проблеме ВРЕМЕНИ.

В первом приближении ВРЕМЯ - это последовательное существование (из) ПРОШЕДШЕГО - (через) НАСТОЯЩЕЕ - (в) БУДУЩЕЕ.

Так ли это? Существует ли ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ и БУДУЩЕЕ?

ПРОШЛОЕ.

Что мы считаем несомненным ПРОШЛЫМ?

Александр Македонский был в ПРОШЛОМ. В этом нет никаких сомнений. Республики, империи Рима также безвозвратно погрязли в толстых томах истории. Гунны, галлы, монголы и прочие крестовые походы давным-давно ПРОШЕДШЕЕ время. Сэр Питер (Петр 1) тоже БЫЛ. За ним следуют: Великая французская революция, восстание декабристов, отмена крепостного права, три революции в России. Из недр веков, умозрительно приближаясь к сегодняшнему дню, мы шагаем всего лишь по датам ярчайших событий ПРОШЛОГО. Мы способны вспомнить еще и не такое, разыскать в архивах многое, но все это отголоски, голоски минувшего бытия. То, что было даже вчера уже никогда не повторится во всем своем колорите. Уже сегодня ВСЕ изменилось. События, в которых мы участвовали всего лишь полчаса назад, также уже невосстановимы. Приближаясь к НАСТОЯЩЕМУ моменту, можно заметить, что каждое мгновение мы безвозвратно теряем целые миры и галактики, получая взамен их же, но уже преобразованными до невероятности (просто мы не можем все сразу заметить).

Посмотрим теперь в другую сторону: что из себя представляет научная категория БУДУЩЕЕ?

Человеку свойственно думать, рассуждать. В своих формальных образах мышления он охватывает не только безбрежные просторы давно прошедшего посредством различных сказаний, теорий и анекдотов, он формулирует НАСТОЯЩЕЕ и пытается спрограммировать, прогнозировать хоть как-то светлое БУДУЩЕЕ. В этом его постоянное, неуемное стремление к оптимальному благоустройству неуравновешенного индивидуума, как некоей биологической субстанции, насквозь состоящей из противоречий, как внутри себя, так и с внешней средой обитания вокруг него.

Человек мечтает, рисует или проектирует такое БУДУЩЕЕ, какое ему кажется нужным. Следует ли из этого, что это БУДУЩЕЕ существует?

НЕТ. Мышление - это особый вид чувственного раздражения, более качественный его вариант. Определить что-то еще не значит утвердить. Но человек не просто мечтает (иначе это было бы просто глупостью), он соизмеряет свою деятельность со своими проектами,.. но для строительства этого БУДУЩЕГО неизменно берет лишь то, что есть под руками, что есть именно сейчас, т.е. опирается лишь на НАСТОЯЩЕЕ. (Нельзя развивать БУДУЩЕЕ лишь категориями БУДУЩЕГО).

Таким образов БУДУЩЕГО тоже нет в объективной реальности.

НАСТОЯЩЕЕ.

Существует только НАСТОЯЩЕЕ. Причем настолько дифференцированно, настолько утоненно, что его невозможно представить себе, зафиксировать во всем охвате каким-нибудь научным методом хотя бы приблизительно.

Все (все, все, все) находится в развитии, в видоизменении. Когда мы каким-либо прибором пытаемся что-то засечь, на самом деле мы фиксируем и оформляем затем в виде графиков и таблиц всего лишь какую-то промежуточную превратность материи...

Могут возразить, что развитие НАСТОЯЩЕГО и есть ВРЕМЯ, но ведь это же движение, форма существования МАТЕРИИ. Зачем одно и то же явление называть двумя разными терминами?

Если ВРЕМЯ существует, то оно должно существовать для всей объективной природы, для любого его компонента. Т.е., если изъять из системы интеллект человека, оно должно все равно проявлять себя. (Например, на собаке или на базальтовых породах.)

Старение - это не есть проявление ВРЕМЕНИ, это бесконечно продолжающийся процесс взаимных превращений.

Единственным повседневным, назойливым и якобы действительным подтверждением наличия ВРЕМЕНИ являются часы.

Рассмотрим их с точки зрения удивления. Что это такое на самом деле?

Часы - это такой (оригинальный) механизм, который повторяя (производя) одни и те же элементарные (круговые) движения, дает различные положения своих стрелок-указателей. И все. Т.е. внутри часов что-то тикает, крутится, качается, а снаружи при этом между стрелками образуются различные взаимоположения. Мы видим различные положения стрелок и интерпретируем их, по привычке (потому, что нас так учили в детстве), как показания ВРЕМЕНИ (на самом деле часы, минуты, секунды - это показатели взаимного движения стрелок относительно друг друга).

Это всего лишь внешние показания происходящих внутренних процессов: пружина качает маятник, маятник заставляет собачку цепляться за шестеренку и поворачивать ее на один зубец, эта шестеренка вращает другие шестеренки, на осях которых (снаружи циферблата) сидят стрелки, на маленькой шестеренке стрелка движется быстрее, на большой - медленнее. Вот и весь фокус. И никакой метафизики ВРЕМЕНИ.

Нам говорят, что движение (любого тела) происходит во ВРЕМЕНИ. Например, скорость измеряется в "километрах в час". Так ли это?

На самом деле мы имеем две независимые друг от друга системы движения. С одной стороны, автомобиль движется по всяким автострадам, шоссе и проселочным дорогам из пункта А в пресловутый пункт Б, а с другой стороны, механическая система часов нудно и монотонно с навязчивой и отрегулированной постоянностью накручивает себе и нам одни и те же определенные, давно надоевшие вариации цифр. И вот мы сравниваем эти две системы. Справа от дороги мы видим указатель пройденных километров, а на циферблате часов мы видим изменения в показаниях стрелок, которые принято называть секундами, минутами и часами (и приписывать им функцию (фикцию) ВРЕМЕНИ). Что значит скорость? Это отношение измеренного пройденного расстояния произвольного объекта к пройденному расстоянию определенного общепринятого (общедоговоренного) стандарта в виде стрелок (или других показателей). Формально размерность скорости должна формулироваться так: автомобиль проехал 40 километров пока маленькая стрелка часов прошла расстояние от цифры 1 до цифры 2. (Кстати, большая стрелка совсем не нужна, она лишь удобно показывает доли, части пройденного расстояния маленькой стрелки).

ВРЕМЯ - это чисто субъективное (чисто человеческое) отношение к действительности, когда нас больше интересует не сама действительность, а наше отношение к ней, наша способность понять ее, когда мы фиксируем более или менее строго только то, что нам удалось заметить, зафиксировать в водовороте различных превращений. Остальное все в тумане: как будто и не нет больше ничего. Но познание беспредельно, наши сегодняшние знания - это не истина в последней инстанции.

Мы живем в искусственном мире своих иллюзий.

Часы несомненно удобны для организации общественной жизни. По ним легко определять начало и конец работы, лекции, концерта, расписание поездов, отлеты-прилеты самолетов и т.п., но к ВРЕМЕНИ это не имеет никакого отношения.

Кстати, одним из подтверждений отсутствия в реальной действительности ВРЕМЕНИ является невозможность создания никаких машин, механизмов, агрегатов и т.п. с использованием его оригинальных эффектов.

МАШИНЫ ВРЕМЕНИ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ, ПОТОМУ ЧТО ВРЕМЕНИ НЕТ.
01.04.97