О Штирлице

Геннадий Федотов
О ШТИРЛИЦЕ

                Штирлиц подумал, ему понравилось и он подумал еще...
                Фольклор

Не начинал бы этот разговор, боясь обвинений в профанации психологической литературы, но попались на глаза ссылки на штандартенфюрера СС фон Штирлица у известных отечественных психологов. Например, в "Основах психологии" Л.Д.Столяренко он представлен как один из пятнадцати социотипов в ряду с Гамлетом, Жуковым, Наполеоном и другими. Основные черты этой личности /установлены мной по тесту В.Мегеля, А.Овчарова/:
-последователен,
-решения принимает взвешенно и не любит их менять,
-легко придерживается установленных правил,
-ставит разум выше чувств,
-практичен,
-уверен в себе,
-проверяет свои и чужие результаты в сделанном деле,
-легко сходится с новыми людьми,
-легче понимает других, чем себя,
-непринужденен,
-импульсивен,
-склонен к риску и опрометчивости,
-несдержан.
Как видно из перечисленного, личность Штирлица, наряду с качествами совершенно необходимыми разведчику, обладает и прямо противоположными (три последних). И понять, каким образом совмещаются в одном человеке такие черты, как последовательность и импульсивность, практичность и опрометчивость, довольно сложно. Но, вероятно, именно за этим парадоксальным сочетанием и проглядывается суть этого вымышленного персонажа - агента, человека "с двойным дном".
У этой личности нет и не было прототипов. По крайней мере, они до сих пор не объявились. Оно и понятно: агент с таким набором личных черт и психологической подготовкой на уровне знания одного феномена - запоминание собеседником последней фразы (это даже особо отметил известный врач-невролог Д.В.Кандыба), занимающий незначительную должность в рейхе, не смог бы так свободно, как показано в фильме, манипулировать ассами разведки (Шеленберг), сыска (Мюллер) и партийных интриг (Борман).
Возможно другое. Судя по достигнутым результатам (в повести Штирлиц сорвал производство атомной бомбы, помешал сепаратному сговору немцев с американцами в обход СССР), такой разведчик должен был бы обладать невероятным коварством, гениальным чутьем, иметь мощную агентурную сеть, иметь большую власть. Этому перечню больше отвечает Мюллер и такие версии выдвигались. Хотя подобная мысль - чистый бред, она снимает противоречия, тянущиеся шлейфом за вымышленным разведчиком, и получается, что его намеренно представили неумехой, "воландающегося" с непрофессионалами, типа Шлага и Плейшнера, или с чересчур сексуальной радисткой Кэт, чтоб отвлечь от резидента. А "пальчики" на рации? -Такому самому бы уберечься. Настоящий, а не опереточный Мюллер, не стал бы слушать сказки о происхождении отпечатков. Гестапо есть гестапо.
Вероятно, мы полюбили фильм потому, что бессознательно желаем сатисфакции за колоссальные потери в минувшей войне, непропорциональные урону, нанесенному фашистам. Но нравится ли нам главный герой фильма? Если - да, то зачем сочиняем про него массу довольно едких анекдотов?
- Однозначного ответа нет. Скорее, мы испытываем к нему смешанное чувство, как зять к теще, падающей в пропасть в его "запорожце", и жалеем. На Руси так повелось: жалеть сирых и убогих - Замарашку в мексиканском сериале, Штирлица...
В анекдотах личность нашего героя более выпукла, чем бесполая "схема" в фильме, скрашенная, правда, бесподобным обаянием замечательного актера Вячеслава Тихонова. Анекдот, шутку в психологии считают делом очень серьезным, поскольку они прекрасно характеризуют и персонажей, и сочинителей, и потребителей данной продукции. Попробуем кое-что извлечь из фольклора о бравом штандартенфюрере.
Основоположник психоанализа К.Г.Юнг считает, что в шутках, анекдотах, оговорках, ошибках в тексте проявляются вытесненные в подсознание навязчивые идеи и скрытые мысли. При внимательном рассмотрении, казалось бы хаотичного набора анекдотов про Штирлица, вскрываются небезынтересные закономерности:
Во-первых, народным творчеством создана некая реальность, в которой начальство знает, что Штирлиц - русский шпион, но видимо из чисто немецкого консерватизма, не желает заменять столь добросовестного сотрудника абы кем.
Во-вторых, Штирлиц в анекдотах крайне примитивен. Впрочем, так же, как и его методы работы.
Вероятно, наше общество через анекдоты, бессознательно, пытается привести в логическое соответствие вымысел о якобы чрезвычайно успешной деятельности подобного "крота" в сердце рейха и реальность, в которой для победы пришлось буквально устлать всю Европу телами наших воинов. Не проходят и идеи о "близорукости" шефа гестапо.
Ситуация с анекдотичным Штирлицем не уникальна. В народном эпосе наберется целый пантеон героев его масштаба: Чапаев, Брежнев, Хрущев. Повидимому, так компенсируются, приводится в соответствие реальные достижения персонажей и официальная информация о них.
Иллюстрация  положения об изменении реальности в мифотворчестве о Штирлице (немцы знают кто он такой):

1. Крах третьего рейха, пьяные эсэсовцы шляются по бункеру. Штирлиц натолкнулся на несчастного фюрера, вытянулся в струнку, откинул руку и прокричал:
-Хайль Гитлер!
-Хоть ты, Максимыч, не подкалывай, -  печально отмахнулся тот.

2. Штирлиц ужинал в кафе. Вдруг, офицер, только что приехавший с восточного фронта, крикнул:
- Русские - сволочи!..
Остальные немцы притихли:
- Ну, как он так может при Штирлице?

3. Совещание у Гитлера. Вдруг к сейфу подкрадывается какой-то человек, извлекает секретные документы и фотографирует.
- Кто это? - спрашивает Гитлер.
- Это русский разведчик Исаев, - отвечает Мюллер.
- А почему вы его не арестуете?
- Не обращайте внимания, мой фюрер, - безнадежно
   вздохнул Мюллер, - он все равно выкрутится!

4. - Штирлиц, вы еврей, я прикажу вас расстрелять!
   - Да что вы, Мюллер, я - русский !

5.В туалете рейхсканцелярии было написано "Штирлиц - русский шпион". Штирлиц украдкой зачеркнул "шпион" и сверху надписал "разведчик".

6. Штирлиц, если вы не прекратите резать селедку на секретной документации, то я не позволю воровать ее из сейфа!

7. Штирлиц незаметно перешел границу. Об этом он узнал из утренних газет.

Иллюстрация примитивности Штирлица и его методов в мифической реальности:

9. Штирлиц напоил любимого кота Бормана бензином. Тот пробежал метров сто и упал.
- Наверное, бензин кончился, - смекнул разведчик.

10. Штирлиц заглянул в кабинет Гитлера и тот упал в обморок.
- Неврастеник! - подумал Штирлиц и поправил буденовку.

11. Штирлиц пошел в лес по грибы. Искал-искал, но грибов не было.
  - Видно, не сезон, - подумал Штирлиц  и    устало повалился в сугроб.

12. Штирлиц и Мюллер загорали на пляже. У Мюллера плавки черные со свастикой, у Штирлица - красные с серпом и молотом.
-  Откуда у вас такие красивые плавки? - спросил Мюллер.
- В Красной Армии у нас у всех такие! - гордо ответил  Штирлиц.

13. - Штирлиц, где вы так хорошо научились стрелять?
       - В ОСОАВИАХИМе, - быстро ответил довольный похвалой герой и подумал:
       - А не сболтнул ли я чего лишнего?

14. Штирлиц купил ведро раков и стал варить. Раки покраснели...
- Наши! - обрадовался боец невидимого  фронта.

15. Штирлиц ворвался к Мюллеру, врезал ему в ухо, отобрал секретные документы и спросил:
- А не найдется ли у вас канцелярских скрепок?
Штирлиц знал, что в разговоре всегда запоминается последняя фраза, и если Мюллера спросят:
- Зачем приходил Штирлиц? – тот наверняка ответит:
- За скрепками.

16. Борман ехал в автомобиле со скоростью 70 км в час, рядом бежал Штирлиц и делал вид, что прогуливается.

17. К Штирлицу нагрянуло гестапо и ломится в дверь. Голос разведчика за дверью:
- Штирлица нет дома.
- А кто же тогда говорит?!
- Говорит берлинское радио, передаем сигналы точного времени: пик, пик, пи-ик...
Гестаповцы сверили часы и уехали. Голос Копеляна за кадром:
- Вот так легендарный разведчик уже две недели водил врага за нос.

В трудах К.Г.Юнга есть замечательная гипотеза, что мы, появившись на свет, начинаем не "с чистого листа", а имеем уже, унаследованные от пращуров блоки информации, названные ученым архетипами. Архетипы завуалировано, иносказательно, исподволь, управляют нашими поступками и формируют личность. Главные архетипы, выделенные Юнгом: Мать, Ребенок, Герой, Мудрец, Божество солнца, Плут, Бог и Смерть. Если придерживаться взглядов Юнга, станет понятным, почему мы так упорно третий десяток лет сочиняем анекдоты про Штирлица и самозабвенно передаем из уст в уста. Ведь явные мотивы здесь отсутствуют. Видимо кто-то похожий на него уже был в нашем подсознании и теперь выбрался наружу, упакованный в эсэсовский мундир. Если в шутку, наш герой - это архетип Иванушки дурачка, оживший под псевдонимом Штирлиц. И неважно, что названный ученый не знал такого архетипа. Он не знал русских. Только мы могли сделать революцию на деньги враждующей немецкой стороны или в одночасье отдать кучке людей то, что создавалось потом и кровью наших дедов и отцов и назвать это народной приватизацией.
Давайте, как Штирлиц, зачеркнем в расхожем обвинении "Ленин - немецкий шпион" последнее слово и напишем "разведчик" или "агент влияния" и посмотрим, что от этого изменится. Наверняка, шпионом он не был, но когда воспользовался услугами врагов и пересек Германию под их охраной в опечатанном вагоне, стало неважно: был иль не был.

18. Шеленберг дал наводку Штирлицу.
- Мало - зато в валюте, - подумал
Штирлиц, пряча рейхсмарки в
карман.

Дошло до того, что побежденные немцы подкармливают наших ветеранов-победителей, высылая им посылки. Только мы могли ради похвалы дядюшки Сэма развалить могучее государство, а потом просить, как милостыню, скудные кредиты. А добрый американский дядюшка после того, как черное дело было сделано, "почему-то" переродился в скрягу и объявил "вдруг" Кавказ зоной своих интересов...
Недавно ко мне на улице Косыгина в Москве подошла ветхая девяностодвухлетняя старушка, заслуженный учитель, и попросила денег. В "умелых" руках ветераны труда стали прикармливаться на помойках, не прошло и десяти лет. Нас очень легко поманить любой сказкой о всеобщем благе и бесстыдно обобрать. "На дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь и делай с ним, что хош".
Таким образом, мифологический Штирлиц - это неутешительный диагноз нашему обществу, поставленный самими же его членами.
Он заторможен, его реакции неадекватны ситуациям, в которые он попадает:

19. Штирлиц шел на конспиративную встречу в лесу к пастору Шлагу. Вдруг из-за сугроба он услышал зловещее шипение и разрядил туда целую обойму. И только через пять минут Штирлиц вспомнил, что пастор Шлаг так и не выучился свистеть.

20. Штирлиц ехал в автомобиле и увидел Мюллера, голосующего на обочине, но не остановил... Через некоторое время он опять увидел Мюллера, потом опять и опять.
- Кольцевая! - на восьмой раз осенило Штирлица.

21. Штирлица кто-то сильно ударил по затылку в темном переулке. Очнувшись через полчаса, он тщательно обследовал окрестности, но ничего подозрительного не обнаружил.
- Показалось, - подумал Штирлиц.

22. Штирлиц пришел на встречу к Борману в ватнике, буденовке и с ППШ на плече.
- Вы конспирацию-то соблюдали бы, - проворчал  Борман.
- Действительно! - подумал Штирлиц и надел темные очки.

23. Штирлиц и Кэт шли по улице. Раздался выстрел. Кэт упала. Штирлиц насторожился.

Такого Штирлица тинэйджеры назвали бы "тормозом". А   психодиагност сказал бы, что налицо все признаки пограничного состояния между нормальной и шизоидной личностью (то есть, еще не "псих", но движется в этом направлении). Строго в терминах - акцентуированная застревающая личность. Но это самый поверхностный диагноз, поскольку имеющийся набор симптомов характерен для различных психических расстройств. Да и не в психиатрии дело.
Ведь, в психиатрии "застревание" связывают со сферой чувств (например, после конфликта, застревающая личность дольше, чем обычный человек не может выйти из состояния гнева или подавленности), здесь же налицо другая его форма - необузданность и застревание в поступках. Мы не умеем вовремя останавливаться: р-революция - так полстраны закопаем, перестройка - так с нуля. Наверное, это главная наша беда. Вот, например, как охарак-теризован коллега Штирлица по НКВД - Ежов (его именем в свое время пугали детей) в издании, подготовленном спецслужбами России "Оккультные силы СССР" (вспоминает большевик И.М.Москвин):
- Я не знаю более идеального работника, чем Ежов... Поручив ему что-нибудь, можно не проверять и быть уверенным - он сделает. У Ежова есть только один, правда существенный, недостаток: о н  н е  у м е е т  о с т а н а в л и в а т ь с я (выделено мной). Иногда существуют такие ситуации, когда невозможно что-то сделать, надо остановиться. Ежов - не останавливается. И иногда приходится следить за ним, чтобы остановить...

Ежова остановили поздно...

Мы не умеем вовремя остановиться, мы ленимся прервать неудачное дело и начать все сначала, мы страшимся жить в неведении, чем закончится опасная ситуация, и потому с безрассудством мотыльков летим на огонь.
Стремление во всем дойти "до конца" психологом П.С.Тарановым выделено как одна из 28 национальных особенностей русских.
Отсутствие внутреннего цензора, безрассудство, лень и конформизм обеспечивают "застревания" в поступках. Но будет неправильно относить эти качества на счет какой-то конкретной нации, поскольку это общечеловеческое "достояние". Но механизм обуздания,  подавления этих пороков действует, вероятно, не у всех одинаково...
Поскольку мифологический Штирлиц: как мы установили, есть отражение наших комплексов, то его диагноз, в какой-то степени, - диагноз всем нам. "Отклонения" вызваны, по-видимому, болезненной реакцией на капитальную ломку сложившихся устоев социалистического общества, утратой идеалов и надежд на "светлое будущее". Мы, зачастую, не справляемся со стрессами, отстаем, не поспеваем за событиями, к сожалению, не богатеем...
Но не стоит зацикливаться на тревожном диагнозе. Наличие качественного диагноза - часто залог успешного лечения. И анекдоты здесь играют существенную роль: мы переносим свои негативные качества на симпатягу Штирлица (в психологии это называется экстраверсией). Лечебный эффект возникает потому, что анекдотами мы, как фонариком, высвечиваем отдельные фрагменты нашей личности в темных глубинах подсознания и выкладываем из них свой истинный портрет. То есть чудесным образом, через метафоры (анекдоты) мы проникаем туда, куда обычным путем не попасть. Осознав же себя, можно приступать к самосовершенствованию.
Мы расстаемся с прошлым смеясь и это имеет глубокий практический смысл.


                2000 г.