Будущее в подарок. Часть 1

Татьяна Красюк 2
Памяти брата, Клюева Валерия Яковлевича, посвящаю...

Часть 1

       Всё больше машин приходит на помощь человеку. И кое-кто начинает думать, будто они совсем освободят нас от труда. Именно об этом мечтает мой знакомый Фома. Уж так хочется ему, чтобы робот всё делал за него!

       Однажды Фома, как обычно допоздна просидел за уроками. Он уже с трудом понимал то, о чём читал в учебнике. Его большие синие глаза слипались от усталости, и незаметно для себя вихрастый мальчишка с яркими веснушками на носу задремал. Ему снился удивительный сон, будто он, Фома, оказался в стране, населённой роботами. Эти электронные машины так ловко справлялись каждая со своей работой, так естественно выступали в роли друзей человека, что Фома поначалу засомневался, может это люди играют в роботов.  Но когда к мальчику  подбежал маленький  рыжий пёсик с пушистыми ресницами и звонким металлическим голосом, объявил Фоме:
       - Давай я буду твоим другом и помощником, но при условии, что ты тоже станешь помогать мне в выполнении различных команд. Для этого нужно только грамотно составить необходимые программы и вовремя заложить их в мою электронную память, - Фома не только поверил в происходящее, но даже закричат от восторга:
       - Здорово! Договорились!  А что, если я назову тебя Авоська.
       - Не плохо! – согласился пёс.
       Фома очень обрадовался, решив, что теперь всё за него будет делать его новый приятель:
       - Отдыхай – не хочу! – и, вооружившись пультом, выдал Авоське первую задачу:
       - Ну-ка, выполни за меня домашнее задание по информатике!
       К его удивлению Авоська с завидной быстротой  выдал результат в тетради, причём почерк точь-в-точь был похож на почерк Фомы. Но работа по содержанию оказалась так далека от информационных технологий, что это понял даже Фома:
       - Это что же такое?
       - Реферат по биологии, - ответил пёс, - класс млекопитающих, отряд хищных, семейство медвежьих…
       - Я же просил информатику, - не дав договорить Авоське, возмутился мальчишка.
       - Но ты ведь не заложил в меня соответствующей программы, - пояснил Авоська.
       - А как я составлю программу, если с информатикой не в ладах. Может, ты сам что-нибудь придумаешь? –  вопрошающе глядя в зелёные зрачки пёсика, пробормотал Фома.

       - Ты что, с неба свалился? Каждый уважающий себя человек может составлять простейшие программы для своего друга-помощника, - удивлённо выпалил Авоська, - даже выпускник первого уровня обучения способен на это.
       - Ты считаешь информатику простейшим предметом? – чуть не задохнувшись от негодования медленно проговорил Фома. – Уж не знаю, куда я свалился и что такое первый уровень обучения, но точно могу сказать, что информатику в нашей школе преподают и Кешка, мой друг, здорово решает все задачки, а я у него списываю... На уроке мы сидим за одним компьютером, потому и со всеми контрольными справляюсь успешно, - уже с довольной улыбкой на своём веснушчатом лице продолжил мальчик. – Только  сегодня Кешки не было в школе, заболел, вот я и мучаюсь с этой информатикой.
       - А ты ничего не перепутал? Вдвоём за одним компьютером? Это же XX-ый век! У меня складывается ощущение, что ты ни с неба свалился, а выпрыгнул из прошлого, - звонко взвизгнув, скороговоркой почти пропел, давясь от смеха, электронный пёс. – У тебя что, нет голографического компьютера или, на худой конец, мобильного, - уже успокоившись, спросил он Фому.
       - У меня вообще нет никакого компьютера, - уныло пояснил мальчишка и добавил, - вот у Кешки есть, потому он и разбирается во всех этих задачках.
       - Так ты действительно из XX-го века?
       - А что тут такого? Ну, из XX-го…
       - Если честно, я впервые встречаю такого старого, но на удивление хорошо сохранившегося человека, - искренне признался Авоська. – Да, сейчас многие возвращают своих предков из ХХ-го путём размораживания, из тех, конечно, кто когда-то сам позаботился о своём далёком будущем. Но все эти люди, возвращенные вновь к жизни, в момент замораживания в криогенных камерах находились в довольно зрелом возрасте. Теперь приходится не только излечивать их от различных заболеваний, которыми они обзавелись на протяжении первой жизни, но  и несколько омолаживать внешне, чтобы им жилось более комфортно в нынешнем времени. Ты хоть знаешь какое сегодня число, Фома? – спросил пёс.
       - Какое?..
       - 1 августа 2105 года.
       - Мама родная! Так у меня сегодня День рождения!  Ровно, - он секунду помедлил, подсчитывая, - ровно сто тринадцать лет! Вот это да! – с восторгом прокричал Фома. – А ты, Авоська, должен сделать мне подарок. Пусть это будет программа, с помощью которой ты сможешь решать мне задачи по информатике! Ведь ты не откажешь другу, правда, Авоська? – с мольбой в голосе закончил своё восторженное предложение Фома, взяв пёсика на руки.
       - Ну, конечно, я от всей души, которой обеспечили меня программисты, поздравляю тебя, Фома, с такой солидной датой! А вот подарочек позволь уж мне выбрать самому, - оскалив улыбкой свою рыжую мордочку, ласково пропищал Авоська. – Что это будет, ты узнаешь скоро, а пока я постараюсь связаться со своим старым другом. Думаю, он не откажется помочь тебе.

       - А кто он, твой старый друг? – спросил мальчик.
       - О! Сейчас он сильно повзрослел, возмужал, стал самостоятельным и является слушателем высшего академического уровня по специальности: межпланетные информационные связи. Но когда-то, много лет назад, это был обыкновенный мальчишка. Я для него поначалу был больше нянькой, чем другом: кормил его, выводил на прогулку, играл и даже вытирал ему нос, когда тот простужался. Родителям ведь некогда, работа прежде всего.

        Впоследствии мы стали с ним большими друзьями, доверяли друг другу, - с теплотой в голосе вспоминал пёс, - он никогда не обижал меня, всегда заботился о состоянии моего электронного организма и внешнего вида, модернизировал, чтобы я ненароком не попал на свалку устаревших компьютеров. Я очень благодарен ему за особое ко мне внимание. Он и теперь не забывает обо мне, но в моей помощи не нуждается, и предоставил полную свободу. Вот я и решил найти себе маленького приятеля и помочь ему стать взрослым, - закончил Авоська и лизнул Фому в подбородок, - а выбрал именно тебя потому, что ты был так растерян, будто тебя обидели.

       - Будешь растерянным, когда задачи не получаются. Кому хочется пару в дневник? – пояснил своё состояние Фома.
       - «Пару в дневник», это что? – поинтересовался Авоська.
       - Это значит: два, и точка!
       - А что такое «два, и точка».
       - Да что же ты непонятливый такой, Авоська. Это значит, что в школе за невыполненный урок я получу самую плохую отметку и родители за это по головке не погладят, вот что это значит, - почти по слогам, как учитель первокласснику, растолковал свой сленг пёсику Фома.
       - Я обязательно тебе помогу, обязательно. Пусть родители чаще гладят тебя по голове, это так приятно, - закатив свою зелёные глаза под пушистые ресницы, уверял Авоська мальчугана, прижавшись к его груди.

       Фома улыбнулся и погладил своего нового друга по мягкой шелковистой шерсти. Его очень тронули последние слова. Он даже и не подозревал, что роботам также приятна ласка и доброта, как людям и животным. Ещё некоторое время, испытывая чувство неимоверной благодарности друг другу, пригреваемые лучами утреннего солнышка, друзья пребывали в лирическом настроении. Но Авоська вдруг прервал эту паузу:
       - Пожалуй, хватит сентиментальностей. Пора бы сделать первый шаг к выполнению поставленных задач.
       Авоська тут же спрыгнул с рук Фомы на землю и дважды повернул свою голову вправо аж, на 180 градусов.
       - Ты что, и так можешь? –  удивлённо  спросил мальчик, наблюдая за пёсиком.
       - Могу. Это я код набираю, по которому связываюсь со своим старым другом.
И действительно, не успел Авоська закончить фразу, как непонятно откуда раздался приятный мужской баритон:
       - Зевс, что-то случилось?
       - Ничего страшного, Арни. Просто одному молодому человеку, - Авоська многозначительно посмотрел на Фому, - требуется твоя помощь. Когда ты будешь свободен?
       - Сложно сказать, весь день расписан по минутам. Впрочем, я отправляюсь в кафе позавтракать. Подходи, у меня будет с полчаса.
       Голос затих, лишь на ошейнике пса мигнула маленькая лампочка.
       - Всё в порядке, - заявил Авоська, - уверен, тридцати минут ему вполне хватит, чтобы вернуть в моё пользование все детские программы, а тебе объяснить, как они составляются. Скоро без моей помощи будешь решать задачки, как орешки щелкать.

       Вприпрыжку друзья направились по тенистой аллее.
       - Слушай, Авоська, а кто такой Зевс? Это что ли ты? – спросил Фома песика.
       - Да, я. В то время, когда мы с Арни познакомились, он очень увлекался мифологией, вот и назвал меня именем одного из богов Древней Греции. Слышал о таком?
       - А как же, конечно. Один из томов детской энциклопедии посвящён мифам. Я люблю их перечитывать, особенно про подвиги Геракла, между прочим, сына Зевса и моего любимого героя, - ответил Фома, а глаза его тот час загорелись, что даже Авоська понял: мальчишке не безынтересна эта тема.
       - А почему же ты согласился поменять такое звучное имя? – продолжил мальчик.
       - Понимаешь, мне кажется, что имя олицетворяет образ любого живого существа, придаёт ему определённый характер. Признаюсь, я очень устал находиться в шкуре всемогущего, тем более, что внешность совсем не соответствует содержанию. Хочется быть озорным и весёлым. И когда ты назвал меня   Авоськой,   мне   это   имя   показалось   очень забавным. Спасибо, - пояснив, поблагодарил мальчика  пёс.

       Тем временем, дойдя до конца аллеи, они оказались рядом с огромной беседкой с белыми колоннами по периметру. Ротонда, вспомнил Фома, так назвал похожую, но маленькую беседку на берегу Стрелки в Ярославле папа, когда они были на экскурсии... Между колоннами просматривались белые столики. Похоже это и было кафе. В центре находилась зеркально-стеклянная тумба, внутри которой располагалась кухня. Поэтому Фома мысленно изменил свое первоначальное впечатление от увиденного, строение оказалось больше похожим на карусель, чем на беседку. Авоська прямиком направился к одному из столиков, за которым сидел молодой человек с карими глазами, короткой стрижкой и белозубой улыбкой на загорелом лице. Фома последовал за ним. А молодой человек, завидев своего любимца, встал из-за стола:
       - Привет, Зевс! – и, протянув руку его спутнику, представился, - Арнольд, или короче, Арни.
       - Фома, а короче… не бывает, - представился в ответ мальчик и от стеснения отвёл свои огромные синие глаза в сторону, но руку пожал по-мужски, крепко.
Все трое присели за столик.
       - Чай, шоколад, кофе? – спросил Арни Фому.
       - Шоколад, - ответил не задумываясь тот, потому что мама каждое утро готовила ему именно какао с молоком.

       Арнольд, тут же нажав кнопочку на краю стола, сделал заказ, а через пару минут очаровательная девушка в кружевном переднике поставила перед Фомой чашку дымящегося шоколада и тарелку с румяным чизбургером. Мальчишка еле сдерживал себя от желания, набросится на трапезу, так вкусен был её аромат. Но это не ускользнуло от Арнольда:
       - Не стесняйся, Фома. Ты мой гость, я угощаю. Кушай. А Зевс, пока мы завтракаем, введёт меня в курс твоих проблем.

        Зевс подробно рассказал об истории своего знакомства с мальчиком  и о проблемах, которые неожиданно возникли. Арнольд внимательно слушал, а, допив свой кофе, одарил всех белозубой улыбкой и обратился к Фоме:
       - Значит не дружим с компьютером? А  ты заешь, что без него никуда? Кстати, неужели ты действительно родом из ХХ-го века? Как же тебе удалось шагнуть в будущее? Даже сегодня это пока не до конца решённая задача.
       - Сам не знаю. Просто оказался и всё.
       - Ну, с этим, конечно, надо потом разобраться. А пока, преподам-ка я тебе краткий курс для начинающих постигать азы информационных технологий. Включай свой комп.
       - Но у меня нет компьютера, - растеряно развёл руками Фома.
       - Как нет? Ты что, не из мира сего? Кажется, я начинаю верить в сказку о пришельце из ХХ-го века. Ну, согласись, Зевс, - молодой человек обратился к пёсику, - сейчас невозможно найти человека сознательного возраста без персонального компьютера.
       - Соглашусь, Арни, и предлагаю это исправить. Открою тебе маленький секрет: моему новому другу Фоме сегодня исполнилось 113 лет. Давай преподнесём ему в подарок голографический компьютер.

       - Сто тринадцать лет... – нараспев повторил Арнольд, - да не может быть! Вы разыгрываете меня! Но, если это так, прими самые искренние поздравления, Фома. Выходит, ты действительно родился в ХХ-м веке. Так мне надо срочно отменить всё мероприятия, намеченные на ближайшие часы. Мы отправляемся в институт анатомических исследований человека и, если хватит времени, в лабораторию новейших технологий перемещения во времени и пространстве. Я думаю, это будет революцией в науке, когда анатомы, расшифровав все коды твоего мозга, раскроют тайну твоего путешествия в наш век.
После этих слов Арни слегка сжал левую руку в кулак, и передним возникло голографическое изображение монитора. Быстыми движениями пальцев он спешно начал рассылать сообщения. Фома же, увидев прямо-таки сказочное чудо, аж, рот открыл от удивления. И только Авоська не унимался:
       - Арни! Арни, ты совсем потерял голову от свалившейся на нас случайности.  Но  давай,  сначала выполним первоначально поставленные задачи: научим Фому составлять простейшие программы для меня и, главное, сделаем ему памятный и в то же время очень необходимый подарок.
       - Минуточку, Зевс! Еще пару сообщений, и я свободен, - откликнулся Арнольд. И, заметив неописуемое удивление Фомы, пояснил, глядя в его широко раскрытые глаза:
       - Всё очень просто. В браслет от часов вмонтирован чувствительный чип, который считывает импульсы, посылаемые моим мозгом и выпускает «джина из бутылки», то есть компьютер. Техническую сторону явления объяснять не буду, сложновато, не поймёшь. Но точно такой же компьютер мы с Зевсом тебе подарим, обещаю. Впрочем, зачем откладывать, - молодой человек снял со своей руки часы и надел их на руку  мальчика. – Раз уж судьба улыбнулась тебе и забросила в далёкое будущее, ты должен стать полноправным гражданином текущего времени и пользоваться всеми его достижениями. Роль учителя я возлагаю на себя. Считай, что мы с Зевсом берём над тобой шефство. Согласен?
       - Согласен, расплываясь в широкой улыбке, - ответил Фома.
       - А компьютер теперь твой. Поздравляю! – добавил Арнольд.
       - И я ещё раз поздравляю тебя с Днём рождения, - громко провозгласил Авоська.
       - Спасибо! Большое спасибо! Мне никто и никогда не делал таких замечательных подарков, - не скрывая радости, сказал мальчик. Но уже через секунду улыбка вдруг неожиданно исчезла, а в глазах появилась тоска.
       - Что-то не так? – обратив внимание на резкое изменение настроения мальчика, спросил Арни.
       - А где же я буду жить? Где мои родители? Где дом?.. Я хочу к маме... И к папе… А мой младший братишка, как он без меня? Мы так любили строить с ним НЛО из конструктора «Лего».

        Авоське стало так жалко ребёнка, которому стукнуло целых 113 лет, что запрыгнув на руки к мальчику, он стал лизать ему ладони, подбородок, щеки, заглядывая в грустные глаза:
       - Не грусти, Фомушка, мы не дадим тебя  никому в обиду, станем заботиться, помогать тебе, найдём твоих родных, только не грусти. Ну, улыбнись, пожалуйста, - не переставая ласкать Фому, нашёптывал пёс.
       - И, правда, Фома, - вмешался Арни, - не каждому выпадает увидеть столь далёкое будущее, как тебе.  Не падай духом. Может у тебя появится шанс вернуться обратно в начало прошлого века. Вполне возможно, что твоё возвращение запрограммировано и всё решится без чьего-либо участия, ведь ты же не помнишь, как появился среди нас.

       Арнольд подошёл к мальчику, который тоже поднялся из-за столика и опустив ресницы, чтобы скрыть слёзы, предательски появившиеся на глазах, склонил голову к груди старшего товарища. Так они и стояли втроём:  Авоська всем телом прижимался к своему подопечному, отдавая ему всю теплоту чувств, тот в свою очередь, как бы искал поддержки у Арни, такого взрослого, красивого и, как казалось Фоме, всемогущего. Понимая состояние мальчика, Арнольд искренне успокаивал его, нежно поглаживая по голове одной рукой и похлопывал по плечу другой.

       Сколько времени они простояли так, Фома не заметил, но когда поднял голову и открыл глаза, вдруг увидел маму.
       - Давай-ка, дружок, ложись в постель, поздно уже, - говорила она, теребя сына по плечу и расчёсывая длинными пальцами его растрёпанные вихры волос.
       - Мама?.. Мамочка! Я вернулся! – только и смог выкрикнуть Фома, бросившись в мамины объятия, обвив её шею руками.
       - Не узнаю тебя. Что случилось? Ты, часом, не заболел? – испуганно спросила его в свою очередь она.
       - Нет, я не заболел. Я понял, - комок в горле от волнения перекрыл его дыхание, - я понял, что очень всех вас люблю. И с информатикой обязательно подружусь, в будущем без неё никуда. Даже роботы, они очень умные, но без знаний человека они ничего не могут. А ведь я человек, посмотрев маме в глаза, утвердительно сказал он.
       - Человек! - с улыбкой повторила мама. – Ложись-ка ты, человек, спать, не то в школу завтра проспишь. - А про себя подумала:
       - Взрослеет ребёнок... Не  успеешь   оглянуться  и выпорхнет из гнезда.
       Вдруг она услышала прямо под ухом чуть улавливаемый ритмичный звук. Отняв руки сына от своей шеи и увидев на одной из них необычный браслет, спросила с недоумением:
       - Откуда у тебя часы?
       - Часы?.. Ах, да, часы… Мама, ты знаешь, эти часы из XXII-го века! Мне их подарили на День рождения Арни и Авоська. Здесь ещё и компьютер вмонтирован, - Фома сжал кулачок и зажмурил глаза и их взору предстали экран монитора.
       - Что это? Что это, Фома, - взволновано прошептала мама. – Ты можешь мне объяснить, откуда всё это у тебя?
       - Мамочка, ты не поверишь, я был в XXII-ом  веке! А это подарок моих новых друзей, - пытаясь убедить маму, скороговоркой тараторил мальчик.
       - Сынок, ты здоров? А я здорова? - положив ладонь на свой лоб, - дрожащим голосом проговорила она.
       - Ну, конечно, здорова! Мама, мы оба здо-ро-вы! Давай ложиться спать! Не то я, действительно, могу проспать. А завтра после школы я расскажу тебе такое... Ладно!
       - Ладно, договорились. Утро вечера мудренее. Но, по-моему, ты опять вляпался в какую-то загадочную историю, - заключила мама.
       - По-моему, тоже, - с улыбкой согласился Фома и отправился в ванную.
       Мама же тем временем торопливо заглянула в соседнюю комнату, но, убедившись, что маленький Тимофей спокойно спит, подошла к телефону и набрала номер брата. Муж, как назло только вчера уехал в Питер, в командировку, а ей, она это понимала, требовалась, если не помощь, то хотя бы чья-либо поддержка. То, что она увидела и услышала не поддаётся никаким объяснениям. Не с ума же она сходит, да ещё с сыном на пару, в конце-то концов.

        Оборвав второй гудок, на другом конце провода раздался спокойный голос брата:
       - Алло!
       - Валер, это я, Маша. Мне с тобой надо посоветоваться.
       - Что случилось? – услышав взволнованный тембр сестры, спросил  Валерий.
       - Да уж случилось! У Фомы появился компьютер!
       - Ну, так это здорово! Я давно говорил, что вашему ребёнку просто необходим компьютер. Только что же мне не позвонили, я помог бы выбрать именно то, что надо.
       - Да не купили мы его. Фома уверяет, что ему компьютер подарили на День рождения. Так ведь день его рождения в августе, а сейчас апрель на дворе, это - во-первых. А во-вторых, ты бы видел, что это за компьютер, я таких  ни в одном магазине не видела. Может подойдёшь завтра. Представляешь, друзья у него в XXII-ом веке объявились. Или уж к психиатру нам обоим пора?
       - В XXII-ом, слушай, вот с этого места, пожалуйста, поподробнее.
       - Подробнее тебе Фома расскажет. Завтра.
       - Как завтра? Он уже спит?
       - В ванной полощется. А потом – спать, утром – в школу.
       - Хотя бы коротко позволь уж ему рассказать мне обо всём сегодня.
       - Валер, скоро не получится, а надолго растягивать нельзя, поздно.
       - Ну, хорошо. Во сколько он из школы вернётся? Я обязательно должен с ним поговорить. Да и познакомиться с новым компьютером не помешает, опять же, Фому обучить управляться с ним.
       - У меня складывается такое впечатление, дорогой братец, что ты имеешь самое непосредственное отношение ко всей этой истории, - вдруг почувствовав сильный интерес брата ко всему вышеизложенному, но не уловив ноток удивления в его голосе, испуганно спросила Маша.
       - В некоторой степени, да. Завтра расскажу вам всё подробнее. Спокойной ночи! спасибо тебе, Маш, что позвонила.
       - И ты мне желаешь спокойной ночи теперь? Думаешь, я смогу уснуть после твоих загадочных признаний? Единственное, на что я надеюсь, что ничего из ряда вон выходящего до следующего вечера не произойдёт. Ты можешь меня в этом заверить?
       - Заверяю.
       - Но, хотя бы, в двух словах скажи, каким образом у Фомы могли появиться эти часы с компьютером?
       - Если в двух словах, пожалуйста. Я создал программу перемещения во времени...    И, кажется, удачно.
       - Ты опробовал свою программу на моём ребёнке? Ты сошёл с ума...
       - Маш, ну всё же получилось. Ничего страшного не произошло. К сожалению, масса перемещаемого объекта сильно ограничена и я сам по техническим параметрам, увы, не подходил. А просчитал я всё до процента. Сбоя просто не должно было быть, - уверял сестру Валерий, но Маша уже не слышала, слёзы душили её. Она даже представить себе не могла, как такой маленький ребёнок вдруг оказался совсем один в незнакомом месте среди незнакомых людей и как они жили бы без Фомы, случись непоправимое. Только сейчас поняла и вновь прочувствовала она каждое слово, каждый жест сына, неожиданно бросившегося к ней на шею. Бедный ребёнок. А вслух произнесла:
       - Он, действительно, был там? Совсем один? Это ужасно.
       - Маш... – Валерий хотел сказать ещё что-то, но сестра  бросила трубку. В эту минуту на пороге ванной комнаты показался розовощекий Фома  с растрёпанной причёской на влажных волосах и счастливой улыбкой на веснушчатом лице.
       - Мам, знаешь, Авоська такой хороший, добрый. Вот бы он стал жить с нами. Не как робот, как друг. Я бы даже не стал заставлять его делать мои уроки, - заговорчески прошептал Фома.
       - Сынок, давай обо всём ты расскажешь мне завтра, а сейчас ложись спать,- в обнимку с сыном направляясь в его комнату, сказала мама.

       Пригладив торчащие волосы и нежно чмокнув сына на прощание, Мария прикрыла дверь в детскую. Радостное настроение сына её несколько успокоило.
       - Ведь, правда, все живы-здоровы, будто ничего и не произошло. Вот только часы, что лежат на столе Фомы, всё-таки пугают её. Вдруг с их помощью ребёнок опят переместиться куда-то, - размышляла она.

       Фома же, успев лишь прикрыть глаза, тут же погрузился в спокойный сон. Ему снилось, будто он с новыми друзьями едет, вернее, летит на маршрутном такси, которое напоминало большую гусеницу, в каждом кольце-отсеке которой размещались места для двух пассажиров. Таких  колец   было пять. Фома вместе с Арни сидел в четвёртом отсеке и держал на руках Авоську. Сквозь прозрачный корпус такси чётко вырисовывались черепичные крыши причудливых форм на зелёном ковре, серые ленты дорог, вдруг разветвляющиеся на множество других, сверху похожих на стенки мыльных пузырей огромного размера, перекрывающих друг друга. Как пояснил Фоме Арни, эти «мыльные пузыри» ничто иное, как развилки дорог, переходящих из одного уровня  в другой, меняющих свои направления.

       Вскоре такси плавно приземлилось на небольшой, но просторной площадке. Стенки его корпуса, словно крылья божьей коровки, парящей в воздухе, приподнялись вверх, кресла развернулись в сторону улицы, и тут же из-под них наружу расправились, гармошкой собранные небольшие лесенки, по которым часть пассажиров, в том числе и Фома со своими спутниками спустились на землю.
       - Вот мы и приехали, - сказал Арни.

       Это был научно-исследовательский институт анатомии человека. Его шестиэтажное здание утопало в густой зелени роскошных каштанов. Пройдя по аллее к парадному подъезду, все трое оказались в фойе овальной формы, и перед ними открылась мозаичная панорама, отображающая вехи развития человечества и человека. Пока Фома с Авоськой разглядывали картины прошлого, Арнольд о чём-то переговаривался с администратором, потом тот связался с кем-то по видеофону и на экране дисплея появился седовласый человек в больших роговых очках.
       - Арни, дружок, никак это ты? Кого же мне благодарить за счастье видеть своего племянника?
       - Здравствуй, дядюшка, это, действительно я. И, действительно, случай привёл меня к  тебе. Произошло такое, во что трудно поверить.
       - Заинтриговал, заинтриговал. Ну, поднимайся, - пригласил седовласый человек и добавил, - Фёдор, пропусти его.
       - Дядь Слав, я не один. Я хочу познакомить тебя с уникальным человеком, можно?
       - Фёдор, пропусти обоих, - обратился человек с экрана к администратору.
Фома с Авоськой поняли, что речь шла о них, и уже готовы были бежать вверх по белокаменной лестнице, устланной ковровой дорожкой, но Арнольд остановил их:
       - Нам на пятый, может, лифтом воспользуемся?

       В эту минуту за спиной администратора распахнулись зеркальные створки, и открылось, ярко освещенное, увитое декоративными растениями, небольшое помещение, оказавшееся лифтом. Через мгновение спутники оказались в светлом просторном холле, похожем на зимний сад во Дворце детского творчества, так показалось Фоме. А ещё через мгновение распахнулись двери одного из кабинетов, и на пороге появился всё тот же седовласый мужчина. Высокий, подтянутый, с загорелым худощавым лицом, он напомнил Фоме директора школы, Анатолия Петровича Рудакова. Мальчик сразу как-то вытянулся, встав  по струнке смирно, не потому что испугался, просто при встрече с директором все ученики испытывали чувство трепета. Но мнимый директор, крепко обнимая племянника, тут же рассеял все волнения Фомы, расплывшись в добродушной улыбке:
       - Здравствуй, здравствуй, Арни, давненько мы с тобой не виделись. Возмужал, - и добавил, - да у тебя появились маленькие друзья?
       - Здравствуй, дядь Слав! Хочу заметить, что мои друзья не такие уж маленькие, возразил Арни. - Например, Фоме, кстати, познакомьтесь, это Фома, а это мой дядя Вячеслав Владиславович, представил он друг другу обоих, и продолжил, - так вот, Фоме сегодня исполнилось 113 лет, а Зевса, правда Фома дал ему другое имя, ты должен помнить, это же мой робот.
       - Как же, как же, узнаю, ведь я его тебе и подарил, если мне не изменяет память. Прекрасно выглядишь, Зевс, здорово сохранился, - обратился дядя Слава уже к Авоське, - надеюсь и в техническом плане находишься в хорошей форме?
       - А как же, спасибо Арнольду, только благодаря ему я не попал на свалку устаревших компьютеров, - отреагировал на реплику Авоська. - Он всегда поддерживал меня на должном уровне. И, хотя, Арни давно не нуждается в моей помощи, мне хотелось бы быть кому-то полезным. И, кажется, я не случайно повстречался с Фомой. Мы можем очень пригодиться друг другу.

       - Говоришь, повстречался с Фомой, - задумчиво повторил за Авоськой Вячеслав Владиславович. – Ну, что ж, давай знакомиться ближе, - протягивая  руку мальчику, продолжил он, - можешь звать меня, как и Арни, дядя Слава. Я – профессор, заведую кафедрой бионики, изучаю возможности человеческого мозга. А ты, как умудрился достичь преклонного возраста, но остаться юным. Поделись-ка рецептом.
       - Дядь Слав, я же к тебе за этим и пришёл. Давай я всё расскажу, а ты уж разгадай все секреты молодости, - вмешался Арни, на что Вячеслав Владиславович отреагировал недовольством:
       - Арнольд, не маленький уже, а старших перебиваешь. Присядем-ка, - обратился он уже ко всем, - пусть Фома расскажет о себе.
       Усевшись поудобней на мягком диване, Фома сразу ощутил, что дрожь в коленях полностью прошла, страх перед директором школы тоже. Освоившись в компании нового человека, он поведал, что живёт с мамой, папой и братишкой, учится в школе во втором классе. Как попал сюда, не знает,
       - Дядь Слав, возможно ты с помощью своих приборов поможешь раскрыть тайну его перемещения во времени, - снова вмешался Арни.
       - Арнольд! – вопросительно посмотрел на племянника Вячеслав Владиславович, и тот понял всё без лишних слов. – Фома, а когда же ты родился, когда день твоего рождения?
       - Сегодня, 1 августа. А родился я в 1992 году.
       - Ты ничего не путаешь? Может, в 2092?
       - Да вы что, дядя Слава, мы совсем недавно двухтысячный год встречали, я в первом классе тогда учился. Салют бы-ы-ыл, класс! У меня даже фотография есть, как мы с мамой сидим на огромных ледяных цифрах, я на двойке, а она – на нуле. А рядом – большая ледяная змея ползёт. Ну, будто бы ползёт, - уточнил Фома, увидев вопросительный взгляд собеседника, - А ещё я с горки катался и на коньках, - осмелев, делился воспоминаниями Фома.
       - Так, так, значит, двухтысячный год встречал? А что, Фома, не согласишься ли ты посидеть в одном волшебном кресле?
       - Это, чтобы вы меня датчиками обвешали? – поинтересовался мальчик.
       - Датчиками, - улыбнулся Вячеслав Владиславович, - ну, вроде того, я одену тебе на голову шлем, но он не тяжёлый, не бойся.
       - А я и не боюсь! С чего это вы взяли. Очень даже спокойно посижу в вашем кресле, согласился Фома.
       - Тогда пошли в лабораторию.

        Вся компания скрылась за дверями кабинета, из которого незадолго до этого вышел дядя Слава. Кабинет оказался довольно уютным. По центру, ближе к окну, в зелени утопал большой журнальный стол с мягкими диванчиками вокруг. Справа вдоль стоял письменный стол и несколько стеклянных шкафов с журналами, книгами и различными фигурками. Другая стена была похожа на огромный вычислительный центр. Там размещались какие-то приборы с кнопками, лампочками и экранами. Вблизи стояло два кресла, с виду, как будто, обыкновенных. В одно из них Фоме и было предложено сесть.
        - Только сними с себя все металлические вещи и приборы, если таковые у тебя есть, - попросил Вячеслав Владиславович.
       - Да нет у меня ничего, - ответил Фома, усаживаясь в кресло.
       - Как же нет, а компьютер, который подарил тебе Арни, - напомнил Авоська.
       - Ах, да, - вспомнил мальчик, но на руке часов не оказалось.
       - Фома, а где же часы, которые я подарил тебе? Ты не мог их обронить, я помню, хорошо застегнул их на твоей руке, - поинтересовался Арнольд.
       - Не знаю, я их не снимал, - ответил сконфуженно ребёнок, готовый уже расплакаться, но вдруг выкрикнул, - нет, снимал! Когда ходил в ванную мыться. Но ведь потом я лёг спать. Постойте, я ведь, действительно был дома, я видел маму. Точно!

       - Мы же с тобой не расставались, - удивлённо сказал Арни, - когда же ты умудрился помыться в ванной, и увидеть маму. Может, ты задремал, пока мы добирались сюда на такси, и тебе всё приснилось? Впрочем, всю дорогу мы разговаривали с тобой. А, если бы ты и уснул, часы не исчезли бы, - рассуждал Арнольд.
       - Арни, а ты ничего не путаешь, ты точно надевал ему на руку часы с компьютером, - спросил Вячеслав Владиславович.
       - Да точно, Зевс свидетель.
       - Точно, дядя Слава. Арни подарил мне свои часы на день рождения, я хорошо помню. Но я также хорошо помню, что видел маму. Я был дома, и она отправила меня мыться, а потом спать, завтра ведь в школу. Только   вот   как   я   оказался   там,  а потом вернулся сюда – не помню, - расстроенным голосом заключил Фома.
       - Ну, ладно, разберёмся. Раз ничего лишнего на тебе нет, давай-ка оденем шлем, - предложил профессор.

(продолжение следует)

Май, 2004 года.