Собачья верность

Зоя Владимирова
  Собаку породы ризеншнауцер сыну подарил когда-то на день рождения отец. Лопоухий и добродушный щенок с хвостиком-обрубком весело носился по квартире и всё норовил кого-нибудь лизнуть своим ярко-розовым длинным языком. Глядя в его преданно-счастливые глаза, мы пытались понять, что же за чудо поселилось в нашем доме и чего от него ждать? Каково назначение этой нечасто встречающейся породы? Есть собаки бойцовские, сторожевые, служебные, наконец, просто декоративные... А эта?

   Собачий паспорт новому члену семьи не полагался, по каким-то причинам щенка забраковали и дети сами назвали своего друга Ральфом. Надо ли говорить, что кинологи из нас получились неважные. Занятые своими повседневными делами-заботами, мы лишь не забывали покормить, да выгулять собаку.Правда, уши, по совету бывалых "собачников", всё-таки купировали.Так и стал расти Ральф сам по себе,в поведении больше полагаясь на свой природный ум и инстинкты, а не на "правила хорошего тона"...

  Через пару месяцев мы поменяли место жительства, оставив позади не только город,привычный уклад жизни, но даже страну... Городская квартира сменилась сельской вольницей,огромным по площади и населению районным центром, и уже никакие условности, запреты, ограды и ошейники не могли удержать подрастающую собаку в пределах дома и двора. То и дело пёс превращался в беглеца. Причём, смешно перебирая лапами,бестолково мог бежать за первым встречным, проявившим к нему внимание. А последнего, к слову сказать, хватало. Необычная собака с чёрной, вьющейся шерстью, квадратной мордой и "козырьком" над глазами, у многих вызывала интерес. Несколько раз Ральфа пытались "умыкнуть" чужие люди, пару раз возвращали сотрудники милиции, знавшие, кому принадлежит лохматое чудо,а как-то пришлось самим освобождать его из чужого строящегося сарая на другом краю села. В общем, нам порядком надоели его свободолюбивые порывы, но наша жалость и изобретательность самого беглеца, не знавшая предела, в конце концов привели к тому, что однажды Ральф пропал совсем...

  Сменялись дни, недели...Возвращаясь из школы,сын всё реже спрашивал,не вернулся ли Рафля (поначалу младший не выговаривал правильно кличку и "Рафля" незаметно стало вторым, ласковым прозвищем собаки).

  Прошло долгих три года.  Мы ещё раз сменили квартиру, правда, уже в пределах села. О нашем питомце вспоминали всё реже, думая, что если бы был жив, как-нибудь себя проявил.

  Однажды солнечным зимним утром я спешила на работу, когда впереди на дороге заметила большую чёрную собаку.Что-то знакомое почудилось мне в её движениях, в том, как косолапо и смешно работали мохнатые, с большими подушечками лапы.

  -Ральф!-крикнула я, почти не отдавая себе отчёта и не надеясь, что пёс среагирует.
  Словно споткнувшись о невидимую преграду, собака резко повернулась на зов и замерла, вглядываясь.
  -Ральф!-уже уверенней и всё ещё не веря себе, позвала я, приближаясь к собаке.Рука сама потянулась к морде животного и застыла на полпути, встретив холодный и настороженный взгляд. Я вдруг поняла, что боюсь.
  "Это не он,-пронеслось в голове,-наш был ещё нескладным "подростком", а этот-взрослый, мощный красавец больше похож на собаку Баскервилей..."

  Не показывать свой страх, я знала, нельзя, а потому всё же погладила пса, тут же почувствовав под шерстью купированное и неровно торчащее ухо, увидела и ещё одну примету нашего питомца. Теперь я была уверена, что он меня не укусит.

  -Ральф, миленький, где ж ты столько времени пропадал, бродяга? Мы ведь думали, тебя давно на шапку или унты пустили... Какой ты большой и красивый стал, прямо не узнать,-ласково приговаривала я , всё смелее поглаживая собаку и видела, как теплели её умные, карие глаза.
  -Узнал, узнал, бродяга,-радовалась я. -Но что же мне теперь делать? Ты совсем от нас отвык, у тебя другой хозяин,и, по-видимому,заботливый. Вижу только, что привычки остались те же, раз ты на свободе... Прости, Ральф, но лучше возвращайся к себе домой...
 
 И как мне было ни жаль, пошла, заглушая в себе бурю противоречивых чувств,своей дорогой. Но Ральф не отставал,он проводил меня до самой работы и весь день меня не покидало ощущение вины перед ним и детьми, которые, как я догадывалась, не одобрили бы мой поступок.

  А через несколько дней Ральф снова появился на нашей улице. Он пришёл к нам. Насовсем.
Трудно передать радость сыновей, вновь обретших своего четвероногого друга. Да и "Рафля" платил нам тем же. Мы заметили, что с возрастом он не утратил былого добродушия и по-прежнему бурно выражал свои чувства. Если дети начинали дурачиться, принимал все правила их игры, а они прятались от него, трепали по шее, боролись, бегали наперегонки, отнимали резиновый мячик и вообще, "стояли на голове". Не забыл Ральф и команды, которым когда-то его обучили, охотно их выполнял.

  И всё же он изменился. Стал умнее, научился отличать "своих" и "чужих",и не только людей, но даже птицу:курей, гусей, уток.. Как это ему удавалось, уму непостижимо, но "чужие" к нам заходить опасались. А ещё одно ценное качество Ральфа мы узнали, когда подошла  наша очередь пасти общественное стадо. Собака оказалась отличным пастухом и неутомимым помощником, который ревностно следил за тем, чтобы ни одна корова, ни одна овца не отбилась от стада. Стоило только окликнуть собаку и указать на отставшее животное.

  Удивляло нас, что даже сидя во дворе на привязи, он безошибочно узнает о приближении стада к селу и предупреждает об этом лаем. Ну как тут забудешь встретить коровку? А по службе и награда: после каждой дойки Ральф получал свою порцию молока.

   Вот уже несколько лет Ральф снова живёт с нами. По собачьим меркам имеет солидный возраст, ведь нашему верному другу уже десять лет. Теперь-то мы знаем многое о нём и, главное, что ризеншнауцер-прекрасная рабочая собака, пригодная к разнообразным видам служб. Так, по крайней мере, пишут в книгах по собаководству. И с этим нельзя не согласиться.

  Но вольный дух всё же неистребимо живёт в нашем питомце, и время от времени,освобождаясь от ошейника, "упряжи", охватывающей его грудь, и, разрывая звенья цепи, он уходит в ночь, чтобы с рассветом вернуться обратно-к нам.

                апрель 2005г

  P.S. Жив Ральф и поныне, хотя уже и старик, конечно...))))

                февраль 2009г