Заметка об альбоме Дым 1982 группы Пикник

Князь Процент
«Пикник» это целая отдельная веха в истории отечественного рока. Это 30 лет деятельности, 17 альбомов и неисчислимое количество загадочных символов и образов. Это живая история, продолжающая радовать своих многочисленных поклонников и поныне (в прошедшем году группа разродилась новым альбомом под названием «Железные мантры»; вообще же коллектив особенно активен в новом веке – за последние восемь лет вышло целых семь альбомов, что свидетельствует о неугасаемой творческой энергии ее участников и, в первую очередь, Сами-Знаете-Кого, хи-хи).

Не располагающие записями магнитоальбома «Дым» могут скачать его, например, вот тут musicmp3.spb.ru/album/5639/dym_magnitoaljbom.ht...

Тексты же песен есть на официальном сайте группы здесь вот www.piknik.info/albums/view/id/1

«Пикник» группа весьма своеобычная и неординарная, к ней нужно привыкнуть, дать своему музыкальному слуху период для, так сказать, «опикничивания». Это далеко не тот случай, когда, послушав пару песен и не врубившись в них, следует счесть услышанное фигней и забить на этот коллектив. «Пикник» нужно прослушать и понять, а на это непременно уйдет некоторое время. Оно того стоит.

Группа была образована в далеком 1978 году. Первые три года коллектив альбомов не выпускал, а затем в нем случился раскол, после которого в группе оказался человек, ставший символом «Пикника» на долгие годы и остающийся им поныне. Эдмунд Мечиславович Шклярский – поэт, композитор, вокалист и художник; автор текстов песен практически всех альбомов и музыки к ним (исключения составляют лишь альбомы «Дым», «Вампирские песни», «Тень вампира» и «Королевство кривых», где помимо ЭШ в данных ипостасях выступали иные личности); неизменный вокалист группы (лишь в «Тени вампира» бэк-вокалом звучат голоса других представителей семейства Шклярских, да на «Дыме» пару песен исполнил Алексей Добычин). Короче говоря, это человек, который является для группы практически всем. «Пикник» это его группа.

И уже в следующем году музыканты выпускают первый магнитоальбом – именно ему и посвящена эта заметка. К нему мы теперь и обратимся.

Анализировать песни «Пикника» на бумаге трудно, но интересно. Я таки постараюсь сделать это, хотя за результат не поручусь. Но должен предупредить, что не слышавший «Дыма» человек вряд ли что поймет, что к чему, хи-хи. И еще предупрежу, что анализ будет очень уж личным. С «Пикником» по-другому и нельзя.

Альбом выползает из «Ночи» - именно так называется первая песня на нем. Сами музыканты ее очень любят, ведь это их первая собственная песня, и исполняют ее практически на каждом концерте. Альбом выползает из ночи – странный, загадочный, играющий словами, играющий символами, подпускающий нас к разгадке своих тайн и укрывающий эти загадки новой строчкой, новым поворотом музыкальной темы.

Ночь шуршит над головой как вампира черный плащ,
Мы проходим стороной - эти игры не для нас…

Эта песня шуршит у слушателя над головой, как плащ этого самого вампира, заставляет представить, как выпадает пиковый туз из колоды старых карт, как идет подсчет оставшихся в дураках, как сломанный корабль помнит и знает, что жизнь это река и нужно плыть, несмотря ни на что…

А жизнь эта штука непростая, особенно в «джунглях кирпичных», о чем поется в песне «Хоровод». День в этих джунглях всегда наполнен сотней бесполезных дел, а из таких дней складываются года, и из года в год кружит этот самый разноцветный Хоровод, в котором, казалось бы, есть все и вся, но на самом деле нет практически ничего. Жизнь в мегаполисе прекрасно проиллюстрирована образами из этой песни – на первый взгляд кажется, что она наполнена огромным числом необыкновенно важных и не терпящих отлагательства дел, но при честном и где-то беспощадном рассмотрении оказывается, что по сути практически все эти дела – пшик, иллюзия своей значительности, самообман. По настроению «Хоровод» похож на стихотворение Ивана Алексеевича Бунина:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет - Господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.


Следует ли пытаться обрести смысл подлинного, должного бытия? Или надлежит отдыхать от кирпичных джунглей более простыми способами, способами мира сего? Следующие три песни ведут нас от второго к первому.

Композиция «Вечер» указывает на наиболее простой путь примирения с затягивающей в воронку действительностью – собрать компанию друзей и отправиться гулять:

Зажав в руке последний рубль, уйдем туда, уйдем туда,
Где нам нальют стакан иллюзий и бросят льда, и бросят льда.
И снова будет целый вечер глушить толпу гитары звон,
Дым табака укроет плечи, и будет плавиться капрон.

Это весело, это просто и это порой необходимо каждому из нас. Однако вряд ли это безошибочный путь из воронки кирпичных джунглей. Это, скорее, возможность передышки перед поиском этого выхода и во время этого поиска. И уж тем более вряд ли можно считать выходом «выпархивание в окно», хотя, пожалуй, можно признать, что возможность самоубийства означает наличие некоторой степени свободы.

А вот когда лирический герой остается один, он начинает мыслить гораздо более конструктивно. Этому посвящена песня «Очень интересно» (ее поет Алексей Добычин, что само по себе удивительно – настолько непривычно слышать «Пикник» не в шкляровском исполнении. Впрочем, голоса у этих музыкантов похожи, хи-хи).

Очень интересно по улицам ходить,
Многое узнаешь и поймешь.
В темные подъезды стоит заходить,
О, какие лица там найдешь.
В темные подъезды стоит заходить,
О, какие вещи там найдешь.

Как знать, не в очередном ли темном подъезде узнал герой странную интерпретацию сказки о Золушке? Сказки, в которой Золушка оказалась в королевском замке, но была обманута его обитателями? В которой Золушка вынуждена водить хоровод (пусть и не в кирпичных джунглях, а в джунглях королевского замка – образ все равно похож на тот Хоровод, из которого герой старается уйти). Мораль сказки проста: не нами этот Хоровод затеян, и вряд ли мы его прекратим, разрушим извечные движения по кругу с участием огромного числа людей; но нужно, нужно, нужно искать из него выход, потому что в этих джунглях «мораль неудобный груз для тех, чей карман пуст», и эти самые ребята с пустыми карманами и моралью становятся первыми жертвами Хоровода, если не находят из него должного выхода.
Это подтверждает следующая песня (как и «Очень интересно», исполняемая Добычиным) – «Деньги».

Вслед смотреть уходящим людям
Незавидная это доля;
Если люди - не просто люди
Если люди - не просто двое.

А настойчивый голос чей-то
День и ночь мне твердит ответ:
"У него есть большие деньги,
У тебя таких денег нет".

Действительно, незавидная это доля – смотреть на то, как человек, с которым ты «не просто двое», сам «не просто двое» с другим человеком, преимущество которого перед тобой лишь в том, что у него есть большие деньги, а у тебя таких денег нет.

Все это значит, что пора уже отправиться в путь из кирпичных джунглей – джунглей, которые родились из ночи, которые полны суеты и беготни, в которых деньги ценятся выше любви и которые дают знания, идущие во благо лишь для поиска выхода из этих джунглей. Самое время пристать к каравану и идти – пока что просто так, цель придет сама, в дороге.

Родится рассвет над крышей,
И ветер разгонит туман,
И снова залают собаки,
И дальше пойдет караван.

Кричит кто-то в ухо, что там впереди
Есть родник прозрачный, туда и иди.

Можно вечно бродить без цели,
Если все время идти,
Не задавая вопросов
И не разбирая пути.

И найти однажды среди пустынь
Утоление жажды в луже мутной воды.

Это лучший выход для человека, ищущего этот самый выход, - уйти из кирпичных джунглей, уйти, не оборачиваясь, не видя соблазнов, которыми Хоровод пытается достать его, не отпустить от себя. Ведь иначе можно дойти до того состояния, при котором ложным выходом для тебя станет опиум, который как будто тоже позволяет вырваться из удушающих и дурно кружащих голову объятий Хоровода:

Вьется опиумный дым,
Старец станет молодым,
Все покажется легко,
За спиной мелькнет крыло.

Мир иллюзий, светлых грез,
Словно свет погасших звезд,
Хоть пройдешь весь мир, как крот,
Все известно наперед.

Хохочет дьявол за спиной твоей
Э-ге-гей! Э-ге-гей!

Ну как тут не вспомнить «Ангельскую пыль» «Арии»:

На краю обрыва песня неземная,
Музыка богов и голоса богинь.
Ты паришь над миром, но торговец раем
Вынет душу из тебя за героин.

Ты устал быть птицей и сорвался камнем,
Рухнул с высоты, спасаясь от судьбы.
На краю обрыва вновь летят на пламя
Сотни мотыльков-самоубийц.

Ангельская пыль!
Это сон и быль!
Безумец, беглец дороги нет.
Ты видишь неверный свет!
Твой ангел зажег мираж огня,
Он хочет убить тебя...

Но путнику, пустившемуся в дорогу с караваном, это уже не страшно. Он может спокойно идти вперед. Пусть на лице его и не заметно радости, пусть его лик суров и сосредоточен. Это все объяснимо – ведь позади остался целый этап жизни, позади осталась предавшая его любовь и канувшие в пляске Хоровода друзья. Пусть пока ему некуда идти, пусть пока нет цели – все это придет, а покамест он спасся, и это сулит и цель, и место, куда идти.

Ты идешь равнодушно,
Свой покой не нарушив,
А куда и зачем - не понять,
И тебе нет и дела,
Что ушло, что сгорело
И какую дорогу топтать.

Для тех, кто крутые дороги
Не променял на диван,
Снова залают собаки,
И дальше пойдет караван…