Чемоданы Бывают Разные

Алексей Шавернёв
                Написано на заданную тему для литклуба «Круги На Воде»

         
           Был понедельник, день тяжёлый. Все выходные Илья дежурно глушил водяру и последствия выпивона давали о себе знать в полный рост. Из рук всё валилось, а угрюмая отёкшая физиономия с непривычно узенькими, как у китайца глазками, никак не хотела принимать сосредоточенно деловой вид. Товарищи по работе выразительно поглядывали на Илью, и  многозначительно отмалчивались.
           Время тянулось как никогда медленно. Илье уже начинало казаться, что рабочий день никогда не закончится, и больше всего на свете ему в тот момент хотелось поскорее попасть в свою квартиру и рухнуть на диван.
           В довершении всего, на улице как-то резко наступила зима, и врубила жуткая холодрынь.  Один только вид из окна вызывал унылейшую тоску.      
           Но, наконец-то, рабочий день, закончился, и Илья засобирался домой. Выйдя на свежий воздух, он поёжился от холода, и припустил быстрым шагом, а то морозец стоял такой, что если не пошевеливаться, и топать медленно, то можно было запросто отморозить себе всё достоинство.
           Уже подходя к дому, Илья, как бы ему не было мутно и зябко, тем не менее, отважился сделать небольшой крюк. Дело в том, что зарабатывал Илья немного, а во дворе, неподалёку от мусорных контейнеров находилось место, куда вся округа сносила всевозможные ненужные вещи, часто в очень приличном состоянии, по принципу — может, кому-нибудь что и пригодится. Место это в народе так и окрестили Площадью бесплатных распродаж.
           Особенно те, кто переезжал, брали с собой только самое необходимое, а всё остальное несли сюда. Тут можно было найти всё — от собраний сочинений до вполне сносной, разве что не шибко модной мебели. Ложки, вилки, тумбочки и полки ждали здесь новых хозяев. От обывателя требовалось одно —  быть порасторопнее. Поскольку хорошие вещи, понятное дело, долго бесхозными не оставались — кто не успел, тот опоздал.
           Приплясывая от холода, Илья взором исследователя осмотрел «новые поступления». На этот раз что-то ничего нужного для себя он не приглядел, и собрался было уходить, как его внимание привлёк скромно приютившийся в углу, допотопный, но очень даже неплохо сохранившийся чемодан.
          «А что? — подумал Илья. — Большой сумки у меня нету, а мало ли, понадобится чего-нибудь крупное везти, в «чумодане»-то поудобней, пожалуй, будет. Взять что-ли?»
          Он попытался открыть чемодан, но скрюченные на мерзляке руки совсем не слушались. Тогда на всякий случай попробовал чемодан на вес — вроде лёгкий, на «страшилку» явно не похоже.
          Не до конца протрезвевший котелок варил не очень, мороз щипал что есть мочи, однако Илья принял единственно при подобных обстоятельствах верное решение — тащить новое приобретение домой, а там видно будет, раз такое дело.

          Неудивительно, что переступив порог своего скромного холостяцкого жилища, Илья, как бы худо ему не было, с глубоким радостным облегчением вздохнул — он, наконец-то, находился у себя дома, где, по крайней мере, было тепло.
           Не разобуваясь, он по-быстрому пробрался на кухню, включил плиту, и стал греть задубевшие руки. Немного согревшись, поставил чайник.
           От кружки крепкого горячего чая Илье немножко получшело, и теперь уж он точно мог принять долгожданное горизонтальное положение…
         
           …Подбираясь к дивану, Илья, прежде чем залечь, привычно стал шарить рукой пульт от телевизора, но вспомнив про обнову, решил открыть замки. На этот раз, отогретые руки легко справились с поставленной задачей.
           Илья щёлкнул замками, поднял крышку, и мгновенно почувствовал мощный выброс адреналина.
           Из чемодана на него смотрело невиданное существо с четырьмя огромными вращающимися глазищами и несколькими лапами, переливаясь разными цветами. Одето оно было в какой-то невозможный комбинезон, к которому крепилось множество непонятных приборов.
           Сузившиеся с бодуна глаза Ильи расширились до окружностей, он попытался было что-то произнести, но выбирающееся из чемодана существо его опередило:
           — Я не сделаю тебе ничего плохого. Сядь, и выслушай спокойно, — голос у существа был металлически неестественным, словно издавался с динамика мобильного телефона. — Раз уж ты обнаружил моё убежище и меня увидел, делать нечего, смотри, рассматривай. Но только не вздумай никому обо мне сказать. Не советую, если не хочешь очень-очень больших проблем. Понятно? А в это сооружение я залез, потому что стало очень холодно, а мне ещё неделю ждать, пока Наши меня заберут, — существо огляделось. — А у тебя тепло. Я, пожалуй, поживу у тебя эту недельку, мне же надо где-нибудь перекантоваться.
          Илья очумело захлопал глазами, а существо, покачиваясь, продолжало невозмутимым тоном:
          — Это вынужденная мера. На улице — вон, как! Я не могу находиться на таком морозе.
          Тут ошалевший Илья, заикаясь, впервые подал голос:
          — А ты — кто?
          — Ты всё равно не поймёшь. Объяснять долго и бесполезно, — рассудительно заявило существо. — Потерпи. Через неделю я отчалю, и ты меня никогда больше не увидишь.
          — А ты… — оттуда? — Илья указал глазами в потолок.
          — Оттуда, оттуда, — точно маленького ребёнка успокоило его существо. — Ну, можно считать, что мы договорились? ОК?
          Вконец растерявшийся Илья на несколько секунд лишился дара речи, а затем робко попросил:
          — Слышь, мужик!.. Давай я тебя обратно отнесу!
          — Нетушки! Нечего было нос сувать, куда не надо! — назидательно отрезал пришелец.
          — Может, у кого другого поживёшь? Ну почему именно у меня? — уже почти что жалостно вопросил  Илья.
          — Потому что ты — единственный, кто меня видел! — резонно подметило существо. — Причём, сам виноват. Да и светиться мне нежелательно. Давай, давай, не ерепенься, принимай постояльца.
          Илья застонал. Применять силу было нельзя — поди-пойми, что может отчебучить этот фрукт. Шмяк — и секир-башка. Существо же с бесцветной интонацией проговорило:
          — На таком холоде я не могу ни работать, ни находиться на улице. Но не боись! Меня будет почти не видно и не слышно. Тише воды, ниже травы. Привычный тебе ритм жизни нисколько не пострадает. Согласен?
          Илья почувствовал, что лучше соглашаться по-хорошему, а не то будет по-плохому.

          — Да, но ведь я даже не знаю, чем тебя кормить,— попытался ухватиться за последнюю соломинку Илья.
          — Не надо меня кормить, — обломал последние надежды Ильи непрошенный гость. — У нас процесс приёма пищи происходит гораздо реже, чем у вас. Мне можно неделю не лопать, даже дольше. И в воде вашей я не нуждаюсь. Говорю же, со мной у тебя хлопот не будет. И вреда от меня не будет. Так что не выкобенивайся.
          — Ладно,— погребально проговорил Илья. — Давай хоть знакомиться. Меня Илья зовут.
          — Запомнил, — равнодушно изрекло существо.
          — А тебя как?
          — Как меня на самом деле зовут, ты всё равно не выговоришь. И не советую.
          — Но всё-таки?
          — Ну, тогда вот!
          Существо закачалось сильнее и издало такой звук, что Илья аж подпрыгнул, а потом, инстинктивно сунув указательный палец в ухо, принялся ухо массировать.
           — Я предупреждал, что моё имя ты не выговоришь и слушать тебе его тоже ни к чему, — назидательно напомнило существо. — Но именно так меня по-настоящему зовут. Ничего, не смертельно. Коньки не отбросишь.
           — Но ведь должен же я к тебе как-то обращаться, — буркнул, ещё не до конца оклемавшийся Илья.
           — Придумай что-нибудь, — предложило существо.
           — Хм, назвать тебя каким-нибудь Васей — несерьёзно… Вообще-то, в книжках писатели придумывают пришельцам или мудрёные имена, я и не вспомню, какие. Или же обзывают их Икс, Игрек.
           — Икс?.. Мне не нравится. Ерунда полная. Игрек — ещё хуже.
           Илья ухмыльнулся:
           — Тогда давай ты будешь…Мистер Икс. Так тебе нравится?
           — Вот это — гораздо лучше, — признало существо. — Пойдёт.
           — Ещё оперетта такая есть, — хмыкнул Илья.
           — Что такое оперетта? — осведомился пришелец.
           — А это, где много поют и пляшут, — разъяснил Илья.
           — Я не пою и не пляшу, — подчеркнул новый знакомый.
           — Зато я пляшу. Под твою дудку. Скоро запою, — мрачно процедил Илья.
           — Остряк! — язвительно закачалось существо.

           — Ладно, Мистер Икс, устраивайся, располагайся — окончательно смирился со своей участью Илья, клацнув телевизионным пультом. — Телевизор посмотри, что ли. А мне поваляться надо. Чувствую себя хреново.
           Илья тяжело бухнулся на диван, и прикрыл глаза. Мистер Икс вперил свой взор в экран, на котором демонстрировалась не весть какая серия бесконечного телесериала. Через несколько минут пришелец возмутился:
          — Что это за мура? Бредятина! И тебе такая муть нравится?
          — Мне — не очень, — признался Илья. — Но всяким там домохозяйкам — очень даже.
          — Странно, — пробурчал новый знакомый. — Ну и нравы! Чушь! А книги у тебя есть?
          — Не-а, — мотнул головой Илья. — Хотя, нет, одна есть, со школы осталась. Пушкин.
          — Тащи! — с каменной интонацией велел пришелец.
          Илья нехотя поднялся с дивана и, порывшись во всеобщем бардаке, отыскал сильно замусоленный томик. Протянул его незваному гостю.
          Скорость, с которой Мистер Икс перелистывал страницы, можно было бы сравнить разве что с пересчитыванием денежных купюр опытным кассиром.
          — Совсем другое дело! И смысл есть. Не то, что на экране было! — оценил пришелец, захлопывая книгу.
          — Так ведь то ж Пушкин. Классик, — хмыкнул Илья.
          — Что такое классик? — завращал глазами инопланетянин.
          — Это тот, кого все уважают, — растолковал Илья.
          — По-моему у вас водку все уважают. Уж ты точно, — закачался Мистер Икс.
          — Не обзывайся. Ты как-никак у меня в доме, — обиженно пробасил Илья.
          — Хорошо, не буду, — признал неправоту пришелец.

          — Слышь, Мистер Икс, а как ты смог замки снаружи закрыть, ты ж внутри был?
          — Ты всё равно не поймёшь, — прозвучала в ответ уже знакомая, поднадоевшая фраза.
          — Заладил! — раздражённо сплюнул на пол Илья.
          — Не плюйся. Это бескультурно, — нравоучительно высказал Мистер Икс. — И вообще, что ж ты так насвинячил-то, а? Всё-таки живёшь здесь!
          — Да я потом приберусь, когда поглавнее буду себя чувствовать, — отмахнулся Илья.
          — Зачем потом? — среагировал гость, и нажал на комбинезоне какую-то кнопку.
          Что-то зажужжало, замелькали какие-то искры, и через полминуты вся грязь и пыль исчезли напрочь. Такого чистого пола в комнате Илья и не помнил.
           — Клёво! — искренне восхитился совсем уже протрезвевший Илья. — Как это ты так? — и тут же спохватился, и передразнил:
           — Ах, ну да. Я всё равно не пойму!
           — Вот именно, — спокойно согласился новый квартирант.

           На следующий день, вернувшись домой с работы, Илья свою квартиру не узнал. Месяцами не мытая посуда сияла чистотой, как новая, бедлам был ликвидирован, вещи аккуратно разложены. Илья невольно вспомнил когда-то увиденный им диснеевский мультик про Белоснежку и семь гномов.
           Он восхищённо присвистнул, и по привычке, не снимая ботинок, направился в комнату.
           — Воспитанные люди, входя в помещение, где недавно прибирались, грязную уличную обувь снимают, — раздался за спиной знакомый металлический голос.
           Илья, сам не зная почему, мгновенно вытянулся в струнку, и просипел сдавленным голосом:
           — Виноват. Сейчас сниму.
           Сунув ноги в тапки, Илья как бы опомнился, и тогда уже хвалебно прогудел:
           — Ну, постоялец, ну герой! Шик с отлётом! Эт я удачно «чумодан» приволок!
           — Попрошу без подхалимажа, — последовал невозмутимый ответ. — Лучше скажи, что там у тебя всё время журчит?
           — А-а, это в сортире унитаз протекает, — обыденно отозвался Илья.
           — Так надо? — спросил Мистер Икс.
           — Нет, конечно, — усмехнулся Илья. — Надо что б он водой дерьмо смывал, а всё остальное время помалкивал. Вода должна поступать полегонечку, бесшумно. Но ничего, я привык.

           Несколькими минутами позже из туалета прогундосил голос квартиранта:
           — Готово! Принимай работу, домовладелец!
           Проверив починенный стульчак, Илья даже не знал, как выразить свой восторг. Восхищению не было предела. Он только и смог сказать:
           — Слышь, марсианин, да ты просто…волшебник!
           — Да ладно, пустяки, — отозвался тот. — Я же говорил, от меня вреда не будет!
           — Да я уж понял, — виновато буркнул Илья. — Ты это, извиняй меня, что я тебя вначале принял не особо гостеприимно.
           — Извиняю, — сдержанно звякнул пришелец.

           Неделя пронеслась практически незаметно. В порядочно загаженной до этого квартире Ильи воцарился образцовый порядок, всё сломанное было починено, включая даже древний транзистор, не работавший уже неизвестно сколько лет.
           Вечерами Мистер Икс расспрашивал Илью о Земле. Не будучи большим эрудитом, Илья рассказывал новому приятелю всё, что только знал, приволок ему гору книг, выпрошенных у друзей, каждую из которых тот одолевал за несколько секунд.
           — А твои корифаны, они чего, типа по разным странам что ли отправились? — как-то раз осведомился Илья.
           — Вроде того, — ответил Мистер Икс. — Но там хоть не холодно.  А меня вот у вас оставили, нет, чтобы куда-нибудь в Австралию. Здесь же такой дубняк, что работать совершенно невозможно. И меня, конечно, не похвалят, хотя я не виноват.
            — А вы нам никакой гадости не сделаете? — вдруг с подозрением посмотрел на него Илья.
            — Если бы хотели, давно бы уже сделали, — рассудительно закачался пришелец. — У нас чисто научный интерес.
            — Ну, тады ладно, — примирительно согласился Илья.

            Илья всё больше и больше привязывался к неожиданному постояльцу.  Поэтому, когда поздним вечером у того на комбинезоне что-то замигало, это было для Ильи полнейшей неожиданностью.
            — Ну вот, это за мной, — завращал глазами пришелец. — Ну, покедова, будь здоров, не кашляй.
            — Эх, жаль мне с тобой расставаться, честное слово, — расчувствовавшись, хлюпнул носом Илья. — Надо бы те подарить чего, да мне и дарить-то нечего, — он задумался. — Слышь, астронавт, а давай я те чемодан подарю. Всё ж-таки твоё бывшее укрытие! Сувенир, так сказать!
            — Не-не-не! — возразил Мистер Икс. — Пусть лучше он у тебя останется. Будешь обо мне вспоминать иногда. Ладно, давай, открывай окно, я же не могу по лестнице — вдруг кто увидит! Короче, не забывай.
            — Тебя забудешь, как же, — с грустью вздохнул Илья, направляясь к окну.

                ***

            Прошло время. Постепенно квартира Ильи приобрела привычный загаженный вид, толчок в туалете снова зажурчал, как Ниагарский водопад, всё, что было можно, опять поломалось, и лишь чемодан в углу напоминал об удивительной встрече братьев по разуму, о которой и рассказать-то никому было нельзя. Всё равно бы не поверили.
            Частенько вспоминал Илья ту невероятную историю, и думал:
            «Ничего не скажешь, чемоданы бывают разные…»

16.02.2009