О дураках на дорогах... и вообще

Виктор Шмаков
Краткое содержание дилогии "1/3 против 70%" см. на:
http://www.proza.ru/2009/04/07/915
---------------------------------------------------

Мне понравилось ваше сравнение современной жизни с интенсивным автомобильным движением. Сам нередко бываю за рулём и вижу – как же бездумно мы порой поступаем.

Сразу ведь "дурака" видно. Если едет сзади, чуть ли тебе не в багажник тычется – "миллиметровщик", егозится – то влево сунется, то вправо, ему край как обогнать кого-то надо, вклиниться перед кем-то, хоть в какую щелку. Ну, опередит он пару машин – что ему этот десяток метров может дать? Ему не важно, что кому-то "подрезает", создаёт аварийную ситуацию. Такая натура эгоиста и "дурака", такова и манера вождения. Невольно посылаешь ему вслед самое страшное проклятье – "чтоб тебе везде встречались такие же как ты". Он же и других заводит – ах, ты меня обогнал, так и я тоже буду какую-то щелку искать, чтобы и тебя, и кого-то ещё обставить, чтобы другому не уступить. Потом видишь – стоят рядом два побитых голубчика, места им на дороге не хватило. Теперь-то вот уж явно не поспеют туда, куда ехали. И сразу "пробка", скорость теперь уже для всех снизилась в несколько раз.

Я хоть и согласился было с вашей оценкой, что плотность движения на дорогах повысила уровень морали среди его участников, готовность помочь друг другу, но часто видишь и совершенно обратное. Регулируемый светофором перекрёсток. На зелёный свет движется сплошной поток машин, по несколько рядов в обоих направлениях. Загорается жёлтый – но это не останавливает тех, кто уже подъехал к перекрёстку, все продолжают ехать. Поскольку скорость потока невысока, понятно, что большая часть перекрёстка будет нарушителями пройдена уже на красный свет. Так мало того – загорелся уже и красный, но несколько машин всё равно будут жаться к хвосту своей колонны и выезжать на перекрёсток даже не на "оранжевый", а уже с явным нарушением всех правил. Естественно, создаются проблемы для тех, кому нужно сделать левый поворот. Понятно, что проблемы для пешеходов. А ещё кто-то из поперечного направления смело и вроде как законно поедет на загоревшийся ему зелёный (хотя, конечно, незаконно – он должен пропустить все машины, не успевшие завершить пересечение перекрёстка) и отрежет путь для одной-двух машин, и всё – движение застопорилось. Гудки, ругань... Бывает, что перекрёсток напрочь заклинивается со всех четырёх сторон... Такое поведение можно объяснить психологией толпы – все едут, и я еду. А не поеду – какой-нибудь дурак из соседнего ряда впереди встанет, результат тот же будет. И никого это ничему не учит. Мало того – это становится нормой, привычкой. Всё чаще видишь, что вот так же на "оранжевый" и на красный едут и при невысокой плотности движения, когда "толпы" нет. Кстати, сплошь и рядом не пропускают пешеходов там, где стоит знак "Пешеходный переход".

Как-то один мой приятель рассказывал. Ехал со своим знакомым на машине, тот был за рулём. Ехали по неширокой просёлочной дороге, но позволявшей держать довольно-таки нормальную скорость. Навстречу такая же легковая машина. Для того чтобы нормально разъехаться, надо снизить скорость и каждому немного принять вправо. Приятель видит – его знакомый скорость не снижает, продолжает ехать посередине. Так ведь и встречная едет так же! Знакомый моего приятеля говорит сквозь зубы – "А пусть ОН уступит!!".. Встречная затормозила и съехала на обочину буквально в последний момент. Рассказывая это, приятель мне и говорит – "А если бы там такой же дурак был?!!".. Больше он в машину того знакомого не садился.

Так же вот и во всей нашей жизни. Движение на дорогах – это очень наглядная модель наших больших и малых сообществ. Проблема не в плотности и не в сложности движения, а в наличии дураков. Люди ведут себя по дурацки, страны ведут себя как люди... По уму-то понимаешь, что и людям, и государствам было бы правильнее и полезнее жить по принципу транспортного потока – рядом с тобой такие же, как и ты, все мы едем в одном направлении, и лучше двигаться вперёд всем вместе, чем потом разбирать завалы и оплакивать жертвы.