Считаете ли вы себя интеллигентом?

Владимир Симоненко
Недавно попался на глаза опрос, где надо было поставить птичку в зависимости от «Считаете ли вы себя интеллигентом?» Я ответил утвердительно, но всё же остались какие-то сомнения...
Кто же может считать себя интеллигентом? Чаще всего образ интеллигента связывается с очкариком (очень худым или очень толстым), который всегда вежлив, говорит без конца: пожалуйста, спасибо, будьте добры, будьте любезны, не соблаговолите ли Вы, простите, извините и т.д.и т.п..... Когда говорят о ком-то: интеллигент до мозга костей, то имеется ввиду такой вот вежливый тип, да ещё обладающий академическими знаниями в любой области. Ну, разумеется в физическом отношении такие ребята обычно полные тюхи, однако постоянно нарываются на неприятности вступаясь за чьи-то права, в защиту девушки, причём обычно их противниками оказываются хамоватые типы, хулиганы с уголовными замашками, «бугаи» с бычьими глазами и с примитивным интеллектом, а то и просто обычные парни без лишних сантиментов. Иногда задумаешься – а был ли интеллигентом Ленин? Если посмотреть на его полное собрание сочинений, да прикинуть его вклад в революционные преобразования, то оно конечно...Но если вспомнить, как он же однажды, а может и не однажды отозвался об интеллигенции: "Интеллегенция в России не мозг нации, а г....о", то берут даже не сомнения, а просто оторопь... Был ли интеллигентом Сталин? Тут тоже всё не просто... Гениально создав систему, подчинённую коммунистическим идеям, он всё же был тираном, да и система оказалась не безупречной....Да, тут такое дело, что само по себе понятие интеллигент со своей аттрибутикой ещё не является истинным гарантом интеллигентности. Вот взять меня: очки у меня есть, но я их не ношу. Одеваю только, когда смотрю кино, и обязан одевать при вождении автомобиля. Лексикон мой обычный. То есть без конца пожалуйста, спасибо, милости просим... я не произношу, хотя и мат для связки слов тоже не имею привычки использовать. Потом высшее образование – оно тоже не критерий интеллигентности. Вот в моё время в вузе учились некоторые такие вахлаки и моральные уроды, про которых говорят справедливо: «горбатого только могила исправит». А они вышли из стен альма-матер с дипломами, в очках и даже знали как правильно держать ложку-вилку. Однако они стали специалистами, они разбирались в сложнейших лабиринтах своей профессии, работали без подсказки «дяди» самостоятельно и продуктивно. Но ихний мат-перемат и циничность ввергают в сомнение о их интеллигентности... А может быть интеллигентность – это ещё и нравственность, состояние психики и осознание своего места в мироздании?
Меня замполит как-то "поймал" на том, что я один раз в автобиографии написал, что происхожу из семьи рабочих и крестьян, а другой раз, что родился в семье офицера. Пришлось ему объяснять, что когда я родился, то мой отец служил капитаном в Советской Армии. Но так как хрущёвское сокращение войск его не миновало, то его, как и сотни тысяч других выбросили на улицу, но уже майором. А какая разница уволенному в запас - майор он или капитан? Сколько людей, которые защитили страну в лихие военные годы и умели только воевать, были выброшены без учёта того, что у них не было жилья и мирных специальностей... У отца была однако специальность, но я по собственному опыту знаю, что навыки и знания, долгие годы без использования, утрачиваются. Но отец тем не менее работал слесарем пятого разряда (я вот дальше второго не поднялся), учился он в вечерней школе, повышая образование. Конечно же сокращать армии надо, сокращать вооружения необходимо, только любое дело, в том числе разоружение и сокращение надо делать разумно, подготовив базу для переквалификации бывших военных кадров, чтобы они могли безболезненно перейти из военного состояния в нормальное гражданское. Если специальные программы государства смогут предложить широкий спектр выбора для дальнейшего образования или переучивания, то интеграция увольняемых людей сможет стать оптимально полезной и для этих людей и для всего народного хозяйства в целом....
Обычно интеллигент – это лицо мужского пола, но иногда встречаются также интеллигентные девушки.
Конечно непременно в очках, в синих чулках. Но ужасно умные и не от мира сего... чаще всего они некрасивые и незаметные, но зато красивые душой, и они могут говорить долго и красиво о таких вещах, о которых обычные люди и понятия не имеют... Всё же мне кажется, что критерием интеллигентности высшее образование не является. Что такое высшее образование по своей сути? Это постижение тайн профессии посредством визуально-слухового вбрасывания в сознание огромного количества определённой информации. Обычно для этого надо быть грамотным... Однако в наш век компьютеров, радио и телевидения необходимую информацию возможно получить даже совсем или почти неграмотному человеку...то есть технические условия это в принципе позволяют.
Так что высшее образование и умение правильно пользоваться вилкой-ложкой ещё не является критерием интеллигентности. Или происхождение или должность...Но раз уж существуют градации для хотя бы некоторого различия в общей среде, то наверно надо ими пользоваться, только не мешало бы уточнить критерии. Так что заявляя, что я интеллигент, я пожалуй имею ввиду, что я человек способный к разумному осмыслению и к логическим поступкам, причём в лексике своей использую понятные слова и выражения, которые являются приличными.  Пролетарий,крестьянин, служащий - это всё определения, которые говорят о определённой трудовой деятельности. Всеми этими работами я занимался, но не отношу себя в настоящий момент ни к одному из этих классов, хотя бы потому, что я сейчас безработный. Безработный, бомж - это состояние, а не класс. Так что мне осталось быть или отморозком, или отбросом общества, или остаться интеллигентом....
"- Если вы, интеллигенты, такие умные, почему ж вы тогда строем не ходите?"
Интеллигенция, лат., образованные, умственно развитые классы общества, живущие интересами политики, литературы и искусств (Брокгауз и Ефрон)
Интеллигенция (лат. intelligentia, intellegentia — понимание, познавательная сила, знание, от intelligens, intellegens — умный, понимающий, знающий, мыслящий) — социальная группа лиц, профессионально занимающихся умственным — преимущественно сложным и творческим — трудом, развитием и распространением образования и культуры и отличающихся высотой духовно-нравственных устремлений, обостренным чувством долга и чести. В другом значении просто лица умственного труда.
А вы, вы причисляете себя к интеллигенции?