Александр Школяренко По легенде...

Анна Петросян
Александр ШКОЛЯРЕНКО родился и вырос в Лазаревском. Годы учебы в Вузе и работы прошли вдали от дома и моря. А потом он вернулся, чтобы увидеть мир своего детства абсолютно по-новому и привнести в него красоту. Давняя увлеченность историей и этническим дизайном не позволили оставаться равнодушным к  пестрым реалиям курортного поселка. Он оставил карьеру военного и направил свое внимание в сторону внешнеэкономической деятельности. Работа предполагала многочисленные поездки за границу. Увиденное там стилистическое единство городов и городков захотелось воплотить в реальности на своей малой родине. Тем более, тихий и живописный поселок Лазаревское с недавних пор стал излюбленным местом отдыха тысяч искушенных заграничными поездками россиян . Пример увлеченности Александра Школяренко этно-дизайном – созданный им домик . А несколько свежих проектов сейчас в стадии реализации.

Минут десять мы кружим на машине по улице Партизанской в поисках нужного адреса. Идет снег, редкие прохожие торопятся в свои теплые дома, с еще свежей мандариновой атмосферой недавно отгремевшего года быка. Мелькают серые пятиэтажки, потом однообразные металлические двери гаражей.
«Наверное, вот этот, - с лукавой улыбкой замечает брат и останавливает машину у стильного местечка с подвешенными вазами для цветов, металлическими деталями и написанной готическим шрифтом табличкой с названием улицы, - ты же говорила, он дизайнер».
Нас ждут – дверь приоткрыта. Хозяин, видно, немало трудился и фантазировал, чтобы это пространство приобрело свой характер. Рабочий кабинет, мастерская, место размышлений и построения планов – называйте, как хотите, - но комната с камином, книгами и старинной утварью будто создана для творчества. От потрескивающих в огне поленьев взгляд начинает блуждать по рыцарским доспехам, фотографиям на стенах, уже зацепившим внимание изящным и непонятным надписям.

- Ощущения, будто в другом мире каком-то: то ли сказочном, то ли просто необычном. Такое было уже пару раз: в салоне «Олгиз» в Красной Поляне, в мастерской художника Валентина Слонова в Верхней Беранде. Чувствуется единство всех деталей, да и просто все это красиво, а главное – много натуральных материалов. Как пришла идея заняться этническим дизайном и воплощать задуманное в жизнь? Вы ведь военный по профессии.
-  Учился в Тульском военном инженерном училище. Специализировался по автоматическим системам управления артиллерийской радиолокации. Имел дело с электроникой, паял микросхемы. После учебы по распределению попал в Научно-исследовательский институт при  Главном ракетно-артиллерийском управлении. Там мы занимались разработкой оружия. Параллельно с этим продолжал увлекаться историей, читал много книг этой тематики. Когда переехал в Москву, появилась возможность посещать дизайнерские магазинчики с красивыми вещами: фонариками, коваными изделиями, мебелью и фурнитурой под старину.
Увлекся исторической литературой о жизни и быте древних славян. Поражали новые факты, героика. Наверное, эти книги и стали искрой для моей фантазии. Ведь в обычных учебниках истории сухо пишут о событиях, перечисляют даты. А в художественных произведениях авторы детально и ярко создают картины действительности, - так и хочется что-то материализовать, сделать частью своего мира. Ты видишь сруб, знаешь, где в одной из его комнат на стене висит ковер и какого он цвета. Это формировало восприятие художественных образов старинных интерьеров, стилистики. Ну, и конечно же – впечатляло оружие.
Особенно запала в душу этническая тема. На шпагах или чем-то другом драться меня не тянуло. А вот картинку определенную создать вокруг себя хотелось, что я и делал постепенно. Это не фанатизм, я вполне современный человек, и, наверное, по улице не буду в косоворотке ходить.
- Полочки и фонарики – это замечательно. К чему-то более существенному подтолкнуло давнее увлечение этникой?
- В Москве это было на уровне хобби. Развернуться, как мне бы того хотелось, возможности там не было. Все мечты и чаяния соотносились все-таки с моей родиной Лазаревской. После службы работал в структурах, связанных с внешнеэкономической деятельностью. В тоже время вынашивал планы рано или поздно начать реализовывать свои фантазии, связанные со исторической стилистикой. Мне очень повезло: по работе  не раз приходилось бывать за границей. Особенно часто ездил в Германию. Отсюда любовь к англо-саксонскому стилю: всем знакомые белые домики с деревянными брусьями на фасадах, с черепичными крышами. Особенно этот стиль ярко выражен во Франции, Германии, Чехии, Прибалтике. Жил за границей чаще всего в больших городах. И порой устраивал себе так называемые поездки выходного дня. Бывал в деревушках, но это только название «деревушки»: на самом деле они очень красивые и целостные по стилю. Это фахверк: в основе конструкции – деревянные балки, пространство между ними заполнено кирпичом, камнем или штукатуркой. Сделал сотни фотографий (показывает распечатанные снимки). Лет семь собирал коллекцию по разным тематикам: дизайн окон, ворот, крыш, напольные покрытия. Это и поиски в Интернете, и вырезки из журналов, и мои фото с натуры.
- Слышала немало любопытного о том, что, например, в Германии, если ты хочешь построить новый дом или открыть ресторан, нужно согласовывать в специальной службе при муниципалитете высоту здания, его цвет и материалы: это продиктовано необходимостью сохранить общую стилистику пространства. Поэтому их деревушки, городки и города смотрятся так цельно. Что интересного почерпнули из этих путешествий по городам и весям заграницы?
- Там можно даже в тюрьму загреметь, если нарушишь общее единство стиля. И это уже превратилось в традицию и закон. Иногда мне даже казалось, что сохранение общего образа пространства у людях в генах. Приведу пример. В одном из городков Южной Германии молдаванин купил ресторанчик. Он его обновил, благоустроил. Но все сделал в едином стиле с тем, что уже имелось в этом городке.
Еще очень впечатлили города Средиземноморья. Кстати, Сочи с его районами по климату и ландшафту очень близок этим широтам. Средиземноморский стиль отличает простота форм зданий – это в основном беленые домики. Может, один такой домик и не смотрелся бы, но когда из три-четыре-пять или целая улица, получается ансамбль. И вот тогда чувствуется стиль. Заметь, у немцев – стилистика, у итальянцев с сицилийцами – стилистика. Люди живут в своих традициях, подпитываются ими. Им не приходится что-то придумывать с нуля. Существуют штампы, которыми можно играть по своим возможностям, но в то же время и не выбиваться из общей картины.
- Хорошо, знаний и впечатлений, как видно, накоплено много. И как же им реализовываться? Понятно, что там за границей за сотни лет выработались определенные правила в архитектуре, которые никто и не собирается нарушать. Но ведь в России все иначе. И уж тем более – в молодом Сочи, где каждый сам себе архитектор и декоратор. Пациент, скорее, мёртв?
- Надежда есть всегда. Так вот, вернулся я год назад в Лазаревское. И начал свое видение прекрасного реализовывать в этом гараже, то есть развил тему этнического дизайна. Привел в порядок фасад, сделал деревянные ворота, посадил плетущиеся вечнозеленые растения. И тут же получил выговор от соседей. Ведь «наши люди не должны выделяться». Чтобы проще и интереснее создавать задуманное, освоил графические редакторы. Даже успел поработать дизайнером наружной рекламы в одной из местных фирм. Заметил одну особенность – заказчики все без исключения считают себя дизайнерами: они уже все придумали, что им нужно, остается реализовать. Рекомендации и уж тем более критику слушают неохотно. Например, заказывают сделать вывески для магазина курортных товаров. И вот клиент хочет, чтоб на ней был изображен чуть ли не весь ассортимент магазина, включая женские купальники и мужские плавки. Объясняю, что так не делают, достаточно названия фирмы или логотипа. Не понимают. То же самое и с цветовыми сочетаниями. Спорить, причем, бесполезно. Чаще всего мы говорили на разных языках.
Тогда я решил, что буду заниматься дизайном (этническим и ландшафтным) самостоятельно. И кому интересно мое видение красоты и единства стиля, тот сам обратится за рекомендациями. Есть люди, которым это по душе, и я с удовольствием помогаю им реализовать их мечты.
Еще одно направление, в котором мне интересно работать, - монументальная реклама – сочетание рекламы и ландшафтного дизайна. Не пластмассовые стенды с типичными надписями цветной пленкой, а объекты с применением натуральных материалов, которых у нас так много. Камень, дерево, металл – фантазируй сколько угодно. Монументальная реклама развита в городах Америки, Средиземноморья. Это так называемый кантри-стиль. Он подразумевает использование натуральных материалов (камень, дерево, железо), которые буквально валяются у нас под ногами, и в тоже время это дешево и доступно.
Но когда смотрю по сторонам, складывается впечатление, что, кроме сайдинга и металлочерепицы, нет никаких других материалов.  Не пойму, почему, но мало кто озеленяет фасады домов и дворики. А ведь в нашем климате отлично себя чувствуют многие вечнозеленые растения.
Мы что – люди без прошлого? Наверное, не изжито еще «советское восприятие красоты».
- Когда-то во времена расцвета курорта у нас господствовал так называемый сталинский ампир или неоклассицизм. Потом за новыми строениями он начал теряться. Сейчас Сочи эклектичен до безобразия. Есть соображения по этому поводу?
- Сочи – многонациональный город. Мне кажется, бесполезно сейчас придумывать универсальный «сочинский» стиль. Из этого пока получается только безвкусица и серость. На этих землях между морем и горами проживают представители разных народов. А у каждого народа есть свое достояние и в стиле – почему бы не поделиться им с другими.
Если ты решил построить себе дом, подумай о своем соседе, о своей улице, о своем поселке, о своем городе. Ведь что-то делаешь не только, чтобы тебе было хорошо. Нужно думать о том, что бы потом тебе и за тебя не было стыдно. Конечно, никто не должен заставлять другого что-то менять, это, в конце концов, дело самого хозяина. Но, может, людям нужно помочь открыть яркое восприятие мира. Для этого полезно чаще оглядываться вокруг и смотреть на все глазами приезжающих сюда отдыхающих. Эти люди нередко видели не только наши «сочинские» шедевры, они бывали в разных странах и видели прекрасные альпийские деревушки, теплые белокаменные средиземноморские городки, ходили по узким германским улочкам, где все пропитано уютом и теплом. То есть им есть, с чем сравнивать.
Вот я часто задумываюсь: а где отдыхающему можно сфотографироваться у нас? Конечно, на фоне пальмы. А за пальмой часто бывает какой-нибудь сарай.
Понятно, провинция: выбора всяких красивых штучек не так уж много. Но разве трудно применить немного фантазии.
Наше достояние - богатство природы. Такую красоту можно сделать, было бы желание. На выбор – русский стиль, готика, мексиканский, средиземноморский.
- Мне кажется, по-настоящему стильное здание видно сразу. С детства обожала гулять рядом с Лазаревским этнографическим музеем: этот дом такой гармоничный, цельный. Потом узнала, что он построен в начале прошлого века в готическом стиле. Чего стоят «Вилла Вера» и «Дача Якобсона». Слава богу, они в хорошем состоянии. Чего пока не скажешь о «Даче Хлудова» и главном здании «Кавказской Ривьеры». Недавно начали реставрировать дачу Худекова «Надежда» в парке «Дендрарий». А из современных зданий есть в нашем городе образцы для подражания?
- Пока на уровне баров и ресторанов. Хозяева понимают, что гостям приятно находиться в стильном, красивом здании. А какие-то характерные детали экстерьера и интерьера всегда привлекают внимание.
- Если взглянуть на наше побережье с его многочисленными частными гостиницами, можно ли выделить какой-то стиль или как все это охарактеризовать?
- «Сайдинг и металлочерепица». Еще с недавних пор стали появляться так называемые «усадьбы» с колоннами. Это, скорее всего, владения богатых москвичей.
Не знаю, почему, но, мне кажется, сейчас нет муниципального контроля за новостройками. А если он есть, то получается, у кого-то, кто все это разрешает возводить, - «превосходный вкус». А ведь строят на десятилетия.
В других странах существуют муниципальные законы, которые контролируют типы и цвета кровли, колер обшивки, чтобы все это гармонировало с общим стилем.
Заметил еще вот что: когда гуляешь по той же Лазаревской, часто встречаются дома без души. А ведь это грустное зрелище. Душа дома – его легенда. Если легенды нет, ее надо придумать и подарить дому: она вдохнет в него жизнь.
Разве плохо, когда в доме есть особая аура. Именно в ней каждая деталь живет и дышит, согревает душу, наполняет ее теплом возрожденной красоты и традиции.