О дураках

Геннадий Федотов
Байка сегодняшнего дня (05.10.2013 г.): решил чем-то проиллюстрировать это мое старое  эссе и набрал в интернете  ключевые слова "доброе, светлое, одуховоренное лицо"... всемирная паутина выдала это фото и я смеюсь до сих пор. Попробуйте, не пожалеете!!!
"Снежана Денисовна" скопирована по адресу: http://s014.radikal.ru/i327/1206/7a/2396f1b837d0.jpg


                1.

                Мне хватило ума глупо прожить свою жизнь.
                Фаина Раневская

Что скрывать?  Люди, которые всегда привлекали наше внимание, – это индивидуумы с какими-то яркими чертами характера, наклонностями, особенностями. Серенькая скучная масса, напротив, никогда никого не интересовала.
Несколько лет назад по телевиденью начали демонстрировать американско-мексиканско-бразильскую тягомотину, и я по наивности несколько серий посмотрел. И сейчас с уверенностью могу сказать, что самые впечатляющие персонажи в них не замарашки, рабыни, крузы и проч., а злодеи. Например, Лорена, все время тиранившая героиню Кастро, - довольно симпатичная баба. И я бы даже сказал, выглядит она сексапильней, чем вечно замызганная, затраханная постоянными проблемами, главная героиня.
Все понимаешь умом: людей надо жалеть. Но когда кому-то из этого тупого экранного быдла, только что вот-вот очнувшегося от очередной амнезии, заедут по морде или наследства лишат, - испытываешь какое-то запретное садистское удовлетворение. Наверное, все наши бабушки, не пропустившие ни одной серии, тоже садисты.
Экранные злодеи самодостаточны. Проблем у них нет. Другим создают.
Дураки  тоже  самодостаточны. Поэтому общение с ними - процесс познавательный, хотя и небезопасный.
Думаю, что в моем пантеоне ярчайших характеров - циников, лгунов, провокаторов, заторможенных и "отмороженных" - дураки тоже займут достойное место.
Само по себе слово "дурак" очень емкое. В доказательство привожу довольно длинную и информационно насыщенную скороговорку, составленную мною из одних только дурацких производных: "Дурно дурню дуралейски дуреть дурнее дурейших дураков".
Слово поистерлось, конечно, от частого употребления, но это и хорошо: никто не осудит, если и я им воспользуюсь пару-тройку раз.
Дураков почему-то любят валять. Они "обожают собираться в стаи", очень усердны в исполнении задуманного и любят отвечать на сложные вопросы.

 Мудрец вопросы миру задает,
 Дурак ответы точные дает.
 Но для того ли умный вопрошает,
 Чтоб отвечал последний идиот?
                Новелла Матвеева

И до недавнего времени дураки были вторым символом России после дорог, представляя ее на всех уровнях. Где-то в начале девяностых дороги заметно улучшились, особенно вокруг Москвы, – ее, как бандажи пузатую бочку, одна за другой, все туже схватывают под крутые бока обручи кольцевых дорог.
Скажу откровенно: не я первый стал разрабатывать эту тему. Страна дураков давно существует в народном эпосе. Там возделывают поле чудес, катаются на облаках, ездят на печи, ловят ушастую селедку в молочных реках с кисельными берегами, хлебают лаптем щи, носят жилетки с рукавами, обожают расплачиваться за услуги дырками от бубликов и коллекционируют уши от дохлых ослов.
В общем, добро пожаловать в этот абсурд. К вам Йети из бермудского треугольника. Мою лучезарную улыбку выкромсали по живому весельчаки и балагуры в красных шапках с прорезями для глаз, и теперь я смеюсь даже плача...
При внимательном рассмотрении не без удивления можно констатировать, что из сонма олухов царя небесного, охламонов, растяп, чудил, лопухов, тюфяков, тупиц, профанов, глупцов, недоумков, придурков, болванов, дегенератов, чайников, бестолочей, дубин стоеросовых, невежд, идиотов, кретинов, бездарей и шутов гороховых (во истину богат русский язык!) рождаются довольно стройные и многочисленные когорты, потешные полки, так сказать, объединенные общими признаками или идеями.
Когорта первая  – объединяет людей страдающих слабоумием от рождения или по болезни. Это божьи люди. Позор тому, кто над ними смеется и обижает.               
 Когорта вторая –  включает тех, у кого быть дураком -    это жизненное кредо.               
 Когорта третья  –   профессиональные дураки.               
Когорта четвертая – когорта наивных и простодушных. Как-то случайно вышло, что их тоже стали называть дураками, но прочтя это эссе, многие поймут, что дурак - звание почетное, и не станут дуться и опаздывать на построение. К тому ж дураки учатся на своих ошибках, а умные – на чужих, значит умные учатся у дураков!   
               
1.

Нет ничего трогательней общения с умственно отсталыми. Эти люди, так несправедливо обделенные природой, наверное, в качестве компенсации сохраняют способность по детски видеть окружающий мир, подмечать все его краски, неожиданные повороты и нюансы. Прожив годы, они так и не научились вставать в боксерскую стойку, завидев ближнего, выпячивать челюсть и обнажать клыки. На Руси слово дурак всегда было синонимом блаженного - человека, напрямую общающегося с Богом. В деревнях их подкармливали, к ним прислушивались. Сегодня дураки из первой когорты мало участвуют в общественной жизни, в силу объективных обстоятельств, поэтому, когда мы награждаем кого-то одним из звонких перечисленных выше эпитетов или синонимов слова "дурак", то имеем ввиду совсем не их. То есть это понятие нынче, также как и предыдущие (см. эссе о циниках, лгунах и провокаторах), претерпело довольно сильные метаморфозы. Что же касается наших слабоумных сограждан (дураков – по старой терминологии), то их беде есть научно установленные объективные причины, не зависящие от их доброй воли и усилий. Занимаются и общаются с ними в основном их самоотверженные, любящие родственники и специалисты.
Среди  слабоумных  выделяют олигофренов и даунов.
Олигофрены  по тяжести болезни разделяются на:
Идиотов     –    крайняя форма умственной отсталости. Они не владеют речью, не способны мыслить, их движения и реакции хаотичны, не отличают пищу от несъедобных предметов, нуждаются в постоянном надзоре.
Имбецилов    –   средняя степень умственной отсталости. Владеют несложной речью, реагируют на близких и знакомых, испытывают чувство привязанности, стыда. С трудом, но приобретают трудовые навыки. Их самостоятельная жизнь проблематична.
Дебилов      –     легкая умственная отсталость. Проявляется в основном в отставании в развитии, в неспособности к абстрактному мышлению. Эта категория олигофренов больше всего вращается среди здоровых людей. Некоторые выполняют несложную работу, женятся, выходят замуж.
Дауны отличаются внешними признаками, вызванными нестандартным развитием организма, обусловленного наличием одной лишней хромосомы: косой разрез глаз, уменьшенный череп, уплощенный затылок, маленький приплюснутый нос, с широкой переносицей, низкий рост, короткие конечности, при относительно длинном туловище, недоразвитая верхняя челюсть, сухая шероховатая кожа, редкие волосы. Дауны очень быстро стареют. Уже в юности у них отмирает очень много нервных клеток и окончаний. И они слабеют умом во многом по этой причине. Это молодые старички.
Дебилы и дауны по своему интеллекту не способны замыслить и осуществить какое-то изощренное преступление, но они доверчивы и внушаемы, поэтому под влиянием провокаторов могут пойти на социально опасные действия. Наравне с негативным влиянием, они также хорошо воспринимают позитивные установки, бывают очень ласковы, привязчивы. В западных странах о них очень внимательно и по-доброму заботится общество. Делается все, чтобы эти люди смогли самоутвердиться в границах их интеллектуальных возможностей: что-то производить, творить. Работу им поручают несложную и они, на радость себе и окружающим, справляются. Мало того, наметился весьма значительный прогресс в лечении слабоумия современными методами психотерапии. Ранее считалось, что оно вообще не лечится.
В их внутренний мир постоянно  пытаются проникнуть писатели, кинематографисты. И надо сказать, что можно неустанно восхищаться чистотой помыслов, прекраснодушием литературных и экранных персонажей, не одаренных мощным интеллектом.
;;;
 Герой романа Джерома Сэлинджера "Над пропастью во ржи" – явно слабоумен. Часто не может оценить и адекватно от-реагировать на происходящее. Очень любил своего погибшего брата. Наперекор ускользающему вниманию, разбегающимся мыслям, косноязычию,  мучительно оконтуривает замечательную идею, может быть единственную (как знать?), которая пока еще цементирует ядро мятущейся  личности, препятствуя ее распаду: он бы стоял в грозу на краю пропасти и спасал заигравшихся рядом в высокой ржи малышей...
;;;
Мы с женой очень любим свою дочку. И маленькую её безмерно  боготворили. Но оба работали. Тон, который избрал в общении с нами – родителями – персонал детского садика никогда мне не нравился. Поэтому лишь завидев ажурные ворота и веселых мухоморов над песочницами, я впадал в состояние легкой прострации. Оказывается, это не мы доверяли нашу драгоценную принцессу  лихим, босоногим теткам в   навечно подоткнутых халатах, а они снисходительные милостиво отпускали на целый вечер и ночь к двум потенциальным бациллоносителям поднадзорную поедательницу манной каши.
"Смывшись" с работы пораньше (к сожалению, происходило это не так часто, как хотелось), я спешил в детский сад. С трепетом в сердце, прокрадывался мимо кабинета заведующей и двигался на второй этаж мимо цветочных горшков, плюшевых мишек, расписаний, обручей, окон, распахнутых в синеву и зелень, и уже слышал, слышал этот мелодичный знакомый звон, заблудившийся в порхающих занавесках. Там наверху в зайчиках витража преломлялись потешно серьезные личики. Чинно восседая стройными рядами за низким длинным столом на фанерных игрушечных стульчиках, малыши поглощали флотский свекольный борщ. Огромные мельхиоровые ложки, зажатые в крохотных кулачках всегда почему-то очень неудобно за самый кончик ручки на максимальном удалении от черпала, описывали по пути из тарелок - в ротики сложнейшие траектории. Отдав порцию нелегкой добычи, ложка в слабых, непослушных ручонках проделывала такой же извилистый обратный путь, ныряя, наконец, в маленькое борщовое саргассово море. Всколыхнув водоросли тонко нашинкованной  капусты, ложка врезалась в фаянсовое дно, выбивая мелодичный звон.
Я крепко упирался ногами в дубовый паркет, слушал склянки и терпеливо дожидался штиля. Наконец появлялась она, веселая, с ясными голубенькими глазками, загоревшим носиком с тремя веснушками и выдавала кучу потрясающих новостей: оказывается Васи бывают не только в анекдотах (который не прав), но и у них в садике; научилась завязывать шнурки; задали рисовать фрукты. Тонкие пальчики едва обхватывали один мой. Мы шли домой...
Из всех чарующих мелодий, услышанных когда-либо, меня больше всего трогает та, в исполнении крохотных ангелов-цимбалистов. Лишь коснется мягкой подушки моя уставшая после трудного дня костяная музыкальная табакерка, как вот он, этот серебряный звон в ушах.
Дети взрослеют и уходят, а мы - щуримся в безрадостную пустоту, слабеем зрением, изнемогаем душой и каменеем сердцем, превращаясь в старых подслеповатых даунов, отнюдь, не из-за лишней хромосомы.

2.

Дурак - шут, промышляющий дурью.
Толковый словарь Даля

Дураком быть выгодно. Это аксиома. Во-первых, спрос меньше, а во-вторых – за конкурента не принимают. Тут и информацию можно получить и какое-нибудь дельце провернуть. "Улыбайтесь, шеф любит идиотов". Поэтому умный, волевой дурак, знающий чего он хочет, может многого достигнуть в компании простодушных. Самое главное преимущество от дурацкого фиглярства – жизненная ситуация, в которой дурак по убеждению в текущий момент находится, – получает логическое завершение или доходит до абсурдного финала, без каких-либо усилий с его стороны (с дурака что возьмешь?). Более того. Если ситуация была негативной, то абсурдный финал дураку особенно выгоден, поскольку заставляет многих недовольных отказываться от своих притязаний. Одни боятся запачкаться, другие справедливо не любят двусмысленных положений. И активные дураки умело этим пользуются…
По телевиденью в разгар номенклатурной приватизации одно время часто показывали дебаты между теми, кто успел много урвать  народной собственности и теми, – кто поменьше. Последние, разумеется, сильно обижались на первых. – Ты ворюга, – говорят, – ты денег нахапал, обирая немощных старушек и сирот. А "ворюга" мило улыбается в ответ, будто бы услышал самую откровенную лесть. Хоть в глаза ему, как говорят, тем, чем целитель Малахов всех лечит, – абсолютно никакой реакции. Не для того человек в роль входил, чтобы испортить игру из-за такой нелепицы.
Более веселый случай – приключения бравого солдата Швейка. По натуре очень деятельный, наблюдательный, умный, веселый, но всегда смирный и незлобивый, как многие чехи, обыватель, не обладающий к тому же ни особым весом в обществе, ни молодостью, ни здоровьем, Йозеф не хотел идти воевать за Австро-Венгрию, тайно поносимую его соотечественниками и им самим по всем пражским пивнушкам. Но он знал, что это неизбежно. Поэтому, взгромоздившись в инвалидную коляску, "доброволец" отправился на призывной пункт, размахивая костылями и выкрикивая милитаристские лозунги. Правда, на войну его все равно отправили, но из-за идиотских выходок, серьезно воевать так и не позволили...
Энергичный, предприимчивый, удачливый дурак, являющийся ширмой для солидного (в российском понимании) бизнеса, – это чума, выкашивающая умных, но простоватых,  в огромном радиусе. Их "плющит", как рожь при посадке НЛО на заколосившееся поле. Видя только фасад роскошного двухэтажного особнячка, умники не замечают подпирающих его десятков под фундаментом,  в которых очень основательно разместилась мощная организация со своими банками, спецслужбами, отлаженными связями. А фундаменты строят, как известно, гораздо раньше самих зданий.
Шут людей дурит, организация – работает. А наивные умники лезут конкурировать, наслушавшись сказок о равных возможностях.
Самые легкие последствия от контактов с крепко стоящими на ногах фиглярами - всеобщее отупение. Но и для самих юродствующих скоморошество не остается без последствий, поскольку они вынуждены все время подстраиваться под катастрофически глупеющие массы и так входят в роль, что любо-дорого посмотреть. Кто шутом нарядится и в парламент придет, кто бастующим с голоду шахтерам предложит "делом" заняться – грибы вокруг шахт собирать. Оглупление оглупляющих или оглупляющие оглупляются? – Хрен редьки не слаще.

3.

Подчиненный перед начальствующим  должен иметь вид  лихой и придурковатый, дабы своим разумением не смущать начальства.
 Приписывают Петру I, 1708 г.


Опасаемся мы немцев... Нет не так...
Заслышав гортанную речь, мы внутренне слегка содрогаемся какими-то немногими клетками нашего тела, доставшимися в наследство через гены от убиенных родственников. Мамины сестры Альма, Таисия, ее братишка Гена. Блокада. Война. И где-то там внутри, комариным сыночком, начинает звенеть невидимый глазу нерв, связывающий их клетки с моими. "Пепел Клааса стучит в мое сердце..."
Все послевоенное детство рисовали войну, играли в войну, слушали о войне, смотрели войну. Нам вспороли мозги ржавые колючки, кинжалы прожекторов под злобный лай немецких овчарок, под металлически скрипучее давление на перепонки в паузах между "ахтунг... ахтунг!". Безногие инвалиды на деревянных платформочках с гремящими подшипниками вместо колес, телогрейки,  серые от дождя деревянные заборы и штакетники, телогрейки, гармошки, пьянь, Гитлер с хвостом, очереди, карточки, облигации,  очереди за хлебом, сахаром, молоком… кукуруза, чернильницы, нарукавники, нарезанный арбуз на гофрированном картоне в пыли подле  рыночного забора, боязнь потеряться, сосед дядя Леня играет на медной трубе, фотографы, сапожники… надрываясь, матерится шоферня в засаленных кепках – заводя полуторку, натужно крутит коленчатый металлический рычаг, бараки, белые деревянные "мусорки" с откидными неподъемными крышками, расплющенные пробки от пива и нарзана для игры в «чику», трофейный патефон, медаль "За оборону Ленинграда", деревянные мостки, утопающие в черной жиже, новостройки, фиксатые, распивающие зеленоватую бутылку «Московской» прямо на земле возле магазина, штангенциркуль…"Хинди руси пхай, пхай», "Русский с китайцем братья навек...". Где же она заблудилась, придуманная взрослыми, счастливая детская безмятежность? Ау!
И немотивированный, безотчетный страх за родителей, при бесконечном ожидании их возвращения из третьей смены. Смотрю сейчас, какие кульбиты в воздухе выделывает моя собака Дуська после каждого моего возвращения домой, и понимаю: она также тревожилась вместе с моим большим ребенком-женой. Вместе бояться легче...
В рабочей слободке, нареченной каким-то чиновником "Безымянкой" (вероятно, он выхватил это «оригинальное» имя из подсознания  на приеме у  психиатра), я построил блистающий мир, вопреки очень скромным собственным возможностям.
Из тихонькой районной библиотеки, не имея малейших шансов на реальные путешествия, я стартовал к далеким звездам, ходил с китобоями, смеялся с друзьями мушкетерами, подставлял лицо ветру и солнцу на мостике всплывшего Наутилуса. А затем, предчувствуя и затягивая удовольствие, – нырял в тихую прохладу расположенного неподалеку магазинчика "Рыба". Там мои не развеявшиеся еще видения дополнялись вполне реальными йодисто-солеными запахами моря и диковинными рыбами.
Сколько живу – столько не покидает меня это щемящее чувство дороги, лишь засеребрится цинковая чешуя над каким-нибудь магазинчиком.
;;;
Зато мин херц немцев жаловал. Камзолы, девки опрятные, шпаги, парики напудренные, пушки, бомбардиры. Веселая игра! Знаменитые реформы. Злые языки поговаривают, правда, что на-роду сгубил он массу через эти новшества. Так ведь кто его когда-то считал на Руси «народишко»-то? Говорят еще, что казну разорил...– А вот тут вопрос спорный. Если и три века тому назад государственная  казна была инкубатором для выведения и вскармливания паразитирующих трутней, то прав был Петр, ох, как прав!
 ;;;
В 1494 году тридцатисемилетнему профессору канонического и римского права Базельского университета Себастьяну Брандту все чертовски надоело. Надоели разжиревшие попы, чванливые удельные князья, взяточники судьи, наглые чиновники. То есть вся компания, являвшаяся тогда оплотом устаревшей феодальной государственной системы Германии. Но что особенно раздражало, – так это их непроходимая тупость. Тогда он и взял бумагу,  гусиное перо, чернила, усадил неугодных с помощью этих грозных орудий на "Корабль дураков" и отправил в страну Глупландию через Балтийское (надо полагать) море.
И вот я думаю, уж не этот ли кораблик и приманил Великий Петр своею неуемною страстию к морскому делу. Вот он речным трамвайчиком  снуёт  по Москва-реке у ног исполина, прозванного завистниками великого Церетели истуканом. Будь я ребенком – уписался бы от восторга, глядя, как тот сверкает на солнце.
Хлопают на ветру паруса, как уши у большого слона. На флагштоке с прапора цвета пустоты весело скалится «Вообще  ничто». Возле рулевого колеса, выточенного из красного дерева,  спорят целеустремленные лоцманы в свитерах, бородах и трубках, а ля Хемингуэй. Снуют матросы в высоченных рыбацких ботфортах,  почему-то со шпорами и в тельниках с вертикальными полосками, как у хоккейных арбитров.
В трюме – десант дураков, в накрахмаленных жабо и надушенных кружевных манжетах, готовит абордажную снасть: кто-то мешки набивает припасенной  пылью, кто-то надувает и раскрашивает бычьи пузыри, кто-то опробует свистульки и наполняет фиолетовыми чернилами резиновые игрушки "уйди-уйди".
А их предводитель, чтобы добить противника окончательно,  готовит убийственно нудную речь, часов эдак на десять, и записывает его в длиннющий свиток. Тот тянется из каюты через весь коридор, через лестницу на верхнюю палубу, аж до камбуза, и все ходят по нему, как по ковровой дорожке. Пробегая там по неотложному делу, я разобрал несколько строк, которые мелькали под ногами: "мать твою...", "мадам, уже падают листья", "кипрегель", "завком по Морде" (по морским делам - прим. мое), "рудиментарная концепция", "весною скунсы безбожно ср...". Остальные цитировать здесь неприлично...
В капитанской каюте на дубовом столе рядом с бронзовым  секстантом, лоцией и хронометром стоит музыкальная табакерка, изготовленная из вашего черепа. Кряжистый шкипер время от времени приподнимает крышку-темя и под музыкальную фразу "Боже царя храни" запускает под нее узловатые пальцы, достает очередную порцию мозгов и, пожевав, смачно плюет за борт. Так что поторопитесь ими воспользоваться, господа... Клянусь своей треуголкой!

4.
–Почему у меня все время пытаются вытащить кошелек? я что? похожа на женщину, у которой есть деньги?
–Нет, дорогая, ты похожа на женщину, у которой их можно украсть.
Диалог двух дам, подслушанный мной в троллейбусе 
;
По дороге шел веселый Чебурашка с воздушным шариком и пионерским горном в руках, за ним плелась ленивая корова.
– Куда ты, Чебурашка?
– Да, Гена сказал: бери пузырь, тащи телку, погудим.
Анекдот
;
Ту ти ту-ту-ту (два чая в 22-ой номер). – А почему тогда три "ту"? наверное, в 222-ой? – Нет, одно из них – направление движения.
Дочь рассказывала, как "новый русский" заказывал чай в заграничном отеле, а я уточнял у нее детали
Таких историй наберется добрая сотня, а может две. Но интересно другое: могут ли простодушные так же,  как и дураки из двух предыдущих когорт, активно влиять на окружающий мир или у них все-таки пассивная роль? Поэтому давайте серьезно, как говорится  без дураков, обсудим эту животрепещущую тему.
 
Дурак, как зеркало реальности

- У вас за рубежом грибные леса есть?
- У нас за рубежом грибных лесов нет.
Диалог киногероя с пьяным иностранным лингвистом в к/ф "Осенний марафон"

Чтобы увидеть мир и себя в нем неискаженными, нужно предварительно освободиться от установок и программ, полученных от родителей, при обучении, с жизненным опытом. Теоретически  это невозможно. В доказательство можно привести высказывание известного мыслителя и психолога Эриха Фромма:
"Современный человек ничем не защищен от почти беспрерывного "шума": радио, телевиденье, вывески, реклама, кино - в основном это не просветляет, а   з а т у м а н и в а е т (выделено мной)  наш разум. Мы не защищены от правдоподобной лжи, которую выдают за правду, от полной бессмыслицы, которую выдают за здравый смысл или высшую мудрость специалистов, от двусмысленных разговоров, интеллектуальной лени и нечестности, которая выступает от имени "чести" или "реализма", в зависимости от обстоятельств. Мы ощущаем превосходство над суевериями прежних поколений и так называемыми первобытными культурами и постоянно сталкиваемся с такими же суевериями, выдающими себя за последние научные открытия..."
Поэтому, встретив дурака, не следует ханжески пенять на судьбу, что она постоянно, мол,  их подсовывает; не стоит так-же восхищаться дорогами, изящно каламбуря, что все остальное, ну, настолько  глупо. – Наоборот! Надо максимально пользоваться этой счастливой возможностью контакта с не "затуманенным" разумом. Пусть вы даже ничего не поймете поначалу – все  равно глядитесь в дурака, как в зеркало, и вы увидите, если не весь мир, то, по крайней мере, внутреннее неосознаваемое. Как это может выглядеть, можно примерно представить на примере с девушкой в стихотворении "Финдлей"  замечательного шотландского поэта Роберта Бёрнса (выделено и пронумеровано мной):

1.
Кто там стучится в поздний час?
– Конечно, я – Финдлей!
Ступай домой. ВСЕ спят у нас!
– Не ВСЕ! – сказал Финдлей.
2.
Как ты войти ко мне ПОСМЕЛ?
– ПОСМЕЛ! – сказал Финдлей.
Небось наделаешь ты дел...
– Могу! - сказал Финдлей.
3.
Тебе калитку отвори...
– А ну! – сказал Финдлей.
Ты спать НЕ ДАШЬ мне до зари!
– НЕ ДАМ! – сказал Финдлей.
4.
Попробуй в дом тебя ВПУСТИТЬ...
– ВПУСТИ! – сказал Финдлей.
ВСЮ НОЧЬ ты можешь прогостить.
– ВСЮ НОЧЬ! – сказал Финдлей.
5.
 С тобою ночь одну ПОБУДЬ...
  – ПОБУДЬ! – сказал Финдлей.
Ко мне опять НАЙДЕШЬ ты путь
– НАЙДУ! – сказал Финдлей.

6.
О том, что буду я С ТОБОЙ
– СО МНОЙ! – сказал Финдлей.
Молчи до крышки гробовой!
– Идет! – сказал Финдлей.

Лукавый (простодушный?) Финдлей знал (интуитивно отыскал?) самый короткий путь к сердцу девушки: достаточно было, как эхо, вторить ей. Не знаю, как в оригинале, но в русском переводе с приближением к развязке  в четверостишии № 6, заметно вырастает число отражений: с одного на четверостишье №№ 1,2,3 - до двух в №№ 4,5.
Поэтому,  думаю,  не стоит заблуждаться в отношении пассивности дураков.  Простодушный дурак, если даже и не воздействует непосредственно на окружающую действительность описанным выше способом, – то, наверняка, провоцирует ее автометаморфозы. То есть, дурак, как зеркало, возвращает отражение источнику и запускает процесс его спонтанных изменений. Может, возникший резонанс в системе "зеркало (дурак) и источник зеркального отражения (вы)", помогает ей подсасывать энергию, необходимую для преображения,  из окружающей среды, а может быть, еще что-то…
Простодушного вы безошибочно  различите в толпе по широко распахнутым глазам и удивленному выражению лица. Это единственная категория людей, которых еще можно сегодня чем-то поразить.
В  философской  повести  Вольтера (1694-1778 г.г.) "Простодушный" дано описание этой разновидности дураков. Без него данная глава была бы неполной.
В 1689 году во французском местечке Нижняя Бретань с корабля на берег высадился симпатичный молодой человек индейской наружности и  нечаянно повстречался со старым прелатом. При знакомстве выяснилось, что Простодушный - племянник этого служителя церкви, воспитанный индейцами (его отец - брат старца - некогда сгинул в Америке).
Через призму ничем незамутненного восприятия Простодушного Вольтер в повести изящно вскрыл некоторые смешные противоречия в католицизме, взбесившие в свое время инквизиторов, но нам сегодня совсем неинтересные. Но вот как выглядит сам герой:
"...У Простодушного была превосходная память. Благодаря могучему нижнебретонскому телосложению, которое еще укрепил канадский климат, голова у него стала такая прочная, что, когда по ней били, он этого почти не чувствовал, а когда в нее что-нибудь врезалось, то никогда уже не изглаживалось. Он ничего не забывал. Его понятливость была тем живее и отчетливее, что детство его не было обременено тем бесполезным вздором, каким отягощено бывает ваше детство, и поэтому мозг воспринимал все предметы в  н е и с к а ж е н н о м  в и д е..." (выделено мной).
Простодушного обучали и он преуспел в науках.
"... Быстрое развитие его умственных способностей было вызвано - отчасти его душевными свойствами, отчасти же - дикарским воспитанием, ибо, ничему не научившись в детстве, он не имел и предрассудков. Его разум, не искривленный заблуждениями, сохранил всю свою природную прямоту. Он видел вещи такими, каковы они есть, меж тем как мы под воздействием представлений, сообщенных нам в детстве, видим их всю жизнь такими, какими они не бывают..."
Таким образом, вопреки укоренившимся представлениям, что единственное предназначение простодушных дураков - обрабатывать дураков из второй и третьей когорт (дураков по убеждению и профи) и отвоевывать для них предприятия и блага  у аналогичных проходимцев, мы вскрыли здесь совершенно неожиданные грани такого типа личностей. А далее проглядывается их прямо-таки метафизическое внутреннее содержание.

Дурак телепатический

Удивительно, но факт, - многие дураки еще верят в телепатию. Например, в одном конце Земли какой-нибудь дурак (индуктор), поднатужившись, посылает сигнал за тысячи километров в виде мысленных образов предметов, изображенных на картинках. Согласно "теории" слова вместо картинок для этих целей не годятся, как слишком абстрактные сигналы.  Второй же чудак  в другом конце Земли в это же время болтает все что в голову взбредет, а ее записывают  эксперты. Потом то, что передавалось, и то, что "принималось", – сличают. И, вы знаете, кое-что совпадает!  И не могло не совпасть, ибо нас окружает не такой уж большой набор предметов.  Хочется  конечно верить в чудо, но видимо его очень тщательно прячут от нас.
А дальше все идет, как по нотам: то, что совпало – всячески выпячивают, а то, что нет – без излишних сомнений отбрасывают.. И пошла писать губерния: книги, статьи, конференции. Выдвигаются и муссируются теории, где научно установленные факты (например, что мы окружены и попираем ногами продукты жизнедеятельности, выделенные организмами за миллиарды лет) подают вкупе со своими выдумками и всевозможными натяжками. Так, согласно теории энергоинформационного обмена, образы от дурака № 1 к чудаку № 2 в описанном эксперименте передавалась через биомассу Земли: от микробов – к водорослям, от водорослей – к планктону, от него – к китам,  от китов – к птицам и так далее... Красиво придумано, не поспоришь, но если мысленную информацию невозможно передать напрямую даже меж людьми, упершимися лбами (то есть не разделенных каким либо расстоянием), из-за малой мощности излучаемых сигналов, то и промежуточные звенья ничем не помогут.
Хотелось бы надеяться, что такие люди все же реально существуют, и мы о них когда-то узнаем. Для этого есть некоторые предпосылки.  Допустим, вас обидел начальник или вам не нравится какой-то человек. – Влезьте на одинокую вершину, уйдите в глухой лес, прокричите в пропасть, наконец, все, что вы о них думаете – завтра ваши недруги будут улыбаться и сделают поправки на свое некрасивое поведение. Потому что всегда в том месте, где вы кричали, найдется дурак, упорно карабкающийся на вершину, или ползающий по дну пропасти в поисках карстовой воронки, чтоб червяком в нее ввинтиться, или прохлаждающийся под кустиком, готовый передать по цепочке другим таким же дуракам ваши жалобы. Информация расходится концентрическими волнами, число дураков, принявших и передавших ее, возрастает по экспоненте, поэтому она, рано или поздно, обязательно достигает адресата. А поскольку дураки понимают и отражают все буквально, то сигналы, как правило, передаются ими качественно, в неискаженном виде. Вот такая вот телепатия...

Дурак метаморфизованный

В шизофреническом бреду, легкую степень которого называют еще "муки творчества", вызванного мыслью об общении с некоторыми из  не самых лучших героев моей книжки,  я вдруг понял, откуда возникли эти неувязочки в философии с добром и злом, справедливостью и несправедливостью, порядком и хаосом. Оказывается, человеческое общество подчиняется законам, все-таки отличающимся от законов, несколько поспешно представленных их открывателями, как универсальные и для живой, и для неживой материи. Например, вместо философского закона перехода из количества в качество, существует  и действует повсеместно закон перехода из крайности в крайность – Великий закон Метаморфоз. В соответствии с ним, социум  меняет постоянно свою форму и содержание: друзья становятся врагами и наоборот, родина мать периодически оборачивается злой мачехой, волк, когда его никто не видит, блеет ягненком, а ягненок – волочит здоровенные клыки, оставляя за собой глубокие борозды...

– Девочка! Какие у тебя неровные куличики!
– А лопаткой по морде?!

И в каждом слове есть скрытый смысл. Много смыслов. Как, например, в заурядном лозунге, вывешенном в тривиальном пионерлагере, зорко подмеченном простодушным, но воинственным сатириком:

Пионер! Люби родину, твою мать!

Есть в капле горя великое счастье (так считают китайские мудрецы, во всяком случае), есть несправедливость в справедливости и справедливость в неспр... Нет, здесь я кажется лишку…
У этого универсального социального закона есть следствие – закон обратной связи, который в общих чертах можно сформулировать примерно так: если какая-нибудь дрянная собака исподтишка куснула вас в зад, то существует, хоть и маленькая, но устойчивая вероятность того, что вы от неожиданности рванете вперед, в запале обежите земной шар, окажетесь позади собаки  и дадите ей хорошего пинка. Собака может на этом успокоиться. Но и она в свою очередь может обежать Землю, подкрасться и хватануть вас теперь сзади за пятку. – Вы опять побежите... и так до бесконечности.
Вы спросите, в чем же тогда смысл этого нелепого закона? Ведь, есть он или нет, – какая разница?
– Отвечу: в движении. Пока вы бегаете туда-сюда, – наберете массу впечатлений, приобретете жизненный опыт, увидите дальние страны и, может быть, завернув в Корею, научитесь готовить из собак тамошнее блюдо кукси. Тогда, я думаю, бессмысленная беготня прекратится и вы, наконец, извлечете пользу из ситуации.
Практическая сторона закона перехода из крайности в крайность очень касается всех нас, ибо из него вытекает, что в мире однозначно есть справедливость, детерминированная присутствием ее антипода – несправедливости, в наличии которой не сомневается никто. Из хаоса обязательно возникает порядок, порождающий, правда, опять хаос. Абсурд мерзкой обыденности трансформируется, вдруг, в чарующую гармонию смятенной души...
Отсюда же следует, что провокаторов – самих кто-то спровоцирует, неправедных судей – осудят, лгунов – обманут, циников –  переци… дальше не знаю как, хамов – перехамят, а оглупляющие – сами станут дураками.
По идее, и дураки должны стать умными. То есть, жди появления, в соответствии с законом метаморфоз, этакого преображенного (метаморфизованного) сметливого дурака, бывшего накануне глупцом. Но с ними все гораздо сложнее. В ходе эволюции дураки выработали безотказный механизм самозащиты, ограждающий  их от бросков из крайности в крайность. К сожалению, этот механизм защищает и от поумнения тоже. Это трансцендентальная медитация – созерцание в бездействии, обеспечивающее слияние персонального Я с материей. Метафорически, это слияние можно назвать самоотождествление дурака с "Нечто рогатым" и с "Вообще ничто", о которых упоминалось ранее.
Мы прекрасно научились расслабляться, приняв энную дозу, или даже по трезвяне, бездумно таращась в пустоту, в телевизор, в жену. В каких черных дырах макрокосма блуждает наше трансцендентальное Я в это время?
Медитируя, заснули  на тысячелетия великие восточные цивилизации. Где-то в ногах Урала, на задворках Европы прикорнули надолго и мы. Не закрывая глаз…  Поэтому дурак метаморфизованный встречается крайне редко, – в основном, только в сказках-мечтах, выражающих неизгладимую тоску, застрявших в болоте повседневности, о молодильных яблочках, о живой воде, о котле молока, в который хорошо бы нырнуть и выйти преображенным. Насколько прочно эта мечта засела в нашем подсознании, показывают исследования психологов и лингвистов, установивших, что, практически, все классические русские сказки имеют одну и ту же структуру.  Во всех них, наряду с еще 30-тью функциями (по В.Я.Троппу, – отлучка, запрет, нарушение, выведывание, выдача, подвох, пособничество, вредительство, посредничество, отправка, дарение, получение, перемещение, борьба, клеймение, победа, погоня, спасение и др.), – неуклонно повторяется, от сказки к сказке, функция трансфигурации – преображения:
 "...Искупался Иван в молоке, вышел молодцем лучше прежнего".

Дурак трансцендентальный

Для того, чтобы стремиться вверх, желать изобилия и процветания, требуется не больше сил, чем для того, чтобы смириться с бедностью и жалким существованием.
Психолог Вл. Сухарев

Чувство вины, боязнь успеха, любовь к саморазоблачениям (а то сами узнают и не простят), самонаказание. Увы, но мы живем, как будто подписали дьявольский договор не делать в жизни главного. Умирая каждый вечер и проваливаясь туда, в темные глубины подсознания, мы открываем все комнатки, за исключением одной. А в ней-то и разгадка смысла жизни, и умение ощутить пустоту и слиться со всей вселенной. Эта дверь называется "иллюзия просвещенности".
"...Хотя это кажется абсурдным и невозможным с точки зрения классической логики, – пишет психолог Столяренко Л.Д., –  но человеку свойственна странная двойственность: в некоторых случаях людей можно с успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, т.е. приравнять человека к его телу и функциям организма. Но в других случаях человек может функционировать, как безграничное поле сознания, которое предопределяет ограничения пространства, времени и линейной причинности. Для того, чтобы описать человека всесторонним способом, мы должны признать парадоксальный факт, что человек одновременно и материальный объект, и о б ш и р н о е п о л е  с о з н а н и я" (выделено мной).
Когда Простодушного в одноименной повести Вольтера бросили в тюрьму за излишнюю прямоту в общении с государственными чиновниками, он оказался в камере вдвоем с очень образованным человеком, взявшегося его просвещать. (Дюма, спустя двести лет, использовал такой же сюжетный поворот с Эдмоном Дантесом). И когда старец попытался развить аналогичную теорию, что все мы, мол, биологические машины, управляемые провидением, Простодушный спросил, обращаясь, очевидно, к ментальной части своего новоиспеченного учителя, к "обширному полю сознания", – Как же так случилось, что твоя биологическая машина уже третий год сидит в тюрьме?
...Когда-то наши пращуры весело скакали с дерева на дере-во, лакомились бананами и не знали никаких забот, поскольку не умели облечь их в слова и осознать. То есть были полнейшими и счастливейшими дураками. С появлением и развитием речевого центра в левом полушарии головного мозга, счастья поубавилось, но значительно увеличилась продолжительность жизни, поскольку человек, мысля словами, смог построить абстрактную, но почти адекватную физическому миру модель, с помощью которой он мог прогнозировать последствия своих действий, а также создавать комфортные условия для проживания.

 ... От многой мудрости много скорби
И умножающий знанье умножает печаль.
                Соломон Мудрый

Некоторое представление о мироощущении человека в период райского неведенья можно  составить, вспомнив, что вам снилось ночью, но самое главное – как снилось и как вы это вспоминаете: картины наплывают одна на другую, не разговоры, а иллюзия разговоров (неясное бормотание), отсутствие логики событий и неспособность ими управлять и отдавать словесные приказы. Чтобы вспомнить сон, вы должны восстановить промелькнувшие картины в памяти и дать им словесное описание. Если этого не сделать сразу же, как разомкнули веки, – воспоминания о пережитом  во сне через секунду улетучится. Причина такого состояния кроется в том, что речевой центр ночью отдыхает вместе со способностями логически мыслить и строить абстрактные модели действительности. Человек во сне мыслит символами-картинками, как его пращуры, не умевшие говорить. Перемалываются дневные впечатления, но не только. Всплывает и информация, переданная от предков через гены, в том числе от весьма далеких предков, живших миллионы лет тому назад, которые предшествовали даже обезьянам (рыбы, рептилии, птицы, грызуны).  Эта информация существует как бы сама по себе, поскольку ей нет адекватного словесного описания, это так называемое первичное мышление. А еще глубже  – механизмы первичных реакций на внешние раздражители (зрение, осязание, сокращение мышц) и на внутренние позывы (голод, усталость, влечения).  Хочется конечно же верить, что ты произошел от птицы. Расправить крылья… А в ком-то наверное рыбы больше, или крысы. Китайцы это в календарь даже записали.
Оккультисты, медитируя, пытаются эту информацию расшифровать, полагая, что она – это записанные когда-то тайные знания более развитых цивилизаций, дарующие могущество их обладателю.
Дурак же трансцендентальный, медитирует не сознательно, а проваливается в это состояние спонтанно. Чтобы понять, как это происходит, рассмотрим сам процесс.
В мире очень много всевозможных мистических учений и почти во всех них применяется практика медитации. Для просветления. Если отвлечься от сакральной составляющей этих учений, можно заметить, что все техники медитации схожи в одном – они  отвлекают от внутреннего монолога. Эффект достигается много-кратным повторением мантр или глубоким сосредоточением на каком-либо труднейшем физическом или дыхательном упражнении (йога), или путем углубления в процесс решения парадоксальных задач, не имеющих ответа (практика коан в дзен-буддизме), или погружением в молитвенный экстаз. Во всех перечисленных случаях внутренний монолог прекращается и медитирующий уходит блуждать по закоулкам подсознания.
Относительно дураков трансцендентальных, мне лично больше всего импонирует предположение, что они интуитивно применяют практику коан, пытаясь решить неразрешимый вопрос о всеобщем счастье или  изобрести вечный двигатель, как шукшинский «чудик»,  или  как  ему, бедолаге, на мелочь, вырученную за две бутылки, оставшиеся от празднования получки (лишь на них денег и хватило), ¬– дотянуть до следующего аналогичного торжества, прокормив при этом любимую тещу, жену и детей.

Дурак астральный

И лечусь "Столичною" лично я, Чтобы мне с ума не стронуться! Истопник сказал, что "Столичная" Очень хороша от стронция!
Песня А. Галича "О малярах, истопнике и теории относительности"

Несмотря на врожденную наивность, многие дураки нутром чувствуют, что трансцендентальность – это не то, что приносит успех в человеческом, "слишком человеческом" мире. Поэтому они настойчиво пытаются придать материальную форму  "бесконечному полю сознания". И одна из самых плодотворных их попыток –  учение об астральном теле: вроде бы и поле, и в тоже время нечто материальное, состоящее из микро лептонов, нейтрино, корпускул, протоплазмы и прочее. Астральные тела, оболочки, "двойники", аура, привидения... Это фигуры из одного ряда. Некоторые люди их реально видят, но таких ничтожно мало. В основном промышляют шарлатаны и авантюристы.  По официальным данным их число в США измеряется сотнями тысяч, а сколько их  у нас неизвестно, но много.
Согласно моей шуточной версии, дурака астрального, действительно, можно различить ночью по слабому фосфоресцирующему свечению, обусловленному, однако, не сверхъестественными силами, а техногенными факторами: испытания термоядерной бомбы на Новой Земле, самопроизвольный взрыв ядерных отходов под Челябинском, ядерные испытания на Тоцком полигоне, Чернобыль, а также  расстрел радиоактивных облаков на подступах к Москве... На зараженных территориях живут люди, выращивают скот, зерно, овощи. Из шкур и шерсти животных делают одежду и обувь. По-хорошему, всю продукцию надо было бы уничтожать, но радиоактивное  заражение было  настолько масштабным, что подобные действия привели бы к реальному голоду. Поэтому был найден другой выход – разбавление зараженной продукции ней-тральной. Как обстояли дела в перестройку с контролем безвредности такой смеси, можно лишь догадаться.
Радионуклиды всасываются из загрязненных почв растениями, которые или сразу поступают на стол к дураку астральному в виде злаков, овощей и фруктов, или съедаются животными и поступают на стол ему же в виде молока и мяса. Ученые отмечают, что многие радионуклиды распадаются сотни и тысячи лет, и выдают в этой связи неутешительные прогнозы об условиях проживания на упомянутых территориях в течение всего периода распада. Но они не учитывают весьма мощный очищающий фактор – активно работающую биологическую цепочку поедателей радиоактивной дряни, замыкающим звеном которой является дурак астральный, аккумулирующий все радиоактивное, что кого-то выпало. Если не знать о пагубных последствиях, можно было бы восхититься грандиозностью процесса – дурак астральный из задумчивого мечтателя, из какого-то эфемерного бестелесного Я, превращается в мощный очищающий биологический фильтр планетарного масштаба.
Так что следите за прессой, господа. Если число сообщений о полтергейсте, НЛО и экстрасенсах начнет зашкаливать – опасайтесь чрезмерно зеленых человечков, это астральные дураки, накопившие критическую массу радионуклидов. Они могут  рвануть, как в Челябинске или в Чернобыле. Владимир Высоцкий пел что-то похожее про это: "Я щас взорвусь, как триста тонн тротила !".

5.

Подводя итог этой извечной и благодатной для философов и писателей темы о дураках (уж, больно ярок, обширен и податлив этот материал), попытаемся ответить на вопрос, почему в обществе укоренилось мнение, что дуракам везет? А также постараемся вывести образ традиционного дурака - счастливого.

Дурак традиционный (счастливый)

– Как Вам живется на чужбине-то? Есть ли счастье?
– Да, помню, был у нас тут Фортуна. Давно его не видел, видимо уехал куда-то...
Диалог тележурналиста со старым русским эмигрантом в Парагвае

Далеко не загадываем, день прошел – и ладно. Ничего не требуем – обидятся и не простят, да еще селедкой в морду станут тыкать. Газет не читаем, дорогие больно, – телевизор смотрим, а там "...сплошь да рядом два помешанных смеются друг над другом к обоюдному удовольствию. Нередко даже увидите, как тот, чье безумие сильнее, смеется гораздо громче того, в ком еще со-хранился остаток здравого смысла", "...Всего ближе к этому роду помешательства стоят неутомимые зодчие, перестраивающие круглое здание в квадратное и квадратное - в круглое; этому занятию несть ни конца, ни предела, доколе строители, промотавшись в пух, не останутся без крова и без пищи. Что за беда? Ведь пожили они зато несколько лет в полное свое удовольствие."
Это мы Эразма Роттердамского, мудреца из Нидерландов, штудируем. Непонятно только, откуда он знал пятьсот лет тому назад, что сегодня показывать будут в России. Телевиденья-то не было ещё тогда!
Считать, правда, не разучились еще. Вычислили, например, что нашему миллиардеру за десять лет реформ нужно было зарабатывать по триста тысяч долларов в день. (Форды и Ротшильды узнают – удавятся от зависти, что такой халявы не видали в свое время.) Но скоро и элементарную арифметику забудем – за ненадобностью. Кто зарабатывал, тот пусть и упражняется в умножении и сложении. Не в деньгах, говорят, счастье. Деньги тоже имеют свою цену. Эразм Роттердамский в книге "Похвала глупости" называет множество причин, почему дурак счастлив и без того. Обобщая, можно выделим из них восемь основных:
; Дураку не надо притворяться умным и напрягаться перед тем, как сказать что-либо. Нет в них никакого притворства и не изображают они на челе того, чего нет в груди.
; Дураки могут гордиться тем, что именно они продолжают род людской. "Скажите по совести, какой муж вложил бы голову в узду брака, если бы, по обычаю мудрецов, предварительно взвесил все невыгоды супружеской жизни? Какая женщина допустила бы к себе мужа, если бы подумала об опасностях и муках родов и о трудностях воспитания детей?"
; Дураки – всегда дети. Умные же обретают покой и блаженство только в старости, когда глупеют и возвращаются в детство. "Разве не больше всех веселится в этом возрасте тот, кто всех глупее? Мальчик, рассуждающий как взрослый, всем противен... Кто согласится водить знакомство со стариком, который, наряду с приобретенной за многие годы опытностью, сохранил полностью силу духа и остроту ума? Лучше уж ему стать дураком..." и вернуться в детство "ибо какая разница между стариком и ребенком, если не считать, что первый изборожден морщинками и насчитывает больше дней от рождения? Те же белые волосы, беззубый рот, малый рост, пристрастие к молоку, болтливость, шепелявость, непонятливость, забывчивость."
; Дурак имеет много друзей. "Потакать слабостям своих друзей, закрывать глаза на их недостатки, восхищаться их пороками, словно добродетелями, - что может быть ближе к Глупости? Когда влюбленный целует родимое пятнышко своей подруги, ...когда отец говорит про косоглазого сына, будто у того плутоватые глазки, - что это такое, как не простая глупость? Да, конечно, тройная и четверная глупость. Но она одна соединяет друзей и охраняет дружбу". Скучны в дружбе умники философы, ибо все друг за другом замечают. "Если между этими суровыми мужами и зародилось взаимное благоволение, то оно не бывает прочным и длительным."…  А "старичок боготворит свою старушку, а мальчишка - свою девчонку. Это делается повсюду, и над этим смеются, но именно эти смешные повадки людей делают жизнь приятной и связывают общество воедино".
; Дураков не мучает страх, поэтому многие из них покрывают себя воинской славой. "...Когда два воинства, закованные в железо, стоят одно против другого и воздух оглашен пением труб, какой толк от этих мудрецов, истомленных учением, с разжиженной холодной кровью в жилах? Здесь потребны силачи, здоровяки, у которых чем больше отваги и чем меньше ума, тем лучше... Говорят, однако, что в военном деле тоже прежде всего потребен ум. Да, для вождей. Но только ум военный, а вовсе не философский. Война столь всеми прославляемая, ведется дармоедами, сводниками, ворами, убийцами, невежественными мужиками, неоплатными должниками и тому подобным отребьем, а отнюдь не просвещенными философами".
; Из дураков выходят счастливые и всеми любимые правители. "Сократ... учил, что умному человеку не подобает вступаться в государственные дела. Лучше бы уж он посоветовал удаляться от мудрости всякому, кто хочет оставаться в числе людей... Справься у историков и увидишь, что ничего не бывало пагубнее для страны тех государей, которые баловались философией или науками".
; Дурака зачастую почитают за рассудительность. "Если рассудительность прежде всего сказывается в деловой сноровке, то кто, спрошу я, имеет право притязать на почетное звание человека рассудительного: мудрец  ли, который частью по излишней совестливости, частью по душевной робости ничего не решается предпринять, или на все дерзающий дурак, не сдерживаемый ни стыдом, которого не имеет, ни опасностью, которой не осознает? Мудрец обращается к древним писаниям и выискивает в них разные бесполезные тонкости. Дурак, напротив того, постоянно вращаясь в самой гуще жизни, тем самым доказывает истинную свою рассудительность".
; Дурак беззаботен. "Не лучше ли всякого живется той породе людей, которые слывут шутами, дураками, сущеглупыми, юродивыми и носят другие, тому подобные, прозвища... Прежде всего этого рода люди свободны от страха смерти... Укоров совести они не знают, призраков и всякой нежити не страшатся, боязнью грядущих бедствий не терзаются, надеждой будущих благ не обольщаются... Добавь сюда, что они не только сами вечно радуются, резвятся, напевают, смеются, но, сверх сего, одним своим появлением и другим людям приносят веселье, игры, шутки и смех. Как будто посланы они милосердными богами разгонять все печали человеческой жизни. Отселе и проистекает, что в то время, как люди вообще отнюдь не одинаково относятся друг к другу, дурачков все любят, как близких родных, приглашают, ласкают, балуют, дарят, угощают, приходят к ним на помощь в беде".
Если сравнить вышеописанного дурака роттердамского (счастливого) и дурака сегодняшнего (см. предыдущие главы), можно заметить, что они не тождественны, хотя оба из одной когорты. Время внесло свои коррективы. Сегодняшний оболтус счастлив, но не очень, затравлен, обираем, внушаем, предсказуем, трусоват, простоват. То есть маятник метаморфоз качнулся в течение пятисот последних лет от дурака бесспорно счастливого – к чудаку не совсем удовлетворенному. К тому же, в соответствии с потребностями технического прогресса, работодатели очень настойчиво стали искать у него, вдруг, высокий коэффициент интеллекта (не ниже, чем у среднестатистического умника) и ожидать крупных достижений на всех поприщах – от сбыта товаров, до теннисных турниров. И так подспудно, исподволь, происходит сортировка, естественный отбор таких дураков, в которых парадоксально сочетаются недюжинный ум и врожденная наивность. Куда заведет цивилизацию рождение дурака парадоксального – сказать трудно. То ли парадоксальные одержат верх и директивно объявят это звание высшим титулом в чиновничьей иерархии, то ли умные станут дураками и угробят наш многострадальный мир окончательно. Поживем – увидим, господа.
;;;
Очень интересна еще тема о дураке символическом, поскольку мы стали мыслить такими огромными блоками информации (зачастую штампованными) – символами, что порой светлая, незаурядная мысль физически не может в них вклиниться. Поэтому дурак символический стал фигурой знаковой. Кроме того, рассматривая дурака, как зеркало реальности, можно было выстроить в цепочку философские категории и придти к дураку экзистенциальному. Тоже незаурядной фигуре, надо сказать. Но я побоялся   истощить дурацкими выкрутасами благосклонное внимание читателя. 
Среди дураков много гениев, это главное, что я хочу сказать, завершая эту тему. Но подробней об этом когда-нибудь потом….

                1999 г.