6 Зарницы памяти. Ночь над хвваул

Юрий Фёдоров
ЗАРНИЦЫ ПАМЯТИ. ЗАПИСКИ КУРСАНТА ЛЁТНОГО УЧИЛИЩА
(Главы из книги)

<<• [На фотографии: 2009 год. Бывшее здание штаба Харьковского высшего военного ордена Красной Звезды авиаучилища лётчиков ВВС... Как после прицельного бомбометания... Оказывается, не надо ни объявлять войну, ни бомбить, ни обстреливать, ни оккупировать территорию! Достаточно купить политических деляг, их руками совершить «оранжевую революцию» и не надо никакой бомбардировки! Зачем тратить ракеты, бомбы и рисковать жизнью своих пилотов? Штаб училища будет «разбомблён» и так! А прославленная кузница лётных кадров с ценнейшей научной базой, с опытным профессорско-преподавательским, офицерским и инструкторским составом, с богатыми боевыми традициями будет просто ликвидирована указом оранжевого президента и приказом оранжевого министра обороны. База растащена и разгромлена, кадры разогнаны и уволены, традиции позабыты и позаброшены... 
      Харьковское ВВАУЛ, возродишься ли ты когда-нибудь опять  на радость юношеским мечтам о бескрайнем небе и на страх врагам о возможном возмездии?
      А пока... Вечная память тебе, ХВВАУЛ!.. Фото из архива автора.

      Более полная версия этого эссе с большим количеством фотографий см. на сайте выпускников ХВВАУЛ 1974 года: http://v3let.ru] •>>

Эпизод \\\\[6й]////
НОЧЬ НАД ХВВАУЛ
    •>> Дневальство
    •>> Уничтожение кузницы лётных кадров
    •>> Зачем жечь <...>, когда можно купить?

11 сентября 1971 г. (суббота)

Будь хозяином своей воли и слугой своей совести.
      Мария ЭБНЕР-ЭШЕНБАХ
<<•>>
— Товарищи, уже глубокая ночь!
— Положа руку на сердце, очень хочется спать!
      Из худ. к/ф-ма «Гараж»

      Меня разбудили в три часа. На улице ещё темно. И спать тянет по-настоящему! Просто невозможно разлепить глаза! Но служба есть служба. Пора заступать дневальным. Моя смена.
      В голове сонно перекатилась дурацкая мысль:
      «Теперь я понял, почему расстреливают перед рассветом: и кому захочется, не выспавшись, жить в такую рань!»
      Медленно оделся и, шикнув на скрипнувшие под сапогами половицы, стараясь ступать бесшумно, направился в коридорчик дневального.
      Мы одни: я и дежурный по курсу Петро Галага. Я стоял у тумбочки дневального, Пётр – рядом.
      Сперва просто беседовали «про жизнь», хотя в такое время, невыспавшиеся люди менее всего бывают разговорчивы.
      Неожиданно Пётро предложил:
      — Хочешь послушать стихи?
      — О чём? — квёло спросил я.
      Хотелось спать так, что было не до разговоров, тем более, стихов!
      — Узнаешь! — пообещал он и начинает читать.
      Читал он их не из книжки, не из тетрадки, а с листка. По перегибам с краю и в центре нетрудно было догадаться, что стихи присланы в конверте. Конечно, они не отличались высоким мастерством, да и рифма не везде была подобрана. Но они говорили о чувствах человека, их написавшего. Стихи были о дружбе, любви и верности.
      — Это... она прислала?
      — ...Да! — помолчав, ответил Петро.
      — Ты что, собираешься «замуж»? — интересуюсь не из интереса, а так, чтобы что-то спросить, поддержать разговор. А будет жениться Галага или нет – мне было совершенно безразлично!
      — Тебе ни о чём не говорит цифра «7»? — вместо ответа спрашивает Галага.
      — «Семь»? Семь камер сгорания у двигателя М-701, который стоит на Л-29. Седьмой троллейбус идёт к нашему училищу. Художественные фильмы: «Семь стариков и одна девушка», «Семь невест для семи братьев», «Семь невест ефрейтора Збруева»...
      — Семь дней в неделе!
      — Семь дней – период обращения Луны вокруг нашей планеты. И вообще, «семь» – это моё любимое число. «Два», «четыре», «семь» и «двенадцать»!
      — Седьмого числа я познакомился с ней. 14 дней провёл с ней... До 21го!
      — Постой! А остальные семь дней?
      — То на свадьбе, то у дядьки в Павлограде.
      — Всего 14 дней и собираешься жениться? — наивничал я.
      — Что поделаешь? Все корабли сожжены. Раньше я встречался с женщиной, брал лопату и копался у неё в душе, потом забирал лопату и уходил. Вместе с лопатой. У этой даже лопата не понадобилась!
      «Лопатой? В душе женщины? Оригинально!» — лениво мелькнуло у меня в голове.
      — Не понятно, к чему такая спешка? Или годы поджимают? — настаивал я. — Может так статься, что потом пожалеешь!..
      — Покаркай мне ещё!.. Вообще если бы я женился в декабре 1968 года, я бы сейчас пожалел! Тогда я её любил! И только недавно понял, что она не любит меня!.. Он!.. Был в отпуске, заходил к ней... У неё уже дочка... Два годика... Я её таскал на руках... целовал... — Пётр тяжело вздохнул. — А эта – нет! Святая невинность! Хочешь посмотреть?
      Он достал и показал фотографию.
      Фото было маленьким, как на паспорт – 3х4. Ничего особенного. Девушка, как девушка, лицо, каких много. Глаза даже чем-то отталкивали. Быть может, в жизни она лучше? Скорее всего, скромная, домовитая, а, значит, возможно, будет верной и заботливой женой офицера. 
      — Это на фото, а в душе... — как бы угадав мои мысли, проговорил Пётр. — Так-то!..
      Нет, фотография не произвела на меня впечатление. Однако Пётр, по-видимому, рассчитывал на моё восхищение его откровенностью, его чувствами, фото его девушки! (Фраза «Так-то!» и говорит об этих ожиданиях!) А я «не оправдал» этих надежд! Промолчал... И он, поняв, что моих «охов», «ахов», вздохов и «чёрной» (на худой конец, «белой») зависти от меня не дождётся и что я просто элементарно хочу спать (какая проза!), с обиженным видом прячет фото и письмо в карман.
      — Пойди, протри полы в нашем умывальнике! — говорит он в отместку. — Я пока у тумбочки постою...
      — Есть, товарищ младший сержант!
      И фланирую в сторону умывальника нашего крыла казармы.
      А сам подумал: «Тогда тем более, х*йЛЬ тебе, а не мои восторги!»

<<• [Более полная версия этого эссе с большим количеством фотографий см. на сайте выпускников ХВВАУЛ 1974 года: http://v3let.ru] •>>

<•>>> Magna culpa dolus est {1} <<

  [+] «Никогда не суйся в чужие любовные дела!» – гласит весьма разумная поговорка. И действительно, это одна из основных причин, способных поссорить даже самых лучших друзей.
      Скажем, ваш товарищ увлёкся красавицей, которая, на ваш взгляд, страшнее мировой войны и которую вы терпеть не можете. Плюньте! Пусть себе любятся и наслаждаются, сколько их душам угодно. Боже вас упаси совать палец между молотом и наковальней! Если же вы не последуете этому мудрому правилу и вздумаете давать вашему другу советы, которые он не спрашивал, можете быть уверены, что он вас не поблагодарит! Даже после того, как он пошлёт надоевшую ему Дульсинею ко всем чертям, он с вами вряд ли примирится. Это уже проверено неоднократно!..
      Лео ТАКСИЛЬ
<<><•><>>
  [+] — Может, мне тоже жениться, а?
      — Если «тоже», то лучше не надо!
      Из телесериала  «Чёрный бог»
<<><•><>>
  [+] Каждый человек рано или поздно выдумывает для себя историю, которую считает своей жизнью.
      Макс ФРИШ, швейцарский писатель
<<><•><>>
  [+] — Ну, а что мне делать, если я сам хочу разобраться с этой еб*чей ситуацией?! Если я, можно сказать, из-за неё ночами глаз не могу сомкнуть?
      — Подрочи и всё пройдёт!
      Сергей ПОТАНИН, «Забытые ветры»
<<><•><>>
  [+] ...Я давно живу за чертой вредности.
      Кто-то из современников
<<><•><>>
  [+] Моё мнение? У меня одно мнение утром, другое – после полудня, а вечером я больше уже не имею никакого мнения.
      Шарль ТАЛЕЙРАН
<<><•><>>
  [+] — Я рад, что ты женишься. Может, ты не совершенен, но гены у тебя здоровые, пора размножаться!
      — Спасибо, надеюсь, Сара с тобой согласна.
      — Один философ написал: «Мужчина для женщины – просто средство! Цель – всегда ребёнок!»
Из америк. худ. сериала «Андромеда»
<<><•><>>
  [+] — Дураками не рождаются. Дураков из нас делают красотки.
      Из худ. к/ф-ма «101 долматинец» 
<<><•><>>
  [+] — Жена – это прочитанная книга, а прочитанную книгу можно беречь, хранить, переплетать, но читать её заново уже не интересно.
      Из худ. к/ф-ма «Летучая мышь»
<<><•><>>
  [+] — Любовь опускает на глаза розовую пелену заблуждений и не даёт рассмотреть правду.
      Из худ. к/ф-ма «Последний бой Казановы»
<<><•><>>
  [+] Юное поколение не только знает сегодня о сексе больше, чем я знал в их годы, но даже больше, чем я знаю в свои годы.
      Сэм ЛЕВЕНСОН
<<><•><>>
  [+] Секс не может заменить вам любви, а любовь не может заменить секса.
      Мэри МАККАРТИ
<<><•><>>
  [+] Никто не умирает от недостатка секса. Умирают от недостатка любви.
      Маргарет АТВУД
<<><•><>>
  [+] Если мешает грелка – значит, ты уже согрелся. Если мешает жена – значит, ты уже остыл.
      Рахиль БАУМВОЛЬ
<<><•><>>
  [+] Значение любовных утех сильно переоценено: поза нелепая, удовольствие минутное, а расходы огромные.
      Филипп ЧЕСТЕРФИЛД
<<><•><>>
  [+] Сексуальное влечение: биологический феномен, который возникает вместе с половым созреванием и кончается вместе с браком.
      Роберт БЕРН
<<><•><>>
  [+] Мозг – мой второй любимый орган.
      Вуди АЛЛЕН
<<><•><>>
  [+] Каждой ночи необходимо своё меню.
      Оноре де БАЛЬЗАК
<<><•><>>
  [+] — Вот жизнь – каждый счастлив в одиночку!
      Из худ. к/ф-ма «Гараж»
<<><><•><><>>

«НОЧЬ НАД ХВВАУЛ»
(продолжение)

...Что было с ним за эти восемь
лет, за часы и дни без счёта    
ещё с кого-нибудь мы спросим   
ещё когда-нибудь отчёта.         
      Константин СИМОНОВ
      «Письмо из Аргентины»

      Известный советский писатель и публицист 1920-1950 гг. Илья Эренбург, подводя итоги жизни в своей книге «Люди, годы, жизнь», вспоминал, как в конце 30-х годов, когда в Европе вовсю уже бушевала мировая война, американцы удивлялись политике и действиям Гитлера:
      — Зачем жечь, бомбить с самолётов и обстреливать из пушек, когда можно купить?!
      Но это была теория. Теперь на пространствах территорий бывшего Советского Союза мы можем наблюдать американскую практику...
      Вы не поняли, о чём идёт речь? Тогда взгляните на публикуемые ниже фотографии!
    ...Так выглядел брошенный штаб училища после «эвакуации»: коридор 2го этажа...

<<• [Более полная версия этого эссе с большим количеством фотографий нынешнего состояния того, что когда-то называлось лётным училищем, см. на сайте выпускников ХВВАУЛ 1974 года: http://v3let.ru] •>>
_____________________________
      {1} Magna culpa dolus est (лат.) – Грубая неосторожность равносильна умыслу.