При лужке...

Уварова
   Русская народная песня, которая начинается со слов: "При лужке, лужке, лужке, при широком поле...", для меня она ритуальная. Это символ моего рода, моей генетической памяти.
   Когда я слышу эту песню, перед глазами встаёт горница бабушкиного дома, длинный праздничный стол, уставленный разными вкусностями, все наши родственники, сидящие за этим столом, они весело что-то обсуждают. Я и мой младший брат, пятилетний Володя, разница в возрасте у нас всего два с половиной года, с любопытством наблюдаем за действом из другой комнаты. Это не значит, что нас не посадили за стол, просто утомительно малышне сидеть смирно рядом со взрослыми.
   Слышится голос бабушки (маминой мамы):
   - Споём нашу!
   И она сильным красивым голосом запевает: При лужке... Песню тут же подхватывает тётя Вера, а затем мама и её братья, и все остальные. Голоса у всех... Песня звучит... Сколько помню себя, она всегда была первой и главной, эта песня... И когда голоса набирают силу, когда песня начинает жить, уносится ввысь и, низвергаясь оттуда мощным потоком, уносит тебя куда-то в неведомые дали... И ещё долго не отпускает это ощущение полёта, даже, когда последний звук затих, а ты всё несёшься на волнах мелодии...
   
   Мамин дом долго стоял закрытым после того, как её не стало. Я иногда приходила туда, но ощущение беды не уходило...
   В день рождения мамы мы с родственниками решили собраться в её доме. Сели за стол, он стоял на том месте, где мама провела свои последние три дня дома, помянули... Светлая комната, чистые окна..., всё так, как при маме было, но гнетущая, мрачная атмосфера не уходила. И тогда я сказала:
   - Давайте споём нашу...! - и запела.
   Песню сразу же подхватили, она набирала силу..., а я уже не могла петь, я рыдала, слёзы лились потоком...
   Когда голоса умолкли, мне показалось, что в комнате и во всех смежных, во всём доме стало светлее... Мы освятили дом!

   Сейчас там живёт мой племянник, у них с женой две чудесных дочки. И, надеюсь, всё хорошо.


Иллюстрация: http://lyusva.narod.ru/hohlovka.html