НКВД, Хрущев и Великая Отечественная Война

Анатолий Клепов
Дискуссия  Анатолия Клепова  и Якова  Рабинера о статье  Якова  Рабинера «Отечественная война и НКВД». (http://www.proza.ru/2008/11/04/124)

Уважаемый Яков! Я хотел уточнить некоторые вопросы нашей дискуссии. Поскольку в замечаниях нельзя давать ответ более чем в 10.000 знаков, ответ я оформил в виде статьи.
Яков Рабинер: Вы пишете, что, если я вторично прочитаю эту статью, то пойму, что она говорит о другом.
Анатолий Клепов: Я несколько раз прочитал Вашу статью и понял, что Вы хотите объяснить поражение советской армии в первые годы ВОВ репрессиями среди командиров РККА, который осуществлял НКВД. Это можно понять из следующих Ваших утверждений статьи:
1.Название статьи «Отечественная война и НКВД» определяет существенную роль НКВД в ВОВ. И далее Вы подробно объясняете, что главная ответственность за поражения советских войск в начальный период ВОВ лежит на НКВД, который репрессировал  командиров РККА.  Вы приводите  данные о числе репрессированных командиров РККА и высказывание маршала А.М. Василевского. Я повторю Ваши утверждения:
«В ходе сталинского террора погибли:

       3 из 5 маршалов,
       60 из 67 комкоров,
       136 из 199 комдивизий,
       221 из 397 комбригов.

Были арестованы все командиры корпусов. Были расстреляны командующие флотами, флотилиями: флагманы, адмиралы и вице-адмиралы. "Что сказать о последствиях для армии тридцать седьмого-тридцать восьмого  годов, - сказал в беседе с Константином Симоновым маршал Советского Союза А.М.Василевский, - Вы говорите, что без тридцать седьмого года не было бы поражений сорок первого, а я скажу Вам больше. Без тридцать седьмого года, возможно, не было бы вообще войны в сорок первом году…»
Удивительно, но Ваши выводы полностью совпадают с выводами Первого Секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева, которые он сделал на XX съезде, где он разоблачал культ личности Сталина. Основной его вывод заключался в следующем: «Единовластие Сталина привело к особо тяжким последствиям в ходе Великой Отечественной войны». И далее Н. Хрущев подробно объясняет, что это было вызвано репрессиями НКВД среди командиров РККА. Также как и Вы. Поразительное сходство во мнениях.
А теперь разберемся в исторических причинах, почему Н.С. Хрущев сделал такое заявление.
Отношения между Н. Хрущевым и армией никогда не были особенно хорошими. На них лежала тень громадного сокращения численности вооруженных сил страны. На 1 марта 1953 г. в штате советской армии числилось 5. 396. 038 человек и за 1955-1958 гг. необходимо было сократить 2.140.000 человек. Это сокращение  вызвало недовольство военных. Офицеры вспоминали о начале Отечественной войны и говорили в своем кругу: "Как бы нам не досокращаться, как в 1941 году".  Прослуживших много лет офицеров выбрасывали в гражданскую жизнь зачастую без профессии, без пенсии, даже без возможности найти себе работу. Многие офицеры стали вспоминать о военной службе Н.С. Хрущева в первые годы войны. А этого ему очень не хотелось! Поэтому Н.С. Хрущев решил  переписать историю ВОВ.
Достаточно сказать, что в изданных в 1961 г. трех томах "Истории Великой Отечественной войны" описаны события с начала  войны  до сражения на Курской дуге 1943 г. Имя Хрущева, в войну - члена Военного Совета фронта, упоминается на 96 страницах, Верховного Главнокомандующего - Сталина - на 85, маршала Рокоссовского - на 16, другого командующего фронтом - Конева - на 10, а Жукова - на 11.
Поэтому Г. К. Жуков так относился к  истории ВОВ: "Лакированная эта история, - говорил Жуков в кругу близких ему людей. - Я считаю, что в этом отношении описание истории, хотя тоже извращенное, но все-таки более честное у немецких генералов, они правдивее пишут. А вот у нас история Великой Отечественной войны абсолютно неправдивая". А почему Н.С. Хрущев бросился переписывать историю ВОВ? А потому, что ему было необходимо объяснить огромные потери РККА в первые годы войны. Н. Хрущев был постоянно на фронте. Своеобразные «глаза» и «уши» Сталина. И об этом вся армия знала. Кому, если не ему, были ясны истинные причины поражения РККА? И главное, все боялись в 50-х годах вооруженного конфликта с США. А вдруг мы повторим те же ошибки, что совершили в 1941 году? Поэтому и Н.С. Хрущев и подыскивал наиболее удобное и выгодное для себя  и армии обоснование поражения советских войск. А сделать это было очень трудно. Превосходство в вооружении СССР  над Германией было очевидным.
К 1941 году СССР имел 26 тысяч танков (больше, чем Германия со всеми её союзниками), 20 тысяч боевых самолетов (тоже больше всех). На западных границах у Сталина — 16 тысяч танков, у Гитлера — 4 тысячи; у Сталина — 60 тысяч орудий и миномётов против 40 тысяч у Гитлера.  В первый же день ВОВ немцы  прорвались на 40—50 километров  на территорию нашей страны. Начальник Генерального штаба сухопутных сил Германии генерал Гальдер записал в дневнике: «Боевые части противника в тактическом отношении не были приспособлены к обороне». За 1941 год СССР потерял 4,5 миллиона человек, треть потерь за всю войну, и в подавляющем большинстве это - попавшие в плен.
Вот после таких ошеломляющих потерь в июне 1941 г. возник  миф партийного руководства СССР о том, что немцы уничтожили огромное количество советских танков с помощью авиации. Что только  ни делали советские руководители, чтобы убедить народ в том, что они не виноваты в допущенных ошибках!
Сталин все эти неудачи  объяснял  внезапным нападением Германии на СССР. А Н.С. Хрущеву такая «теория» не подходила так как Никита Сергеевич занимал очень высокий пост  в СССР: с 1939 года он - член Политбюро. Всю войну провёл на фронте в чине генерал-лейтенанта. Был членом военного совета Киевского Особого военного округа, Юго-Западного направления, Сталинградского, Южного и 1-го Украинского фронтов.  Он должен был объяснить соратникам по партии, почему так быстро сдали Киев, не создав резервный командный пункт, разгром советских войск в мае 1942 г. под Харьковом (вместе с маршалом С.Т. Тимошенко, образование которого -   Высшие академические курсы (1922, 1927), курсы командиров-единоначальников при Военно-политической академии имени Н.Г. Толмачева. Даже в начальной школ школе не обучался)  и  многое другое.  Сталина к тому времени уже не было в живых. Вот Хрущев и «свалил» на него всё ошибки, допущенные в ходе войны. Эта версия была очень удобна и для многих генералов и маршалов советской армии. Так легче было списывать все свои просчеты во время войны.
 Причина поражений в первые годы ВОВ  заключалась в том, что сталинский режим не мог грамотно руководить страной. На руководящие должности в армии и флоте выдвигались «железные большевики» и «братки-матросы» без образования, но с прекрасным пролетарским прошлым – и бандитским опытом по беспощадному уничтожению лучших людей России. Чего стоят эти «легендарные» маршалы – конники? С. М. Буденный в двадцатых годах под Варшавой проиграл  крупнейшее конное сражение с шестью тысячами гусаров польской армии, имея у себя армию в 20.000 конных солдат Чему мог научить такой маршал, кроме как быстро драпать с поля боя?
  Другой «великий» маршал Тухачевский, который отвечал за связь в РККА, издал приказ по армии о том, что необходимо для связи между частями использовать костры, вестовых и телефонную проводную связь. Поэтому командование советской армии и не  знало в начале  войны, где же находятся  её части.  А для передачи своих приказов  часто посылали самолеты с посыльными.
Теперь немного рассмотрим вопрос о том, кого конкретно репрессировал Сталин в 1936-1937 гг. Всего было репрессировано в 1936-1937г.г. 417 высших командиров РККА, некоторые  из них были политработниками – в гражданскую войну комиссарами.  Рассмотрим наиболее опытных в военном деле командиров РККА – комдивов.
В 1936 г. в составе РККА было  186  комдивов. Из них было репрессировано в 1937-1938 гг. около 154. Из 154 репрессированных комдивов 48 человек были расстреляны и умерли в тюрьме, а остальные были отпущены и встретили начало ВОВ на должностях не рядовых, а командных. Перечислим их имена:
Маршал авиации Астахов Федор Алексеевич, маршал авиации Ворожейкин Григорий Алексеевич, генерал-майор Ефремов Михаил Григорьевич, генерал-лейтенант Ковалев Михаил Прокофьевич, генерал-лейтенант Козлов Дмитрий Тимофеевич (за провал Крымского фронта стал он генерал-майором, но это уже позже), Маршал Советского Союза Конев Иван Степанович, генерал-полковник Курдюмов Владимир Николаевич, генерал-майор Лукин Михаил Федорович (герой Смоленского сражения), генерал-лейтенант Веревкин-Рахальский Николай Андреевич, генерал-майор Львов Владимир Николаевич, Маршал Советского Союза Мерецков Кирилл Афанасьевич,  командир 63-го стрелкового корпуса генерал-лейтенант Петровский Леонид Григорьевич, генерал-полковник Подлас Кузьма Петрович. Маршал Советского Союза Рокоссовский Константин Ксаверьевич и еще два десятка комдивов.

Интересный факт, что в основном уничтожали в тюрьмах руководителей политорганов РККА, а не действующих командиров.  Надо отметить также, что Сталин очень избирательно  избавлялся от руководителей РККА  в зависимости от их национальной принадлежности. Так вот комдивы  латышкой и еврейской национальности из тюрем никогда не выпускались – их расстреливали там. Неполный  список их имен приводим:
Штерн Г.М., Шмидт (Гутман) Д.А., Ринк И.А., Алкснис Я.Я,, Аплок Ю.Ю., Белицкий С.М., Берггольц А.И., Бергстрем В.К., Блюмберг Ж.К., Бокис Г.Г., Вольпе А.М., Зусманович Г.И., Иппо А.А., Кауфельдт Ф.П., Квятек К.Ф., Кильвейн Г.Я., Лазаревич В.С., Медников  Моисей.Львович. и др.
Надо также отметить, что многие из этих 417 репрессированных командиров РККА, захвативших в годы гражданской революции  ключевые посты в командовании армией, были истинными  «солдатами  революции»,  готовых ввергнуть страну в пучину всеобщей войны лишь для того, чтобы «освободить» угнетенный пролетариат Европы и Азии.
Если мы сравним военную подготовку советских и немецких офицеров и генералов к началу войны, то это будет явно не в пользу советских офицеров и генералов. В каждом немецком батальоне было по 5-6 офицеров, участвовавших в Первой мировой войне. Подавляющее большинство командиров дивизий Гитлера в 1917-1918 командовали полками, полковые командиры - батальонами, батальонные - ротами. А в СССР большинство боевых офицеров и генералов Царской Армии были расстреляны ещё в гражданскую войну. Наши будущие генералы в ту пору были есаулами и прапорщиками, но зато с революционным происхождением. Стремительное повышение по службе многих командиров РККА  происходило не после соответствующего обучения в военных академиях, а исключительно  в зависимости от личной преданности начальнику. Главным девизом было выполнить приказ любой ценой!    А ценой были человеческие жизни многих миллионов солдат. Вспомните, в битве под Москвой было сформировано шесть дивизий ополчения. Только у каждого третьего  ополченца была винтовка. . Зачем им винтовки? Главное - показать немцем, что наши войска могут сражаться и без оружия, чтобы их напугать и вымотать. И, как Вы знаете, от этих шести дивизий практически никого не осталось в живых. А в 1943 г. Красная Армия стала пополняться призывниками с оккупированных территорий. Этих призывников расценивали как потенциальных предателей. «Практически их гнали в атаку, как скот на бойню. Расчет был на то, что «черная пехота» только измотает немцев и заставит их израсходовать часть боеприпасов, чтобы потом свежие части смогли заставить противника отступить с занимаемых позиций» (Б. С. Соколов «Неизвестный Жуков» с 429). В августе 1945 г. Г.К. Жуков поразил генерала Эйзенхауэра рассказами о советском методе преодоления минных полей: «… Когда мы подходим к минному полю, наша пехота проводит атаку так, как будто минного поля нет. Потери, которые войска несут от противопехотных мин, считаются лишь равными тем, которые мы понесли бы от артиллерийского и пулеметного огня… Атакующая пехота не подрывает противотанковые мины. Когда она достигает дальнего конца, образуется проход, по которому идут саперы и снимают противотанковые мины, чтобы можно было пустить технику». Эйзенхауэр был крайне этим удивлен и потом в своих воспоминаниях записал: «…Американцы измеряют цену войны в человеческих жизнях, русские – во всеобщем очищении нации …»
Уважаемый Яков, Вы прекрасно понимаете, что коммунистические лидеры СССР много раз переписывали историю ВОВ, чтобы скрыть свои просчеты и ошибки или свалить свою вину  на других.  Н.С. Хрущев выдвинул даже версию о том, что наши поражения были вызваны пассивным отношением США к войне против Гитлера. На что Г. Жуков ответил:
"Вот сейчас говорят, что союзники нам никогда не помогали. . . Но ведь нельзя отрицать, что американцы гнали нам столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну. . . Получили 350 тысяч машин, да каких машин! . . . У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой».
Естественно, что  коммунистические вожди СССР не хотели признавать , что все наши неудачи в ВОВ были вызваны самим коммунистическим строем, который создал такую систему, где жизнь человека ничего не стоила,  а человек был рабом. Мы не можем отрицать тот факт, что во время ВОВ против СССР воевали от шестисот тысяч до миллиона бывших советских военнослужащих, которые перешли на сторону Гитлера! (Разные источники определяют  их число по-разному).  Такого масштаба предательства не было даже во время Татаро-Монгольского Ига. Они были недовольны сталинским режимом, и хотели его уничтожения. 
 Выдвижение на руководящие должности в РККА происходило только по в зависимости от личной преданности коммунистическим вождям и пролетарского происхождения.   Военный опыт командиры получили в основном  во время карательных походов против тамбовских или орловских крестьян,  при подавлении Кронштадтского восстания, да в бесславной войне против Польши.  К  регулярной войне это не имеет никакого отношения. Если изучить  биографии невинно осужденных командиров РККА в 1936-1937 г.г., то можно убедиться, что их подавляющее большинство  начало «свою войну» в 1917-1918 годах.

Давайте не будем придерживаться различных  выводов коммунистических лидеров СССР о причинах поражений в ВОВ, в том числе  из-за репрессий НКВД в отношении командного состава РККА. Цель их ясна  - снять с себя личную ответственность за  гибель огромного числа людей и разрушения городов, деревень и  промышленности СССР, а также не допустить даже мысли у советского народа о том, что основная причина этих потерь заключалась в том диктаторском строе, который существовал  в СССР.
В заключение приведу слова Клаузевица, участника Отечественной войны 1812 г. «Россия не такая страна, которую можно действительно завоевать, то есть оккупировать… Такая страна может быть побеждена лишь собственной слабостью и действием внутренних раздоров».
Россияне об этом не должны забывать!
С уважением
Анатолий
Я хочу поблагодарить всех авторов, имена и произведения которых не упомянуты в моей статье, но которые помогли мне предоставить фактический материал и веские аргументы для написания этой статьи.