05. 70 лира осетина ирон фандыр Лазарь Гадаев

Артём Киракосов
Артём Киракосов

цикл ГИМНЫ РАДОСТИ

2008 **** 2018



Артём Киракосов


ЛИРА ОСЕТИНА Ирон Фандыр


О Лазаре Гадаеве


в семидесяти главах прожитого








Глава пятая
09.02.2009 – 19.02.2009

 


Из окон квартиры бабашки Аси на первом этаже старинного дома в Спиридоньевском переулке – через дорогу – видны были окна мастерской полуподвала Лазаря. И я и сейчас иногда прохожу там, когда гуляю (а я часто провожу время так): в старой Москве (в центре) остаётся непередаваемое обаяние для меня. И дом тот в Спиридоньевском – остаётся, и подвал…

Это бывало на регулярном дне рождения моей сестры Аси. Нас, детей, собирали, развлекали, вкусно кормили. Был неизменный «Наполеон» – торт, испекаемый Асей-бабушкой – звездой и красавицей всего сталинского, хрущёвского, брежневского периодов нашей жизни, женщиной яркой и многословной. Неизменно – зажжённые свечи – на старом трофейном немецком фортепиано, дети-девочки играют Бетховена «Песнь Элизе», шарады, смех, игры… счастливое детство!

К вечеру – за нами заходят родители. Появлялся и Лазарь. Через дорогу – он приходил к тёще, регулярно. Пить чай. Любил с молоком и вареньем. Долго и громко мешал (что-то там – всё вместе). Говорил много, не быстро, внушительно, уверенно, задиристо (с некоей собственной интонацией, не акцентом; позже я часто пародировал его, её – да я и других, и другое, не  оставлял в покое)! Собирая  влюблённые взгляды! Тёща делала замечания – за громкие помешивания ложечкой в стакане и перезвон! от сего процесса. Он начинал это делать ещё сильнее!.. Раздражая её! Глаза горели! «Лазарянц! – окликивала она его с издёвкой, но и с любовью, – ты мой самый любимый ``армянский`` родственник (Лазарь был осетином, из Дигоры)». Мне казалось, Лазарь смотрел на меня и внимательно и с любовью, отпускал шуточки, он знал, что я учусь в детской изостудии Дворца пионеров на Ленинских горах; я был старший – среди всей этой оравы разукрашенных в самоё нарядное детей, которых приглашали на день рожденья к Асе. Иногда говорил что-то мне о тех картинах, что висели на стенах, как взрослому, понимающему, вроде бы даже – советовался, как бы на равных. Но, (свои) работы я не носил (к  нему на показ).

Шумная и многонациональная родня. Пёстрые и разношёрстно одетые, прилизанные дети. Взрослые – яркие и разнообразные, любимые, личности. Со взрослыми нам повезло – люди дружные! талантливые! разноплановые! работящие! порядочные! известные! – крепкая и весёлая семья. Яркий и видный – Тигран Степанович, тесть Лазаря. Ася-бабушка – заводила! всему! «Пойте! Танцуйте!» – всегда командовала она. А потом – шарады, пение, танцы…

Говорят, тёща, Ася Яковлевна Степанянц, сама договаривалась обо всём, чтобы устроить зятя `в мастерскую` напротив, чтобы приглядывать за ним. Этот пригляд всегда и тяготил Лазаря. А без шуток можно было бы сказать, что он был обожаем в семье. И тестем, и тёщей. И, действительно, был самым любимым и самым долгожданным гостем на всех наших многочисленных и богатых встречах, частых, обильных и продолжительных: семья – дело большое!

Лазарь запомнился ярким красавцем, притягивающим взгляды и внимание. Необычное что-то. Подводя к окну, мне показывали окна дома напротив, полуподвальные, говоря: “Видишь? вот там мастерская…”

Оставалось несколько лет до того, как я войду туда, как ученик. И останусь им навсегда. Лазарь – это библейское. И связать с ним могло меня лишь такое глубокое родство – личное, семейное. Это было великое благословение мне. Которого надо быть и оставаться достойным. Великие – ярки! И жизнь, оставшаяся после них, – кинолента радости! – что бы ни происходило! Это – как что-то САМОЕ ВАЖНОЕ, что остаётся от неё, от жизни, – ВСТРЕЧИ! Талант – всегда божественного происхождения! И свойств.