Дембельское путешествие

Георгий Никулин
Как я уже говорил, мне всю жизнь везло на начальников.

Командир части, в которой мне довелось служить, тоже не исключение.

Горбунов Александр Николаевич.

То ли в нашем мире так заведено, что все Александры Николаевичи классные люди, то ли тут имеет место простое совпадение.  Но тем не менее…

У командира было всё, как называется, схвачено. Связи были практически со всеми организациями  близлежащего населенного пункта. На первом месте у майора Горбунова были солдаты. Подсобное хозяйство шахты – одной из крупнейших предприятий – снабжало бойцов в летний период огурцами. Что-то около сорока килограммов свежих овощей в неделю. Солдаты, насытившись в первые поставки, начинали интересоваться у жен офицерского состава, работающих в части, рецептами засолки. На зиму запасали. Это кроме того, что им разрешался сбор грибов и ягод – часть стояла в тайге. Иногда «ПодХоз» подкидывал свежего мяса.

Мясом баловали начальники этой гражданской организации не только солдат. Перепадало и нам на шашлыки. Выезд на природу командир организовывал практически каждую неделю. На сэкономленном бензине. Лишний бензин получался в весеннее-летне-осенний период, когда командный состав добирался на службу и с оной на своем транспорте. Неизменным спутником «Николаича» в таких мероприятиях был толстенный томик с анекдотами.

В таких поездках скучно не было. Причем спиртного у нас не водилось. Вот такие были войска.

От заведующей крупной столовой-рестораном бойцы получали торты на дни рождения. Казаки – тогда были модными подобные формирования (а от них был толк немалый) – украшали солдатские праздничные дни, привозя сигареты, мешок конфет и пару мешков печенья плюс один-два ящика сгущенного молока, за которое (сгущенка для солдата ценнее золота) бойцы могли сделать переворот в каком-нибудь небольшом государстве. Рядового и сержантского состава у нас было немного – не более пятнадцати человек. Так что этого количества им хватало.

Катались сыром в масле. Вот как гражданское население должно ценить своих защитников. И это было во второй половине «девяностых».

Как-то по неосторожности одного из солдат выгорела часть войскового банно-прачечного комплекса. Буквально через два дня приехала бригада строителей из немаленькой организации «Шахтострой» со своим материалом и отстроила все заново. Командовал этой бригадой мой бывший шеф по Телецентру – Скляров, упомянутый в «Не совсем невинных шалостях» – который тоже, как вы помните, был Александром Николаевичем.

С ним вышел небольшой ляп. Дневальный проводил Склярова к командиру, который находился на радиопланёрке. Командир встал навстречу вошедшему, одной половиной себя все еще находясь в коллективе планёрки, а другую предоставил во внимание гостю. Протянул руку и, представляясь, сказал:

- Александр Николаевич.

Шеф мой бывший молча пожал ему руку. А позже у меня поинтересовался: «откуда командир знает, как меня зовут?». После того, как он узнал, что Горбунов его двойной тезка, вымолвил:

- А я думаю, что это он так изумленно на меня посмотрел? Считает, небось, меня полудурком каким-нибудь. Надо же в такую ситуацию попасть!

Так вот – служба у командира подходила к концу и впереди сияла военная пенсия. Очередным командиром части был назначен его заместитель – Коваль Владимир Андреевич. Тоже преотличнейший человек. Горбунов для передачи дел должен был прибыть в штаб, находившийся на девятьсот километров севернее – в поселке Тикси.

Попасть в Тикси можно только через столицу республики – Якутск. Все воздушные сообщения между населенными пунктами Якутии происходят именно таким образом. Исключением являлся, будучи стратегической точкой, только сам поселок Тикси. Оттуда можно было выполнять даже прямые рейсы в Москву.

Командир утренним рейсом прибыл в Якутск и в авиапорту зашел к пограничникам. Поприветствовать. А там праздник – отмечают присвоение звания одному из офицеров.

- Николаич! – обрадовались погранцы. - Присоединяйся!

«Николаич» прикинул, что гулянка серьезная и грозит уничтожением всей наличности. А, чтоб опосля не бегать в поисках – где занять на дорогу «до дому», решил приобрести ценную бумагу, дающую право на проезд.

- Сейчас за билетом смотаюсь, - сказал он, - и приеду.

Будущие собеседники не совсем трезво кивнули в знак согласия.

Купил билет на «Метеор». Дешевле и приятней, чем на самолете. И за стол…

…………..

- Проснулся я, - рассказывает командир, - в самолете. На память приходил только разговор об ограничении пития, так как мне еще домой нужно было добраться. На что мне сказали: «Ты чего нервничаешь, майор – погранцы мы или нет. Неужто не отправим?». Долго я соображал – почему самолет? И не маленький – мест на сто пятьдесят. Самолеты в Сангар летали только «Л-410» - двенадцатиместные. Ну и конечно – Ан-2, да вертолеты. А тут – «Ту-шка». Толкаю соседа: «Куда летим?». «В Москву, - отвечает». Во как!

- Видать войска пограничные не так поняли. Думали, что мне в Москву нужно дела сдавать. Вот и сунули в салон лайнера воздушного «аки скота зарезанного, бесчувственного».

Прибыв в столицу Рассеи на самолете по билету на «Метеор», командир заявился в Управление, несказанно удивив «субминистерских» начальников:

- Товарищи! - возопил шеф. - Дайте денег на билет. Отминусуйте от расчетных. В Якутск нужно лететь.

Хоть у него и остался неиспользованным билет на речное судно – по нему обратно не добраться. В Москве добродушных «погранцов» быстро не найдешь. Начальники, заколдобившись от такого явления – командир звонил утром из Тикси с докладом о сдаче дел –  ничего не спросили и направили в кассу.

Прилетает Горбунов в Якутск и к пограничникам:

- Ну, вы даете, мужики…

- Да ладно, Николаевич, никто не умер... Ты присоединяйся (праздник и не заканчивался – прошло только двенадцать часов).

Командир присоединился.

Проснулся в очередной раз опять в самолете. На этот раз погранцы, подумав распаренными спиртом головами, что большой самолет шефу, вроде, не понравился и посадили в тот, который поменьше. Это был Ан-24, который так же не состоит в полетном реестре сангарского авиапорта.

«Николаич» фонарея от того, что в том месте, куда он прилетит, Управления, которое еще раз снабдит его деньгами, не будет, толкает в бок очередного соседа:

- А теперь куда я лечу?

Сосед был в курсе, в каком виде совершил посадку его попутчик, не став выяснять значение слова «теперь», пояснил:

- В Жиганск.

А это тремястами километрами ниже по течению Лены. Каким образом командир обменял билет Якутск – Сангар на Жиганск – Сангар, хоть и равнозначные по цене, осталось тайной.